Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 22 февраля 2024 г.                                                                              77

 

О внесении изменений в прогноз социально-экономического

развития Нижегородской области на долгосрочный

период (до 2035 года), утвержденный постановлением

Правительства Нижегородской области

от 6 февраля 2019 г. N 59

 

 

В соответствии с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. N 377, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59, изменения, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

 

 

И.о.Губернатора                                           А.Н.Гнеушев

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Нижегородской области

от 22 февраля 2024 г. N 77

 

 

"УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 6 февраля 2019 г. N 59

 

 

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской

области на долгосрочный период (до 2035 года)

 

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";

постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. N 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период".

Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.

 

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического

 развития Нижегородской области в 2022-2023 годах

 

В 2022 году, несмотря на сложные экономические условия и санкционное давление, экономика Нижегородской области (далее также - регион, область) развивалась лучше ожиданий, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренном постановлением Правительства Нижегородской области от 21 октября 2022 г. N 844 (далее - прогноз  на 2023-2025 годы).

По итогам 2022 года экономика региона продемонстрировала положительную динамику. Индекс физического объема валового регионального продукта (далее - ИФО ВРП) по оценке сложился на уровне 100,1% к 2021 году (в среднем по России наблюдалось снижение ВВП на 2,1%). Выход в положительную зону стал возможным за счет реализации на федеральном и региональном уровнях мер по поддержке экономики, адаптации бизнеса к новым вызовам, а также имеющегося запаса прочности, накопленного за прошедшие годы.

Индекс промышленного производства в области составил 101,3% к уровню 2021 года, в том числе в обработке - 101,3% (по Российской Федерации (далее - РФ) - 100,6% и 100,3%, соответственно).

Сельское хозяйство за 2022 год выросло на 12% в сопоставимых ценах, что, в основном, связано с существенным увеличением производства зерна - на 44,1% (по РФ - 110,2%).

Объем работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", составил 103,6% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах (по РФ - 107,5%).

Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, в 2022 году удалось сохранить и инвестиционную активность. Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 462,1 млрд руб. или 100,9% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. При этом за счет реализации в регионе крупных инвестиционных проектов наблюдался значительный рост федеральных вложений - почти в 4,5 раза к уровню 2021 года.

Положительно повлияло на инвестиционную активность и повышение финансовых результатов организаций. В 2022 году прибыль прибыльных предприятий выросла на 8,2% к уровню 2021 года.

При этом, в связи со снижением потребительского кредитования населения в 2022 году (на 12% к уровню 2021 года) и сохранением импортных ограничений на товары, потребительский рынок не смог преодолеть отставание и остался в отрицательной зоне. Сокращение оборота розничной торговли составило 4,3% в сопоставимых ценах (в РФ - сокращение на 6,5%). В то же время сохранилась положительная динамика в сфере платных услуг - прирост составил 3% в сопоставимых ценах (в РФ - рост на 5%).

Одним из важнейших итогов 2022 года стала положительная динамика по реальной заработной плате - 103,2% к уровню 2021 года, что выше среднероссийского уровня (по РФ - 100,3%).

Ситуация на рынке труда области в 2022 году оставалась стабильной. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2022 года составил 0,42%.

Таким образом, итоги 2022 года показали, что регион преодолевает вызовы и негативное влияние внешних санкций, демонстрируя положительные результаты по ключевым направлениям социально-экономического развития.

В 2023 году наблюдается сохранение стабильности в экономике региона. С начала года она показывает уверенный рост. По итогам 10 месяцев 2023 года экономический прирост оценивается на уровне 9,6%.

Положительная динамика экономики является результатом успешного развития ее ключевых секторов.

Наибольший вклад в прирост экономики дает промышленное производство, индекс которого по итогам января-октября 2023 года составил 110,5% к аналогичному периоду 2022 года, в том числе в обрабатывающей промышленности - 110,7%.

Основной вклад в положительную динамику индекса внесли отрасли, ориентированные на оборонно-промышленный комплекс и импортозамещение. Наибольший рост продемонстрировали: производство транспортных средств и оборудования (в 1,6 раза), производство электрического оборудования (в 1,5 раза), производство готовых металлических изделий (на 33,7%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (на 23%), производство автотранспортных средств (на 14,8%), производство нефтепродуктов (на 13,4%) и др.

Рост объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", за январь-октябрь 2023 года составил 115,5% к аналогичному периоду 2022 года в сопоставимых ценах. Драйвером является жилищное строительство - рост на 13,3% к январю-октябрю 2022 года. Высокий показатель связан с увеличением объема ввода в эксплуатацию как многоквартирных домов, так и с развитием рынка ИЖС. При этом по объему введенного в действие жилья среди категорий застройщиков лидирующее место принадлежит населению, на его долю пришлось 60,9% объема жилья по области.

В сегменте розничной торговли в текущем году наблюдается восстановительный рост потребительской активности: оборот розничной торговли за январь-октябрь 2023 года увеличился на 7,9% в сопоставимой оценке к аналогичному периоду 2022 года. Увеличение спроса поддерживается расширением потребительского кредитования: за 10 месяцев текущего года объем потребительских кредитов, выданных населению области, увеличился в 1,5 раза.

Продажи непродовольственных товаров по итогам 10 месяцев восстановились и превысили уровень аналогичного периода прошлого года на 11,8%.

Объем платных услуг населению за январь-октябрь текущего года вырос на 4,1% в сопоставимых ценах. При этом наибольший рост спроса наблюдался на услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий (в 1,6 раза в сопоставимых ценах) и туристических агентств (на 16,9%) за счет увеличения туристического потока внутри страны.

Положительную динамику показывает и инвестиционная активность. По итогам января-сентября 2023 года объем инвестиций в основной капитал составил 365 млрд руб., что на 23,2% выше аналогичного периода 2022 года в сопоставимых ценах.

Значительный рост капиталовложений обусловлен, прежде всего, инвестициями в отрасли обрабатывающих производств: в металлургическом производстве и производстве пищевых продуктов рост инвестиций составил 1,7 раза к январю-сентябрю 2022 года, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий - 3,4 раза, в производстве бумаги и бумажных изделий - 1,8 раза, в производстве химических веществ и химических продуктов - 1,4 раза и др.

Другим значимым фактором роста инвестиций является привлечение федерального финансирования и выделение средств из областного бюджета на капитальное строительство. Так, в этом году в регионе осуществлялось строительство 25 школ, причем 14 из них по концессионной модели, которая позволила существенно увеличить темпы строительства.

В целях развития инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в области оказывается государственная поддержка организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, в виде региональных налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество. За январь-сентябрь 2023 года размер государственной поддержки составил 2 840,6 млн руб., в том числе льготы по налогу на имущество - 1 068,7 млн руб., льготы по налогу на прибыль - 1 771,9 млн руб.

По данным за 9 месяцев 2023 года действует 42 инвестиционных соглашения между Правительством Нижегородской области и инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты, о предоставлении государственной поддержки, по которым предусмотрен объем инвестиций в сумме 438,2 млрд рублей, сохранение и создание более 16 тыс. рабочих мест.

Кроме того, на всей территории области работает развитая сеть центров "Мой бизнес" и инвеступолномоченные, что также способствует созданию комфортных условий для инвесторов.

За январь-сентябрь 2023 года среднедушевые денежные доходы населения сложились на уровне 46,7 тыс. руб., что на 14,7% выше аналогичного периода 2022 года в действующих ценах. Реальные среднедушевые денежные доходы при этом выросли на 9,4%.

Рост доходов населения обусловлен положительной динамикой заработной платы, которая за указанный период выросла на 15,4% в действующих ценах к январю-сентябрю 2022 года. В реальном выражении она составила 110,1%.

Росту доходов населения также способствуют меры социальной поддержки населения, в том числе новые ежемесячные выплаты для семей с детьми, индексация пенсий неработающим пенсионерам, прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

С 1 января 2023 г. в соответствии с поручением Президента Российской Федерации установлено единое ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое объединило 5 действующих мер поддержки:

- ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет;

- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка до достижения им возраста 3 лет;

- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;

- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.

Данное пособие назначается семьям с детьми до 17 лет, у которых среднедушевой доход ниже одного прожиточного минимума (13 513 руб.) при условии соблюдения требований комплексной оценки нуждаемости.

Пособие назначается в размере 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума для детей в зависимости от дефицита доходов семьи (соответственно 6 554 руб., 9 831 руб. или 13 108 руб.).

Для беременных женщин размер выплаты составляет 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения (соответственно 7 364,5 руб., 11 046,8 руб. или 14 729 руб.).

При этом в 2023 году сохраняются остальные, ранее назначенные виды социальных выплат федерального и регионального уровня для семей с детьми.

В Нижегородской области принят Указ Губернатора Нижегородской области от 10 октября 2022 г. N 205 "О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, участвующих в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей". Данным Указом для участников специальной военной операции (далее - СВО) и членов их семей дополнительно к федеральным установлены различные меры поддержки, в том числе ежемесячная денежная компенсация в размере 50% платы за услуги ЖКХ, ежемесячные выплаты в размере 10 тысяч рублей беременным женщинам, несовершеннолетним детям и малоимущим семьям участников СВО.

На рынке труда Нижегородской области все показатели лучше докризисного уровня 2019 года. По состоянию на 1 ноября 2023 г. численность официально зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан составила 4,9 тыс. чел., что соответствует уровню безработицы 0,28%.

 

2. Варианты внутренних условий и характеристик

социально-экономического развития Нижегородской

 области на долгосрочный период

 

Долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах: базовом и стратегическом.

При формировании основных параметров долгосрочного прогноза (приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу) в основу положены следующие документы:

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

- национальные проекты по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол N 34, раздел II, пункт 2);

- параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. N 35493-ВД/Д14и);

- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2023 г. N 941.

При разработке долгосрочного прогноза в приоритетном порядке учитывались параметры, определенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 (далее - Стратегия).

Базовый вариант прогноза соответствует наиболее вероятному сценарию развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.

Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в инновационном сценарии развития Нижегородской области, разработанном в рамках Стратегии.

 

3. Оценка факторов и ограничений экономического роста

Нижегородской области на период до 2035 года

 

3.1. Факторы экономического роста

 

Достижению устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе будет способствовать выполнение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Основным механизмом решения стратегических задач будет реализация национальных проектов.

Важнейшими факторами экономического роста будут являться следующие:

 

Схема 1

 

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

 

3.2. Ограничения экономического роста

 

Схема 2

 

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

 

Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций (схема 3).

 

Схема 3

 

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

 

4. Основные направления социально-экономического

развития Нижегородской  области и целевые показатели

 долгосрочного прогноза Нижегородской области

 

Социально-экономическое развитие Нижегородской области в долгосрочной перспективе будет поддерживаться реализацией мер по достижению целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Основным механизмом решения поставленных задач будет реализация национальных проектов и мероприятий государственных программ.

Реализация национальных проектов охватывает 13 ключевых направлений социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные качественные дороги, производительность труда, наука и университеты, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, туризм и индустрия гостеприимства.

По состоянию на 1 декабря 2023 г. на территории Нижегородской области реализуется 50 региональных проектов, по которым заключены соглашения  о реализации региональных проектов. Паспорта региональных проектов внесены в систему "Электронный бюджет".

Соответствующие мероприятия региональных проектов учтены в государственных программах Нижегородской области. В 2024 году в регионе будет осуществляться реализация 33 государственных программ и 1 государственной региональной программы, связанной с модернизацией систем коммунальной инфраструктуры (предельные расходы на финансовое обеспечение программ приведены в разделе 5).

 

5. Основные параметры государственных

программ Нижегородской области

 

Предельные расходы на финансовое обеспечение

 государственных программ Нижегородской области *

 

(млн рублей)

 

Годы

 

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2031

2032

2033

2034

2035

Всего расходы на реализацию государственных программ Нижегородской области, в том числе:

306 325,8

286 036,8

271 679,9

309 466,6

330 051,4

352 540,8

376 687,2

402 551,2

430 199,7

459 780,2

491 497,3

525 411,0

Государственная программа Нижегородской области "Развитие образования Нижегородской области"

68 633,6

68 297,2

67 863,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие здравоохранения Нижегородской области"

45 977,6

46 825,4

43 416,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Социальная поддержка граждан Нижегородской области"

48 075,1

45 169,6

47 226,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области"

3 142,3

3 119,0

3 116,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно- коммунального хозяйства"

6 204,4

2 791,0

2 743,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Содействие занятости населения Нижегородской области"

1 165,2

1 118,7

1 140,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Охрана окружающей среды Нижегородской области"

1 479,1

1 011,3

837,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области"

896,9

877,7

898,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие культуры Нижегородской области"

5 762,3

4 697,2

4 614,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области"

509,9

292,4

242,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Информационное общество Нижегородской области"

3 307,3

3 242,3

3 205,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области"

8 149,4

7 836,7

7 604,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области"

7 712,0

5 772,0

6 004,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие транспортной системы Нижегородской области"

40 101,8

41 289,0

39 376,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области"

1 013,5

657,4

528,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Управление государственным имуществом Нижегородской области"

1 114,4

5 345,5

2 966,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Управление государственными финансами Нижегородской области"

21 977,9

22 936,0

24 947,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие предпринимательства Нижегородской области"

308,2

219,7

209,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области"

981,2

1 036,4

1 047,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области"

2 592,6

2 440,2

2 440,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области"

149,6

64,2

107,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области"

13,9

14,1

14,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области"

630,4

630,4

630,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области"

15,2

15,2

15,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие жилищного строительства и ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области"

2 815,1

3 509,6

1 376,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения"

8 662,1

6 109,0

3 613,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Развитие туризма, промыслов и выставочно- конгрессной деятельности Нижегородской области"

1 218,9

605,9

524,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Охрана животного мира Нижегородской области"

176,7

177,6

178,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области"

2 779,7

2 402,6

1 142,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области"

3 372,1

950,6

950,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Информационная среда Нижегородской области"

610,6

610,6

610,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области"

6,7

6,7

6,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Нижегородской области "Научно-технологическое развитие Нижегородской области"

13 792,5

5 965,7

2 078,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная региональная программа "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 годы»)

2 977,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* - в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 8 февраля 2024 г. N 77-р "О внесении изменений в бюджетный прогноз Нижегородской области на долгосрочный период, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 31 января 2017 г. N 82-р"

 

6. Прогноз баланса трудовых ресурсов Нижегородской области

 

тыс. чел.

Наименование показателя

2022 год

2023 год (оценка)

2024

(прогноз)

2025

(прогноз)

2026

(прогноз)

Численность трудовых ресурсов - всего,

в том числе:

1 891,1

1 895,4

1 900,5

1 908,2

1 921

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

1 674,7

1 678,4

1 683

1 689,6

1 700,9

иностранные трудовые мигранты

44,3

44,5

44,6

45

45,3

лица старше трудоспособного возраста и подростков, занятые в экономике, в том числе:

172,1

172,5

172,9

173,6

174,8

лица старше трудоспособного возраста

171,3

171,7

172,1

172,8

174

подростки

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

Распределение численности трудовых ресурсов:

 

 

 

 

 

Среднегодовая численность занятых в экономике

1 639,9

1 646,1

1 653,9

1 661,9

1 674,9

Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы

140,9

140,9

141

141,2

141,4

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике и учебой: военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; безработные; домохозяйки и др. население

110,3

108,4

105,6

105,1

104,7

 

Распределение иностранных трудовых мигрантов по видам

 экономической деятельности (расчетные данные

управления по труду и занятости населения

Нижегородской области с учетом фактических

 данных МВД России)

 

тыс. чел.

Наименование показателя

2022 год

2023 год (оценка)

2024

(прогноз)

2025

(прогноз)

2026

(прогноз)

Иностранные трудовые мигранты, в том числе по видам экономической деятельности:

44,3

44,5

44,6

45

45,3

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

1,7

1,8

1,8

1,9

1,9

обрабатывающие производства

8,1

8,2

8,2

8,4

8,6

строительство

19,5

19,9

20

20,2

20,3

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

3,3

3,3

3,3

3,4

3,4

предоставление прочих видов услуг

8,6

8,2

8,2

8

8

прочие

3,1

3,1

3,1

3,1

3,1

 

Принятые в тексте сокращения:

ВРП - валовой региональный продукт;

ИФО - индекс физического объема;

Среднемесячная заработная плата - номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций;

ФОТ - фонд заработной платы работников организаций;

% г/г - % к предыдущему году.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к прогнозу социально-экономического

 развития Нижегородской области на

долгосрочный период (до 2035 года)

 

 

Основные параметры прогноза социально-экономического развития

Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)

 

Социально- экономические показатели

Варианты

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2031

2032

2033

2034

2035

 

 

факт

оценкаПостановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

среднесрочный прогнозПостановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

прогноз

ВРП (в основных ценах соответствующих лет), млрд руб.

Базовый

2090,7

2327,2

2553,8

2741,1

2933,9

3151,9

3389,4

3630,8

3893,0

4174,3

4475,8

4799,2

5145,8

5517,6

 

СтратегическийПостановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

 

 

2622,3

2901,9

3202,2

3650,3

4176,1

4848,3

5676,3

6519,7

7345,0

8181,6

9018,3

9937,2

ИФО ВРП,  % г/г

Базовый

100,1

105,0

103,2

102,8

102,8

103,3

103,4

103,0

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

 

Стратегический

 

 

106,0

106,0

106,0

109,6

110,0

111,6

112,6

110,4

108,3

107,1

106,0

106,0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности, млрд руб.

Базовый

1837,8Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

1872,6

2 064

2 206

2 346,8

2 522,4

2 711,2

2 911,9

3 124,8

3 337,1

3 560,9

3 799,9

4 051,6

4 320,4

 

Стратегический

 

 

2 113,4

2 341,2

2 580

2 926,3

3 340,1

3 865,9

4 510,4

5 163,5

5 807,5

6 476,7

7 154,3

7 903,9

Индекс промышленного производства, % г/г

Базовый

101,3Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

107

103,7

102,4

102,5

103,5

103,5

103,5

103,5

103,0

103,0

103,0

103,0

103,0

 

Стратегический

 

 

106,2

106,2

106,2

109,3

110,0

111,5

112,5

110,4

108,6

107,6

106,7

106,7

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам, млрд руб.

Базовый

1663,7Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

1686,6

1 865,5

1 993,7

2 124,1

2 288,6

2 465,9

2 654,3

2 854,3

3 054,7

3 265,9

3 491,7

3 729,6

3 983,6

 

Стратегический

 

 

1 913,9

2 127,3

2 354,6

2 688,5

3 089,3

3 601,1

4 231,0

4 870,2

5 499,6

6 153,4

6 814,6

7 546,8

Индекс производства по обрабатывающим производствам, % г/г

Базовый

101,3Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

107,2

103,9

102,5

102,6

103,8

103,8

103,7

103,7

103,2

103,2

103,2

103,2

103,2

 

Стратегический

 

 

106,6

106,6

106,6

110,0

110,7

112,3

113,3

111,0

109,0

108,0

107,0

107,0

Продукция сельского хозяйства, млрд руб.

Базовый

120,0

121,7

127,8

135,7

144,5

154,2

164,7

175,7

187,6

200,2

213,2

226,8

240,5

254,6

 

Стратегический

 

 

128,6

137,7

147,8

158,9

171,1

184,3

199,7

216,4

234,8

254,6

276,2

299,6

Индекс производства продукции сельского хозяйства, % г/г

Базовый

112,0

98-100

100,4

101,9

102,3

102,2

102,2

102,0

102,0

102,0

101,8

101,8

101,6

101,5

 

Стратегический

 

 

101,0

102,8

103,1

103,0

103,0

103,0

103,5

103,6

103,7

103,8

103,9

104,0

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млрд руб.

Базовый

249,2Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

323,8

346,5

370,4

394,9

426,2

461,4

499,1

538,7

579,9

624,1

671,2

720,3

772,4

 

Стратегический

 

 

354,9

388,7

424,5

471,5

525,3

584,6

649,4

722,7

800,6

884,3

972,1

1 067,6

ИФО по виду деятельности "Строительство",

% г/г

Базовый

103,6Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59"

100

102,2

102,5

102,8

103

103,5

103,4

103,2

103

103

103

103

103

 

Стратегический

 

 

104,7

105

105,3

106

106,5

106,4

106,2

106,5

106

105,8

105,5

105,5

Индекс потребительских цен за период с начала года, в % г/г

Базовый

113,3

105-106

107,2

104,2

104

104

104

104

104

104

104

104

104

104

 

Стратегический

 

 

107,2

104,2

104

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

103,9

Оборот розничной торговли,

млрд руб.

Базовый

971,2

1065,6

1192,3

1285,8

1386,7

1489,8

1597,4

1711,2

1833

1963,6

2103,4

2253,2

2413,6

2585,5

 

Стратегический

 

 

1214,1

1334,7

1465,9

1622

1803,2

2004,7

2228,7

2477,7

2754,6

3033,7

3309,6

3610,6

ИФО оборота розничной торговли,  % г/г

Базовый

95,7

105,8

103,6

103,5

103,6

103,4

103,2

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

 

Стратегический

 

 

105,5

105,5

105,5

106,5

107

107

107

107

107

106

105

105

Объем платных услуг населению,

млрд руб.

Базовый

237

271,4

295,5

317,8

341

366

393,6

423,2

455,1

489,4

526,2

565,9

608,5

654,4

 

Стратегический

 

 

301,3

331,8

364,4

402,9

447,6

497,2

552,2

613,4

681,4

753,3

825

903,5

ИФО объема платных услуг населению, % г/г

Базовый

103

104,1

103

102,5

102,6

102,9

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

 

Стратегический

 

 

105

105

105

106

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

106

105

105

Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу), млрд руб.

Базовый

518,1

523,3

546,8

576,9

606,9

642,1

682,6

727,6

775,6

829,9

888,0

950,2

1 016,7

1 087,9

 

Стратегический

 

 

562,5

612,6

664,7

747,1

845,7

959,0

1 088,5

1 231,1

1 385,0

1 540,1

1 694,1

1 863,5

Темп роста прибыли прибыльных организаций в действующих ценах, % г/г

Базовый

108,2

101

104,5

105,5

105,2

105,8

106,3

106,6

106,6

107

107

107

107

107

 

Стратегический

 

 

107,5

108,9

108,5

112,4

113,2

113,4

113,5

113,1

112,5

111,2

110,0

110,0

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

Базовый

462,1

506,6

559,3

607,8

664,4

732,5

809,1

892,8

983,4

1 081,1

1 179,5

1 280,6

1 387,7

1 496,5

 

Стратегический

 

 

576,6

644,8

721,0

827,3

956,3

1 121,4

1 325,6

1 600,2

1 973,6

2 450,8

3 038,1

3 747,1

ИФО объема инвестиций в основной капитал,

% г/г

Базовый

100,9

101,9

103,2

103,7

104,5

105,3

105,5

105,4

105,2

105

104,2

103,7

103,5

103

 

Стратегический

 

 

106,4

106,7

106,9

109,6

110,4

112

112,9

115,3

117,8

118,6

118,4

117,8

Численность населения (среднегодовая), тыс. чел.

Базовый

3 095,4

3 070,2

3 047,3

3 026,3

3 008,0

2 991,5

2 976,1

2 961,8

2 948,2

2 935,4

2 923,4

2 912,1

2 901,4

2 891,2

 

Стратегический

 

 

3 049,2

3 032,3

3 019,1

3 008,4

2 998,7

2 990,0

2 982,1

2 975,0

2 968,8

2 963,3

2 958,5

2 954,4

Реальные среднедушевые денежные доходы населения, % г/г

Базовый

101,7

104,5

102,8

102,6

102,7

102,5

102,4

102,4

102,4

102,4

102,4

102,4

102,4

102,4

 

Стратегический

 

 

104,5

104,5

104,5

104,5

104,5

104,5

104,7

104,8

104,9

105

105

105

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

Базовый

43214

47507

52353

55970

59780

63730

67870

72275

76970

81970

87295

92965

99000

105435

 

Стратегический

 

 

53219

57950

62980

68380

74245

80611

87692

95485

104070

113535

123862

135130

Темп роста среднедушевых денежных доходов населения в действующих ценах, % г/г

Базовый

115,2

109,9

110,2

106,9

106,8

106,6

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

106,5

 

Стратегический

 

 

112

108,9

108,7

108,6

108,6

108,6

108,8

108,9

109

109,1

109,1

109,1

Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), руб.

Базовый

48367,9

54190

59500

63550

67620

72430

77590

83110

89030

95370

102160

109430

117220

125570

 

Стратегический

 

 

61000

66740

72880

79580

86900

94890

103620

113150

123560

134930

147340

160900

Темп роста среднемесячной заработной платы в действующих ценах, % г/г

Базовый

116,9

112,0

109,8

106,8

106,4

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

 

Стратегический

 

 

112,6

109,4

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

109,2

Темп роста реальной заработной платы, % г/г

Базовый

103,2

106,5

102,5

102,6

102,3

103

103

103

103

103

103

103

103

103

 

Стратегический

 

 

105

105

105

105

105

105

105

105

105

105

105

105

ФОТ, млрд руб.

Базовый

688,1

774,0

840,2

899,1

958,4

1026,6

1099,7

1178,0

1261,9

1351,7

1448,0

1551,0

1661,4

1779,8

 

Стратегический

 

 

861,4

944,2

1033,0

1129,1

1234,2

1349,0

1474,6

1611,8

1761,8

1925,9

2105,1

2301,1

Темп роста ФОТ в действующих ценах, % г/г

Базовый

113,3

112,5

108,6

107

106,6

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

107,1

 

Стратегический

 

 

111,3

109,6

109,4

109,3

109,3

109,3

109,3

109,3

109,3

109,3

109,3

109,3

Производительность труда, %

Базовый

100,0

104,6

102,7

102,3

102,0

102,8

102,9

102,4

102,8

102,9

103,1

103,2

103,3

103,4

 

Стратегический

 

 

105,5

105,5

105,2

108,6

109,4

111,0

111,9

110,0

108,0

107,0

106,0

106,0

Уровень зарегистрированной безработицы, %

Базовый

0,42

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

 

Стратегический

 

 

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

 

________________________

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59" В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2024 года и на период 2025 и 2026 годов), одобренного постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2023 г. N 941.

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59" Здесь и далее под стратегическим вариантом понимается инновационный сценарий развития области, разработанный в рамках Стратегии.

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 N 77 "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59" Уточненные данные Росстата.".

 

 

 

 

 

 

 

Постановление Правительства Нижегородской области "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59" от 22.02.2024 N 77