Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2023 N 1167 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. N 797"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 29 декабря 2023 г.                                                           N 1167

 

О внесении изменений в постановление Правительства

 Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. N 797

 

 

Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. N 797 "Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" следующие изменения:

1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:

 

"Об утверждении государственной программы Нижегородской

 области "Реализация государственной национальной политики

на территории Нижегородской области".

 

1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" заменить словами "государственную программу Нижегородской области".

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. N 797.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.

 

 

И.о.Губернатора                                                        А.Н.Гнеушев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 29 декабря 2023 г. N 1167

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в государственную программу

"Реализация государственной национальной политики

на территории Нижегородской области", утвержденную

постановлением Правительства Нижегородской

области от 10 ноября 2017 г. N 797

 

Государственную программу изложить в следующей редакции:

 

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТИ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

Стратегические приоритеты государственной

 программы Нижегородской области "Реализация

государственной национальной политики

на территории Нижегородской области"

 

1. Оценка текущего состояния в сфере реализации

 государственной национальной политики на

 территории Нижегородской области

 

Нижегородская область относится к регионам с многонациональным составом населения. Своеобразие этнодемографической ситуации Нижегородской области заключается в том, что, с одной стороны, по существующим международным стандартам область является типично моноэтническим образованием (численность русского населения составляет 95,2%), с другой стороны, в Нижегородской области проживают представители более 100 других национальностей и этнических групп.

К числу коренных (основных) национальностей Нижегородской области относятся: русские (2 448,9 тыс. чел.), татары (26,7 тыс. чел.), мордва (8,1 тыс. чел.), чуваши (4,6 тыс. чел.), марийцы (2,9 тыс. чел.) (по данным переписи 2020 года). В настоящее время существуют муниципальные образования с компактным проживанием коренных национальностей.

Определенное влияние на численный состав населения области и его национальную структуру оказывают миграционные процессы.

Нижегородская область занимает одну из ведущих позиций в Приволжском федеральном округе по привлекательности для мигрантов. Это объясняется ее высоким промышленно-экономическим потенциалом и развитостью инфраструктуры. В 2022 году число мигрантов, прибывших в регион, составило более 225 тыс. человек, что на 24,2% больше, чем в 2021 году. Большинство прибывающих в регион мигрантов составляют граждане из стран СНГ (Узбекистана, Украины, Армении, Таджикистана, Азербайджана).

Ежегодно по результатам социологических исследований по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений проводится оценка состояния межнациональной ситуации в регионе.

В 2023 году доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Нижегородской области составила 86,5%, уровень толерантного отношения к представителям другой национальности - 90%. 71% жителей области удовлетворены межнациональными отношениями в своем населенном пункте, 76% - межконфессиональными.

Преимущественное большинство муниципальных образований области имеют места проживания выходцев из северокавказских республик, Закавказья и Средней Азии численностью более 10 человек. В целом взаимоотношения с коренным населением носят нейтральный характер.

Национальное многообразие Нижегородской области является одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития региона. Для представителей всех национальностей и этнических групп, проживающих в области, созданы все условия для сохранения и развития национальных культур, языка и традиций.

В местах компактного проживания коренных народов Нижегородской области созданы творческие коллективы художественной самодеятельности, многие из них удостоены звания "народный". При муниципальных учреждениях культуры и образования успешно функционируют центры национальных культур, этнографические музеи и специализированные библиотечные отделы с литературой на национальных языках.

В Нижегородской области стали традиционными такие мероприятия, как Дни национальных культур, межрегиональные национальные фестивали-конкурсы, областные праздники мордовской, татарской, чувашской и марийской культуры, торжества, приуроченные к национальным праздникам и памятным датам.

Значимую роль в укреплении взаимопонимания между представителями различных народов, проживающих в регионе, играют национально-культурные общественные объединения.

По данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее - ГУ Минюста России по Нижегородской области) в регионе официально зарегистрировано более 40 национальных общественных объединений граждан, включая национально-культурные автономии местного и регионального уровня.

Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505 утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, направленная на возрождение и развитие российского казачества.

Основной целью данного документа является содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, формирование эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.

В соответствии с указанной Стратегией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом государственных интересов и потребностей регионов, рекомендовано оказывать содействие в деятельности казачьих обществ.

По данным ГУ Минюста России по Нижегородской области по состоянию на 1 ноября 2023 г. в регионе официально зарегистрировано 6 казачьих обществ:

- Западное окружное казачье общество Волжского войскового казачьего общества и входящие в его структуру: Нижегородское городское казачье общество, хуторское казачье общество "Хутор Маряево-Богачевский", хуторское казачье общество Покрова Божией Матери "Хутор Покровский";

- Нижегородское городское казачье общество "Казаки Приволжья";

- Заволжское хуторское казачье общество.

Основная деятельность казачьих обществ и общественных объединений казаков носит, как правило, военно-патриотический и спортивный характер, а также связана с популяризацией этнокультурных традиций казачества. Казачьи организации активно сотрудничают с епархиальными структурами Русской Православной Церкви.

Несмотря на относительную малочисленность граждан области, относящих себя к казакам, на сегодняшний день казачьи организации реализуют различные мероприятия в сфере охраны общественного порядка, возрождения и популяризации культуры, традиций и самобытного образа жизни российского казачества, гражданско-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

В 2022 году при Правительстве Нижегородской области создан совет по делам казачества, в состав которого включены представители казачества, заинтересованных органов исполнительной власти и правоохранительных органов.

В целом на территории Нижегородской области ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений характеризуется как относительно спокойная, то есть серьезных открытых (или явных) конфликтов не зафиксировано.

Вместе с тем интенсивные миграционные процессы последних десятилетий повлекли за собой определенные изменения в социальной и демографической структуре населения Нижегородской области. В настоящее время на территории муниципальных образований региона постоянно проживают представители нетрадиционных для Нижегородской области народов.

Кроме того, на развитие межнациональной ситуации в регионе оказывают влияние и факторы общероссийского порядка.

Попытки переноса внешних конфликтов на территорию Российской Федерации, размывание традиционных ценностей, искажение мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, а также инспирирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов ведут к формированию новых вызовов и возникновению новых угроз национальной безопасности Российской Федерации.

В этой связи основными проблемами в сфере государственной национальной политики являются:

- распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

- возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в Российской Федерации экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной региональных конфликтов в зарубежных странах;

- гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;

- незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов;

- частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации и т.д.

С 2018 года в регионе утверждена государственная программа Нижегородской области "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" (далее - Программа), в рамках которой предусмотрено проведение различных мероприятий по приоритетным направлениям государственной национальной политики и государственной политики в отношении российского казачества.

Программа способствует реализации на территории области Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344, с учетом оптимизации бюджетных ассигнований и ориентации на положительный мультипликативный результат в смежных сферах государственного управления (культура, образование, миграция), а также оказывает позитивное влияние на общественно-политические процессы и инвестиционную привлекательность региона.

Программой предусматривается проведение мероприятий, направленных на повышение уровня общероссийской гражданской идентичности, доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, снижение количества межэтнических и межрелигиозных противоречий, увеличение численности членов казачьих обществ.

 

2. Описание приоритетов и целей в сфере реализации

государственной национальной политики

на территории Нижегородской области

 

Приоритеты и цели государственной национальной политики определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов:

- Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666;

- Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505;

- Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344;

- Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400;

- Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889.

С учетом основных положений вышеуказанных стратегических документов приоритетами государственной национальной политики на территории Нижегородской области являются:

- укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

- сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;

- сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

- создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия;

- соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз;

- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

- обеспечение жителям Нижегородской области независимо от религиозной и национальной принадлежности широких возможностей для полноценного использования демократических механизмов реализации гражданских прав и мирной гражданской активности;

- обеспечение участия российского казачества в мероприятиях, направленных на укрепление обороны страны, государственной и общественной безопасности;

- обеспечение участия российского казачества в решении государственных задач в области гражданской и территориальной обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, пожарной безопасности;

- привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.

В соответствии с приоритетами государственной национальной политики на территории Нижегородской области целями Программы являются:

- укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан, проживающих на территории Нижегородской области до 85% к 2030 году;

- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества и доведение уровня общероссийской гражданской идентичности до 88,5% к 2030 году;

- обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество и увеличение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, до 78,7% к 2030 году;

- содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу и увеличение численности членов казачьих обществ до 3100 человек к 2030 году;

- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и доведение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации, до 75% к 2030 году.

 

3. Сведения о взаимосвязи Программы

со стратегическими приоритетами, целями и показателями

государственных программ Российской Федерации

 

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены пять национальных целей развития Российской Федерации, а также установлены целевые показатели, характеризующие достижение каждой из них к 2030 году.

Мероприятия Программы взаимосвязаны с комплексом мероприятий, предусмотренных Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.

Мероприятия Программы направлены на достижение целевого показателя "создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций" национальной цели развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов", в том числе:

- число посетителей мероприятий некоммерческих организаций, направленных на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;

- количество реализуемых проектов в рамках грантовой поддержки некоммерческих организаций за счет средств областного бюджета, направленных на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;

- число участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства;

- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации.

Мероприятия Программы не направлены на реализацию национальных целей напрямую, а лишь косвенно влияют на их достижение.

Приоритеты и цели в сфере реализации государственной национальной политики на территории Нижегородской области с учетом региональной специфики коррелируют с приоритетами государственной национальной политики, определенными на федеральном уровне и обозначенными в государственной программе Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532.

Программа способствует достижению следующих показателей государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532:

- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации;

- уровень общероссийской гражданской идентичности;

- доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан.

 

4. Задачи государственного управления и способы их

 эффективного решения в сфере реализации государственной

 национальной политики на территории Нижегородской области

 

Программа является ключевым инструментом государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики на территории Нижегородской области и основывается на принципах проектного управления.

Повышение эффективности системы координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики на территории Нижегородской области обеспечивается посредством развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности.

Проектное управление позволяет обеспечить системный подход в вопросах финансового обеспечения, а также комплексность мероприятий, направленных на решение задач государственной национальной политики на территории Нижегородской области.

Решение задач по совершенствованию взаимодействия с институтами гражданского общества, консолидации усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций, обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики, обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, а также равноправию граждан в реализации их конституционных прав, формированию системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в российское общество осуществляется в рамках реализации регионального проекта "Совершенствование государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики и государственной политики в отношении российского казачества" Программы путем предоставления грантов в форме субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям Нижегородской области на реализацию общественно полезных (социальных) проектов (программ) в следующих сферах:

- укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;

- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, укрепление общероссийского гражданского единства и этнокультурного развития народов России;

- социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество;

- профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве.

Решение задачи содействия этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации достигается в рамках реализации ведомственного проекта "Оказание религиозным организациям финансовой поддержки на осуществление мероприятий по сохранению находящихся в их собственности объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области" Программы путем предоставления субсидий религиозным организациям на проведение реставрационных и ремонтно-восстановительных работ на объектах культурного наследия регионального и федерального значения, оказания содействия развитию региональной инфраструктуры этнокультурной сферы: поддержка деятельности центров традиционной русской культуры, центров этнокультурного развития, этнокультурных комплексов и проведению этнокультурных мероприятий.

Решение задач в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества достигается в рамках исполнения ведомственного проекта "Совершенствование общественно-государственного партнерства в сфере государственной политики в отношении российского казачества" Программы путем предоставления грантов в форме субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям Нижегородской области на реализацию общественно полезных (социальных) проектов (программ), направленных на консолидацию российского казачества, содействие воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности служению отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества, сохранение и развитие культуры российского казачества.

Реализация комплекса процессных мероприятий "Укрепление единства российской нации, формирование общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов России" Программы направлена на решение следующих задач:

- формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей (достигается путем реализации образовательных мероприятий для молодежи и с участием молодежи, направленных на укрепление единства российской нации и упрочнение межнационального мира и согласия);

- информационное обеспечение реализации государственной национальной политики на территории Нижегородской области, а также организация информационного противодействия распространению экстремисткой идеологии (достигается путем реализации соответствующей информационной кампании и оказания информационной поддержки соответствующих проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций);

- совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики (достигается путем участия представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в ежегодно проводимых на федеральном уровне по инициативе Федерального агентства по делам национальностей семинаров по реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации, проведения социологического исследования с целью определения степени удовлетворенности населения Нижегородской области состоянием межнациональных и межконфессиональных отношений (в рамках ежегодного социологического исследования "Оценка эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления и организаций, оказывающих услуги по жизнеобеспечению населения"), обеспечения научно-методического и информационного сопровождения социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, обеспечения обучения государственных гражданских служащих, в компетенции которых находятся вопросы реализации государственной национальной политики, обеспечения участия государственных гражданских служащих, в компетенции которых находятся вопросы реализации государственной национальной политики, в тематических научно-практических конференциях и форумах);

- сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации (достигается путем оказания содействия в проведении мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию русского языка и языков народов Российской Федерации);

- поддержка взаимодействия между казачьими обществами и иными объединениями казаков (достигается путем поддержки соответствующих проектов (программ) казачьих обществ и общественных объединений казачества, оказания содействия их уставной деятельности);

- разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности (достигается путем проведения мониторинга межнациональных и этноконфессиональных отношений, обеспечения деятельности рабочей группы оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в Нижегородской области, организации социологических исследований по оценке состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений, реализации мероприятий по профилактике и предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды).".

 

 

 

Постановление Правительства Нижегородской области "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. N 797" от 29.12.2023 N 1167