Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2023 N 1164 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 29 декабря 2023 г.                                                           N 1164

 

О внесении изменений в постановление Правительства

 Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287

 

 

Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287 "Об утверждении государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" следующие изменения:

1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:

 

"Об утверждении государственной программы

Нижегородской области "Энергоэффективность и

развитие энергетики Нижегородской области".

 

1.2. В пункте 1 после слов "государственную программу" дополнить словами "Нижегородской области".

1.3. Пункт 2 исключить.

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.

 

 

И.о.Губернатора                                                     А.Н.Гнеушев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 29 декабря 2023 г. N 1164

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в государственную программу

"Энергоэффективность и развитие энергетики

Нижегородской области", утвержденную

постановлением Правительства Нижегородской

области от 28 апреля 2014 г. N 287

 

Государственную программу изложить в следующей редакции:

 

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

Стратегические приоритеты государственной

 программы Нижегородской области

"Энергоэффективность и развитие

энергетики Нижегородской области"

 

1. Оценка текущего состояния социально-экономического

 развития Нижегородской области в сфере

топливно-энергетического комплекса

 

Реализация государственной программы Нижегородской области "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" (далее - Программа) осуществляется в сфере топливно-энергетического комплекса Нижегородской области (далее также - ТЭК) - наиболее значимом секторе региональной экономики, без обеспечения устойчивого развития которого невозможно развитие экономики Нижегородской области (далее также - область, регион) в целом.

Программа определяет комплекс мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности в сфере производства и потребления, на обеспечение энергетической безопасности региона и повышение надежности электро-, теплоснабжения, газоснабжения и топливообеспечения субъектов хозяйственной деятельности и населения, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере ТЭК.

Повышение уровня энергетической безопасности является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности.

Необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям.

Программа состоит из шести направлений (подпрограмм).

 

1.1. Направление (Подпрограмма 1) "Энергосбережение и

повышение энергетической эффективности"

 

В состав Подпрограммы 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" входит ведомственный проект "Информационная поддержка и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Нижегородской области".

Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Нижегородской области в условиях инновационного сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта.

Основным показателем внедрения в регионе энергоэффективных технологий и оборудования является показатель "Энергоемкость валового регионального продукта".

По данным Федеральной службы государственной статистики динамика энергоемкости валового регионального продукта Нижегородской области (далее - ВРП) имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Снижение энергоемкости ВРП в последние годы происходит, в том числе, и за счет реализации в различных секторах экономики мероприятий, направленных на сокращение потребления энергетических ресурсов при производстве товаров, работ, услуг, в том числе, модернизация производств, сокращение непроизводительных потерь энергоресурсов, закупка новейших технологий и оборудования, позволяющих выпускать продукцию с наименьшими затратами энергоресурсов, внедрение в организациях наилучших доступных технологий, популяризации энергосберегающего образа жизни среди населения и т.д.

Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров Российской Федерации с высокой долей промышленности в экономике.

Промышленный потенциал Нижегородской области составляют крупнейшие предприятия в сферах автомобилестроения, машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, оборонной и атомной отраслей. Эти отрасли традиционно определяют ситуацию в промышленности региона и задают вектор ее развития на перспективу. Реализация энергосберегающих мероприятий и оптимизация потребления энергетических ресурсов промышленными организациями может дать ощутимый эффект в повышении энергетической эффективности экономики Нижегородской области.

В Нижегородской области ежегодно осуществляется разработка сводных лимитов потребления энергоресурсов для государственных (муниципальных) учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета (местных бюджетов) (в натуральном и стоимостном выражении), в разрезе органов исполнительной власти Нижегородской области, муниципальных и городских округов Нижегородской области с разбивкой по отраслям. Установленные лимиты используются в целях упорядочения расходов, связанных с использованием энергетических ресурсов, и при формировании межбюджетных отношений на следующий планируемый год.

Объем потребления тепловой энергии бюджетным сектором региона находится на уровне 2,2-2,4 тыс. Гкал в год, объем потребления электрической энергии составляет 617-618 млн кВт*ч в год.

Реализация энергоэффективных мероприятий в бюджетном секторе с использованием механизма энергосервиса позволяет сэкономить бюджетные средства, направляемые на поддержание в надлежащем состоянии объектов бюджетной сферы, при этом соблюсти стандарты качества оказания государственных и муниципальных услуг, а также выполнить требования законодательства о ежегодном снижении государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых энергоресурсов. Суммарный плановый объем экономии по действующим энергосервисным контрактам за весь срок реализации составляет более 3 млрд рублей.

В Нижегородской области ведется активное строительство новых зданий учреждений бюджетной сферы и капитальный ремонт существующих с применением энергоэффективных материалов.

На сегодняшний день на рынке представлен широкий выбор энергоэффективного оборудования, материалов, технологий, которые активно используются в регионе при строительстве и капитальном ремонте, в том числе, бюджетных учреждений: устанавливаются индивидуальные тепловые пункты, современные узлы учета потребляемых энергоресурсов, терморегуляторы на радиаторы отопления, применяются современные энергосберегающие теплоизоляционные материалы, энергоэффективные окна со стеклопакетами с энергосберегающим покрытием, водосберегающая запорная арматура, датчики движения, доводчики на двери.

В регионе осуществляется планомерная работа по переходу на энергоэффективные источники света. Доля энергоэффективного светодиодного освещения на дорогах регионального значения и в системах уличного освещения муниципальных образований региона увеличилась к концу 2022 года до 80,1% от общего количества установленных светоточек.

Информационное обеспечение на территории Нижегородской области мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с 2010 года осуществляется, в том числе, через внесение сведений в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, предоставления сводной региональной информации для подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации, проведение регионального этапа Всероссийского конкурса реализованных проектов в сфере повышения энергетической эффективности ENES и конкурса "МедиаТЭК" (в годы проведения), ежегодных региональных мероприятий в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче.

С 2016 года ежегодно проводится Всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии #ВместеЯрче.

Данное мероприятие традиционно посвящено вопросам энергосбережения, экологии, развития энергетики, популяризации профессий ТЭК.

Вместе с тем, основной проблемой при реализации в регионе мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности остается недостаточный уровень целевого финансирования бюджетной сферы и низкий уровень привлечения внебюджетных средств организациями с участием государства и муниципального образования (на низком уровне используется механизм энергосервисного контракта). Также на эффективности реализации государственной политики в сфере энергосбережения сказывается отсутствие в федеральном законодательстве четко сформированных механизмов стимулирования коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в нерегулируемых секторах экономики, в инвестировании средств в реализацию энергосберегающих мероприятий, в том числе в применение энергоэффективных технологий и материалов в промышленном производстве, сельском хозяйстве, на транспорте.

 

1.2. Направление (Подпрограмма 2) "Развитие

 и модернизация электроэнергетики"

 

В состав Подпрограммы 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" входит ведомственный проект "Реализация мероприятий по технической модернизации (реконструкции, строительству) объектов электроэнергетики в рамках инвестиционных программ организаций".

Подпрограмма 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение повышения надежности энергоснабжения потребителей, на улучшение качества передаваемой электроэнергии, в том числе снижение общего числа отказов и технологических нарушений в электросетевом комплексе, на снижение потерь электроэнергии, на предотвращение возникновения техногенных аварий в результате замены изношенного оборудования.

Действующая сеть 110 кВ энергосистемы выполняет, в основном, функции распределительной сети и в целом соответствует требованиям надежного электроснабжения потребителей. Вместе с тем, в энергосистеме имеется ряд недостатков:

- большое количество электрических подстанций 35 - 110 кВ (далее - ПС) построено по простейшим схемам первичных соединений с отделителями и короткозамыкателями;

- до настоящего времени электроснабжение потребителей ряда муниципальных образований осуществляется от ПС, на которых установлен один трансформатор или которые присоединяются по одной воздушной линии электропередач (нет резервирования). Установленные на ПС силовые трансформаторы морально и физически устарели;

- нарастание объемов старения оборудования 110 кВ превышает темпы вывода его из работы и замены.

Нижегородская область, как и другие субъекты Российской Федерации, не имеющие собственных запасов нефтегазовых и угольных топливно-энергетических ресурсов, имеет аналогичную энергетическую инфраструктуру и комплекс проблем, требующих системного подхода к их решению.

Общие для топливно-энергетического комплекса региона проблемы:

- Нижегородская область не обладает собственными первичными энергоресурсами (кроме торфа и древесины) и имеет практически монотопливный баланс, доля газа в котором составляет около 80%. Это предъявляет повышенные требования к обеспечению надежности газоснабжения региона и требует разработки мероприятий, способствующих обеспечению энергетической безопасности;

- значительный дефицит собственных генерирующих мощностей, ограничения по пропускной способности и недостаточное развитие системы электрических сетей значительно снижают уровень энергетической безопасности региона, повышая зависимость области от смежных энергосистем и соседних регионов;

- энергоснабжение Нижегородской области обеспечивается на основе использования морально устаревших технологий 60-70 годов прошлого века и физически изношенного оборудования, что снижает надежность, эффективность работы и производственные возможности систем, приводит к перерасходу топлива и других энергоресурсов.

Основными ограничениями развития электроэнергетики региона являются:

- значительный износ основных фондов;

- неравномерность внутреннего спроса на электроэнергию как в региональном, так и в отраслевом разрезе.

Для дальнейшего развития ТЭК с преодолением вышеуказанных негативных тенденций необходимо произвести работу по направлениям:

- повышение надежности энергоисточников с максимально возможным использованием существующих резервов мощности в нормальных и послеаварийных режимах, обеспечение нормативного резервирования всех систем транспорта газа, электроэнергии и тепла;

- перевооружение и развитие действующих теплоцентралей с постепенным переходом к парогазовому циклу, а также развитие когенерации на крупных источниках теплоснабжения;

- ускорение темпов замены и реконструкции энергетического оборудования со сверхнормативным сроком эксплуатации;

- развитие внешних системообразующих связей для расширения возможностей по приему электрической мощности из смежных энергосистем;

- предотвращение непроизводительного расходования топливно-энергетических ресурсов, обеспечение учета производимых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов с помощью современных средств измерений и передовых образцов учетно-измерительных систем;

- диверсификация используемых видов энергии и топлива - развитие малой энергетики и использование альтернативных видов топлива (торфа, биотоплива и возобновляемой энергии);

- повышение экономической и экологической эффективности действующих энергоисточников.

 

1.3. Направление (Подпрограмма 3) "Расширение и

 реконструкция систем газоснабжения

 Нижегородской области"

 

В состав Подпрограммы 3 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области" входят два ведомственных проекта "Предоставление социальных выплат и субсидирование газораспределительных организаций" и "Строительство, модернизация газовых сетей".

Газоснабжение потребителей Нижегородской области обеспечивается через систему магистральных газопроводов и газораспределительных сетей, эксплуатируемых, в основном, обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород".

В систему газоснабжения области входят:

- магистральные газопроводы протяженностью 4 336,9 км;

- компрессорные станции - 7 шт.;

- газораспределительные станции (ГРС) - 108 шт.;

- газораспределительные сети, протяженностью 26 973,92 км;

- газораспределительные пункты и установки - 1 895 шт.;

- газонаполнительные станции - 3 шт.

Уровень газификации населения Нижегородской области природным газом на 1 января 2023 г. составляет 82,5%.

Из 51 муниципального образования Нижегородской области газифицировано 31 муниципальный округ, 14 городских округов.

В настоящее время природный газ отсутствует в 6 северных муниципальных образованиях Нижегородской области:

- Варнавинский, Ветлужский, Тонкинский, Тоншаевский и Шарангский муниципальные округа;

- городской округ город Шахунья.

 

Модернизация системы газоснабжения и газораспределения

Нижегородской области, повышение ее надежности

для обеспечения потребителей области природным

газом в требуемых объемах

 

По линии публичного акционерного общества "Газпром":

Газотранспортными магистралями, обеспечивающими подачу природного газа в центральные, южные и северные районы Нижегородской области, в том числе города: Нижний Новгород, Дзержинск, Балахна, Бор, Заволжье, Семенов, являются системы газопроводов:

- Пермь - Горький 1,2 Ду 1220 (ввод 1974 год и 1979 год - срок эксплуатации 42 года и 37 лет);

- Саратов - Горький Ду 820 (ввод 1960 год - срок эксплуатации 56 лет).

Из-за технического состояния газопроводов при сложившемся режиме работы снижено разрешенное рабочее давление в газопроводе Саратов - Горький до 3,5 МПа (проектное давление - 5,4 МПа), а в газопроводе Пермь - Горький 1 разрешенное рабочее давление ограничено до 4 МПа.

По итогам сотрудничества между Правительством Нижегородской области и публичного акционерного общества "Газпром" в течение ряда последних лет для расширения системы газопроводов Нижегородской области реализованы следующие мероприятия:

- введен в эксплуатацию магистральный газопровод Красные Баки - Урень;

- закончено строительство "Газопровода-отвода и ГРС "Выкса";

- введен в эксплуатацию магистральный газопровод Починки - Грязовец;

- введен в эксплуатацию объект "Газопровод-перемычка между газопроводом Починки - Грязовец и газопроводом-отводом к Горьковскому промышленному узлу". "Газопровод-перемычка" является связующим звеном между сырьевой базой - магистральный газопровод "Починки - Грязовец" и действующим газопроводом-отводом "Горьковский промузел", а также надежным источником газоснабжения Горьковского промузла с учетом растущей перспективы города Нижнего Новгорода и Нижегородской области (в том числе городов Дзержинск, Балахна, Бор и северных районов области).

По результатам проведенной работы Правительством Нижегородской области и публичного акционерного общества "Газпром" в Программу развития газоснабжения и газификации Нижегородской области на 2021-2025 годы включены основные следующие объекты:

- "Газопровод-отвод и ГРС "Горбатовка";

- "Реконструкция газопровода-отвода и ГРС Митино";

- "Магистральный газопровод-отвод и ГРС в районе д. Обход Уренского района Нижегородской области".

В рамках Программы развития газоснабжения и газификации Нижегородской области на 2016-2020 годы обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" завершено строительство пяти объектов газификации:

- "Газопровод межпоселковый Красные Баки - п. Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области" протяженностью 12,5 км. Пуск газа в указанный газопровод осуществлен 9 октября 2018 г.;

- "Газопровод межпоселковый до с. Яковское Сосновского района Нижегородской области" протяженностью 13 км. Пуск газа в указанный газопровод осуществлен 5 июля 2018 г.;

- "Газопровод межпоселковый от существующих сетей ГРС "Новогорьковская ТЭЦ" до существующих сетей ГРС "Зеленый город" Кстовского района Нижегородской области" протяженностью 8,8 км. Пуск газа в указанный газопровод осуществлен 16 мая 2019 г.;

- "Газопровод межпоселковый от ГРС "Зеленый город" до котельной ООО "Санаторий ВЦСПС" Нижегородского района г. Нижнего Новгорода" протяженность 3,7 км. Пуск газа в указанный газопровод осуществлен 16 мая 2019 г.;

- "Газопровод межпоселковый от сетей ГРС Кузьмин Усад до существующих потребителей г. Арзамас с отводом на микрорайон Солнечный с. Хватовка Арзамасского района Нижегородской области" протяженностью 8,6 км.

В рамках Программы развития газоснабжения и газификации Нижегородской области на 2021-2025 годы обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" запланировано выполнение работ по 289 объектам, в 186 населенных пунктах, строительство сетей газораспределения (газоснабжения) - 1 936 км газификация 24 567 домовладений, перевод на природный газ 78 котельных.

По линии общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород".

За счет средств специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в Нижегородской области формируются мероприятия по строительству и модернизации газовых сетей и строительству баз газового хозяйства общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород". Данные мероприятия сформированы на 4 года и предусматривают проектирование, строительство и регистрацию прав собственности 27 объектов газоснабжения в 8 муниципальных образованиях Нижегородской области, а также реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В ходе реализации мероприятий общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород" на 2023-2025 годы будут построены межпоселковые и внутрипоселковые газовые сети общей протяженностью 227,68 км, газифицировано 6 140 жилых домов и квартир.

 

1.4. Направление (Подпрограмма 4) "Развитие

 рынка газомоторного топлива"

 

В состав Подпрограммы 4 "Развитие рынка газомоторного топлива" входит региональный проект "Проведение комплекса мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива".

В настоящее время использование альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации остается незначительным. Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, одним из перспективных направлений обозначено расширение использования газа в качестве моторного топлива с соответствующим развитием рынка газомоторного топлива.

Конкретные шаги в данном направлении определены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива" и Перечне поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N Пр-1298.

Затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов в себестоимости продукции (товаров, услуг). В этой связи использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение.

Компримированный природный газ (далее - КПГ) является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива.

КПГ как топливо имеет целый ряд преимуществ, в том числе и перед сжиженным углеводородным газом (пропан-бутаном), который в последние годы получил большое распространение.

КПГ дешевле традиционного топлива и дешевле пропан-бутана. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость КПГ в 3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива. КПГ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей коэффициент полезного действия (далее - КПД), не токсичен в малых концентрациях, не вызывает коррозии металлов. Объем выброса окиси углерода в атмосферу у КПГ в 3,2 раза ниже, чем у бензина, и в 2,2 раза ниже, чем у дизельного топлива.

Эксплуатационные затраты на обслуживание оборудования на КПГ ниже, чем на традиционных видах топлива. Главный минус, который можно отнести к КПГ - неразвитость сети заправок.

Начиная с 2019 года Нижегородская область принимает участие в программе субсидирования из федерального бюджета возмещения затрат инвесторам на строительство объектов газозаправочной инфраструктуры, а с 2020 года также и в программе субсидирования переоборудования транспортных средств для использования в качестве топлива природного газа.

С начала реализации программы государственной поддержки мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива в Нижегородской области в 2019-2022 годах осуществлено строительство 17-ти объектов заправки транспортных средств природным газом. Объем предоставленной субсидии за 2019-2022 годы из федерального и областного бюджетов составил 596 млн руб.

Таким образом, на начало 2023 года общее количество объектов заправки транспортных средств природным газом публичного доступа на территории региона составило 22 штуки, к 2027 году их количество достигнет 25 штук.

Развитие инфраструктуры способствует увеличению количества транспортных средств, приобретаемых или переоборудуемых на использование в качестве моторного топлива - природного газа (метана).

В 2020-2022 годах в Нижегородской области с использованием меры государственной поддержки в виде софинансирования части затрат лицам, переоборудующим транспортные средства на природный газ, переоборудовано 2254 транспортных средства. Объем предоставленной субсидии из федерального и регионального бюджетов составил 143,94 млн руб. В 2022 г. между Правительством Нижегородской области и Министерством энергетики Российской Федерации и заключено соглашение на 2023-2025 годы о предоставлении субсидии из федерального бюджета на мероприятия по переоборудованию существующей автомобильной техники на КПГ.

Данные мероприятия будут способствовать ежегодному увеличению использования в регионе КПГ, как высококачественного моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, а также будут являться эффективной мерой по повышению экономической эффективности эксплуатации транспортных средств и снижению выбросов вредных веществ в атмосферу, что соответствует требованиям инициативного федерального проекта "Развитие рынка природного газа как моторного топлива", включенного в качестве структурного элемента в состав обновленной государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики".

 

1.5. Направление (Подпрограмма 5) "Развитие зарядной

инфраструктуры для зарядки электрического

 автомобильного транспорта"

 

В состав Подпрограммы 5 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" входит региональный проект "Стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на развитие электрозарядной инфраструктуры".

По экспертным оценкам, российский рынок электротранспорта существенно отстает от мирового. В 2020 году парк электромобилей в Российской Федерации составлял менее 1% от общего автопарка.

Автопроизводители медленно выводят на рынок электромобили из-за недостаточной развитости зарядной инфраструктуры, а организации, вовлеченные в создание такой инфраструктуры, не хотят инвестировать без наличия на рынке достаточного предложения электромобилей.

В целях определения ключевых направлений государственной политики в сфере развития производства и использования на территории Российской Федерации электротранспортных средств распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р утверждена Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция), а также план мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Концепция будет реализована в два этапа: I этап - 2021-2024 годы; II этап - 2025-2030 годы. К концу первого этапа в Российской Федерации планируется произвести не менее 25 000 электротранспортных средств и ввести в эксплуатацию не менее 9 400 зарядных станций.

Развитие инфраструктуры зарядных станций для транспортных средств, работающих на экологически чистых видах энергоресурсов, является одним из приоритетных направлений в рамках решения задачи по созданию современной транспортной инфраструктуры, поставленной в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889.

Начиная с 2021 года, при поддержке органов исполнительной власти Нижегородской области, в регионе активно развивается направление по созданию инфраструктуры зарядных станций для обеспечения зарядки электромобилей.

Согласно данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области по состоянию на 1 января 2023 г. количество транспортных средств на электрической тяге в Нижегородской области составило 258 единиц.

В целях увеличения доступности зарядной инфраструктуры для электротранспорта, и соответственно, увеличения спроса на электромобили, Нижегородская область включена в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 3835-р.

В 2022 году на территории региона с использованием мер государственной поддержки установлены 62 "быстрые" (150 кВт) зарядные станции для электромобилей в 5 муниципальных образованиях региона (г. Н.Новгород, г. Кстово, г. Арзамас, г. Дзержинск, г. Саров (на территории Технопарк "Саров"). С учетом ранее установленных зарядных станций на текущий момент в Нижегородской области функционируют более 100 электрозаправочных станций, из которых ѕ быстрого типа, позволяющих зарядить электромобиль менее чем за 40 мин.

В 2023 году в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей между Правительством Нижегородской области и Министерством энергетики Российской Федерации подписано соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету Нижегородской области иного межбюджетного трансферта, которое предусматривает установку на территории региона в 2023 году 58 "быстрых" электрозарядных станций (мощность не менее 149 кВт).

Также планируется установка 5 зарядных станций в 2024 году.

В 2022 году Правительством Нижегородской области совместно с оператором зарядных станций обществом с ограниченной ответственностью "Оператор электродвижения" и крупнейшим таксопарком "Нижегородец" запущен комплексный проект по развитию в регионе автомобильного электротранспорта, включающий эксплуатацию электротакси и создание сети электрозаправочных станций для их зарядки. В рамках проекта в 2022 году приобретено 180 электрокаров Эволют (производство в г. Липецк).

Также в 2022 году Правительством Нижегородской области, администрацией города Нижнего Новгорода и обществом с ограниченной ответственностью "ВодоходЪ" проработан вопрос о реализации инвестиционного проекта по созданию в г. Нижнем Новгороде электрозарядной станции для электроснабжения речного транспорта. В целях оказания государственной поддержки проекту министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету города Нижнего Новгорода общим объемом бюджетных ассигнований в размере 16,1 млн рублей. У причала N 6 Нижневолжской набережной в г. Нижний Новгород, установлена электрозарядная станция установленной мощностью 500 кВт, что позволило реализовать судоходство для речных судов на электротяге.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 431 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" внесены изменения, в части дополнения ее Правилами предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей (далее - Правила предоставления субсидий). В целях развития зарядной инфраструктуры для электромобилей Правила предоставления субсидий предполагают предоставление субсидий на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными получателями средств инвестициями на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры и технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям.

 

1.6. Направление (Подпрограмма 6) "Энергетическая

 безопасность в сфере использования топливных ресурсов"

 

В состав Подпрограммы 6 "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов" входит комплекс процессных мероприятий "Повышение надежности теплоснабжения и эффективности использования топливных ресурсов".

Энергетическая безопасность - состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.

Система теплоснабжения Нижегородской области включает в себя 8 369 отопительных котельных общей установленной тепловой мощностью 16,4 тыс. Гкал/ч и шесть электростанций (теплоэлектроцентралей) установленной тепловой мощностью 5 481 Гкал/ч.

Основным видом топлива для производства тепловой энергии в Нижегородской области является природный газ. Также котельными региона используются мазут, уголь, биомасса (дрова, щепа, пеллеты). Экологически чистый и условно возобновляемый местный вид топлива - торф электрическими станциями не используется, а в выработке котельными тепловой энергии торф в качестве топлива участвует в незначительном количестве: его доля в топливном балансе Нижегородской области составляет менее 0,2%.

Объем производства тепловой энергии в Нижегородской области за 2022 год составил 32 302,166 тыс. Гкал, в том числе за счет выработки:

- тепловыми электростанциями - 11 787,5 тыс. Гкал;

- котельными - 16 254,7 тыс. Гкал;

- промышленными теплоутилизационными установками - 4 253,57тыс. Гкал.

В общем балансе производства тепловой энергии объем тепловой энергии, отпущенной котельными, составил 50,3%, объем тепловой энергии, отпущенной тепловыми электростанциями - 36,5%, за счет промышленных теплоутилизационных установок производится 13,17% от общего объема тепловой энергии.

Топливо является важнейшей составляющей в процессе получения тепла. От его качества и характеристик напрямую зависят показатели КПД котла и стабильность работы всей отопительной котельной. Важнейшими параметрами топлива, оказывающими влияние на КПД, являются теплота сгорания, влажность, зольность, содержание серы и фракционный состав.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в настоящее время топливо не всегда соответствующее тем качественным характеристикам, которые могут обеспечить экономичную работу теплоисточников. В ряде случаев фактические качественные показатели топлива оказываются хуже зафиксированных в удостоверениях (сертификатах) качества, выдаваемых производителем.

Важнейшим показателем качества энергетического топлива, характеризующим теплоценность углей, является низшая теплота сгорания топлива (низшая теплота сгорания при постоянном давлении) - количество теплоты, выделяемое при сгорании 1 кг каменного угля при постоянном давлении 0,1 МПа (1 атм.) и таких условиях, в которых вся вода, находящаяся в продукте, сохраняется в форме пара. С увеличением этого показателя уменьшается удельный расход топлива, необходимый для выработки 1 Гкал тепловой энергии. И, наоборот, при снижении низшей теплоты сгорания удельный расход топлива возрастает.

На экономическую эффективность работы котельных оказывает влияние содержание в каменном угле массовых долей общей влаги (влажность) и серы.

С увеличением влажности топлива возрастает объем водяных паров и, соответственно, объем уходящих газов. Увеличенный объем продуктов сгорания вызывает увеличение температуры уходящих газов, и, следовательно, возрастают потери тепла с ними. Зимой высоковлажное топливо смерзается, что усложняет его эксплуатацию.

С увеличением показателя "зольность" увеличивается не только объем поставляемого на котельную топлива, затраты на его доставку до котельной и, следовательно, в целом возрастают бюджетные расходы на топливо, но и возрастает нагрузка на кочегаров котельных по закладке дополнительных объемов каменного угля и выгрузке золошлаковых отходов. Кроме того, возрастает расход тепловой энергии на собственные нужды котельной в связи с увеличением количества остаточной тепловой энергии в золошлаковых отходах.

Содержание серы снижает теплоту сгорания каменного угля. Высокое содержание серы приводит к сильному загрязнению продуктов сгорания топлива сернистым ангидридом, который при наличии избыточного воздуха окисляется, и в соединении с водяными парами образуется серная кислота, вызывающая коррозию поверхностей нагрева котельного агрегата.

Размер кусков топлива оказывает большое влияние на процесс горения; чем крупнее куски, тем легче и с меньшим сопротивлением воздух проходит через слой. Мелкое топливо создает большое сопротивление проходу воздуха через слой, кроме того, частицы такого топлива легко поднимаются из слоя воздушно-газовыми струями, увеличивая потерю от механической неполноты сгорания. К тому же мелкие фракции пролетают через колосниковую решетку, а значит, не участвуют в процессе горения, что также в конечном результате ведет к увеличению расхода топлива.

Использование топлива низкого качества приводит к возрастанию негативных воздействий на окружающую среду. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в этом случае резко возрастает размер экологических платежей, что крайне негативно сказывается на экономическом состоянии указанных предприятий.

Так как качественные характеристики поставляемого топлива принципиально влияют на всю технологию его использования на котельных, то его цена должна определяться исходя из этих характеристик.

Поскольку топливная составляющая в формировании производственных затрат на выработку тепловой энергии является определяющей, то все вопросы, связанные с качественными характеристиками топлива, условиями его поставки, контролем и гарантией качества, юридически четко оговариваются в соответствующих договорах и должны обеспечиваться при их фактическом осуществлении.

Для этих целей организован отбор проб поступающего топлива по качественным параметрам, с последующим проведением лабораторных испытаний и предоставлением в адрес заказчиков протокола испытаний.

В целях обеспечения бесперебойного газоснабжения коммунально-бытовых потребителей и в соответствии с действующим законодательством в Нижегородской области распоряжениями Правительства Нижегородской области ежегодно (на I и IV кварталы) утверждаются графики перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и графики ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии. Утвержденные графики позволяют обеспечить устойчивое снабжение потребителей природным газом и избежать возникновения чрезвычайных ситуаций при резком росте потребления газа в зимнее время.

В настоящее время имеется ряд организаций, у которых резервные топливные хозяйства находятся в ненадлежащем состоянии.

Данная ситуация требует осуществления мероприятий по приведению системы резервного топливоснабжения в надлежащее состояние, мониторинга накопления запасов резервного топлива на этих предприятиях, в связи с чем, ежегодно проводятся выездные обследования резервных топливных хозяйств в организациях, включенных в графики перевода на резервные виды топлива.

 

2. Описание приоритетов и целей социально-экономического

 развития Нижегородской области в сфере

топливно-энергетического комплекса

 Нижегородской  области

 

2.1. Направление (Подпрограмма 1) "Энергосбережение

 и повышение энергетической эффективности"

 

Приоритетами государственной политики в рамках Подпрограммы 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" являются:

- обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов;

- создание благоприятной экономической среды для энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- развитие правового и технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- поддержка стратегических инициатив в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В рамках подпрограммы достигается цель популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Нижегородской области.

 

2.2. Направление (Подпрограмма 2) "Развитие и

 модернизация электроэнергетики"

 

Основными приоритетами государственной политики в рамках Подпрограммы 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" являются:

- повышение надежности энергоснабжения потребителей, улучшение качества передаваемой электроэнергии, в том числе снижение общего числа отказов и технологических нарушений в электросетевом комплексе;

- снижение потерь электроэнергии, предотвращение возникновения техногенных аварий в результате замены изношенного оборудования;

- снижение доли затрат на транспорт электроэнергии.

В соответствии с заданными приоритетами определена следующая цель реализации подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" - инвестиционно-инновационное обновление отрасли, направленное на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, передачи и распределения и потребления электрической энергии.

 

2.3. Направление (Подпрограмма 3) "Расширение и

 реконструкция систем газоснабжения

Нижегородской области"

 

Приоритетами государственной политики в рамках Подпрограммы 3 "Расширение и реконструкция систем газоснабжения Нижегородской области" являются:

- повышение надежности системы газоснабжения и газораспределения в целях обеспечения потребителей области природным газом в требуемых объемах в Нижегородской области;

- развитие инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области.

В рамках Подпрограммы 3 достигается следующие цели:

- удовлетворение заявок администраций муниципальных образований Нижегородской области по предоставлению средств областного бюджета для предоставления социальных выплат на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами на газификацию жилья в российских кредитных организациях;

- удовлетворение заявок газораспределительных организаций Нижегородской области по предоставлению субсидирования на реализацию мероприятий в рамках догазификации по строительству газопровода внутри границ земельного участка заявителя до цоколя дома.

 

2.4. Направление (Подпрограмма 4) "Развитие

 рынка газомоторного топлива"

 

Приоритетами государственной политики в рамках Подпрограммы 4 "Развитие рынка газомоторного топлива" являются:

- повышение конкурентоспособности транспортной отрасли Нижегородской области;

- энергетическая и экологическая безопасность транспортной отрасли Нижегородской области;

- рост уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации автомобильного транспорта и перехода к использованию более эффективных видов моторного топлива.

В рамках Подпрограммы 4 достигается следующие цели:

- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;

- повышение инвестиционной активности за счет мер государственной поддержки использования природного газа в качестве моторного топлива.

 

2.5. Направление (Подпрограмма 5) "Развитие зарядной

 инфраструктуры для зарядки электрического

 автомобильного транспорта"

 

Приоритетами государственной политики в рамках Подпрограммы 5 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" являются:

- повышение финансовой устойчивости транспортной отрасли Нижегородской области;

- энергетическая безопасность транспортной отрасли Нижегородской области;

- рост уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации транспорта и перехода к использованию более эффективных источников энергии.

В рамках Подпрограммы 5 достигается следующая цель:

- повышение инвестиционной активности за счет мер государственной поддержки реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей.

 

2.6. Направление (Подпрограмма 6) "Энергетическая

 безопасность в сфере использования

 топливных ресурсов"

 

Приоритетом государственной политики в рамках Подпрограммы 6 "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов" является обеспечение энергетической безопасности региона в целом и на уровне муниципальных образований.

В рамках Подпрограммы 6 достигается следующая цель:

- повышение надежности теплоснабжения и эффективности использования топливных ресурсов.

 

3. Сведения о взаимосвязи Программы со

стратегическими приоритетами, целями

и показателями государственных программ

Российской Федерации

 

Стратегические приоритеты Программы разработаны на основании государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года" и с учетом положений иных документов стратегического планирования.

Программа взаимосвязана со следующими приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации:

- рациональное природопользование и энергетическая эффективность;

- гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности расположенных на геостратегических территориях;

- переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;

- развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке, что соответствует следующим ключевым результатам государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321:

- повышения уровня газификации субъектов Российской Федерации;

- увеличение объемов потребления метана на транспорте;

- увеличение объемов производства электротранспортных средств и количества быстрых зарядных станций;

- повышение доли выработки электрической энергии тепловыми электрическими станциями в теплофикационном цикле;

- снижение удельного расхода условного топлива на отпуск электрической энергии.

 

4. Задачи государственного управления, способы их

 эффективного решения в соответствующей отрасли

экономики и сфере государственного управления

 Нижегородской области

 

 4.1. Направление (Подпрограмма 1)

 "Энергосбережение и повышение

 энергетической эффективности"

 

Основной задачей государственного управления в сфере энергосбережения является информационная поддержка в рамках перехода на энергоэффективный путь развития.

Правительство Нижегородской области ежегодно проводит на территории региона фестиваль энергосбережения и экологии #ВместеЯрче, в котором принимают участие учреждения образования, культуры, спорта, здравоохранения. Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче поддерживают более 40 коммерческих организаций, в том числе, крупные энергетические компании региона, промышленные и иные организации, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования, число участников ежегодно - более 50 тыс. человек.

Формирование в Нижегородской области энергоэффективного общества - это неотъемлемая составляющая развития экономики Нижегородской области по инновационному пути.

 

4.2. Направление (Подпрограмма 2) "Развитие

 и модернизация электроэнергетики"

 

Основной задачей государственного управления в сфере электроэнергетики является развитие сетей электроснабжения для снятия ограничений и повышения надежности электроснабжения, обеспечения возможности выполнения технологического присоединения потребителей в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.

 

4.3. Направление (Подпрограмма 3) "Расширение и

 реконструкция систем газоснабжения

Нижегородской области"

 

Основными задачами государственного управления в сфере газоснабжения является:

- увеличение пропускной способности существующих газопроводов и создание дополнительных источников природного газа (строительство магистральных газопроводов и газораспределительных станций);

- строительство новых и реконструкция существующих газораспределительных сетей;

- улучшение качества жизни населения.

 

4.4. Направление (Подпрограмма 4) "Развитие

 рынка газомоторного топлива"

 

Основными задачами государственного управления в сфере развития рынка газомоторного топлива является повышение экономической эффективности функционирования транспортного комплекса и повышение экологической безопасности населения.

Правительством Нижегородской области принят ряд мер, направленных на государственную поддержку использования природного газа в качестве моторного топлива и, как следствие, решение поставленных задач.

Законом Нижегородской области от 13 декабря 2005 г. N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" предусматривается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов в случае строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

Законом Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О транспортном налоге" предусмотрено предоставление налоговых льгот по уплате транспортного налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Закона для организаций и индивидуальных предпринимателей в части автомобилей, оборудованных для использования газомоторного топлива, ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50%.

Кроме того, инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом, могут быть предоставлены меры поддержки в соответствии с Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 г. N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" (включая субсидии за счет средств областного бюджета, налоговые льготы, инвестиционные налоговые кредиты, а также нефинансовые меры поддержки).

 

4.5. Направление (Подпрограмма 5) "Развитие зарядной

 инфраструктуры для зарядки электрического

 автомобильного транспорта"

 

Основной задачей государственного управления в сфере развития электрозарядной инфраструктуры является стимулирование инвестиционной деятельности по развитию данного направления.

На территории Нижегородской области действуют следующие меры государственной поддержки развития электрозарядного транспорта:

в 2020 году внесены изменения в Закон Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О транспортном налоге" в части установления налоговых льгот для владельцев автомобилей, оборудованных только электрическим двигателем: ставка налога снижается на 50%;

Законом Нижегородской области от 11 августа 2021 г. N 89-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об отдельных вопросах организации дорожного движения на автомобильных дорогах Нижегородской области" введено право бесплатного пользования парковой для автомобилей с электродвигателем (без ограничения времени);

в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" размещение зарядных станций (терминалов) для электротранспорта на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно без предоставления соответствующих земельных участков;

постановлением Правительства Нижегородской области от 8 июня 2022 г. N 427 "О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей" утверждены Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными указанными лицами инвестициями на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта и Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными указанными лицами инвестициями на технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта к электрическим сетям.

 

4.6. Направление (Подпрограмма 6) "Энергетическая

безопасность в сфере использования

топливных ресурсов"

 

Основной задачей государственного управления в сфере обеспечения энергетической безопасности является создание условий для бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения.

В соответствии с Положением о реализации мер по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 5 марта 2010 г. N 115, реализуются меры, направленные на оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органам исполнительной власти Нижегородской области, по организации проведения лабораторных исследований качества топлива, с целью осуществления задач по обеспечению надежной и устойчивой работы объектов топливно-энергетического комплекса в муниципальных образованиях Нижегородской области и организаций, подведомственных органам исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317, в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.".

 

 

 

Постановление Правительства Нижегородской области "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287" от 29.12.2023 N 1164