Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 22 июля 2024 г.                                                                N 415

 

О внесении изменений в постановление Правительства

Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298

 

 

Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" следующие изменения:

1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:

"Об утверждении государственной программы Нижегородской области

"Социальная поддержка граждан Нижегородской области".

1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" заменить словами "государственную программу Нижегородской области".

1.3. Пункт 5 исключить.

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Социальная поддержка граждан Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г., и  подлежит официальному опубликованию.

 

 

Губернатор                                                              Г.С.Никитин

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

 Нижегородской области

от 22 июля 2024 г. N 415

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в государственную программу "Социальная

поддержка граждан Нижегородской области", утвержденную

постановлением Правительства Нижегородской

 области от 30 апреля 2014 г. N 298

 

Государственную программу изложить в следующей редакции:

 

"Государственная программа Нижегородской области

"Социальная поддержка граждан Нижегородской области"

 

Стратегические приоритеты

государственной программы Нижегородской области

 "Социальная поддержка граждан Нижегородской области"

 

I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития

 Нижегородской области в сфере социальной поддержки

 граждан Нижегородской области

 

Нижегородская область (далее также - регион, область) входит в состав благополучных регионов по численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, с 2014 года область входит в десятку субъектов России с наименьшими значениями по данному показателю и занимает 2 место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО). В 2017 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 9,9% от общей численности населения области, в 2023 г. уровень бедности составил 7,2%, при плане 8%.

Нижегородская область является одним из пилотных регионов в проекте по снижению уровня бедности посредством применения социального контракта. Нижегородская область реализует меру поддержки с 2020 года. Почти за 4 года реализации проекта в регионе уже заключено более 50 тысяч социальных контрактов на общую сумму свыше 6,7 млрд рублей. В 2023 году запущено мобильное приложение "Социальный контракт", позволяющее автоматизировать процесс подачи документов на предоставление меры поддержки.

В 2022 году в области предоставлялись 94 вида социальных выплат (90 видов в 2017 году), 84 из которых обеспечиваются за счет областного бюджета. Количество получателей социальных выплат- 977 тыс. человек ежегодно. Объем поддержки, предоставляемой из областного бюджета, в 2022 году составил 21,1 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2017 году (13,9 млрд руб.).

Система социальной поддержки граждан Нижегородской области основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и максимально направлена на улучшение качества их жизни и материального положения.

Предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки является одним из источников обеспечения денежных доходов населения.

В Нижегородской области выполняются все обязательства в отношении предоставления социальных гарантий различным категориям граждан.

Более 822 тысяч граждан, относящихся к федеральным и региональным льготникам, имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых в виде ежемесячных денежных компенсаций в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июля 2008 г. N 281 "Об утверждении Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и мер социальной поддержки по оплате топлива". Размер компенсации рассчитывается ежемесячно в объеме, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

В течение 2022 года ежемесячные денежные компенсации предоставлены 344,9 тысячам федеральных льготников (инвалиды, инвалиды Великой Отечественной войны (далее также - ВОВ) и участники ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, а также ветераны боевых действий, лица, пострадавшие при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС) на сумму 2,6 млрд руб. и 477,5 тысячам региональных льготников (ветераны труда, ветераны труда Нижегородской области, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, бывшие совершеннолетние узники тюрем и гетто (с лагерным режимом), участники аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", многодетные семьи, дети-сироты и другие) на сумму 5,65 млрд рублей.

Также обеспечивается предоставление мер социальной поддержки в части:

- компенсации расходов по плате за жилое помещение, отопление и освещение педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Нижегородской области и муниципальных образовательных учреждений Нижегородской области, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области и возмещения расходов по оплате жилья, отопления и освещения работникам государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ветеринарной службы, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках и городах районного значения Нижегородской области, а также отдельных категорий работников государственных областных и муниципальных учреждений образования. В 2022 году количество таких получателей составляло 40,3 тысяч, меры социальной поддержки были предоставлены на сумму 887,08 млн рублей;

- субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". В 2022 году субсидии предоставлены 73 тысячам граждан на сумму 1,19 млрд рублей.

В рамках государственной семейной политики малоимущим семьям с детьми предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) пособие на ребенка. Правом на получение ежемесячного пособия на ребенка воспользовалось в 2022 году 66547 получателей на сумму 229,23 млн рублей (размер пособия - 100 рублей; на детей одиноких матерей - 200 рублей; на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву и на детей, родители которых уклоняются от алиментов - 150 рублей; на ребенка-инвалида одинокой матери и на ребенка-инвалида из многодетной семьи - 1000 рублей; на ребенка-инвалида с третьей степенью выраженности ограничений по одной из основных категорий жизнедеятельности человека - 7500 рублей; на ребенка-инвалида со второй степенью выраженности ограничений по способностям к самообслуживанию и к самостоятельному передвижению - 4000 рублей);

2) единовременное пособие на рождение ребенка. Единовременное пособие на рождение ребенка получили 801 человек на сумму 52,08 млн рублей (размер пособия на рождение первого и второго ребенка - 8000 рублей; на рождение третьего ребенка и следующих детей - 10000 рублей);

3) региональный материнский (семейный) капитал. Средствами регионального материнского (семейного) капитала (далее - РМК) воспользовалось в 2022 году 6181 человек на сумму 220,28 млн рублей.

Размер РМК составляет:

- 25 000 рублей при рождении второго или последующего ребенка, начиная с 1 сентября 2011 года до 31 декабря 2016 года включительно;

- 100 000 рублей при рождении третьего или последующего ребенка, начиная с 1 января 2017 года до 31 декабря 2026 года включительно.

В регионе функционирует государственная система социальной защиты населения, включающая 248 учреждений, в которые входят 58 управлений социальной защиты, 56 центров социального обслуживания, 42 дома-интерната, 10 психоневрологических интернатов, 3 детских дома социального обслуживания детей, 4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 30 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 11 центров социальной помощи семье и детям, 11 организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 специализированных дома ребенка, 3 санаторно-реабилитационных центра для инвалидов, 4 социально-реабилитационных центра для инвалидов, 2 санаторно-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 1 социальный приют для детей и подростков, 2 школы-интерната и 8 иных учреждений (центр социально-трудовой реабилитации граждан, училище-интернат, дирекция по реализации социальных программ, ресурсный центр, дом ветеранов, многопрофильный центр, пансионат, центр социального развития).

В 2021 году Нижегородская область стала одним из пилотных регионов по разработке и внедрению механизмов Национальной социальной инициативы (далее - НСИ). Работа по улучшению качества услуг и сервисов в социальной сфере, основанной на принципах клиентоцентричности, ведется в более чем 50 пилотных учреждениях по 5 направлениям социального блока: "Здравоохранение", "Образование", "Социальная защита", "Молодежная политика", "Рынок труда и поддержка занятости". За 2 года реализации НСИ количество охваченных жизненных ситуаций увеличилось до 16 в 2023 году (3 - 2021 год).

Повышение доступности и качества социальных услуг осуществляется за счет цифровизации сферы. Ведется работа по переводу мер социальной поддержки в электронный вид. Посредством регионального портала "Госуслуги" Нижегородской области в 2023 году более 90 услуг предоставляются онлайн.

В 2023 году к платформе обратной связи подключено 95% учреждений, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области. Начиная с 2022 года в регионе запущен "Единый контакт-центр социальной сферы Нижегородской области", за первый год функционирования зафиксировано 51,5 тыс. обращений населения.

В 2021 году запущен Нижегородский единый информационный портал для граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Точка доступа". Сервис представляет собой уникальный ресурс, входящий в состав лучших практик на цифровой платформе региональных практик устойчивого развития "Смартека" автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АСИ платформа "Смартека"). Также портал "Точка доступа" стал победителем Всероссийского конкурса проектов региональной информатизации "ПРОФ-IT" в номинации "Лучший инновационный проект" (2021 год).

Разработаны и внедрены механизмы снижения выраженности ограничения жизнедеятельности уязвимых категорий граждан. С 2020 года в регионе реализуется Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра. Обеспечивается непрерывное сопровождение родителей и ребенка с РАС с момента постановки диагноза во всех сферах социальной жизни. Для этого в регионе создана система раннего выявления детей с РАС, что позволяет выявить заболевание на ранней стадии и начать коррекционные мероприятия. Созданы особые условия для социализации таких детей в детских садах - открыты группы комбинированной направленности, в школах - созданы ресурсные классы, в учреждениях социальной защиты - проводятся занятия по социализации, школы родительских компетенций, специализированные программы для людей с ментальными нарушениями реализуются в учреждениях культуры и спорта. Проводится работа по трудоустройству молодых людей с РАС.

Также с 2021 года в Нижегородской области реализуется пилотный проект по развитию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Внедрение данного проекта позволило на треть сократить количество вызовов участковых врачей и скорой помощи к гражданам, получающим услуги в 2023 году (к 2022 г.). С 2023 года в указанный пилотный проект вступили дополнительно 4 муниципальных образования Нижегородской области.

С 2023 года в регионе введен статус "Дети военного времени", выдача ветеранам "Карты Победа", к которым отнесены граждане, являвшиеся несовершеннолетними в период Великой Отечественной войны, родившиеся в период с 1 января 1927 года по 31 декабря 1945 года. Численность данной категории составляет 147 183 человека. "Дети военного времени", кроме предусмотренных мер социальной поддержки, получили "Карту Победы" номиналом 1 000 рублей. По "Карте Победы" "дети военного времени" смогут посещать культурные и спортивные мероприятия в организациях культуры и спорта, а также получать скидки по программам лояльности в продовольственных магазинах и аптечной сети Нижегородской областной фармации.

Немаловажным достижением Нижегородской области является стойкая тенденция снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: число воспитанников за период с 2017 по 2022 год сократилось на 21 % (2017 год - 856 человек, 2022 год - 683 человека).

Доля усыновленных и взятых под опеку детей по отношению к общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на конец 2022 года составляет 93% (на конец 2017 года - 92%).

С 2023 года разрабатывается проект концепции единой модели развития системы социального обслуживания семей с детьми и детей и профилактики социального сиротства в Нижегородской области (далее-Концепция), которая позволит существенно повысить качество жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизить число социальных сирот, позволит семьям в кризисной ситуации получать именно ту помощь, которая действительно нужна, в режиме "одного окна". Реализация Концепции запланирована на 2024-2028 годы. В 2023 году в Нижегородской области министерством социальной политики Нижегородской области совместно с ведущими некоммерческими организациями проведено одно из самых масштабных в стране исследований, посвященных изучению системы профилактики социального сиротства в регионе. Результаты исследования легли в основу Концепции.

Концепция включает в себя мероприятия по пяти основным направлениям:

1. Профилактика социального сиротства.

2. Перепрофилирование учреждений, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области, работающих с семьей (в том числе с семьями в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении), детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей.

3. Развитие института замещающего родительства.

4. Развитие института наставничества и постинтернатного сопровождения для выпускников детских домов и детских домов-интернатов.

5. Повышение качества работы с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью в рамках профилактики социального сиротства.

Также министерством социальной политики Нижегородской области реализуется План мероприятий ("дорожная карта") по профилактике социального сиротства в Нижегородской области на 2022-2025 годы, утвержденный приказом министерства социальной политики Нижегородской области, министерства образования и науки Нижегородской области, министерства здравоохранения Нижегородской области от 20 сентября 2021 г. N 705, действие которого направлено на профилактику семейного неблагополучия.

Нижегородская область является участником пилотного проекта "Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до 4-х лет", реализуемого по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А., курируемого Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Львовой-Беловой М.А. в рамках стратегической программы "Дети в семье".

На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 8 февраля 2023 г. N 106-р "О создании межведомственной рабочей группы по реализации пилотного проекта "Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до 4 лет" создана межведомственная рабочая группа, разработана "дорожная карта", направленная на работу с семьями, имеющими детей от 0 до 4 лет.

Нижегородская область включена в число пилотных регионов, реализующих проекты по созданию и поддержке деятельности подростковых центров. С целью оказания разносторонней помощи детям, нуждающимся в поддержке и внимании (психологической, юридической, социальной, информационной) на территории региона с 2021 года создано 5 подростковых центров "Хулиганодом". За период с 2021 по 2023 год помощь получили более 8,3 тыс. человек.

На территории региона реализуется социально-значимый проект "Билет", ориентированный на внедрение системы посещения культурно-массовых, спортивно-зрелищных мероприятий на бесплатной основе в бюджетных организациях Нижегородской области лицами, проживающими в государственных стационарных учреждениях. За 3 года реализации (2021-2023 годы) предоставлено 5 тысяч билетов, 99 учреждений подключено к системе в 2023 году. Проект входит в состав лучших практик АСИ платформы "Смартека".

В целях развития конкуренции в сфере социального обслуживания населения обеспечено участие негосударственных организаций в предоставлении социальных услугПостановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298", мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и в выполнении социально значимых проектов (программ). Доля негосударственных организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, по итогам 2023 года составила 31,06% (8,2% в 2017 году). Объем поддержки негосударственных поставщиков социальных услуг за 2017-2023 годы составил 3,9 млрд рублей, финансирование увеличилось в 62 раза в 2023 году по отношению к 2017 году (20,7 млн рублей - 2017 год, 1 279,9 млн рублей - 2023 год). Всего в регионе, по состоянию на 1 декабря 2023 г., 235 организаций включены в реестр поставщиков социальных услуг, из них 73 негосударственные организации.

_________________________

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298" Термин "социальная услуга" используется в значении, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (и далее по тексту).

 

II. Описание приоритетов и целей социально-экономического

развития Нижегородской области в сфере социальной

 поддержки граждан Нижегородской области

 

Стратегическая цель государственной политики в социальной сфере - обеспечить высокий уровень благополучия граждан всех уровней мобильности и возможностей, доступности качественного социального обслуживания в современных форматах и реализации справедливой и эффективной социальной политики.

Основными приоритетами государственной программы Нижегородской области "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (далее - государственная программа) являются:

- проведение комплекса мер по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, развитию реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество;

- создание безопасных и качественных условий в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов;

- укрепление социального института семьи, повышение качества жизни нижегородских семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, именно профилактика всех форм социального неблагополучия семьи и социального сиротства ребенка, курс на развитие их ресурсности независимо от места жительства, уровня доходов и типа семьи, обеспечение права каждого ребенка на семью;

- повышение качества жизни людей пожилого возраста;

- социальная адаптация инвалидов и их семей;

- социальная поддержка и защита граждан;

- профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;

- деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества, развитие инфраструктуры сектора социально ориентированных некоммерческих организаций;

- патриотическое воспитание граждан.

Целями настоящей государственной программы являются:

- формирование безбарьерной среды в Нижегородской области посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов;

- повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения нуждающихся качественными реабилитационными услугами;

- повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных гарантий, направленных на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости;

- повышение доступности социального обслуживания населения;

- временное социально-бытовое обустройство граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, а также на территориях субъектов Российской Федерации, на которых введены максимальный и средний уровни реагирования, вынужденно покинувших жилые помещения и находящихся в пунктах временного размещения и питания на территории Нижегородской области;

- создание на территории Нижегородской области условий, способствующих развитию потенциала некоммерческих организаций в достижении приоритетных задач в социальной сфере;

- повышение качества жизни граждан Нижегородской области.

 

III. Сведения о взаимосвязи государственной программы со

стратегическими приоритетами, целями и показателями

 государственных программ Российской Федерации

 

Настоящая государственная программа направлена на достижение показателей:

- единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;

- паспорта федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения", утвержденного Минтрудом России;

- государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363;

- государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296.

Для достижения целей и показателей Программы из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области предусмотрены субсидии:

- на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;

- на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

порядки предоставления и распределения которых предусмотрены приложениями 1-3 к настоящей государственной программе.

 

IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения

 в сфере социальной поддержки граждан Нижегородской области

 и сфере государственного управления Нижегородской области

 

К числу приоритетных задач, решаемых для достижения целей государственной программы, относятся:

- обеспечение доступности для инвалидов приоритетных объектов и услуг в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Нижегородской области;

- выполнение обязательств Правительства Нижегородской области по выплате компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа);

- увеличение мощностей домов интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов в целях сокращения очередности на помещение в стационарные организации социального обслуживания и расселения получателей услуг из зданий, признанных ветхими;

- обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Нижегородской области услуг в сфере социального обслуживания;

- подготовка и переподготовка сотрудников государственных учреждений социальной защиты населения;

- формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации людей с расстройствами аутистического спектра;

- создание и внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода;

- социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны;

- укрепление социального статуса и социальной защищенности пожилых людей;

- развитие и модернизация учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста;

- реализация мероприятий по предоставлению единовременного денежного вознаграждения, цифровой печати именных надписей в дипломах, изготовлению знаков, дипломов, папок для вручения гражданам, удостоенных почетного звания "Заслуженный ветеран Нижегородской области", изготовлению бланков удостоверений в связи с учреждением звания "Ветеран труда Нижегородской области";

- реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Нижегородской области;

- предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан;

- проведение мероприятий, направленных на пропаганду семейного образа жизни;

- организация мероприятий по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;

- развитие конкурсных механизмов ресурсной поддержки некоммерческих организаций;

- повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными мероприятиями, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов в Нижегородской области;

- модернизация материально-технической базы учреждений, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области;

- обеспечение эффективного исполнения государственных функций в процессе реализации государственной программы;

- проведение мероприятий по обеспечению реализации государственной программы;

- популяризация социально-предпринимательского потенциала Нижегородской области, поддержка организаций социальной сферы Нижегородской области (включая государственные учреждения, социально ориентированные некоммерческие организации и субъекты социального предпринимательства);

- финансовое обеспечение временного социально-бытового обустройства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, а также на территориях субъектов Российской Федерации, на которых введены максимальный и средний уровни реагирования, вынужденно покинувших жилые помещения и находящихся в пунктах временного размещения и питания на территории Нижегородской области.

 

 

 

Приложение 1

к государственной программе Нижегородской

 области "Социальная поддержка граждан

 Нижегородской области"

 

 

ПОРЯДОК

предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам

 муниципальных округов и городских округов Нижегородской области

 субсидий на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных

 образовательных, общеобразовательных организациях, организациях

 дополнительного образования детей (в том числе в организациях,

осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным

 основным общеобразовательным программам) условий

для получения детьми-инвалидами

качественного образования

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139, пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 4 марта 2020 г. N 181 (далее - Правила предоставления и распределения субсидий), и устанавливает порядок предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области (далее - муниципальные образования) субсидий на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (далее - субсидия), и содержит критерии отбора муниципальных образований для предоставления им субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их несоблюдение.

1.2. Субсидия предоставляется на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе Нижегородской области "Социальная поддержка граждан Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298 (далее соответственно - муниципальная программа, Государственная программа), предусматривающих реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

Субсидия предоставляются бюджетам муниципальных образований (далее - местный бюджет) в целях софинансирования Нижегородской областью расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) полномочий по вопросам местного значения, предусмотренных пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, связанных с реализацией мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

1.3. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (в сводной бюджетной росписи областного бюджета) и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до министерства образования и науки Нижегородской области (далее - Минобразования).

Минобразования, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является главным распорядителем бюджетных средств.

1.4. Источником финансового обеспечения субсидий являются средства областного бюджета.

1.5. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, заявки которых отобраны по результатам отбора, порядок проведения которого устанавливается приказом Минобразования (далее соответственно - отбор, Порядок отбора).

Отбор осуществляет комиссия, положение и состав которой утверждаются приказом Минобразования, на основании документов, представленных муниципальными образованиями согласно перечню документов, устанавливаемому Порядком отбора, в соответствии с критериями отбора.

Критериями отбора являются:

- наличие в муниципальном образовании дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей (в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в которых необходимо создать условия для получения детьми-инвалидами качественного образования (далее - Объект), включенных в муниципальную программу;

- наличие паспорта доступности на каждый Объект, заявленный на участие в подпрограмме 1 "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области" государственной программы, оформленного в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (далее - паспорт доступности на Объект);

- готовность муниципального образования исполнять расходное обязательство, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, за счет ассигнований, предусмотренных в местном бюджете, в размере не менее 50% от объема расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.

 

2. Условия и порядок предоставления субсидии

 

2.1. Субсидии предоставляются при выполнении следующих условий:

1) наличие в муниципальном образовании муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, при реализации которых возникает расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;

2) заключение соглашения между Минобразования и органом местного самоуправления (далее также - Администрация) о предоставлении из областного бюджета субсидий местному бюджету, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение о предоставлении субсидии, Соглашение).

Документы, подтверждающие соответствие муниципального образования критериям, предусмотренным пунктом 1.5 настоящего Порядка, и условию предоставления субсидии, установленному подпунктом 1 настоящего пункта, предоставляются единовременно в порядке и сроки, установленные Порядком отбора.

2.2. Методика распределения субсидий между муниципальными образованиями.

Субсидии распределяются между муниципальными образованиями, соответствующими критериям, предусмотренным пунктом 1.5 настоящего Порядка, и условию предоставления субсидии, установленному подпунктом 1 пункта 2.1 настоящего Порядка.

Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го муниципального образования за счет средств областного бюджета Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298", определяется по следующей формуле:  

 

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298"

 

где:

Vn - объем расходных обязательств муниципального образования в расчете на один объект;

Vni - объем расходных обязательств i-го муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

Y - предельный уровень софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства муниципального образования, который составляет 50% от объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии;

W - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на предоставление субсидий;

Ni - количество Объектов в i-м муниципальном образовании, в которых планируется осуществлять мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования, отобранных в соответствии с Порядком отбора.

2.3. Распределение субсидии местным бюджетам из областного бюджета между муниципальными образованиями утверждается законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

2.4. Предоставление субсидии осуществляется при наличии заключенного между Минобразования и органом местного самоуправления соглашения о предоставлении субсидии.

Соглашение о предоставлении субсидии заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Нижегородской области, с учетом требований, установленных пунктом 11 Правил предоставления и распределения субсидий.

Для заключения Соглашения Администрация представляет в Минобразования выписку из решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающую наличие в местном бюджете на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в размере не менее 50% от объема расходного обязательства.

В случае непредставления документа, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, Соглашение не заключается.

Соглашение о предоставлении субсидии заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение.

Внесение в соглашение о предоставлении субсидии изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений показателей (индикаторов) государственных программ, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.

2.5. Перечисление субсидии осуществляется после санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств и санкционирования оплаты денежных обязательств министерством финансов Нижегородской области, утвержденным приказом министерства финансов Нижегородской области от 30 ноября 2010 г. N 156, в течение 5 рабочих дней со дня предоставления органом местного самоуправления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, с расчетного счета Минобразования на расчетный счет Администрации, указанный в Соглашении.

2.6. Администрации передают субсидию дошкольным образовательным, общеобразовательным организациям, организациям дополнительного образования детей (в том числе организациям, осуществляющим образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), реализующим мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

Средства субсидии направляются указанными организациями на:

создание архитектурной доступности в структурно-функциональных зонах Объекта, которое включает:

оборудование доступными элементами информации об Объекте; устройство входных калиток; устройство пешеходных дорожек для передвижения инвалидов к зданию; установку тактильных средств на покрытии пешеходных путей, дублирование входных лестниц пандусами или другими устройствами подъема, оборудование входных лестниц поручнями, устройство парковки (стоянки) автомобиля инвалида, оборудование площадки перед входом в здание навесом; расширение дверных проемов дверей на входе в здание с последующей установкой дверей; устройство в тамбуре твердого покрытия, не допускающего скольжения при намокании, установку звуковых информаторов; установку поручней на лестницах внутри здания, дублирование лестниц внутри здания пандусами или другими устройствами подъема; расширение дверных проемов дверей с последующей установкой дверей; демонтаж дверных порогов, замену напольных покрытий в местах демонтажа дверей, порогов или устранения перепадов высот, установку перил вдоль стен внутри здания; устройство тактильной разметки на путях движения, дублирование обозначения помещений рельефными знаками; оборудование системой индивидуального прослушивания; оборудование санитарно-гигиенических помещений поручнями, штангами, крючками (для одежды; костылей и других принадлежностей), двусторонней связью с диспетчером или дежурным; создание и оборудование отдельной санитарно-гигиенической комнаты для инвалидов на кресле-коляске; оборудование комплексной (визуальные, звуковые и тактильные) для всех категорий инвалидов системой средств информации и системой сигнализации об опасности; переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных и актовых залов, столовых, библиотек, учебных кабинетов, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов с учетом требований СП 136.13330.2012 и СП 59.13330.2020 (установка поручней, расширение дверных проемов, устранение перепадов высот, порогов, оснащение специализированной мебелью и оборудованием для инвалидов и т.д.) и т.д.;

оснащение кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты), учебных кабинетов специальным учебным (специальные учебники для реализации адаптированных образовательных программ, учебные пособия и дидактические материалы), специальным реабилитационным, специальным компьютерным оборудованием, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования в соответствии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 и от 19 декабря 2014 г. N 1599 соответственно). Оснащение оборудованием должно осуществляться в соответствии с примерными адаптированными основными образовательными программами, размещенными в Реестре примерных основных общеобразовательных программ (http:fgosreestr.ru);

оснащение специально оборудованным автотранспортом для перевозки детей-инвалидов;

оснащение специальным оборудованием для дистанционного общего и дополнительного образования детей-инвалидов.

2.7. Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно Минобразования исходя из степени достижения муниципальным образованием установленных соглашением о предоставлении субсидии значений следующих показателей результативности использования субсидии:

- доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (в части компетенции);

- доля студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости;

- темп роста или снижения численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется по итогам года, в котором запланировано достижение значений показателей результативности в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, на основе анализа отчетности муниципального образования о достижении значений показателей результативности использования субсидии, представленной в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Порядка, путем сравнения фактически достигнутых значений показателей результативности использования субсидии за соответствующий год со значением показателей результативности использования субсидии, предусмотренными соглашением о предоставлении субсидии.

 

3. Требования к отчетности

 

3.1. Администрации муниципальных образований представляют в Минобразования отчетность о расходах местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и о достижении значений показателей результативности использования субсидии в порядке, по форме и в сроки, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии.

3.2. Минобразования вправе устанавливать в Соглашении сроки и формы представления Администрациями дополнительной отчетности.

3.3. Ответственность за достоверность представляемых в Минобразования сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субсидии, возлагается на главу муниципального образования.

 

4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением

целей, условий и порядка предоставления субсидий

и ответственности за их несоблюдение

 

4.1. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляют Минобразования и органы государственного финансового контроля в пределах своих полномочий.

4.2. В случае, если муниципальным образованием допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе по обеспечению финансирования за счет средств местного бюджета расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, и (или) по достижению значений показателей результативности использования субсидий, средства субсидий, предоставленных за счет средств областного бюджета, подлежат возврату в объеме, рассчитанном в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий.

4.3. В случае нецелевого использования субсидий муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

4.4. Неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток субсидии подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

Приложение 2

к государственной программе Нижегородской

 области "Социальная поддержка граждан

 Нижегородской области"

 

 

ПОРЯДОК

предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам

 муниципальных округов и городских округов Нижегородской области

 субсидий на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг

в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других

 маломобильных групп населения

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139, пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 4 марта 2020 г. N 181 (далее - Правила предоставления и распределения субсидий), и устанавливает порядок предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области (далее - муниципальные образования) субсидий на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - субсидии), и содержит критерии отбора муниципальных образований для предоставления им субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их несоблюдение.

1.2. Субсидия предоставляется на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе Нижегородской области "Социальная поддержка граждан Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298 (далее соответственно - муниципальная программа, Государственная программа), предусматривающих реализацию мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований (далее - местный бюджет) в целях софинансирования Нижегородской областью расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) полномочий по вопросам местного значения, предусмотренных пунктом 19 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части обеспечения условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта путем обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

1.3. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (в сводной бюджетной росписи областного бюджета) и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до министерства спорта Нижегородской области (далее - Минспорта).

Минспорта, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является главным распорядителем бюджетных средств.

1.4. Источником финансового обеспечения субсидий являются средства областного бюджета.

1.5. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, заявки которых отобраны по результатам отбора, порядок проведения которого устанавливается приказом Минспорта (далее соответственно - отбор, Порядок отбора).

Отбор осуществляет комиссия, положение и состав которой утверждаются приказом Минспорта, на основании документов, представленных муниципальными образованиями согласно перечню документов, устанавливаемому Порядком отбора, в соответствии с критериями отбора.

Критериями отбора являются:

1) наличие в муниципальном образовании объектов, которые необходимо адаптировать с учетом доступности (далее - Объект), включенных в муниципальную программу, и содержащихся в реестре приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Нижегородской области, утвержденном распоряжением Правительства Нижегородской области от 14 июня 2016 г. N 837-р;

2) готовность муниципального образования исполнять расходное обязательство, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, за счет ассигнований, предусмотренных в местном бюджете, в размере не менее:

- 20% от объема расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, - для муниципальных образований с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в финансовом году, в котором осуществляется составление и рассмотрение проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, ниже установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий год и плановый период критерия выравнивания;

- 25% от объема расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, - для муниципальных образований с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в финансовом году, в котором осуществляется составление и рассмотрение проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, выше установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий год и плановый период критерия выравнивания.

 

2. Условия и порядок предоставления субсидии

 

2.1. Субсидии предоставляются при выполнении следующих условий:

1) наличие в муниципальном образовании муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, при реализации которых возникает расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;

2) заключение соглашения между Минспорта и органом местного самоуправления (далее также - Администрация) о предоставлении из областного бюджета субсидий местному бюджету, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение о предоставлении субсидии, Соглашение).

Документы, подтверждающие соответствие муниципального образования критериям, предусмотренным пунктом 1.5 настоящего Порядка, и условию предоставления субсидии, установленному подпунктом 1 настоящего пункта, предоставляются единовременно в порядке и сроки, установленные Порядком отбора.

2.2. Субсидии местным бюджетам из областного бюджета распределяются между муниципальными образованиями, соответствующими критериям, предусмотренным пунктом 1.5 настоящего Порядка, и условию предоставления субсидии, установленному подпунктом 1 пункта 2.1 настоящего Порядка.

Предельный уровень софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, определяется в порядке, установленном пунктом 10 Правил предоставления и распределения субсидий, и составляет:

- 80% от объема, необходимого для исполнения расходного обязательства муниципального образования Нижегородской области, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, - для муниципального образования Нижегородской области с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в финансовом году, в котором осуществляется составление и рассмотрение проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, ниже установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период критерия выравнивания;

- 75% от объема, необходимого для исполнения расходного обязательства муниципального образования Нижегородской области, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, - для муниципального образования Нижегородской области с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в финансовом году, в котором осуществляется составление и рассмотрение проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, выше установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период критерия выравнивания.

Методика распределения субсидий между муниципальными образованиями следующая:

 

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298"

 

где:

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298" - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го муниципального образования за счет средств областного бюджета;

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298" - объем средств, необходимый для исполнения расходного обязательства i-го муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, с учетом количества Объектов, в которых планируется осуществлять мероприятия по адаптации с учетом доступности, отобранных в соответствии с Порядком отбора;

Y - уровень софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства i-го муниципального образования, определенный в соответствии  с предельным уровнем, предусмотренным абзацами третьим и четвертым настоящего пункта.

2.3. Распределение субсидии местным бюджетам из областного бюджета между муниципальными образованиями утверждается законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

2.4. Предоставление субсидии осуществляется при наличии заключенного между Минспорта и органом местного самоуправления соглашения о предоставлении субсидии.

Соглашение о предоставлении субсидии заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Нижегородской области, с учетом требований, установленных пунктом 11 Правил предоставления и распределения субсидий.

Для заключения Соглашения Администрация представляет в Минспорта выписку из решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающую наличие в местном бюджете на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в размере не менее предусмотренного подпунктом 2 пункта 1.5 настоящего Порядка.

В случае непредставления документа, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, Соглашение не заключается.

Соглашение о предоставлении субсидии заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение.

Внесение в соглашение о предоставлении субсидии изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений показателей (индикаторов) государственных программ, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.

2.5. Перечисление субсидии осуществляется под фактически выполненные работы, в том числе приобретенное оборудование (материалы), в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств и санкционирования оплаты денежных обязательств министерством финансов Нижегородской области, утвержденным приказом министерства финансов Нижегородской области от 30 ноября 2010 г. N 156, на основании представленных Администрацией заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих возникновение у муниципального образования денежных обязательств (счет, в случае аванса, счет-фактура, акты выполненных работ, товарные накладные).

2.6. Администрации передают субсидию муниципальным учреждениям сферы физической культуры и спорта, Объекты которых прошли отбор в соответствии с Порядком отбора.

Средства субсидии направляются указанными учреждениями на создание архитектурной доступности в структурно-функциональных зонах Объекта, которое включает:

оборудование доступными элементами информации об Объекте; устройство входных калиток; устройство пешеходных дорожек для передвижения инвалидов к зданию; установку тактильных средств на покрытии пешеходных путей, дублирование входных лестниц пандусами или другими устройствами подъема, оборудование входных лестниц поручнями, устройство парковки (стоянки) автомобиля инвалида, устройство плавного спуска и подъема на входе на территории Объекта и на стоянке для автомобилей, оборудование площадки перед входом в здание навесом; расширение дверных проемов дверей на входе и внутри здания с последующей установкой дверей; устройство в тамбуре твердого покрытия, не допускающего скольжения при намокании, установку звуковых информаторов; установку поручней на лестницах внутри здания, дублирование лестниц внутри здания пандусами или другими устройствами подъема; установку доводчиков дверей; демонтаж дверных порогов, замену напольных покрытий в местах демонтажа дверей, порогов или устранения перепадов высот, установку перил вдоль стен внутри здания; устройство тактильной разметки на путях движения, дублирование обозначения помещений рельефными знаками; оборудование системой индивидуального прослушивания; создание и оборудование санитарно-гигиенических помещений для инвалидов на креслах-колясках и других маломобильных групп населения (в том числе поручнями, штангами, крючками для одежды, костылей и других принадлежностей); оборудование помещений двусторонней связью с диспетчером или дежурным; установку тактильных, в том числе на шрифте Брайля, табличек; оборудование комплексной (визуальные, звуковые и тактильные) для всех категорий инвалидов системой средств информации и системой сигнализации об опасности; переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов и помещений ледовых арен, медицинских кабинетов с учетом требований СП 136.13330.2012 и СП 59.13330.2020 (установка поручней, расширение дверных проемов, устранение перепадов высот, порогов, оснащение специализированной мебелью и оборудованием для инвалидов, в том числе, вертикальным подъемником на ледовую арену; мобильным подъемником для бассейна и т.д.).

2.7. Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно Минспорта исходя из степени достижения муниципальным образованием установленных соглашением о предоставлении субсидии значений следующего показателя результативности использования субсидии:

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (в части компетенции).

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется по итогам года, в котором запланировано достижение значений показателей результативности в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, на основе анализа отчетности муниципального образования о достижении значений показателей результативности использования субсидии, представленной в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Порядка, путем сравнения фактически достигнутых значений показателей результативности использования субсидии за соответствующий год со значениями показателей результативности использования субсидии, предусмотренными соглашением о предоставлении субсидии.

 

3. Требования к отчетности

 

3.1. Администрации муниципальных образований представляют в Минспорта отчетность о расходах местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и о достижении значений показателей результативности использования субсидии в порядке, по форме и в сроки, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии.

3.2. Минспорта вправе устанавливать в Соглашении сроки и формы представления Администрациями дополнительной отчетности.

3.3. Ответственность за достоверность представляемых в Минспорта сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субсидии, возлагается на главу муниципального образования.

 

4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением

целей, условий и порядка предоставления субсидий

и ответственности за их несоблюдение

 

4.1. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляют Минспорта и органы государственного финансового контроля в пределах своих полномочий.

4.2. В случае если муниципальным образованием допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе по обеспечению финансирования за счет средств местного бюджета расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, и (или) по достижению значений показателей результативности использования субсидий, средства субсидии, предоставленной за счет средств областного бюджета, подлежат возврату в объеме, рассчитанном в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий.

4.3. В случае нецелевого использования субсидий муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

4.4. Неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток субсидии подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

Приложение 3

к государственной программе Нижегородской

 области "Социальная поддержка граждан

 Нижегородской области"

 

 

ПОРЯДОК

предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам

 муниципальных округов и городских округов Нижегородской области

 субсидий на реализацию мероприятий по формированию системы

 комплексной реабилитации и абилитации инвалидов,

в том числе детей-инвалидов

 

1. Общие положения

 

1.1.        Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139,   пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 4 марта 2020 г. N 181 (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий), и устанавливает порядок предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам муниципальных и городских округов Нижегородской области (далее - муниципальные образования) субсидий на обеспечение реализации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее - субсидии), и содержит критерии отбора муниципальных образований для предоставления им субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности и осуществлению контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их несоблюдение.

1.2. Субсидия предоставляется на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе Нижегородской области "Социальная поддержка граждан Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298 (далее соответственно - муниципальная программа, Государственная программа), предусматривающих реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований  (далее - местный бюджет) в целях софинансирования Нижегородской областью расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) полномочий по вопросам местного значения, предусмотренных пунктами 17 и 19 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части создания условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры и обеспечения условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, связанных с организацией мероприятий по адаптивной физической культуре и спорту для инвалидов, а также организацией мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (в сводной бюджетной росписи областного бюджета) и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до министерства спорта Нижегородской области и министерства культуры Нижегородской области.

1.3.        Министерство спорта Нижегородской области, министерство культуры Нижегородской области, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, как до получателей бюджетных средств, доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, являются главными распорядителями бюджетных средств (далее - ГРБС).

1.4.        Источниками финансового обеспечения субсидий являются средства областного бюджета.

1.5. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований, заявки которых отобраны по результатам отбора, порядок проведения которого утверждается приказом ГРБС (далее - отбор, Порядок отбора).

Отбор осуществляет комиссия, положение и состав которой утверждаются приказом ГРБС, на основании документов, представленных муниципальными образованиями согласно перечню документов, устанавливаемому Порядком отбора, в соответствии с критериями отбора.

Критериями отбора муниципальных образований являются:

1) наличие в муниципальном образовании учреждений в сфере физической культуры и спорта, которые необходимо дооборудовать для реализации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, включенных в муниципальную программу, и содержащихся в реестре учреждений, участвующих в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (детей - инвалидов) в Нижегородской области, порядок формирования ведения которого утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 г. N 333;

2) наличие в муниципальном образовании учреждений в сфере культуры, которые необходимо дооборудовать для реализации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на базе которых созданы инклюзивные творческие лаборатории;

3) готовность муниципального образования исполнять расходное обязательство, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, за счет ассигнований, предусмотренных в местном бюджете, в размере не менее:

- 20% от объема расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, - для муниципальных образований с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в финансовом году, в котором осуществляется составление и рассмотрение проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, ниже установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий год и плановый период критерия выравнивания;

- 25% от объема расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, - для муниципальных образований с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в финансовом году, в котором осуществляется составление и рассмотрение проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, выше установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий год и плановый период критерия выравнивания.

 

2. Условия и порядок предоставления субсидии

 

2.1. Субсидии предоставляются при выполнении следующих условий:

1) наличие в муниципальном образовании муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, при реализации которых возникает расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;

2) заключение соглашения между ГРБС и органом местного самоуправления (далее также - Администрация) о предоставлении из областного бюджета субсидий местному бюджету, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение о предоставлении субсидии, Соглашение).

Документы, подтверждающие соответствие муниципального образования критериям, предусмотренным пунктом 1.5 настоящего Порядка, и условию предоставления субсидии, установленному подпунктом 1 настоящего пункта, предоставляются единовременно в порядке и сроки, установленные Порядком отбора.

2.2. Субсидии местным бюджетам из областного бюджета распределяются между муниципальными образованиями, соответствующими критериям, предусмотренным пунктом 1.5 настоящего Порядка, и условию предоставления субсидии, установленному подпунктом 1 пунктом 2.1 настоящего Порядка.

Предельный уровень софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, составляет:

- 80% от объема расходного обязательства от объема расходного обязательства, в целях софинансирования которого представляются субсидии для муниципальных образований с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в финансовом году, в котором осуществляется составление и рассмотрение проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, ниже установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий год и плановый период критерия выравнивания;

- 75% от объема расходного обязательства, в целях софинансирования которого представляются субсидии - для муниципальных образований с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в финансовом году, в котором осуществляется составление и рассмотрение проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, выше установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий год и плановый период критерия выравнивания.

Методика распределения субсидий между муниципальными образованиями следующая:

Размер субсидии i-му местному бюджету (Сi) рассчитывается по формуле:

 

Сi = Ri * Y,

 

где:

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298" - объем средств, необходимый в соответствующем финансовом году на обеспечение реализации мероприятий в сфере реабилитации и абилитации инвалидов i-го муниципального образования в соответствии с представленной заявкой;

Y - уровень софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства i-го муниципального образования, определенный с учетом абзацев третьего и четвертого настоящего пункта.

Распределение субсидии местным бюджетам из областного бюджета  между муниципальными образованиями утверждается законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

2.3.        Предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного между ГРБС и органом местного самоуправления соглашения о предоставлении субсидии.

Соглашение о предоставлении субсидии заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Нижегородской области, с учетом требований, установленных пунктом 11 Правил предоставления и распределения субсидий.

Для заключения Соглашения Администрация представляет в ГРБС выписку из решения представительного органа местного самоуправления муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающую наличие в местном бюджете на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в размере не менее предусмотренного подпунктом 2 пункта 1.5 настоящего Порядка.

В случае непредставления документа, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, Соглашение не заключается.

Соглашение о предоставлении субсидии заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение.

Внесение в соглашение о предоставлении субсидии изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений показателей (индикаторов) государственных программ, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.

2.4.        Перечисление субсидии осуществляется на основании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам муниципального образования (под фактическую потребность), после санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств и санкционирования оплаты денежных обязательств министерством финансов Нижегородской области, утвержденным приказом министерства финансов Нижегородской области от 30 ноября 2010 г. N 156, с расчетного счета ГРБС на расчетный счет муниципального образования, указанный в соглашении о предоставлении субсидии в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии.

Документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства, являются:

- муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих возникновение у муниципального образования денежных обязательств по оплате за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (счет (в случае аванса), счет-фактура, акты выполненных работ, товарные накладные), а также иные необходимые для осуществления предварительного контроля документы;

- заверенные в установленном порядке копии платежных поручений, подтверждающих оплату доли финансирования из средств местного бюджета.

2.5.        Муниципальные образования, заключившие с ГРБС соглашение о предоставлении субсидии, передают субсидии муниципальным учреждениям в сфере физической культуры и спорта, в сфере культуры в соответствии с заявками.

Средства субсидии направляются указанными учреждениями на приобретение реабилитационного оборудования и спортивного инвентаря, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 апреля 2018 г. N 275 "Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов", в целях организации мероприятий по адаптивной физической культуре и спорту для инвалидов, а также в целях организации мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации.

2.6.        Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно ГРБС исходя из степени достижения муниципальным образованием установленных соглашением о предоставлении субсидии значений следующих показателей результативности использования субсидии:

- доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, включенными в региональный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам, в общей численности инвалидов, в отношении которых принято решение об обеспечении техническими средствами реабилитации в текущем году;

- количество учреждений, оснащенных оборудованием, приспособлениями и материалами, необходимыми для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется по итогам года, в котором запланировано достижение значения показателя результативности в соответствии с Соглашением, на основании анализа отчетности муниципального образования о достижении значения показателя результативности использования субсидии, представленной в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Порядка, путем сравнения фактически достигнутого значения показателя результативности (результата) использования субсидии за соответствующий год со значением показателя результативности (результата) использования субсидии, предусмотренным соглашением о предоставлении субсидии.

 

3. Требования к отчетности

 

3.1. Администрации представляют ГРБС отчетность о расходах местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и о достижении значений показателей результативности использования субсидии в порядке, по форме и в сроки, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии.

3.2. ГРБС вправе устанавливать в Соглашении сроки и формы представления Администрациями дополнительной отчетности.

3.3.        Ответственность за достоверность представляемых ГРБС сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субсидии, возлагается на главу муниципального образования.

 

4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением

 целей, условий и порядка предоставления субсидий и

 ответственность за их несоблюдение

 

4.1. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляют ГРБС и органы государственного финансового контроля в пределах своих полномочий.

4.2.        В случае, если муниципальным образованием допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением, в том числе по обеспечению финансирования за счет средств местного бюджета расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, и (или) по достижению значения показателя результативности использования субсидий, средства субсидии в объеме, рассчитанном в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий.

4.3.         В случае нецелевого использования субсидий муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

4.4.        Неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток субсидии подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством.".

________________

 

Постановление Правительства Нижегородской области "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 298" от 22.07.2024 N 415