Постановление Правительства Нижегородской области от 02.10.2024 N 602 "О внесении изменений в государственную программу "Научно-технологическое развитие Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2022 г. N 483"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2024 г. N 602
О внесении изменений в государственную программу
"Научно-технологическое развитие Нижегородской
области", утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 июня 2022 г. N 483
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Нижегородской области "Научно-технологическое развитие Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2022 г. N 483.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2024 г.
Губернатор Г.С.Никитин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 2 октября 2024 г. N 602
Изменения, которые вносятся в государственную программу
Нижегородской области "Научно-технологическое развитие
Нижегородской области", утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области
от 30 июня 2022 г. N 483
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
"НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Стратегические приоритеты государственной программы
Нижегородской области "Научно-технологическое
развитие Нижегородской области"
I. Оценка текущего состояния научно-технологического
комплекса Нижегородской области
Текущее состояние научно-технологического комплекса Нижегородской области характеризуется наличием значительных разработок и существенного кадрового потенциала в наукоемких отраслях экономики.
Государственная программа "Научно-технологическое развитие Нижегородской области" (далее - ГП НТР НО, Программа) направлена на формирование и развитие эффективного, адаптивного научно-технологического комплекса, включающего все этапы создания и промышленного использования технологий, подготовки кадров и развития инфраструктуры Нижегородской области с целью обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.
Существующие фундаментальные и прикладные научные разработки, а также инновационный и производственный потенциал подтверждаются положением Нижегородской области (далее также - регион) в соответствующих рейтингах:
- Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (АСИ, 2023 год) - 3 место;
- Рейтинг научно-технического развития (РИА Рейтинг, 2023 год) - 4 место;
- Рейтинг регионов SMART (АИРР, 2021 год) - 5 место;
- Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации (ВШЭ, 2021 год) - 5 место;
- Национальный рейтинг научно-технологического развития - 8 место;
- индекс конкурентоспособности регионов AV RCI (AV Group, 2022 год) - 13 место;
- Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации (АПЭК, 2022 год) - 15 место
По итогам 2022 года Нижегородская область (далее также - регион) сохраняет лидерские позиции по доле внутренних затрат на исследования и разработки - 1-е место по данному показателю в Российской Федерации (в 2022 году значение показателя составило 7%, в то время как среднее по России значение - 0,9%). Положительная динамика по данному показателю составила 1,5 процентных пункта за последние 5 лет (в 2017 году - 5,5%, в 2022 году - 7%). В абсолютном значении внутренние затраты на исследования и разработки в 2022 году составили 100,6 млрд руб., что выше показателя 2017 года (76,2 млрд руб.) на 32,02%. Растет доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в составе валового регионального продукта (далее - ВРП): с 28,1% в 2017 году до 30,6% в 2021 году, прирост составил 3,2 процентных пункта (по данным Росстата).
Регион показывает высокую патентную активность - 319 заявок на изобретения и 104 заявки на полезные модели за 2022 год - данные показатели являются средними по Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО) и высокими по Российской Федерации (далее также - РФ), коэффициент изобретательской активности составил 1,32, что является средним значением по РФ.
По состоянию на 2022 год в регионе осуществляют деятельность 42,5 тыс. ученых-исследователей. Почти половина занятых исследованиями и разработками в регионе - исследователи (18,7 тыс. человек), при этом треть из общей структуры - вспомогательный персонал (14,8 тыс. человек), 7,1 тыс. чел. - прочий персонал, техники составляют 2 тыс. человек. Средний темп прироста персонала исследователей в Нижегородской области с 2017 по 2022 год составил 5,2%.
Наибольшее количество исследований мирового уровня, проведенных нижегородскими учеными, представлено в области естественных наук - в предметных областях физики, математики, материаловедения, химии. Существенные научные разработки сформированы по направлениям: компьютерные науки, медицина, биохимия, генетика и молекулярная биология.
Региональная система научно-технологического развития включает в себя инструменты поддержки и развития проектов всех уровней технологической готовности, а также развитую систему подготовки кадров. Подготовку специалистов с высшим образованием в Нижегородской области осуществляют 11 государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - ВУЗы), 16 филиалов государственных ВУЗов, 2 филиала негосударственных ВУЗов. Реализацию программ среднего профессионального образования осуществляют 9 ВУЗов и 11 филиалов. В 2020 году в программу стратегического академического лидерства "Приоритет 2030" прошли отбор в группу ВУЗов, получивших базовую и специальную часть гранта, три ведущих нижегородских ВУЗа: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования (далее - ФГАОУ ВО) "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского"), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (далее - ФГБОУ ВО) "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева" и ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет".
В 2024 году в статусе кандидатов в программу "Приоритет - 2030" вошли ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет" и ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина".
В 2022 году два крупнейших университета региона - ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского" и ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева" стали участниками проекта по созданию передовой инженерной школы.
Активно идут работы по строительству и запуску ИТ-кампуса мирового уровня "Неймарк".
Всего в ВУЗах Нижегородской области обучается свыше 100 тыс. человек, из них около 68 тыс. человек - по очной форме обучения. Выпуск специалистов с высшим образованием в 2023 году составил 18590 чел., из них по программам среднего профессионального образования (далее также - СПО) - 2510 чел., бакалавриата - 10304 чел., специалитета - 2 409 чел., магистратуры - 3 367 чел.
Система среднего профессионального образования ориентирована на кадровое восполнение потребностей экономики региона. В регионе функционируют 73 профессиональных образовательных организаций. Численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях составляет 66 668 человек, из них обучаются по профессиям - 11 253, по специальностям - 55 415. Реализуются 192 основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по 137 специальностям и 55 рабочим профессиям.
В целях создания новой гибкой модели системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающей современным потребностям отраслей экономики, путем максимальной интеграции колледжей и предприятий реального сектора экономики Нижегородская область с 2022 года принимала участие в конкурсном отборе для создания образовательно-производственных кластеров проекта "Профессионалитет".
В целом за три года в Нижегородской области будет создано 10 кластеров: 2 по металлургии, 2 по машиностроению, 2 по сельскому хозяйству, 1 по радиоэлектронике, 1 по химической отрасли, 1 по строительной отрасли, 1 по педагогике. Подготовка в рамках профессионалитета осуществляется по востребованным профессиям и специальностям: металловедение и термическая обработка металлов, технология машиностроения, мехатроника и мобильная робототехника, эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, сварочное производство и другие. Выпускники получат квалификации токарь, наладчик станков с числовым программным управлением, сварщик, электромонтажник и другие. Общий контингент обучающихся по программам профессионалитета к 1 сентября 2024 г. составит порядка 9000 человек.
В целях содействия ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала молодежи в регионе созданы и развиваются сеть детских технопарков "Кванториум", включая мобильные технопарки (9 единиц), а также 7 центров цифрового образования детей "IT-куб". Численность детей, обучающихся в указанных структурах, составляет около 15 тыс. человек.
Отраслевая структура обрабатывающих производств Нижегородской области диверсифицирована и включает в себя нефтехимию, химию и химию особо-чистых материалов, металлургию, производство автотранспортных средств, судов, авиастроение, атомную промышленность (включая атомное машиностроение), производство готовых металлических изделий, машин и оборудования, приборостроение, производство пищевых продуктов, производство электроники, оптических изделий и другие отрасли обрабатывающей промышленности. Для поддержки проектов поздних стадий научного развития, промышленного внедрения, а также развития промышленности в регионе действуют: инновационный научно-технологический центр "Квантовая долина", Научно-образовательный центр мирового уровня, технопарки: АО "Технопарк "Саров", Технопарк электроники "Волга", ГБУ "Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор"; государственное учреждение "Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор", бизнес-инкубаторы в городах: Бор, Заволжье, Дзержинск, Выкса, Павлово, Тоншаево, Городец, Балахна. Кроме того, в регионе действует особая экономическая зона "Кулибин", территории опережающего развития: "Решетиха", "Володарск", "Саров"; а также более 600 инвестиционных площадок; функционируют "Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области", "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (АО "Корпорация "МСП").
В тоже время, ключевым сдерживающим фактором НТР в регионе является недостаточность сквозных мер поддержки и развития технологий, в особенности при переходе от ранних уровней технологической готовности к внедрению в промышленность.
Достижение эффективных и своевременных ответов на большие вызовы, а также значимого для страны и региона социально-экономического эффекта от реализации проектов научно-технологического развития возможно через реализацию комплекса мер поддержки, синхронизации и интенсификации научных исследований и разработок, связанных с необходимостью реализации изменений в организации научной, научно-технологической и инновационной деятельности. Инструментами технологической трансформации будут инициированные на принципах кооперационных связей научных организаций с производственными и опытными площадками научно-технические программы и проекты, которые реализуют полный инновационный цикл - от получения научных/научно-технических результатов и продукции до вывода товаров на рынок.
Необходимо развитие потенциала действующих на территории региона институтов научно-технологического развития: научно-образовательного центра мирового уровня, инновационного научно-технологического центра, технопарков и др., а также программ повышения конкурентоспособности высшего образования.
Необходимо построение макрорегиональных и интегральных производственных и научно-производственных связей, что позволит повысить отдачу от вложений в научные разработки, кратно нарастить разработку и производство отечественных аналогов импортных технологий и собственных инновационных разработок, тем самым в значительной мере удовлетворить потребности российской промышленности и обеспечить становление технологического суверенитета Российской Федерации.
Новый этап научно-технологического развития Российской Федерации (с 2022 года по настоящее время) согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145, и Концепции технологического развития до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р, направлен на формирование ответов на большие вызовы, связанные в первую очередь с критическими и сквозными технологиями. Перечень приоритетных отраслей, определяемых настоящей Программой, полностью охватывает те виды критических и сквозных технологий, значительные разработки по которым сформированы на территории региона.
Создание условий для возникновения синергетического эффекта в развитии науки, технологий и экономики является базовым подходом в вопросах выбора стратегии планирования экономического развития с учетом сложившегося в настоящее время положения в мире.
Ключевыми механизмами реализации синергетического эффекта являются фокусное развитие выбранных прикладных междисциплинарных направлений науки и технологий региона (то есть, приоритетных направлений региона), использование механизма трансформации образования и фундаментальных разработок в прорывные продукты и услуги.
Меры, предусмотренные в настоящей Программе, должны не только обеспечить стабильный объем производства и переход к ресурсной и технологической независимости предприятий, но и позволят выстраивать новые межрегиональные и международные системы рыночных коопераций, создадут условия для роста экономики Нижегородской области. Регион за счет роста концентрации инженерных компетенций сможет усилить свои позиции в качестве инновационного центра, производителя высокотехнологичной продукции. Это окажет системное положительное влияние на количество высокооплачиваемых рабочих мест в регионе и увеличит уровень благосостояния жителей Нижегородской области.
_________________________
Включая полезные модели, согласно "Аналитическому исследованию сферы интеллектуальной собственности 2022" Аналитического центра ФИПС
Согласно пунктам 15 и 16 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145.
II. Описание приоритетов и целей социально-экономического
развития Нижегородской области в сфере реализации
государственной программы Нижегородской области
"Научно-технологическое развитие Нижегородской области"
Цели, задачи, приоритеты и основные меры государственной политики в сфере реализации настоящей Программы определены Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 (далее - Стратегия научно-технологического развития). Основной целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Система приоритетов настоящей Программы определяется национальными интересами Российской Федерации и ее стратегическими национальными приоритетами, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
В условиях диверсифицированной региональной науки и промышленности, а также ограниченности ресурсов необходимо выделение векторов развития науки и технологий, которые должны выбираться на основе текущих и прогнозируемых научно-технологических достижений, степени промышленной развитости и производственном потенциале отраслей, а также учитывать взаимосвязи между отраслями, цепочки поставок между ними, зависимость отраслей от результатов научно-технологической деятельности в настоящем и будущем, то есть основываться на ресурсах и потребностях межотраслевых комплексов.
Таким образом, приоритетные направления научно-технологического развития Нижегородской области с высокой экономической отдачей определяются взаимосвязанностью научных достижений с производимой в регионе продукцией и применяемыми технологиями, кадровым и инфраструктурным обеспечением.
Для реализации ГП НТР НО выделены ключевые векторы (далее - приоритеты, межотраслевые научно-технологические комплексы) по которым будет осуществляться приоритетное научно-технологическое развитие региона:
- электроника и микроэлектроника, приборостроение (включая БАС);
- информационные технологии;
- медицина и биомедицина (биотехнологии);
- химия, нефтехимия, особо чистые материалы;
- автомобилестроение, станкостроение.
Кроме выделенных направлений, важными для развития являются:
- судостроение, авиастроение, металлургия;
- атомная отрасль;
- аграрная промышленность;
- строительство, строительные материалы и технологии;
- климатические и экологические направления.
Необходима концентрация ресурсов на избранных направлениях науки и технологий для достижения опережающего перехода фокусных направлений к новым технологическим укладам. Концентрация усилий позволит кратно нарастить разработку и производство отечественных аналогов импортных технологий и собственных инновационных разработок, тем самым обеспечить высокую работоспособность и технологическую устойчивость российской промышленности, а также наращивание технологического суверенитета Российской Федерации.
Цели и задачи настоящей Программы:
1. Цель 1: достижение Нижегородской областью лидирующих позиций по разработке востребованных технологий для РФ по ключевым направлениям научно-технологического развития (далее также - НТР) с увеличением количества разработанных передовых производственных технологий до 75 единиц в год к 2035 году.
Задачи по цели 1:
- расширение участия промышленных предприятий региона в процессах трансфера передовых научных разработок совместно с научными и образовательными организациями путем формирования научно-технологических консорциумов;
- развитие мер финансовой поддержки организаций, осуществляющих разработку и внедрение новых технологий;
- привлечение квалифицированных кадров всех уровней;
- развитие мер поддержки трансфера технологий для потребителей в РФ и для экспорта;
- обеспечение необходимой инфраструктурой для проведения исследований, разработок, инжиниринговых работ, а также доступа к передовому научному оборудованию всех участников НТР;
- разработка и внедрение инструментов мониторинга, агрегации и экспертизы научно-технологических проектов;
- совершенствование текущих и разработка новых эффективных инструментов в сфере интеллектуальной собственности с целью упрощения и увеличения доступности процедуры регистрации интеллектуальных прав разработчик новых технологий.
2. Цель 2: создание собственной кадровой базы критических и сквозных технологий, базирующейся на целостной системе устойчивого воспроизводства и привлечения кадров по фокусным направлениям НТР региона, обеспечив к 2035 году удовлетворение 100% потребности в высококвалифицированных специалистах и научно-педагогических кадрах.
Задачи по цели 2:
- создание бесшовной взаимопроникающей образовательно-производственной системы подготовки инженерных и научных кадров;
- внедрение дополнительных мер поддержки обучающихся и выпускников среднего профессионального и высшего образования по ключевым направлениям НТР, как финансовых, так и инфраструктурных;
- расширение специализированных программ обучения инженерных и научных кадров по ключевым направлениям НТР;
- обеспечение научно-образовательных и образовательных организаций педагогическими, научно-педагогическими кадрами, а также внешней экспертизой со стороны предприятий;
- расширение программ ранней профориентации, популяризации науки, технических специальностей, среднего профессионального образования в ключевых отраслях.
3. Цель 3: Достижение регионом лидирующих позиций по производству технологичной продукции по ключевым направлениям научно-технологического развития с увеличением удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций до 10% к 2035 году.
Задачи по цели 3:
- обеспечение механизмов эффективного взаимодействия между всеми субъектами НТР за счет формирования единой системы управления;
- развитие инфраструктуры для прикладных научных исследований и инжиниринговых работ, а также дальнейшего внедрения результатов в производство;
- консолидация научных достижений, компетенций, производственных возможностей для разработки и производства новых и импортозамещающих технологий;
- развитие мер финансовой поддержки внедрения новых и импортозамещающих технологий, а также мер поддержки при реализации продукции с применением новых и импортозамещающих технологий;
- развитие инструментов приоритетной закупки продукции, произведенной с использованием новых технологий;
- развитие мер поддержки по внедрению систем автоматизации производства, бережливого производства, увеличения производительности труда.
_________________________
БАС - беспилотные авиационные системы
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных
программ Российской Федерации
Приоритеты настоящей Программы разработаны на основании указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года", постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года" и с учетом положений иных документов стратегического планирования.
Задачи и мероприятия, разработанные в рамках настоящей ГП НТР НО, в значительной мере способствуют достижению следующих целей Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889:
экономическое развитие: сформировать растущую, устойчивую экономику: создать глобально конкурентоспособные сектора технологичной промышленности, НИОКР, ИТ, туризма и АПК с учетом принципов устойчивого развития. Стать одним из лидеров Российской Федерации по инвестиционному климату и условиям для предпринимательства, обеспечить сектора экономики востребованными кадровыми ресурсами;
наука и инновации: обеспечить выход в лидеры Российской Федерации по исследованиям в сфере приоритетных технологий и последующий выход в лидеры Российской Федерации в соответствующих высокотехнологичных отраслях экономики, уже существующих или формирующихся;
промышленность: сформировать глобально конкурентоспособный, высокопроизводительный сектор промышленности, обеспечить развитие стратегической специализации на перспективной высокотехнологичной промышленности: атомной, фармацевтической, медицинской и пр., а также инжиниринге, автоматизации производства;
ИТ и цифровая экономика: стать одним из лидеров в Российской Федерации по ИТ-предпринимательству, а также сформировать лидерский задел по отдельным кластерам технологий цифровой экономики.
образование: сформировать современную образовательную среду равных возможностей для достижения персонального успеха каждым участником образовательного процесса: обеспечить условия для полноценной социализации, прогрессивного личностного развития и приобретения востребованных современной экономикой профессиональных навыков и компетенций, учитывая возможности современных цифровых технологий и платформенных решений;
эффективное правительство: сформировать непрерывно совершенствующуюся систему государственного управления и стратегического планирования, базирующуюся на оптимальной модели применения кадрового потенциала и эффективного кадрового резерва и обеспечивающую прогрессивное социально-экономическое развитие региона в точно заданном векторном направлении.
IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного
решения в соответствующей отрасли экономики и сфере
государственного управления Нижегородской области
Для достижения поставленных в настоящей Программе целей предусмотрены следующие задачи государственного управления:
- совершенствование системы воспроизводства новых разработанных на территории региона технологий путем реализации эффективных финансовых, налоговых и инфраструктурных мер поддержки научно-технологических проектов фокусных направлений НТР региона;
- модернизация научно-промышленной инфраструктуры для обеспечения задач серийного и промышленного производства новых технологий;
- создание новой высокоэффективной системы взаимодействия между участниками НТР региона по вопросам сопровождения и поддержки целевых научных исследований и разработок, и обеспечения промышленных предприятий региона новыми технологиями;
- совершенствование системы среднего профессионального и высшего образования для подготовки высококвалифицированных кадров в научно-технологических отраслях;
- повышение эффективности интеграции высококвалифицированных кадров в научно-производственные предприятия региона;
- обеспечение необходимыми условиями на уровне региона для раннего выявления и развития молодых талантов, а также профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров;
- поддержка инициативы исследователей, предпринимателей и общества, создание эффективной системы трансфера и оборота прав на результаты исследований и разработок;
- поддержка микро, малых и средних предприятий, ведущих наукоемкие исследования и разработки;
- поддержка реализации мероприятий, направленных на использование отечественных научных и (или) научно-технических результатов для выпуска новой высокотехнологичной продукции на территории Нижегородской области, а также мероприятий, направленных на модернизацию и дальнейшее развитие отраслей региональной экономики;
- совершенствование системы мониторинга выполнения и определения эффективности мероприятий, направленных на развития НТР региона.".