Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2024 г. 77
О внесении изменений в прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области на долгосрочный
период (до 2035 года), утвержденный постановлением
Правительства Нижегородской области
от 6 февраля 2019 г. N 59
В соответствии с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. N 377, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59, изменения, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 22 февраля 2024 г. N 77
"УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 6 февраля 2019 г. N 59
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской
области на долгосрочный период (до 2035 года)
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";
Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";
постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. N 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период".
Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического
развития Нижегородской области в 2022-2023 годах
В 2022 году, несмотря на сложные экономические условия и санкционное давление, экономика Нижегородской области (далее также - регион, область) развивалась лучше ожиданий, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренном постановлением Правительства Нижегородской области от 21 октября 2022 г. N 844 (далее - прогноз на 2023-2025 годы).
По итогам 2022 года экономика региона продемонстрировала положительную динамику. Индекс физического объема валового регионального продукта (далее - ИФО ВРП) по оценке сложился на уровне 100,1% к 2021 году (в среднем по России наблюдалось снижение ВВП на 2,1%). Выход в положительную зону стал возможным за счет реализации на федеральном и региональном уровнях мер по поддержке экономики, адаптации бизнеса к новым вызовам, а также имеющегося запаса прочности, накопленного за прошедшие годы.
Индекс промышленного производства в области составил 101,3% к уровню 2021 года, в том числе в обработке - 101,3% (по Российской Федерации (далее - РФ) - 100,6% и 100,3%, соответственно).
Сельское хозяйство за 2022 год выросло на 12% в сопоставимых ценах, что, в основном, связано с существенным увеличением производства зерна - на 44,1% (по РФ - 110,2%).
Объем работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", составил 103,6% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах (по РФ - 107,5%).
Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, в 2022 году удалось сохранить и инвестиционную активность. Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 462,1 млрд руб. или 100,9% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. При этом за счет реализации в регионе крупных инвестиционных проектов наблюдался значительный рост федеральных вложений - почти в 4,5 раза к уровню 2021 года.
Положительно повлияло на инвестиционную активность и повышение финансовых результатов организаций. В 2022 году прибыль прибыльных предприятий выросла на 8,2% к уровню 2021 года.
При этом, в связи со снижением потребительского кредитования населения в 2022 году (на 12% к уровню 2021 года) и сохранением импортных ограничений на товары, потребительский рынок не смог преодолеть отставание и остался в отрицательной зоне. Сокращение оборота розничной торговли составило 4,3% в сопоставимых ценах (в РФ - сокращение на 6,5%). В то же время сохранилась положительная динамика в сфере платных услуг - прирост составил 3% в сопоставимых ценах (в РФ - рост на 5%).
Одним из важнейших итогов 2022 года стала положительная динамика по реальной заработной плате - 103,2% к уровню 2021 года, что выше среднероссийского уровня (по РФ - 100,3%).
Ситуация на рынке труда области в 2022 году оставалась стабильной. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2022 года составил 0,42%.
Таким образом, итоги 2022 года показали, что регион преодолевает вызовы и негативное влияние внешних санкций, демонстрируя положительные результаты по ключевым направлениям социально-экономического развития.
В 2023 году наблюдается сохранение стабильности в экономике региона. С начала года она показывает уверенный рост. По итогам 10 месяцев 2023 года экономический прирост оценивается на уровне 9,6%.
Положительная динамика экономики является результатом успешного развития ее ключевых секторов.
Наибольший вклад в прирост экономики дает промышленное производство, индекс которого по итогам января-октября 2023 года составил 110,5% к аналогичному периоду 2022 года, в том числе в обрабатывающей промышленности - 110,7%.
Основной вклад в положительную динамику индекса внесли отрасли, ориентированные на оборонно-промышленный комплекс и импортозамещение. Наибольший рост продемонстрировали: производство транспортных средств и оборудования (в 1,6 раза), производство электрического оборудования (в 1,5 раза), производство готовых металлических изделий (на 33,7%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (на 23%), производство автотранспортных средств (на 14,8%), производство нефтепродуктов (на 13,4%) и др.
Рост объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", за январь-октябрь 2023 года составил 115,5% к аналогичному периоду 2022 года в сопоставимых ценах. Драйвером является жилищное строительство - рост на 13,3% к январю-октябрю 2022 года. Высокий показатель связан с увеличением объема ввода в эксплуатацию как многоквартирных домов, так и с развитием рынка ИЖС. При этом по объему введенного в действие жилья среди категорий застройщиков лидирующее место принадлежит населению, на его долю пришлось 60,9% объема жилья по области.
В сегменте розничной торговли в текущем году наблюдается восстановительный рост потребительской активности: оборот розничной торговли за январь-октябрь 2023 года увеличился на 7,9% в сопоставимой оценке к аналогичному периоду 2022 года. Увеличение спроса поддерживается расширением потребительского кредитования: за 10 месяцев текущего года объем потребительских кредитов, выданных населению области, увеличился в 1,5 раза.
Продажи непродовольственных товаров по итогам 10 месяцев восстановились и превысили уровень аналогичного периода прошлого года на 11,8%.
Объем платных услуг населению за январь-октябрь текущего года вырос на 4,1% в сопоставимых ценах. При этом наибольший рост спроса наблюдался на услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий (в 1,6 раза в сопоставимых ценах) и туристических агентств (на 16,9%) за счет увеличения туристического потока внутри страны.
Положительную динамику показывает и инвестиционная активность. По итогам января-сентября 2023 года объем инвестиций в основной капитал составил 365 млрд руб., что на 23,2% выше аналогичного периода 2022 года в сопоставимых ценах.
Значительный рост капиталовложений обусловлен, прежде всего, инвестициями в отрасли обрабатывающих производств: в металлургическом производстве и производстве пищевых продуктов рост инвестиций составил 1,7 раза к январю-сентябрю 2022 года, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий - 3,4 раза, в производстве бумаги и бумажных изделий - 1,8 раза, в производстве химических веществ и химических продуктов - 1,4 раза и др.
Другим значимым фактором роста инвестиций является привлечение федерального финансирования и выделение средств из областного бюджета на капитальное строительство. Так, в этом году в регионе осуществлялось строительство 25 школ, причем 14 из них по концессионной модели, которая позволила существенно увеличить темпы строительства.
В целях развития инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в области оказывается государственная поддержка организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, в виде региональных налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество. За январь-сентябрь 2023 года размер государственной поддержки составил 2 840,6 млн руб., в том числе льготы по налогу на имущество - 1 068,7 млн руб., льготы по налогу на прибыль - 1 771,9 млн руб.
По данным за 9 месяцев 2023 года действует 42 инвестиционных соглашения между Правительством Нижегородской области и инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты, о предоставлении государственной поддержки, по которым предусмотрен объем инвестиций в сумме 438,2 млрд рублей, сохранение и создание более 16 тыс. рабочих мест.
Кроме того, на всей территории области работает развитая сеть центров "Мой бизнес" и инвеступолномоченные, что также способствует созданию комфортных условий для инвесторов.
За январь-сентябрь 2023 года среднедушевые денежные доходы населения сложились на уровне 46,7 тыс. руб., что на 14,7% выше аналогичного периода 2022 года в действующих ценах. Реальные среднедушевые денежные доходы при этом выросли на 9,4%.
Рост доходов населения обусловлен положительной динамикой заработной платы, которая за указанный период выросла на 15,4% в действующих ценах к январю-сентябрю 2022 года. В реальном выражении она составила 110,1%.
Росту доходов населения также способствуют меры социальной поддержки населения, в том числе новые ежемесячные выплаты для семей с детьми, индексация пенсий неработающим пенсионерам, прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ).
С 1 января 2023 г. в соответствии с поручением Президента Российской Федерации установлено единое ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое объединило 5 действующих мер поддержки:
- ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка до достижения им возраста 3 лет;
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Данное пособие назначается семьям с детьми до 17 лет, у которых среднедушевой доход ниже одного прожиточного минимума (13 513 руб.) при условии соблюдения требований комплексной оценки нуждаемости.
Пособие назначается в размере 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума для детей в зависимости от дефицита доходов семьи (соответственно 6 554 руб., 9 831 руб. или 13 108 руб.).
Для беременных женщин размер выплаты составляет 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения (соответственно 7 364,5 руб., 11 046,8 руб. или 14 729 руб.).
При этом в 2023 году сохраняются остальные, ранее назначенные виды социальных выплат федерального и регионального уровня для семей с детьми.
В Нижегородской области принят Указ Губернатора Нижегородской области от 10 октября 2022 г. N 205 "О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, участвующих в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей". Данным Указом для участников специальной военной операции (далее - СВО) и членов их семей дополнительно к федеральным установлены различные меры поддержки, в том числе ежемесячная денежная компенсация в размере 50% платы за услуги ЖКХ, ежемесячные выплаты в размере 10 тысяч рублей беременным женщинам, несовершеннолетним детям и малоимущим семьям участников СВО.
На рынке труда Нижегородской области все показатели лучше докризисного уровня 2019 года. По состоянию на 1 ноября 2023 г. численность официально зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан составила 4,9 тыс. чел., что соответствует уровню безработицы 0,28%.
2. Варианты внутренних условий и характеристик
социально-экономического развития Нижегородской
области на долгосрочный период
Долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах: базовом и стратегическом.
При формировании основных параметров долгосрочного прогноза (приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу) в основу положены следующие документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- национальные проекты по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол N 34, раздел II, пункт 2);
- параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. N 35493-ВД/Д14и);
- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2023 г. N 941.
При разработке долгосрочного прогноза в приоритетном порядке учитывались параметры, определенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 (далее - Стратегия).
Базовый вариант прогноза соответствует наиболее вероятному сценарию развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.
Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в инновационном сценарии развития Нижегородской области, разработанном в рамках Стратегии.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста
Нижегородской области на период до 2035 года
3.1. Факторы экономического роста
Достижению устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе будет способствовать выполнение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Основным механизмом решения стратегических задач будет реализация национальных проектов.
Важнейшими факторами экономического роста будут являться следующие:
Схема 1
3.2. Ограничения экономического роста
Схема 2
Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций (схема 3).
Схема 3
4. Основные направления социально-экономического
развития Нижегородской области и целевые показатели
долгосрочного прогноза Нижегородской области
Социально-экономическое развитие Нижегородской области в долгосрочной перспективе будет поддерживаться реализацией мер по достижению целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Основным механизмом решения поставленных задач будет реализация национальных проектов и мероприятий государственных программ.
Реализация национальных проектов охватывает 13 ключевых направлений социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные качественные дороги, производительность труда, наука и университеты, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, туризм и индустрия гостеприимства.
По состоянию на 1 декабря 2023 г. на территории Нижегородской области реализуется 50 региональных проектов, по которым заключены соглашения о реализации региональных проектов. Паспорта региональных проектов внесены в систему "Электронный бюджет".
Соответствующие мероприятия региональных проектов учтены в государственных программах Нижегородской области. В 2024 году в регионе будет осуществляться реализация 33 государственных программ и 1 государственной региональной программы, связанной с модернизацией систем коммунальной инфраструктуры (предельные расходы на финансовое обеспечение программ приведены в разделе 5).
5. Основные параметры государственных
программ Нижегородской области
Предельные расходы на финансовое обеспечение
государственных программ Нижегородской области *
(млн рублей)
| Годы | |||||||||||
| 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2031 | 2032 | 2033 | 2034 | 2035 |
Всего расходы на реализацию государственных программ Нижегородской области, в том числе: | 306 325,8 | 286 036,8 | 271 679,9 | 309 466,6 | 330 051,4 | 352 540,8 | 376 687,2 | 402 551,2 | 430 199,7 | 459 780,2 | 491 497,3 | 525 411,0 |
Государственная программа Нижегородской области "Развитие образования Нижегородской области" | 68 633,6 | 68 297,2 | 67 863,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие здравоохранения Нижегородской области" | 45 977,6 | 46 825,4 | 43 416,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" | 48 075,1 | 45 169,6 | 47 226,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области" | 3 142,3 | 3 119,0 | 3 116,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно- коммунального хозяйства" | 6 204,4 | 2 791,0 | 2 743,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Содействие занятости населения Нижегородской области" | 1 165,2 | 1 118,7 | 1 140,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Охрана окружающей среды Нижегородской области" | 1 479,1 | 1 011,3 | 837,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" | 896,9 | 877,7 | 898,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие культуры Нижегородской области" | 5 762,3 | 4 697,2 | 4 614,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области" | 509,9 | 292,4 | 242,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Информационное общество Нижегородской области" | 3 307,3 | 3 242,3 | 3 205,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области" | 8 149,4 | 7 836,7 | 7 604,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" | 7 712,0 | 5 772,0 | 6 004,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие транспортной системы Нижегородской области" | 40 101,8 | 41 289,0 | 39 376,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области" | 1 013,5 | 657,4 | 528,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Управление государственным имуществом Нижегородской области" | 1 114,4 | 5 345,5 | 2 966,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Управление государственными финансами Нижегородской области" | 21 977,9 | 22 936,0 | 24 947,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие предпринимательства Нижегородской области" | 308,2 | 219,7 | 209,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области" | 981,2 | 1 036,4 | 1 047,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области" | 2 592,6 | 2 440,2 | 2 440,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" | 149,6 | 64,2 | 107,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" | 13,9 | 14,1 | 14,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" | 630,4 | 630,4 | 630,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" | 15,2 | 15,2 | 15,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие жилищного строительства и ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области" | 2 815,1 | 3 509,6 | 1 376,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" | 8 662,1 | 6 109,0 | 3 613,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Развитие туризма, промыслов и выставочно- конгрессной деятельности Нижегородской области" | 1 218,9 | 605,9 | 524,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Охрана животного мира Нижегородской области" | 176,7 | 177,6 | 178,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области" | 2 779,7 | 2 402,6 | 1 142,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области" | 3 372,1 | 950,6 | 950,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Информационная среда Нижегородской области" | 610,6 | 610,6 | 610,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области" | 6,7 | 6,7 | 6,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная программа Нижегородской области "Научно-технологическое развитие Нижегородской области" | 13 792,5 | 5 965,7 | 2 078,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственная региональная программа "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 годы») | 2 977,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* - в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 8 февраля 2024 г. N 77-р "О внесении изменений в бюджетный прогноз Нижегородской области на долгосрочный период, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 31 января 2017 г. N 82-р"
6. Прогноз баланса трудовых ресурсов Нижегородской области
тыс. чел.
Наименование показателя | 2022 год | 2023 год (оценка) | 2024 (прогноз) | 2025 (прогноз) | 2026 (прогноз) |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе: | 1 891,1 | 1 895,4 | 1 900,5 | 1 908,2 | 1 921 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте | 1 674,7 | 1 678,4 | 1 683 | 1 689,6 | 1 700,9 |
иностранные трудовые мигранты | 44,3 | 44,5 | 44,6 | 45 | 45,3 |
лица старше трудоспособного возраста и подростков, занятые в экономике, в том числе: | 172,1 | 172,5 | 172,9 | 173,6 | 174,8 |
лица старше трудоспособного возраста | 171,3 | 171,7 | 172,1 | 172,8 | 174 |
подростки | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Распределение численности трудовых ресурсов: |
|
|
|
|
|
Среднегодовая численность занятых в экономике | 1 639,9 | 1 646,1 | 1 653,9 | 1 661,9 | 1 674,9 |
Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы | 140,9 | 140,9 | 141 | 141,2 | 141,4 |
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике и учебой: военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; безработные; домохозяйки и др. население | 110,3 | 108,4 | 105,6 | 105,1 | 104,7 |
Распределение иностранных трудовых мигрантов по видам
экономической деятельности (расчетные данные
управления по труду и занятости населения
Нижегородской области с учетом фактических
данных МВД России)
тыс. чел.
Наименование показателя | 2022 год | 2023 год (оценка) | 2024 (прогноз) | 2025 (прогноз) | 2026 (прогноз) |
Иностранные трудовые мигранты, в том числе по видам экономической деятельности: | 44,3 | 44,5 | 44,6 | 45 | 45,3 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 1,7 | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 1,9 |
обрабатывающие производства | 8,1 | 8,2 | 8,2 | 8,4 | 8,6 |
строительство | 19,5 | 19,9 | 20 | 20,2 | 20,3 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,4 | 3,4 |
предоставление прочих видов услуг | 8,6 | 8,2 | 8,2 | 8 | 8 |
прочие | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,1 |
Принятые в тексте сокращения:
ВРП - валовой региональный продукт;
ИФО - индекс физического объема;
Среднемесячная заработная плата - номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций;
ФОТ - фонд заработной платы работников организаций;
% г/г - % к предыдущему году.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к прогнозу социально-экономического
развития Нижегородской области на
долгосрочный период (до 2035 года)
Основные параметры прогноза социально-экономического развития
Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)
Социально- экономические показатели | Варианты | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2031 | 2032 | 2033 | 2034 | 2035 | |||||
|
| факт | оценка | среднесрочный прогноз | прогноз | |||||||||||||||
ВРП (в основных ценах соответствующих лет), млрд руб. | Базовый | 2090,7 | 2327,2 | 2553,8 | 2741,1 | 2933,9 | 3151,9 | 3389,4 | 3630,8 | 3893,0 | 4174,3 | 4475,8 | 4799,2 | 5145,8 | 5517,6 | |||||
| Стратегический |
|
| 2622,3 | 2901,9 | 3202,2 | 3650,3 | 4176,1 | 4848,3 | 5676,3 | 6519,7 | 7345,0 | 8181,6 | 9018,3 | 9937,2 | |||||
ИФО ВРП, % г/г | Базовый | 100,1 | 105,0 | 103,2 | 102,8 | 102,8 | 103,3 | 103,4 | 103,0 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | |||||
| Стратегический |
|
| 106,0 | 106,0 | 106,0 | 109,6 | 110,0 | 111,6 | 112,6 | 110,4 | 108,3 | 107,1 | 106,0 | 106,0 | |||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности, млрд руб. | Базовый | 1837,8 | 1872,6 | 2 064 | 2 206 | 2 346,8 | 2 522,4 | 2 711,2 | 2 911,9 | 3 124,8 | 3 337,1 | 3 560,9 | 3 799,9 | 4 051,6 | 4 320,4 | |||||
| Стратегический |
|
| 2 113,4 | 2 341,2 | 2 580 | 2 926,3 | 3 340,1 | 3 865,9 | 4 510,4 | 5 163,5 | 5 807,5 | 6 476,7 | 7 154,3 | 7 903,9 | |||||
Индекс промышленного производства, % г/г | Базовый | 101,3 | 107 | 103,7 | 102,4 | 102,5 | 103,5 | 103,5 | 103,5 | 103,5 | 103,0 | 103,0 | 103,0 | 103,0 | 103,0 | |||||
| Стратегический |
|
| 106,2 | 106,2 | 106,2 | 109,3 | 110,0 | 111,5 | 112,5 | 110,4 | 108,6 | 107,6 | 106,7 | 106,7 | |||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам, млрд руб. | Базовый | 1663,7 | 1686,6 | 1 865,5 | 1 993,7 | 2 124,1 | 2 288,6 | 2 465,9 | 2 654,3 | 2 854,3 | 3 054,7 | 3 265,9 | 3 491,7 | 3 729,6 | 3 983,6 | |||||
| Стратегический |
|
| 1 913,9 | 2 127,3 | 2 354,6 | 2 688,5 | 3 089,3 | 3 601,1 | 4 231,0 | 4 870,2 | 5 499,6 | 6 153,4 | 6 814,6 | 7 546,8 | |||||
Индекс производства по обрабатывающим производствам, % г/г | Базовый | 101,3 | 107,2 | 103,9 | 102,5 | 102,6 | 103,8 | 103,8 | 103,7 | 103,7 | 103,2 | 103,2 | 103,2 | 103,2 | 103,2 | |||||
| Стратегический |
|
| 106,6 | 106,6 | 106,6 | 110,0 | 110,7 | 112,3 | 113,3 | 111,0 | 109,0 | 108,0 | 107,0 | 107,0 | |||||
Продукция сельского хозяйства, млрд руб. | Базовый | 120,0 | 121,7 | 127,8 | 135,7 | 144,5 | 154,2 | 164,7 | 175,7 | 187,6 | 200,2 | 213,2 | 226,8 | 240,5 | 254,6 | |||||
| Стратегический |
|
| 128,6 | 137,7 | 147,8 | 158,9 | 171,1 | 184,3 | 199,7 | 216,4 | 234,8 | 254,6 | 276,2 | 299,6 | |||||
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % г/г | Базовый | 112,0 | 98-100 | 100,4 | 101,9 | 102,3 | 102,2 | 102,2 | 102,0 | 102,0 | 102,0 | 101,8 | 101,8 | 101,6 | 101,5 | |||||
| Стратегический |
|
| 101,0 | 102,8 | 103,1 | 103,0 | 103,0 | 103,0 | 103,5 | 103,6 | 103,7 | 103,8 | 103,9 | 104,0 | |||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млрд руб. | Базовый | 249,2 | 323,8 | 346,5 | 370,4 | 394,9 | 426,2 | 461,4 | 499,1 | 538,7 | 579,9 | 624,1 | 671,2 | 720,3 | 772,4 | |||||
| Стратегический |
|
| 354,9 | 388,7 | 424,5 | 471,5 | 525,3 | 584,6 | 649,4 | 722,7 | 800,6 | 884,3 | 972,1 | 1 067,6 | |||||
ИФО по виду деятельности "Строительство", % г/г | Базовый | 103,6 | 100 | 102,2 | 102,5 | 102,8 | 103 | 103,5 | 103,4 | 103,2 | 103 | 103 | 103 | 103 | 103 | |||||
| Стратегический |
|
| 104,7 | 105 | 105,3 | 106 | 106,5 | 106,4 | 106,2 | 106,5 | 106 | 105,8 | 105,5 | 105,5 | |||||
Индекс потребительских цен за период с начала года, в % г/г | Базовый | 113,3 | 105-106 | 107,2 | 104,2 | 104 | 104 | 104 | 104 | 104 | 104 | 104 | 104 | 104 | 104 | |||||
| Стратегический |
|
| 107,2 | 104,2 | 104 | 103,9 | 103,9 | 103,9 | 103,9 | 103,9 | 103,9 | 103,9 | 103,9 | 103,9 | |||||
Оборот розничной торговли, млрд руб. | Базовый | 971,2 | 1065,6 | 1192,3 | 1285,8 | 1386,7 | 1489,8 | 1597,4 | 1711,2 | 1833 | 1963,6 | 2103,4 | 2253,2 | 2413,6 | 2585,5 | |||||
| Стратегический |
|
| 1214,1 | 1334,7 | 1465,9 | 1622 | 1803,2 | 2004,7 | 2228,7 | 2477,7 | 2754,6 | 3033,7 | 3309,6 | 3610,6 | |||||
ИФО оборота розничной торговли, % г/г | Базовый | 95,7 | 105,8 | 103,6 | 103,5 | 103,6 | 103,4 | 103,2 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | |||||
| Стратегический |
|
| 105,5 | 105,5 | 105,5 | 106,5 | 107 | 107 | 107 | 107 | 107 | 106 | 105 | 105 | |||||
Объем платных услуг населению, млрд руб. | Базовый | 237 | 271,4 | 295,5 | 317,8 | 341 | 366 | 393,6 | 423,2 | 455,1 | 489,4 | 526,2 | 565,9 | 608,5 | 654,4 | |||||
| Стратегический |
|
| 301,3 | 331,8 | 364,4 | 402,9 | 447,6 | 497,2 | 552,2 | 613,4 | 681,4 | 753,3 | 825 | 903,5 | |||||
ИФО объема платных услуг населению, % г/г | Базовый | 103 | 104,1 | 103 | 102,5 | 102,6 | 102,9 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | 103,1 | |||||
| Стратегический |
|
| 105 | 105 | 105 | 106 | 106,5 | 106,5 | 106,5 | 106,5 | 106,5 | 106 | 105 | 105 | |||||
Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу), млрд руб. | Базовый | 518,1 | 523,3 | 546,8 | 576,9 | 606,9 | 642,1 | 682,6 | 727,6 | 775,6 | 829,9 | 888,0 | 950,2 | 1 016,7 | 1 087,9 | |||||
| Стратегический |
|
| 562,5 | 612,6 | 664,7 | 747,1 | 845,7 | 959,0 | 1 088,5 | 1 231,1 | 1 385,0 | 1 540,1 | 1 694,1 | 1 863,5 | |||||
Темп роста прибыли прибыльных организаций в действующих ценах, % г/г | Базовый | 108,2 | 101 | 104,5 | 105,5 | 105,2 | 105,8 | 106,3 | 106,6 | 106,6 | 107 | 107 | 107 | 107 | 107 | |||||
| Стратегический |
|
| 107,5 | 108,9 | 108,5 | 112,4 | 113,2 | 113,4 | 113,5 | 113,1 | 112,5 | 111,2 | 110,0 | 110,0 | |||||
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. | Базовый | 462,1 | 506,6 | 559,3 | 607,8 | 664,4 | 732,5 | 809,1 | 892,8 | 983,4 | 1 081,1 | 1 179,5 | 1 280,6 | 1 387,7 | 1 496,5 | |||||
| Стратегический |
|
| 576,6 | 644,8 | 721,0 | 827,3 | 956,3 | 1 121,4 | 1 325,6 | 1 600,2 | 1 973,6 | 2 450,8 | 3 038,1 | 3 747,1 | |||||
ИФО объема инвестиций в основной капитал, % г/г | Базовый | 100,9 | 101,9 | 103,2 | 103,7 | 104,5 | 105,3 | 105,5 | 105,4 | 105,2 | 105 | 104,2 | 103,7 | 103,5 | 103 | |||||
| Стратегический |
|
| 106,4 | 106,7 | 106,9 | 109,6 | 110,4 | 112 | 112,9 | 115,3 | 117,8 | 118,6 | 118,4 | 117,8 | |||||
Численность населения (среднегодовая), тыс. чел. | Базовый | 3 095,4 | 3 070,2 | 3 047,3 | 3 026,3 | 3 008,0 | 2 991,5 | 2 976,1 | 2 961,8 | 2 948,2 | 2 935,4 | 2 923,4 | 2 912,1 | 2 901,4 | 2 891,2 | |||||
| Стратегический |
|
| 3 049,2 | 3 032,3 | 3 019,1 | 3 008,4 | 2 998,7 | 2 990,0 | 2 982,1 | 2 975,0 | 2 968,8 | 2 963,3 | 2 958,5 | 2 954,4 | |||||
Реальные среднедушевые денежные доходы населения, % г/г | Базовый | 101,7 | 104,5 | 102,8 | 102,6 | 102,7 | 102,5 | 102,4 | 102,4 | 102,4 | 102,4 | 102,4 | 102,4 | 102,4 | 102,4 | |||||
| Стратегический |
|
| 104,5 | 104,5 | 104,5 | 104,5 | 104,5 | 104,5 | 104,7 | 104,8 | 104,9 | 105 | 105 | 105 | |||||
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. | Базовый | 43214 | 47507 | 52353 | 55970 | 59780 | 63730 | 67870 | 72275 | 76970 | 81970 | 87295 | 92965 | 99000 | 105435 | |||||
| Стратегический |
|
| 53219 | 57950 | 62980 | 68380 | 74245 | 80611 | 87692 | 95485 | 104070 | 113535 | 123862 | 135130 | |||||
Темп роста среднедушевых денежных доходов населения в действующих ценах, % г/г | Базовый | 115,2 | 109,9 | 110,2 | 106,9 | 106,8 | 106,6 | 106,5 | 106,5 | 106,5 | 106,5 | 106,5 | 106,5 | 106,5 | 106,5 | |||||
| Стратегический |
|
| 112 | 108,9 | 108,7 | 108,6 | 108,6 | 108,6 | 108,8 | 108,9 | 109 | 109,1 | 109,1 | 109,1 | |||||
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), руб. | Базовый | 48367,9 | 54190 | 59500 | 63550 | 67620 | 72430 | 77590 | 83110 | 89030 | 95370 | 102160 | 109430 | 117220 | 125570 | |||||
| Стратегический |
|
| 61000 | 66740 | 72880 | 79580 | 86900 | 94890 | 103620 | 113150 | 123560 | 134930 | 147340 | 160900 | |||||
Темп роста среднемесячной заработной платы в действующих ценах, % г/г | Базовый | 116,9 | 112,0 | 109,8 | 106,8 | 106,4 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | |||||
| Стратегический |
|
| 112,6 | 109,4 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | |||||
Темп роста реальной заработной платы, % г/г | Базовый | 103,2 | 106,5 | 102,5 | 102,6 | 102,3 | 103 | 103 | 103 | 103 | 103 | 103 | 103 | 103 | 103 | |||||
| Стратегический |
|
| 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | |||||
ФОТ, млрд руб. | Базовый | 688,1 | 774,0 | 840,2 | 899,1 | 958,4 | 1026,6 | 1099,7 | 1178,0 | 1261,9 | 1351,7 | 1448,0 | 1551,0 | 1661,4 | 1779,8 | |||||
| Стратегический |
|
| 861,4 | 944,2 | 1033,0 | 1129,1 | 1234,2 | 1349,0 | 1474,6 | 1611,8 | 1761,8 | 1925,9 | 2105,1 | 2301,1 | |||||
Темп роста ФОТ в действующих ценах, % г/г | Базовый | 113,3 | 112,5 | 108,6 | 107 | 106,6 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | 107,1 | |||||
| Стратегический |
|
| 111,3 | 109,6 | 109,4 | 109,3 | 109,3 | 109,3 | 109,3 | 109,3 | 109,3 | 109,3 | 109,3 | 109,3 | |||||
Производительность труда, % | Базовый | 100,0 | 104,6 | 102,7 | 102,3 | 102,0 | 102,8 | 102,9 | 102,4 | 102,8 | 102,9 | 103,1 | 103,2 | 103,3 | 103,4 | |||||
| Стратегический |
|
| 105,5 | 105,5 | 105,2 | 108,6 | 109,4 | 111,0 | 111,9 | 110,0 | 108,0 | 107,0 | 106,0 | 106,0 | |||||
Уровень зарегистрированной безработицы, % | Базовый | 0,42 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | |||||
| Стратегический |
|
| 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | |||||
________________________
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2024 года и на период 2025 и 2026 годов), одобренного постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2023 г. N 941.
Здесь и далее под стратегическим вариантом понимается инновационный сценарий развития области, разработанный в рамках Стратегии.
Уточненные данные Росстата.".