Постановление Правительства Нижегородской области от 12.04.2024 N 172 "O внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 289"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2024 г. N 172
O внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 289
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 289 "Об утверждении государственной программы "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Нижегородской области
"Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов
культурного наследия в Нижегородской области".
1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" заменить словами "прилагаемую государственную программу Нижегородской области".
1.3. Пункты 2 и 3 исключить.
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 289.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г., и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 12 апреля 2024 г. N 172
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в государственную программу "Сохранение,
популяризация и государственная охрана объектов культурного
наследия в Нижегородской области", утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 289
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
"СОХРАНЕНИЕ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Стратегические приоритеты
государственной программы Нижегородской области
"Сохранение, популяризация и государственная охрана
объектов культурного наследия в Нижегородской области"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического
развития Нижегородской области в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны
объектов культурного наследия в Нижегородской области
Приоритеты развития, стратегические задачи и основы государственной политики в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия на исторически сложившихся территориях и в их исторической среде определены Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889, определяет стратегические задачи в области сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, реализуемые по следующим направлениям:
- организация работ по сохранению объектов культурного наследия (меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ);
- осуществление мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия (выявление объектов культурного наследия, утверждение территорий, предмета охраны объектов культурного наследия, установление зон охраны объектов культурного наследия, регулирование градостроительной деятельности в исторических поселениях);
- популяризация объектов культурного наследия.
На территории Нижегородской области расположены 3628 объектов культурного наследия, в том числе:
- 1264 объекта культурного наследия федерального значения;
- 2330 объектов культурного наследия регионального значения;
- 34 объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Необходимо отметить, что в Приволжском федеральном округе Нижегородская область занимает первое место по количеству объектов культурного наследия.
В рамках решения стратегических целей и поставленных задач установлены:
границы территории объектов культурного наследия - 59% от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области;
границы зон охраны - 36% от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области.
Характеристика текущего состояния работы, осуществляемой в сфере реализации государственной программы Нижегородской области "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области" (далее - государственная программа) определяется в первую очередь показателем качества организации работ по сохранению объектов культурного наследия.
В Нижегородской области ежегодно увеличивается доля объектов культурного наследия, в отношении которых установлены границы территории объекта культурного наследия, к общему количеству объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 20 августа 2012 г. N Пр-2217 к приоритетным направлениям деятельности в сфере охраны культурного наследия относится обеспечение сохранности объектов культурного наследия на их исторически сложившихся территориях в историко-градостроительной и ландшафтной среде. Системная работа в данном направлении является основным механизмом нормативного регулирования и правового воздействия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
В целях популяризации объектов культурного наследия, начиная с 2011 г., на регулярной основе издаются иллюстрированные каталоги объектов культурного наследия. Выпущены каталоги, посвященные объектам культурного наследия города Нижнего Новгорода, городского округа город Арзамас, Лысковского, Павловского, Городецкого, Балахнинского муниципальных округов. Формами популяризации культурного наследия является также привлечение добровольцев к работам на объектах культурного наследия и их территориях, объектах исторической среды, поддержка общественных проектов в области сохранения историко-культурного наследия, организация конференций, семинаров, издания научно-популярной литературы.
2. Описание приоритетов и целей социально-экономического
развития Нижегородской области в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны
объектов культурного наследия в Нижегородской области
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области:
поручение Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N Пр-2217;
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации";
приказ Минкультуры России от 3 октября 2011 г. N 954 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";
Закон Нижегородской области от 2 февраля 2016 г. N 14-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области";
постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года";
постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59 "О Прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)";
постановление Правительства Нижегородской области от 20 октября 2023 г. N 941 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов)".
Исходя из установленных приоритетов и целей, сформулирована основная цель Программы - сделать историко-культурное наследие инвестиционно привлекательным достоянием Нижегородской области (далее также - регион, область), привлекающим своей красотой новых гостей и новых жителей, обеспечить охрану объектов культурного наследия.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями
и показателями государственных программ Российской Федерации
Взаимосвязь государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Для достижения целей и показателей государственной программы из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области предусмотрены субсидии на проведение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к муниципальной собственности, порядок предоставления и распределения которых установлен в приложении к Программе.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного
решения в области сохранения, использования, популяризации и
государственной охраны объектов культурного наследия
в Нижегородской области
Задачами государственного управления в сфере реализации государственной программы являются:
1. Осуществление организационно-правовых мер по установлению границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия; по включению населенных пунктов Нижегородской области (или их частей) в перечень исторических поселений регионального и федерального значения, разработке проектов границ территорий и предмета охраны исторических поселений регионального и федерального значения; определению предмета охраны объектов культурного наследия; популяризация объектов культурного наследия (проведение выставок, конкурсов, конференций, выпуск каталогов объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области).
2. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (выполнение проектных, реставрационных, консервационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия, относящихся к государственной собственности Нижегородской области).
ПРИЛОЖЕНИЕ
к государственной программе Нижегородской
области "Сохранение, популяризация и
государственная охрана объектов культурного
наследия в Нижегородской области"
ПОРЯДОК
предоставления и распределения из областного бюджета
бюджетам муниципальных образований Нижегородской области
субсидий на проведение мероприятий по сохранению объектов
культурного наследия, относящихся к муниципальной собственности
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139 и пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 4 марта 2020 г. N 181 (далее - Правила предоставления и распределения субсидий), и устанавливает общие положения о предоставлении и распределении из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области субсидий на проведение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к муниципальной собственности (далее - субсидия), критерии отбора муниципальных округов и городских округов Нижегородской области (далее - муниципальное образование), условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности, а также требования об осуществлении контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение.
1.2. Субсидия предоставляется из областного бюджета бюджету муниципального образования (далее - местный бюджет) на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе Нижегородской области "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 289 (далее - Государственная программа), предусматривающих реализацию мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к муниципальной собственности.
Субсидия предоставляется в целях софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства муниципального образования (далее - расходное обязательство), возникающего при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований (далее соответственно - органы местного самоуправления, Администрация) полномочий по вопросам местного значения, предусмотренных пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования.
1.3. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, сводной бюджетной росписью областного бюджета, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - Управление).
Источником финансового обеспечения субсидии являются средства областного бюджета.
1.4. Управление, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - лимиты бюджетных обязательств), является главным распорядителем бюджетных средств.
1.5. Критериями отбора муниципального образования для предоставления субсидии являются:
участие муниципального образования в реализации основного мероприятия Государственной программы в качестве соисполнителя и наличие на территории муниципального образования объекта культурного наследия, находящегося в муниципальной собственности и требующего проведения мероприятий по сохранению объекта культурного наследия;
готовность муниципального образования исполнять расходное обязательство, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, за счет ассигнований, предусмотренных в местном бюджете, в размере не менее 1%.
Отбор муниципального образования для предоставления субсидии Управление осуществляет при рассмотрении заявки о предоставлении субсидии, предусмотренной пунктом 2.2 настоящего Порядка, в порядке, установленном в пункте 2.4 настоящего Порядка.
2. Условия и порядок предоставления субсидии
2.1. Субсидии предоставляются при выполнении следующих условий:
1) наличие в муниципальном образовании муниципальной программы, утвержденной муниципальным правовым актом, на основании которого возникает расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
2) заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии местному бюджету, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
2.2. Администрация представляет в Управление заявку, включающую в себя:
заявление о предоставлении субсидии в произвольной форме;
выписку из муниципальной программы, утвержденной в установленном порядке и содержащей мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
гарантийное письмо, подписанное главой муниципального образования либо уполномоченным им должностным лицом, с обязательством предусмотреть в местном бюджете на соответствующий финансовый год (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в размере не менее 1%.
Представленные копии документов должны быть заверены подписью главы муниципального образования или иным уполномоченным должностным лицом и печатью Администрации.
Глава муниципального образования несет ответственность за достоверность представленных документов.
2.3. Заявка, поступившая в Управление, подлежит регистрации в установленном порядке.
2.4. Управление в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка:
2.4.1. Рассматривает поступившие в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка документы:
1) на соответствие муниципального образования условию предоставления субсидии, предусмотренному подпунктом 1 пункта 2.1 настоящего Порядка;
2) на соответствие комплектности документов согласно пункту 2.2 настоящего Порядка;
3) на соответствие критериям отбора, указанным в пункте 1.5 настоящего Порядка, на основании информации, представленной Администрацией.
2.4.2. При наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, возвращает документы в Администрацию с письменным уведомлением, содержащим мотивированное обоснование отказа.
2.4.3. В случае соответствия муниципального образования условию предоставления субсидии, предусмотренному подпунктом 1 пункта 2.1 настоящего Порядка, и представления в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка, Управление принимает решение о предоставлении субсидии.
2.5. Основания для отказа в предоставлении субсидии:
1) несоответствие условию предоставления субсидии, предусмотренному подпунктом 1 пункта 2.1 настоящего Порядка;
2) представление неполного комплекта документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;
3) недостоверность информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;
4) несоответствие муниципального образования критериям отбора, установленным пунктом 1.5 настоящего Порядка.
2.6. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Управлением и Администрацией (далее - Соглашения о предоставлении субсидии).
Соглашение о предоставлении субсидии заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Нижегородской области, с учетом требований, установленных пунктом 11 Правил предоставления и распределения субсидий.
Внесение в Соглашения о предоставлении субсидии изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых индикаторов Государственной программы.
Для заключения Соглашения о предоставлении субсидии Администрация представляет в Управление выписку из решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающую наличие в местном бюджете на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в году предоставления субсидий в объеме, необходимом для их реализации, включая размер планируемой к предоставлению субсидии.
В случае непредставления документа, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, соглашение не заключается.
2.7. Методика распределения субсидий между муниципальными образованиями.
Размер субсидий, предоставляемых i-му местному бюджету, определяется по следующей формуле:
Si = Vk x Y, где:
Si - размер субсидий i-му местному бюджету;
Vk - объем средств, необходимый для исполнения расходного обязательства i-го муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в соответствии с заявкой муниципального образования;
Y - предельный уровень софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства муниципального образования в размере 99%.
2.8. Распределение субсидии утверждается законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
2.9. Увеличение размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2.11 настоящего Порядка, не влечет обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии.
2.10. Перечисление субсидии осуществляется Управлением на основании Соглашения о предоставлении субсидии и документов (их копий), подтверждающих возникновение денежных обязательств, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам муниципального образования (под фактическую потребность), после санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств и санкционирования оплаты денежных обязательств министерством финансов Нижегородской области, утвержденным приказом министерства финансов Нижегородской области, с лицевого счета Управления, открытого в управлении областного казначейства министерства финансов Нижегородской области, на лицевой счет муниципального образования, указанный в Соглашении о предоставлении субсидии, в сроки, установленные Соглашением о предоставлении субсидии.
2.11. Администрация использует субсидию по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Порядка на реализацию следующих мероприятий:
2.11.1. Оплата инженерных изысканий.
2.11.2. Оплата разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
2.11.3 Оплата разработки рабочей документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
2.11.4. Оплата государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
2.11.5. Оплата государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (в случае проведения работ на объекте культурного наследия в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации).
2.11.6. Оплата работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией, в том числе перечисление авансовых платежей.
2.11.7. Оплата научного руководства при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, технического и авторского надзора за проведением работ на объекте.
2.12. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Управлением на основании отчетности, представленной в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка, путем сравнения фактически достигнутого значения показателя результативности использования субсидии за соответствующий год со значениями показателей результативности использования субсидии, предусмотренными соглашением о предоставлении субсидии.
2.13. Показателем результативности использования субсидии является проведение мероприятий в отношении объектов культурного наследия (единиц) в сроки, в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными проектно-сметной документацией и Соглашением о предоставлении субсидии.
3. Требование к отчетности
3.1. Администрация представляет в Управление по форме и в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии, отчетность о расходах местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и о достижении значения показателя результативности использования субсидии.
3.2. Управление вправе устанавливать в соглашении о предоставлении субсидии сроки и формы представления муниципальным образованием дополнительной отчетности.
3.3. Ответственность за достоверность представляемых в Управление сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субсидии, возлагается на главу муниципального образования.
4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением
целей, условий и порядка предоставления субсидии
и ответственность за их несоблюдение
4.1. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляют Управление и органы государственного финансового контроля в пределах своих полномочий.
4.2. В случае, если муниципальным образованием допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии, в том числе по обеспечению финансирования за счет средств местного бюджета расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, и (или) по достижению значения показателя результативности использования субсидии, средства субсидии, предоставленной за счет средств областного бюджета, подлежат возврату в объеме, рассчитанном в соответствии с Правилами.
4.3. В случае нецелевого использования субсидии муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
4.4. Не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток субсидии подлежит возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.".