Постановление Правительства Нижегородской области от 20.12.2024 N 812 "Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2024 г. N 812
Об утверждении Основных направлений государственной
долговой политики Нижегородской области на 2025 год и
на плановый период 2026 и 2027 годов
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной долговой политики Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Полякова Е.Н.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2025 г.
И.о.Губернатор А.Н.Гнеушев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 20 декабря 2024 г. N 812
Основные направления
государственной долговой политики Нижегородской области
на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Государственная долговая политика Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - долговая политика Нижегородской области) является составной частью бюджетной политики, которая определяется основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.
Долговая политика Нижегородской области направлена на создание целостной эффективной системы управления государственным долгом Нижегородской области для обеспечения финансирования расходов областного бюджета за счет заемных источников при сохранении объема прямых и условных обязательств на экономически безопасном уровне, с учетом минимизации всех возможных рисков, а также обеспечение своевременного исполнения прямых и условных обязательств в полном объеме и поддержание минимально возможной стоимости обслуживания прямых обязательств.
1. Итоги реализации долговой политики Нижегородской
области предыдущего периода
1.1. За период с 2021 года по 2023 год объем государственного долга Нижегородской области изменился с 104,6 млрд рублей до 155,2 млрд рублей. й
.Увеличение государственного долга за этот период в основном связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета.
В структуре государственного долга Нижегородской области за период 2021-2023 годов большую часть занимали бюджетные кредиты из федерального бюджета.
По итогам 2021 года в структуре долга доля бюджетных кредитов из федерального бюджета составила 52,5 процента.
Доля кредитов кредитных организаций на 1 января 2022 г. составила 0,0 процентов, государственных ценных бумаг - 47,4 процента.
По итогам 2022 года произошло дальнейшее перераспределение по видам заимствований в сторону увеличения доли федеральных бюджетных кредитов до 68,6 процентов.
Доля кредитов кредитных организаций на 1 января 2023 г. составила 0,0 процентов, государственных ценных бумаг - 31,2 процента.
По итогам 2023 года доля федеральных бюджетных кредитов увеличивается до 73,0 процентов в структуре долга.
Доля кредитов кредитных организаций на 1 января 2024 г. составила 4,8 процента, государственных ценных бумаг - 21,9 процента.
Доля государственных гарантий Нижегородской области в структуре долга незначительна. На 1 января 2022 г. их доля составила 0,1 процента, на 1 января 2023 г. - 0,2 процента, на 1 января 2024 г. - 0,3 процента. Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Нижегородской области за период 2021-2023 годы не возникало.
Структура государственного долга Нижегородской области
в 2021-2023 годах
млрд рублей
Государственный долг | 2021 г. (на 01.01.2022 г.) | Структура за 2021 г. (в %) | 2022 г. (на 01.01.2023 г.) | Структура за 2022 г. (в %) | 2023 г. (на 01.01.2024 г.) | Структура за 2023 г. (в %) |
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 54,9 | 52,5 | 91,2 | 68,6 | 113,2 | 73,0 |
Кредиты, привлеченные субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 7,5 | 4,8 |
Государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации | 49,6 | 47,4 | 41,5 | 31,2 | 34,0 | 21,9 |
Государственные гарантии субъекта Российской Федерации | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,3 |
Итого | 104,6 | 100 | 132,9 | 100 | 155,2 | 100 |
1.2. В июле 2021 года Нижегородская область приняла участие в программе реструктуризации бюджетного кредита, предоставленного Нижегородской области из федерального бюджета в 2020 году в размере 9,7 млрд рублей для погашения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета. В результате окончательный срок погашения перенесен с 1 июля 2021 г. на 30 ноября 2029 г., что позволило не привлекать краткосрочные кредиты коммерческих банков и избежать расходов на оплату процентов по ним.
Также в августе 2021 года Минфином России предоставлены бюджетные кредиты для замещения рыночных долговых обязательств субъекта и муниципальных образований Нижегородской области на общую сумму 26,7 млрд. рублей на срок до 2029 года, из которых 20,7 млрд рублей направлены на погашение рыночных долговых обязательств Нижегородской области, срок по которым наступил в 2021 году и 6,0 млрд рублей направлены в муниципальные образования для погашения существующих долговых обязательств.
Кроме того, в 2021 году на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в регионе Минфином России предоставлен бюджетный кредит в сумме 1,0 млрд рублей на срок до 2036 года.
В 2022 году областью продолжена реализация механизма привлечения федеральных бюджетных кредитов для замещения рыночных долговых обязательств субъекта и муниципальных образований Нижегородской области на общую сумму 17,4 млрд рублей, а также привлечение бюджетных кредитов в целях реализации новых инфраструктурных проектов на общую сумму 18,9 млрд рублей.
В 2023 году в рамках общего лимита на кредитные средства по договору о предоставлении субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Нижегородской областью получен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемого в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в общей сумме 8,5 млрд рублей со сроком погашения не позднее 27 апреля 2024 г.
Кроме того, в 2023 году областью получены бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета (специальный казначейский кредит) в общей сумме 1,6 млрд рублей на срок до 2038 года, а также продолжена реализация механизма привлечения бюджетных кредитов в целях реализации новых инфраструктурных проектов на общую сумму 13,5 млрд рублей.
1.3. Выполнение условий Соглашений с Минфином России.
Итоги выполнения условий Соглашений с Минфином
России за период 2021-2023 годы
Период | Доля общего объема государственного долга Нижегородской области без учета безвозмездных поступлений | Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и по кредитам, привлеченным Нижегородской областью от кредитных организаций | |||
| Ограничения, установленные Соглашением | Исполнение по итогам соответствующего периода | Исполнение с учетом возможного превышения параметров по Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 | Ограничения, установленные Соглашением | Исполнение по итогам соответствующего периода |
2021 г. | 54,0% | 58,7% | 44,4% | 45,0% | 27,8% |
2022 г. | 51,0% | 61,9% | 44,8% | 45,0% | 19,3% |
2023 г. | 48,0% | 57,1% | 31,1% | 45,0% | 15,3% |
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531) и соглашениями, заключенными областью с Минфином России, для Нижегородской области установлен ряд ограничений в части уровня государственного долга.
За период 2021-2023 годов данный показатель не превышен (с учетом того, что в соответствии с нормами вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации при расчете ограничений по итогам исполнения областного бюджета не учитывается ряд параметров бюджета, таких как: объем задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, объем задолженности местных бюджетов по бюджетным кредитам, предоставленным на замещение рыночных заимствований, объем задолженности по специальным казначейским кредитам и бюджетным кредитам на опережающее финансирование, остаток реструктуризированной задолженности по бюджетному кредиту предоставленному из федерального бюджета для погашения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета, государственных гарантий, предоставленных субъектом Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств юридических лиц по договорам займа, заключенным в соответствии с Правилами финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, и др.).
По итогам исполнения областного бюджета за 2023 год Нижегородская область перешла из группы субъектов Российской Федерации "со средним уровнем долговой устойчивости" в группу субъектов Российской Федерации "с высоким уровнем долговой устойчивости".
1.4. Текущее состояние государственного долга Нижегородской области (2024 год).
Объем государственного долга Нижегородской области на 1 января 2024 г. составил 155,2 млрд рублей.
Объем государственного долга Нижегородской области на 1 октября 2024 г. составил 150,8 млрд рублей.
Изменение объема государственного долга за период 9 месяцев 2024 года обусловлено погашением долга по кредитам коммерческих банков в сумме 7,5 млрд рублей и бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемого в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации в сумме 8,4 млрд рублей, привлечением дополнительных федеральных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в регионе в сумме 10,9 млрд рублей, за счет выборки принципалом части займа в сумме 0,6 млрд рублей в рамках Договора займа, в обеспечение исполнения обязательств по которому была предоставлена государственная гарантия Нижегородской области, а также перераспределением по видам заимствований.
Структура государственного долга Нижегородской области за 9 месяцев 2024 года представлена в таблице.
Структура государственного долга Нижегородской области
на 1 октября 2024 г.
Виды долговых обязательств | Государственный долг на 1 октября 2024 г., млрд руб. | Доля в общей сумме государственного долга на 1 октября 2024 г. (в %) |
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 123,7 | 82,0 |
Кредиты, привлеченные субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций | 0,0 | 0,0 |
Государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации | 26,0 | 17,2 |
Государственные гарантии субъекта Российской Федерации | 1,1 | 0,8 |
Итого | 150,8 | 100 |
До конца 2024 года планируется привлечь федеральных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (с учетом установленного лимита) еще 1,3 млрд рублей.
Объем государственного долга Нижегородской области на 1 января 2025 г. прогнозируется в объеме 168,0 млрд рублей.
По итогам 2024 года доля общего объема государственного долга Нижегородской области без учета безвозмездных поступлений прогнозируется на уровне 61,9 процента, при установленном ограничении по соглашению, заключенному с Минфином России, на уровне 45 процентов.
С учетом норм постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531, в части возможного превышения параметров вышеназванных соглашений по ряду показателей, установленных в соглашениях с Минфином России о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Нижегородской области, данный показатель не будет превышен (с учетом возможного превышения параметров в 2024 году ожидается 34,6%).
Нижегородская область оценивается по национальной шкале рейтинговым агентством "Эксперт РА".
В мае 2024 года рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне "ruA+" со "Стабильным" прогнозом.
2. Основные факторы, определяющие характер и
направления долговой политики
Нижегородской области
В 2025 году и плановом периоде 2026-2027 годов долговая политика Нижегородской области будет реализовываться в условиях макроэкономических рисков для национальной экономики из-за влияния геополитической ситуации и санкционного давления.
К макроэкономическим факторам относится в том числе проведение на федеральном уровне денежно-кредитной политики, так как уровень ключевой ставки влияет на стоимость привлекаемых заимствований.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
- условия соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении области бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе с учетом заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам;
- нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающие систему оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации на принципах и условиях предыдущих лет с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости.
В целях поддержания высокого уровня кредитоспособности региона приоритетными задачами становятся:
- ограничение роста долговой нагрузки (с учетом возможного превышения на показатели, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531);
- недопущение перехода в группу заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости;
- повышение кредитного рейтинга.
3. Цели и задачи долговой политики Нижегородской области
на 2025-2027 гг.
Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения областного бюджета, сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области, что, в свою очередь, будет способствовать поддержанию уровня кредитного рейтинга Нижегородской области.
Основными задачами долговой политики являются:
- поддержание уровня дефицита и долговой нагрузки (отношение объема государственного долга к доходам без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета) в пределах ограничений, предусмотренных соглашениями с Минфином России, заключенными Правительством Нижегородской области при проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета;
- использование механизма инфраструктурных бюджетных кредитов, в том числе специальных казначейских кредитов, как эффективного источника финансирования инфраструктурных проектов;
- оптимизация источников (структуры) заемного финансирования с учетом минимизации стоимости заимствований и возможных рисков;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о государственном долге Нижегородской области.
Целями долговой политики Нижегородской области являются обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Нижегородской области, проведение взвешенной политики в области государственных заимствований, формирование оптимальной структуры государственного долга для поддержания "кредитного качества заемщика" (Нижегородская область) на высоком уровне.
С учетом принятых обязательств (в рамках соглашений с Минфином России о реструктуризации федеральных бюджетных кредитов) долговая политика Нижегородской области на 2025-2027 годы будет нацелена на достижение следующих результатов:
1. Обеспечение в 2025-2027 годах дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов суммы доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за 2025-2027 годы соответственно (с возможным превышением на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Нижегородской области, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета, в том числе средств резервного фонда Нижегородской области).
2. Обеспечение сохранения доли общего объема государственного долга Нижегородской области (без учета объема бюджетных кредитов, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов), в том числе по долговым обязательствам Нижегородской области по государственным ценным бумагам и по кредитам, привлеченным от кредитных организаций:
- на 1 января 2025 г. доля общего объема государственного долга не более 45 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, не более 44 процентов;
- на 1 января 2026 г. доля общего объема государственного долга не более 45 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, не более 44 процентов;
- на 1 января 2027 г. доля общего объема государственного долга не более 45 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2026 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, не более 44 процентов;
- на 1 января 2028 г. доля общего объема государственного долга не более 45 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2027 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, не более 44 процентов;
- на 1 января 2029 г. доля общего объема государственного долга не более 45 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2028 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, не более 44 процентов;
- на 1 января 2030 г. доля общего объема государственного долга не более 45 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2029 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, не более 44 процентов.
4. Инструменты реализации долговой политики
Долговая политика Нижегородской области будет реализовываться с учетом принципов, изложенных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, законодательстве Нижегородской области, Концепции управления государственным долгом Нижегородской области и других нормативных правовых актах, регулирующих проведение субъектами Российской Федерации ответственной заемной политики.
Так, в целях обеспечения принципа сбалансированности и устойчивости бюджета Нижегородской области в 2025-2027 годах будет продолжена реализация Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области.
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение по годам объема платежей по погашению долговых обязательств, минимизировались расходы на обслуживание государственного долга с учетом снижения рисков операционного характера и рисков рефинансирования.
Будет продолжена работа по получению дополнительных долгосрочных федеральных бюджетных кредитов для финансирования реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов региона.
Кроме того, предполагается использование механизма предоставления государственных гарантий для финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2459 "Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации". Средства займов будут направлены на реализацию социально значимых инвестиционных проектов (строительство инфраструктуры).
Также в целях оперативного управления ликвидностью бюджета и минимизации расходов на обслуживание государственного долга продолжится практика привлечения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации.
Основными мероприятиями повышения эффективности долговой политики Нижегородской области являются:
- планирование государственных заимствований Нижегородской области исходя из графиков погашения долговых обязательств, с учетом стоимости обслуживания, влияния на платежеспособность бюджета области и оптимизации структуры государственного долга Нижегородской области;
- мониторинг соответствия предельного уровня дефицита областного бюджета, уровня долговой нагрузки и рыночного долга области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями с Минфином России о предоставлении бюджету Нижегородской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для финансирования дефицита областного бюджета;
- обеспечение равномерного распределения сумм погашения и обслуживания долговых обязательств по годам с целью недопущения "пиков" платежей;
- диверсификация долгового портфеля Нижегородской области;
- использование механизма привлечения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации в целях эффективного управления текущей ликвидностью областного бюджета;
- мониторинг финансового состояния принципала в течение срока действия государственных гарантий Нижегородской области с целью минимизации рисков наступления гарантийных случаев;
- обеспечение раскрытия информации о государственном долге Нижегородской области и расходах на его обслуживание;
- взаимодействие с рейтинговыми агентствами по установлению и поддержанию кредитных рейтингов Нижегородской области.
5. Анализ рисков для бюджета Нижегородской области,
возникающих в процессе управления государственным
долгом Нижегородской области
5.1. Риски, возникающие по государственным заимствованиям.
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом Нижегородской области, являются:
- риск рефинансирования: вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств на приемлемых условиях или возникнут проблемы с получением достаточного и своевременного финансирования на рынках капитала.
Для управления рисками, связанными со способностью Нижегородской области своевременно исполнять свои долговые обязательства, осуществляется мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры рынка и (или) одного инвестора, привлечение среднесрочных (долгосрочных) заимствований для равномерного распределения объемов погашения по годам.
Кроме того, снижение рисков при рефинансировании долговых обязательств будет проводиться с учетом соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (в том числе по долговой устойчивости), законодательством Нижегородской области и соглашениями с Минфином России о реструктуризации федеральных бюджетных кредитов;
- процентный риск: риск увеличения суммы расходов на обслуживание долга вследствие неблагоприятных изменений процентных ставок.
В процессе управления процентными рисками, влияющими на стоимость заимствований, будет проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок на финансовом рынке (в том числе ключевой ставки Банка России) при планировании расходов на обслуживание государственного долга Нижегородской области. При мониторинге будут использоваться услуги и электронные системы по информационно-аналитическому сопровождению управления долговыми обязательствами;
- операционные риски: возможность нарушения установленных порядков и процедур при планировании и исполнении бюджета в части долговых обязательств.
Указанные риски должны снижаться путем обеспечения системы постоянного контроля соблюдения процедур, установленных регламентов, обеспечения информационной безопасности.
5.2. Риски исполнения условных обязательств.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации объем предоставленных государственных гарантий учитывается в составе государственного долга субъекта Российской Федерации. Государственные гарантии Нижегородской области в приоритетном порядке предоставляются юридическим лицам и муниципальным образованиям Нижегородской области для обеспечения обязательств по кредитам, привлеченным в целях реализации проектов, имеющих социально-экономическую значимость для Нижегородской области, инновационную и инвестиционную направленность или осуществляемых в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ Нижегородской области, а также по займам, предоставленным для финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2459 "Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".
С целью минимизации рисков наступления гарантийного случая (неисполнения принципалами обязательств по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Нижегородской области) проводятся следующие мероприятия:
- осуществляется анализ финансового состояния принципала в течение срока действия государственной гарантии Нижегородской области (2 раза в год);
- на постоянной основе проводится мониторинг рисков неисполнения принципалом гарантированных обязательств, а также рисков снижения стоимости залогового обеспечения.