Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Нижегородской области от 04.02.2025 N 66 "Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Развитие молодежной политики Нижегородской области"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 4 февраля 2025 г.                                                                      N 66

 

Об утверждении государственной программы

Нижегородской области "Развитие молодежной

политики Нижегородской области"

 

 

В соответствии с пунктом 3.1 раздела III Порядка разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 4 сентября 2023 г. N 806, Правительство Нижегородской области постановляет:

1.  Утвердить прилагаемую государственную программу Нижегородской области "Развитие молодежной политики Нижегородской области".

2.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 г., и подлежит официальному опубликованию.

 

 

И.о.Губернатора                                          А.Н.Гнеушев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

 Нижегородской области

от 4 февраля 2025 г. N 66

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 "РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

Стратегические приоритеты государственной программы

Нижегородской области "Развитие молодежной

политики Нижегородской области"

 

I. Оценка текущего состояния в сфере молодежной

 политики Нижегородской области

 

Молодежь (для целей настоящей программы) - это социально-демографическая группа, включающая в себя лиц в возрасте от 14 до 35 лет, имеющих гражданство Российской Федерации и постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом.

В Нижегородской области (далее также - регион) проживает 724 573 человек в возрасте 14-35 лет, относящихся к категории молодежь (23,68% от числа населения).

В органах местного самоуправления региона в сфере молодежной политики работают более 135 специалистов.

Основная задача Правительства Нижегородской области в сфере молодежной политики - создание качественно новой среды для работы с молодежью, которая сможет обеспечить непрерывную интеграцию молодых граждан в социально-экономическую жизнь региона, сокращение оттока молодежи из региона. Для решения этой задачи необходима перезагрузка и создание молодежных учреждений в новом формате открытых пространств, инициирующих сетевые региональные проекты по направлениям молодежной политики с включением в их реализацию большого количества молодежи региона, в том числе проживающих в отдаленных точках Нижегородской области.

Наибольшее влияние на становление молодежной политики, как отрасли, оказал принятый 30 декабря 2020 г. Федеральный закон N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации". Закон расширил возрастные рамки молодежи - от 14 до 35 лет.

В соответствии с изменениями в структуре исполнительных органов Нижегородской области с 1 марта 2023 г. создано министерство молодежной политики Нижегородской области.

В 2020 году создано Молодежное правительство Нижегородской области как коллегиальный совещательный орган при Правительстве Нижегородской области для взаимодействия молодежи, проживающей на территории Нижегородской области, с исполнительными органами Нижегородской области, привлечения ее к участию в общественно-политической и социально-экономической жизни Нижегородской области. В 2022 году Молодежное правительство Нижегородской области получило диплом Ассоциации молодежных правительств в номинации "Лидер среди молодежных правительств федерального округа" в Приволжском федеральном округе, а также вошло в ТОП-6 лучших Молодежных правительств Российской Федерации. Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2023 г. N 1107 утвержден новый состав Молодежного правительства Нижегородской области.

Для привлечения молодежи к участию в нормотворческой деятельности, а также с целью повышения активности молодежи в общественной жизни региона 30 октября 2008 г. при Законодательном Собрании создан Молодежный парламент. В 2024 году сформирован и действует Молодежный парламент 8 состава. Сегодня в состав парламента входят 75 членов возрастом от 18 до 34 лет. Это представители муниципальных образований Нижегородской области, студенты, члены молодежных организаций, работники предприятий, молодые педагоги и врачи. Нововведением стал конкурсный отбор взамен делегированию. Сформировано 8 комиссий Молодежного парламента. Еще одним нововведением стало создание Молодежного общественного совета при Молодежном парламенте. В него вошли молодые люди, которые не прошли основной конкурсный отбор в Молодежный парламент. Сейчас в Совете более 100 человек. Деятельность Молодежного парламента сосредоточена на следующих основных направлениях деятельности:

- участие в нормотворческой деятельности;

- проведение мониторинга правоприменения и анализа законодательства;

- развитие движения молодежного парламентаризма;

- реализация социальных проектов и инициатив;

- организация и проведение публичных мероприятий.

Ключевые проекты Молодежного парламента:

С 2022 года Молодежный парламент проводит кустовые форумы. Мероприятия, которые позволяют молодежи не только обсуждать проблемные вопросы, но и реализовывать идеи. В кустовых форумах принимают участие муниципальные Молодежные палаты. Всего в кустовых форумах на данный момент приняли участие 82 делегаций Молодежных палат (более 740 человек).

Еще одна цель проведения кустовых форумов - развитие внутреннего молодежного туризма, знакомство молодежи с различными городами и предприятиями региона. Так, кустовые форумы прошли в Ковернинском муниципальном округе, Краснобаковском муниципальном округе, Большом Болдино, в городе Выкса, Кстово, Дзержинске, Чкаловске и Кулебаках. Участники форума посетили предприятия, специализирующееся на Семеновской росписи, музейный комплекс А.С.Пушкина и Выксунский завод ОМК, завод Лукойл, завод СИБУР, завод ЧМЗ и "Русполимет".

В рамках реализации стратегии развития молодежного парламентаризма на территории Нижегородской области и с целью привлечения активной молодежи к законотворческому процессу в 2023 году Молодежный парламент запустил новый проект - "Нормотворческий конгресс". Реализация проекта направлена на проведение образовательных мероприятий, направленных на обучение нормотворчеству (законотворчеству) через проектную деятельность под наставничеством Молодежного парламента, для представителей молодежных палат (парламентов) при представительных органах власти Нижегородской области. В конгрессе принимают участие команды из 2-4 человек, которые выбирают интересующую их проблемную сферу, выделяют проблемы и находят их пути решения. Таким образом рождается законотворческая идея. В мероприятии приняло участие более 150 команд с региона. Планируется масштабировать проект на весь Приволжский федеральный округ.

Молодежный парламент активно взаимодействует со школами и образовательными организациями высшего образования (далее - вузы) на территории региона. Проводятся Парламентские уроки с целью патриотического воспитания и развития правовой грамотности молодежи. Проводятся совместные круглые столы и мероприятия с ведущими вузами Нижегородской области, в них активно принимают участие молодые ученые региона. Активно развивается сотрудничество с промышленными предприятиями и предпринимательским сообществом.

Также на территории Нижегородской области действует молодежная избирательная комиссия Нижегородской области, которая является постоянно действующим совещательным и консультативным органом при избирательной комиссии Нижегородской области, создаваемым с целью содействия организации и проведению выборов членов молодежных представительных органов, оказания содействия избирательной комиссии Нижегородской области в деятельности, направленной на повышение правовой культуры молодых и будущих избирателей, а также привлечения внимания молодежи к вопросам избирательного права и избирательного процесса.

Молодежная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность на общественных началах и соблюдая при этом установленное избирательное законодательство. Молодежная избирательная комиссия действует на принципах гласности, коллегиальности, учета мнения заинтересованных сторон. Срок полномочий молодежной избирательной комиссии составляет два года. Молодежная избирательная комиссия формируется в количестве четырнадцать членов комиссии. Членами молодежной избирательной комиссии могут быть назначены граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет (включительно), постоянно или преимущественно проживающие на территории Нижегородской области.

Ежегодно молодежной избирательной комиссией проводится порядка 3-х масштабных мероприятий по взаимодействию молодежи и молодежных общественных объединений с избирательной комиссией Нижегородской области по вопросам повышения правовой культуры молодых и будущих избирателей.

В 2021 году создан молодежный центр "Высота" (в марте 2023 года зарегистрирован как автономная некоммерческая организация "Молодежный центр "ВЫСОТА") (далее - АНО "Молодежный центр "ВЫСОТА"). АНО "Молодежный центр "ВЫСОТА" в 2022 году признана лучшим молодежным пространством России. В 2023 году команда АНО "Молодежный центр "ВЫСОТА" завоевала 3 место в номинации "Команда молодежного центра" в рамках конкурса профессионального мастерства премии "Время молодых", проводимого Федеральным агентством по делам молодежи. В 2023 году деятельностью АНО "Молодежный центр "ВЫСОТА" охвачено 555 189 человек из числа молодежи, 6 938 человек включены в деятельность центра на системной основе, проведено 1 154 мероприятия во всех локациях центра, проведено 9 мероприятий образовательного характера для сотрудников сферы молодежной политики с охватом 695 человек, проведено 56 методических, просветительских и образовательных мероприятий с охватом около 24 000 человек.

В 2023 году г.Нижний Новгород носил статус "Молодежная столица России", поэтому большое внимание было сосредоточено на столице региона. В 2024 году министерством молодежной политики Нижегородской области принято решение децентрализовать повестку, сместив фокус внимания на работу с муниципалитетами.

Создание качественно новой среды для работы с молодежью является основной задачей Правительства Нижегородской области в сфере молодежной политики, которая сможет обеспечить непрерывную интеграцию молодых граждан в социально-экономическую жизнь региона, сократить отток молодежи из региона. Для решения этой задачи немаловажным фактором является непрерывное профессиональное развитие сообщества специалистов в целом и каждого специалиста в отдельности в качестве кураторов и трансляторов для молодежи региона.

В 2023 году министерством молодежной политики Нижегородской области совместно с АНО "Молодежный центр "ВЫСОТА" проведено 4 обучающих модуля для специалистов органов по делам молодежи городских и муниципальных округов Нижегородской области в рамках реализации комплексной программы развития молодежной политики "Регион для молодых" федерального проекта "Молодежь России" национального проекта "Образование".

В 2023 году был впервые проведен конкурс проектов и программ комплексного развития молодежной политики в городских и муниципальных округах Нижегородской области "Это для нас!". По итогам конкурса появятся 5 новых пространств для молодежи в Большеболдинском, Городецком, Княгининском, Краснобаковском и Тоншаевском муниципальных округах. 11 муниципальных проектов и программ для развития молодежи получили поддержку.

В 2023 году министерством молодежной политики Нижегородской области запущена серия выездных мероприятий в городские и муниципальные округа региона для изучения деятельности в сфере молодежной политики, в ходе которых посещаются объекты инфраструктуры молодежной политики, проходят встречи с молодежными активами муниципалитетов, а также встречи с главами администраций. В 2023 году более 25 округов посетили представители министерства молодежной политики Нижегородской области, АНО "Молодежный центр "ВЫСОТА", автономной некоммерческой организации "Единый центр по подготовке граждан к военной службе и военно-патриотическому воспитанию молодежи "Авангард" (далее - АНО "ЕЦ "Авангард") и регионального отделения Российского движения детей и молодежи "Движение первых", в 2024 году представители этих организаций посетили все оставшиеся округа региона. Итогом выездов стала аналитическая справка о реализации молодежной политики в муниципальных образованиях Нижегородской области и предложения по развитию сферы.

С 11 сентября по 27 ноября 2023 г. министерство молодежной политики Нижегородской области совместно с АНО "Молодежный центр "ВЫСОТА" провели исследование. Участниками исследования стали 16 640 представителей молодежи региона. По итогам исследования в 2024 году совместно с Нижегородским филиалом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" выпущена монография "Молодежь Нижегородской области". Исследование позволило сформировать целостный образ молодых людей региона, определить их отношение к трудовой и общественной деятельности, к реализуемой в регионе молодежной политике, к волонтерству и к семейным ценностям. Резюмируя результаты исследования, можно отметить, что более половины его участников выразили положительное отношение к Нижегородской области. При этом подавляющее большинство молодежи региона считают, что в Нижегородской области есть возможности для самореализации.

Нижегородская область трижды становилась победителем программы комплексного развития молодежной политики в Нижегородской области по программе "Регион для молодых". В рамках оказанной поддержки в 2024 году реконструирован молодежный центр в г.о.г. Дзержинск, а в 2025 году планируется реконструировать молодежный центр в г.о.г. Саров.

Ежегодно, начиная с 2019 года, в Нижегородской области проходит областной конкурс молодежных проектов и инициатив "Драйверы роста". Общий объем финансирования на конкурс 5 000 000 рублей в год. В 2024 году победителями стали 24 проекта.

Основное мероприятие по подготовке к всероссийским конкурсам молодежных проектов - комплексная программа "Акселератор проектов Нижегородской области", в которой в 2023 году участвовало более 2 000 человек.

По итогам 2023 года Нижегородская область занимает 3 место по общей сумме грантов, полученных в рамках конкурсов "Росмолодежь.Гранты" Федерального агентства по делам молодежи, 2 место по количеству выигранных проектов и 1 место среди Приволжского федерального округа по вышеперечисленным показателям. Всего поддержку получили 200 проектов, а суммарный объем привлеченных грантовых средств составил 117 076 467,0 рублей. По результатам итогового мониторинга работы региональных координаторов по реализации мероприятий на территории Российской Федерации, направленных на популяризацию "Росмолодежь.Гранты", Нижегородская область заняла 1 место.

Начиная с 2022 года, на территории региона проводится форум "Метеор". В 2023 году региональный форум "Метеор" вновь стал площадкой проведения федерального конкурса "Росмолодежь.Гранты", который получил особый грантовый фонд в связи с присвоением г. Нижнему Новгороду статуса "Молодежной столицы России". В 2023 году участниками форума стали  400 молодых людей из всех муниципалитетов региона, по итогам конкурса победителями стали 33 проекта на общую сумму 18 406 239,00 рублей. 17 ноября 2023 года форум "Метеор" получил статус окружного и вошел в линейку форумов "Росмолодежи" в 2024 году.

С 4 по 9 июля 2024 г. семь образовательных треков объединили 1200 человек в возрасте от 14 до 35 лет из 14 регионов ПФО и 28 других субъектов Российской Федерации. Участниками форума стали представители медиа и ИТ-сферы, руководители проектов в области культуры и волонтеры, работающие на масштабных мероприятиях.

Министерство молодежной политики Нижегородской области ведет активную работу по обеспечению реализации молодежной политики в образовательных организациях высшего образования (далее - ООВО) и профессиональных образовательных организациях (далее - ПОО) Нижегородской области. Совместными мероприятиями министерства молодежной политики Нижегородской области, АНО "Молодежный центр "ВЫСОТА" и образовательными организациями охвачено 55 000 студентов ООВО и 25 000 студентов ПОО. В результате совместной деятельности созданы и функционируют 16 студенческих советов в ООВО и 49 студенческих советов в ПОО Нижегородской области.

Важно отметить, что отдельная работа с ООВО Нижегородской области ведется в части координации участия Нижегородской области во Всероссийском студенческом проекте "Твой ход". В 2023 году в финал проекта "Твой ход" вошли 35 студентов из 8 ООВО Нижегородской области. Суммарно по всем конкурсным трекам проекта победителями стали 13 студентов ООВО Нижегородской области: победители в треке "Делаю" награждены призом в размере одного миллиона рублей, 1 человек - экскурсионной поездкой от ГК "Росатом".

Важными результатами взаимодействия с ПОО является участие 23 студентов-представителей Нижегородских ПОО в финале конкурса "Большая перемена" в 2023 году: обладателями выигрыша в размере 1 миллиона рублей стали 4 студента, обладателями выигрыша в размере 200 000 рублей стали 9 студентов и обладателями выигрыша в размере 100 000 рублей - 10 студентов. ГБПОУ "Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова" и ГБПОУ "Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства" вошли в топ-20 профессиональных образовательных организаций и получили гранты в размере 2 000 000 рублей на развитие образовательной среды.

Также в 2023 году 28 студентов Нижегородской области участвовали в финале Всероссийского конкурса по освоению социальных навыков "Команда Первых".

Приоритетом работы молодежной политики является развитие регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" Нижегородской области. "Ассоциация детского движения Нижегородской области" была одной из 26 организаций-учредителей "Движения первых".

На территории Нижегородской области функционирует 58 местных отделений Движения Первых. Проведено 150 заседаний Советов местных отделений и Советов Первых. Открыто 872 первичных отделений, из них 710 открыто в общеобразовательных организациях, 68 - в профессиональных образовательных организациях, 13 - в организациях высшего образования, 6 - в молодежных центрах, 39 - в организациях дополнительного образования, 4 - в подростковый клубах, 1 - на базе партнерской организации, 18 - в учреждениях культуры, в учреждениях спорта - 9, 4 - в организациях отдыха и оздоровления. На базе детского центра "Лазурный" и детского центра "Салют" проведено 5 смен, общее количество участников составило 1 677 человек. Нижегородские школьники приняли участие в 60 федеральных проектах, общее количество заявок составило 36 000, на федеральном уровне участвовало 1 273 человека.

Нижегородское региональное отделение Общероссийской молодежной общественной организации "Российский союз сельской молодежи" выступает оператором программы "Кадры села". Ключевые направления программы: развитие физкультурно-спортивных клубов и творческих пространств на селе, вовлечение молодых специалистов в предпринимательство, организация стажировок, обучение лидеров и команд развития сел, организация фестиваля сельской молодежи и тематических смен в рамках форумной кампании. В 2023 году семь представителей Нижегородской области вошли в число победителей Всероссийского конкурса молодых управленцев "Лидеры села" - это лучший результат в стране. Среди них - активисты, развивающие сельскую инфраструктуру и туризм, руководители и специалисты региональных организаций, а также представители органов власти Нижегородской области.

В Нижегородской области создано 125 клубов молодых семей. НОО "Семейный центр "Лада" реализует программу ранней профилактики семейного неблагополучия для семей с детьми раннего возраста "Первые 1000 дней".

В 2023 году в Нижегородской области в рамках развития сферы молодежного предпринимательства запущен проект реалити-шоу "Мой стартап". "Мой стартап" - телевизионный проект, на который было подано более 500 заявок, по итогам очных питчингов героями реалити-шоу стали 10 молодых предпринимателей из Нижегородской области. Они на протяжении двух месяцев строили бизнес под руководством опытных наставников, боролись за главный приз - один миллион рублей на развитие своего дела.

Также каждый молодой человек, имеющий свое дело или только желающий его открыть, может обратиться в АНО "Молодежный центр "ВЫСОТА" для получения индивидуальных консультаций, информирования о существующих мерах поддержки, поиска возможных партнеров и единомышленников.

В марте 2024 года впервые запущен региональный конкурс молодежных бизнес-проектов среди лиц от 14 до 17 лет "Мой первый бизнес", в котором могут поучаствовать обучающиеся общеобразовательных и/или профессиональных образовательных организаций Нижегородской области в возрасте от 14 до 17 лет.

В 2023 году в рамках мероприятий событийного плана проекта "Нижний Новгород - Молодежная столица России" прошли более 70 молодежных мероприятий, в том числе регионального и федерального масштаба. Суммарный охват данных мероприятий: более 820 000 участников. В состав делегаций Молодежной столицы вошли 668 молодых людей, которые приняли участие в 26 форумах.

По итогам Всероссийского конкурса по созданию круглогодичных центров компетенций по приоритетным направлениям реализации молодежной политики среди субъектов Российской Федерации в Нижегородской области в 2024 году открыт центр по направлению "Государственное и муниципальное управление". Задача центра - подготовка нового поколения государственных и муниципальных служащих. Там смогут учиться те, кто начинает свою карьеру в государственных органах, а также студенты профильных факультетов, победители олимпиад, участники программы "ГосСтарт". Каждый поток будет охватывать около 300 человек.

В период с 1 по 7 марта 2024 г. на федеральной территории "Сириус" прошел Всемирный Фестиваль молодежи. Участниками Фестиваля стали 9 тысяч российских граждан, включая 500 подростков, не достигших 18 лет, и такое же количество иностранцев. Делегацию региона представляли 180 человек, в том числе 13 несовершеннолетних граждан.

В рамках партнерских интеграций совместно с Российским обществом "Знание" на Медальной площади Олимпийского парка Сочи 5 регионов представляли образовательные павильоны: Ямало-Ненецкий автономный округ, Московская область, республика Татарстан, Белгородская область и Нижегородская область.

С 12 по 16 марта 2024 г. в Нижегородской области прошла региональная программа в рамках Всемирного фестиваля молодежи-2024. Основная тема программы - "Жить и работать в России". Гостями Нижегородской области стали 98 человек из 50 государств. Региональная программа направлена на укрепление международных связей и отношений в основных сферах профессиональных интересов российской молодежи. Нижегородская область - один из 30 субъектов Российской Федерации, где организована региональная программа ВФМ-2024.

В Нижегородской области ведется активная работа по широкому информационному освещению проектов, программ, мероприятий и возможностей для молодежи. Информационные ресурсы министерства молодежной политики Нижегородской области - официальный сайт (https://minmol.nobl.ru), паблик в мессенджере Telegram (https://t.me/molodezh_no) - с приростом 743 подписчика за 4 месяца, группа в социальных сетях "Молодежь Нижегородской области" (https://vk.com/molodezh_no) за 2023 год набрала 1 163 новых подписчиков. На данный момент общее число читателей ресурса около 25 000 человек. Общий информационный охват в сфере молодежной политики за 2023 год составляет более 21,4 млн.

Нижегородская область - один из пилотных регионов по созданию единого центра подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания молодежи совместно с ДОСААФ России. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 10 марта 2023 г. N 239-р создано АНО "ЕЦ "Авангард". В АНО "ЕЦ "Авангард" созданы отделы по военной подготовке физического развития, патриотического воспитания, внешних компетенций и сектор гуманитарных проектов. Также 1 февраля 2024 г. на базе АНО "Единый центр по подготовке граждан к военной службе и военно-патриотическому воспитанию молодежи "Авангард" создан Центр профилактики асоциальных и деструктивных явлений в молодежной среде (далее - Центр профилактики). Деятельность Центра профилактики ориентирована на проведение аналитической работы по оценке ситуации в регионе по вопросам асоциальных проявлений, методической поддержке специалистов, а также организацию мероприятий, направленных на профилактику асоциальных и деструктивных проявлений.

Министерством молодежной политики Нижегородской области, АНО "ЕЦ "Авангард" совместно с министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, автономной некоммерческой организацией "Дом народного единства", автономной некоммерческой организацией "Центр 800" в 2023 году была создана первая в стране мобильная экспозиция "Завтра зависит от нас!". Цель выставки - объяснить на конкретных исторических примерах и фактах причины начала специальной военной операции; показать специфику проведения СВО; представить посетителям более 100 реальных экспонатов, привезенных с территории Луганской и Донецкой народных республик. В 2023 году экспозиция демонстрировалась в 12 муниципальных образованиях Нижегородской области, общий обхват населения составил более 12 500 человек. В настоящее время выставка размещена на постоянной основе в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского". Совместно с Военным учебным центром университета на регулярной основе проводятся экскурсии и занятия для студентов, школьников и внешних организованных групп с общим количеством участников не менее 1 000 человек. На данный момент выставку посетили более 30 000 человек.

Также впервые в регионе 1-2 ноября 2023 г. проведен двухдневный региональный патриотический форум "Завтра зависит от нас". Он собрал 127 организаторов работы по патриотическому воспитанию из 47 городских и муниципальных округов Нижегородской области. Участники форума в ходе круглых столов и дискуссий обсудили уже накопленный опыт организации мероприятий патриотической направленности, грантовой и проектной деятельности и обменялись лучшими практиками по вовлечению молодежи в патриотическое движение. В обсуждении актуальных тем были задействованы участники специальной военной операции, а также ветераны боевых действий. Оба дня в группе АНО "ЕЦ "Авангард" в "ВКонтакте" велась прямая трансляция форума, которая набрала более 140 000 просмотров.

Одним из приоритетных направлений работы является развитие поискового движения в регионе. Нижегородская область уже трижды становилась площадкой проведения окружного слета поисковых отрядов "Никто не забыт". Цель слета - формирование патриотических ценностей молодежи регионов Приволжского федерального округа.

В регионе действует 18 поисковых отрядов, 15 из которых входит в ООД "Поисковое движение России".

В рамках реализации федерального проекта "Социальная активность" национального проекта "Образование" с использованием субсидии, предоставляемой Федеральным агентством по делам молодежи, и при финансовой поддержке Правительства Нижегородской области в 2019 году создан региональный ресурсный центр развития добровольчества (далее - Центр).

В целях реализации комплексной программы деятельности Центра в Нижегородской области действуют 17 муниципальных ресурсных центров развития добровольчества и 9 центров общественного развития "Добро.Центр", сертифицированных Ассоциацией волонтерских центров. Кроме того, открыты 10 волонтерских центров на базе соседских центров Нижнего Новгорода, начал работу Центр помощи и поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Начиная с 2019 года, на развитие добровольчества в регион в рамках конкурса поддержки лучших практик добровольчества "Регион добрых дел" привлечено около 45 000 000 рублей.

Развитие добровольческой деятельности является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в Нижегородской области.

По итогам 2023 года на территории Нижегородской области в добровольческую деятельности вовлечены 213 849 нижегородцев, зарегистрировано 2 072 организации, совершено 27 401 доброе дело, реализовано 14 164 проекта. По результатам ежегодного мониторинга эффективности деятельности региональных ресурсных центров добровольчества и развития добровольческой деятельности субъектов Российской Федерации Нижегородская область заняла 6 место среди городов с населением более 2 млн человек и стала одним из лучших регионов России по развитию добровольчества в 2023 году.

Реализация мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области позволит создать условия для эффективной самореализации молодежи, в том числе развития инфраструктуры. Государственной программой Нижегородской области "Развитие молодежной политики Нижегородской области" предусмотрены мероприятия для повышения охвата молодежными проектами и программами и информирования молодежи о возможностях, механизмах и путях ее самореализации в регионе.    

 

II. Описание приоритетов и целей социально-экономического

развития Нижегородской области в сфере молодежной

политики Нижегородской области

 

Приоритеты настоящей государственной программы Нижегородской области:

1.  Создание условий для формирования гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентноспособной, неравнодушной личности с прочным нравственным стержнем, а также создание базовых условий для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России:

- реализация мероприятий по вовлечению молодого поколения в процесс государственного управления и принятия решения по стратегически важным вопросам;

- включение студенческих трудовых отрядов в экономику региона;

- развитие региональной сети муниципальных молодежных центров;

- расширение грантовой поддержки молодежных инициатив и популяризация молодежного предпринимательства;

- развитие коммуникационно-информационных пространств и инфраструктуры, объединяющих молодых лидеров региона, формирование центров молодежного лидерства и реализации молодежных инициатив и проектов.

2.  Воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения:

- развитие традиционных и современных форм патриотического воспитания молодежи, в том числе спортивно-патриотических игр;

- формирование современных программ, проектов и информационных материалов, способствующих нравственному воспитанию жителей региона, пропагандирующих любовь к родному краю, патриотизм и неприятие асоциальных явлений, в частности популяризации литературного русского языка, а также культурных и национальных традиций народов региона;

- проведение фестивалей, семинаров, круглых столов и других мероприятий патриотической направленности;

- развитие региональной сети центров патриотического воспитания, в том числе на базе патриотических клубов и общественных организаций;

- обеспечение сохранения и развития регионального комплекса скульптурных мемориалов, парковых пространств и стационарных выставок военно-патриотической тематики;

- вовлечение населения в активную работу поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих объединений и деятельность по реставрации исторических памятников.

3.  Развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи:

- продвижение комплекса молодежных тематических форумов и событийных площадок, привлечение событий федерального и международного уровня;

- развитие просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных достижениям региона, героям, значимым событиям новейшей истории, а также выдающимся достижениям и успехам людей в профессиональной деятельности.

4.  Формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи:

- приобщение жителей всех возрастов к историко-культурному наследию и природным ценностям региона;

- поддержания психологического здоровья обучающихся и профилактики социальных дезадаптаций, в том числе, оказание социально-психологической помощи, направленной на профилактику асоциальных и деструктивных проявлений;

- развитие уличных видов спорта, в том числе, с использованием уличной (дворовой) сети спортивных площадок;

- развитие молодежного туризма.

С учетом положений стратегических документов настоящей государственной программы Нижегородской области определена цель "Создание условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на территории Нижегородской области".

Настоящая государственная программа Нижегородской области также отражает следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности":

- создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;

- увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие  и патриотическое воспитание, не менее чем до 75 процентов;

- увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов;

- увеличение к 2030 году доли молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, не менее чем до 45 процентов;

- обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию  100 процентов обучающихся;

- обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в рамках не менее 70 процентов проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, к 2030 году, не менее 80 процентов таких проектов к 2036 году.

 

III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими

приоритетами, целями и показателями

государственных программ

Российской Федерации

 

Приоритеты настоящей государственной программы Нижегородской области разработаны на основании:

- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

- Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";

- Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. N 2233-р;

- постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";

- постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры";

- Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 134-р;

- Закона Нижегородской области от 1 августа 2016 г. N 102-З "О патриотическом воспитании граждан в Нижегородской области";

- Закона Нижегородской области от 28 декабря 2021 г. N 163-З "О молодежной политике в Нижегородской области";

- постановления Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035" и с учетом положений иных документов стратегического планирования.

Для достижения целей и показателей настоящей государственной программы из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области предоставляется субсидия на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых", порядок предоставления и распределения которой предусмотрен приложением к настоящей государственной программе.

 

IV. Задачи государственного управления, способы их

 эффективного решения в сфере молодежной политики

Нижегородской области и сфере государственного

 управления Нижегородской области

 

Для решения поставленной настоящей государственной программой Нижегородской области задачи "Реализация практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" в регионе реализуется поддержка некоммерческих организаций в сфере добровольчества с целью развития общественных инициатив, реализующих лучшие практики поддержки и развития добровольчества как внутри, так и за пределами региона.

В целях реализации задачи "Реализована программа комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых" ежегодно проводится Всероссийский конкурс программ комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых", по итогам которого оказывается поддержка Нижегородской области, которая направлена на капитальный ремонт и реконструкцию зданий молодежных центров, подготовку кадров для работы с молодежью и методическое сопровождение реализации молодежной политики.

Задача "Создание условий, направленных на получение возможности для самореализации интеллектуального, творческого и социального потенциала молодежи, реализации своих социально значимых инициатив" включает в себя проведение областного конкурса молодежных проектов и инициатив "Драйверы роста", заключение соглашений с победителями конкурса молодежных проектов и инициатив "Драйверы роста", представление гранта в форме субсидии на реализацию молодежных проектов и инициатив Нижегородской области, реализацию молодежных проектов, направленных на получение возможности для самореализации интеллектуального, творческого и социального потенциала молодежи, реализации своих социально значимых инициатив.

В рамках реализации задачи "Создание условий для самореализации молодежи на территории Нижегородской области" осуществляется комплекс мероприятий, направленных на самореализацию молодежи на территории Нижегородской области; проводятся мероприятия для детей и молодежи; предоставляется субсидия в целях финансового обеспечения затрат, связанных с уставной деятельностью автономной некоммерческой организации "Молодежный центр "ВЫСОТА"; проведение финала Всероссийского конкурса "Большая перемена" среди студентов профессиональных организаций с целью определения победителей конкурса по реализации проектов различной направленности; предоставление гранта "Это для нас!" в форме субсидии муниципальным учреждениям, а также иным организациям, осуществляющим деятельность на территории Нижегородской области в сфере молодежной политики.

Для решения задачи "Создание и реализация современных подходов к подготовке граждан к военной службе в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, а также создание и реализация современных подходов в сфере спортивного, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи" создана АНО "ЕЦ "Авангард", которой проводится комплекс общественно значимых мероприятий в сфере патриотического воспитания молодежи, а также предоставлена субсидия в целях финансового обеспечения затрат, связанных с уставной деятельностью автономной некоммерческой организации "Центр спортивного, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи "Пересвет".

Задача "Обеспечение эффективного исполнения государственных функций в процессе реализации государственной программы" включает в себя осуществление текущей деятельности министерства молодежной политики Нижегородской области.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к государственной программе

 Нижегородской области "Развитие

 молодежной политики

 Нижегородской области"

    

 

ПОРЯДОК

предоставления и распределения из областного бюджета

 бюджетам муниципальных округов и городских округов

 Нижегородской области субсидии на реализацию

программы комплексного развития молодежной

 политики в регионах Российской Федерации

"Регион для молодых"

    

1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139, пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области  от 4 марта 2020 г. N 181 (далее - Правила), с учетом Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" и на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых", являющихся приложением 42 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее - Федеральные правила), устанавливает порядок предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области (далее соответственно - местный бюджет, муниципальное образование) на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых" (далее - субсидия) и содержит общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок ее предоставления, основания и порядок применения мер финансовой ответственности к муниципальным образованиям при невыполнении ими условий соглашения о предоставлении субсидии.

1.2. Субсидия предоставляется на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение следующих показателей регионального проекта "Россия - страна возможностей", являющегося структурным элементом государственной программы Нижегородской области "Развитие молодежной политики Нижегородской области" (далее соответственно - муниципальные программы, региональный проект):

-   доля молодых людей, вовлеченных в мероприятия, направленные на профессиональное развитие;

-   охват молодежи мероприятиями, проводимыми на базе инфраструктуры молодежной политики.

1.3. Субсидия предоставляется в целях софинансирования Нижегородской областью расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления, Администрация) полномочий по вопросам местного значения, предусмотренных пунктом 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на капитальный ремонт здания Молодежного центра в рамках реализации мероприятий инфраструктурного блока дорожной карты по реализации Программы комплексного развития молодежной политики Нижегородской области, утвержденной протоколом заседания экспертной комиссии по оценке заявок на участие во Всероссийском конкурсе программ комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых" (далее соответственно - Программа, мероприятия инфраструктурного блока Программы).

1.4. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (в сводной бюджетной росписи областного бюджета), и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, доведенных в установленном порядке до министерства молодежной политики Нижегородской области (далее - Министерство).

Источником финансового обеспечения субсидии являются средства областного бюджета и средства федерального бюджета, предоставленные областному бюджету в форме субсидии в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области, заключенным в соответствии с Федеральными правилами  (далее соответственно - средства федерального бюджета, Федеральное соглашение).

1.5. Министерство, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период, является главным распорядителем бюджетных средств.

 

2. Условия и порядок предоставления субсидии

 

2.1. Условием предоставления субсидии является заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета бюджету муниципального образования (далее - соглашение), предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению его расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

2.2. Для получения субсидии Администрация представляет в Министерство следующие документы:

1) заявку на предоставление субсидии по форме, утвержденной Министерством (далее - заявка);

2) копию муниципальной программы (или выписку из муниципальной программы), предусматривающей мероприятия инфраструктурного блока Программы, при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

3) гарантийное письмо, подписанное главой муниципального образования либо уполномоченным им должностным лицом, с обязательством предусмотреть в местном бюджете на соответствующий финансовый год бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, обеспечивающем достижение установленного соглашением значения результата использования субсидии;

4) гарантийное письмо, подписанное главой муниципального образования либо уполномоченным им должностным лицом, подтверждающее готовность муниципального образования обеспечивать последующее профильное использование объекта молодежного центра без права перепрофилирования;

5) расчет стоимости мероприятий инфраструктурного блока Программы с учетом сведений об объеме финансовых средств, необходимых на реализацию Программы, подтвержденном, в том числе, сводным сметным расчетом на капитальный ремонт здания Молодежного центра.

2.3. Документы, поступившие в Министерство в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка, подлежат регистрации в Министерстве в день их поступления.

2.4. Министерство в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка:

2.4.1. Рассматривает документы, поступившие в Министерство в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Порядка:

1) на соответствие представленных документов комплектности и требованиям, указанным в пункте 2.2 настоящего Порядка;

2) на соответствие муниципального образования критериям, установленным в пункте 2.5 настоящего Порядка.

2.4.2. В случае выявления оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка, возвращает документы в Администрацию с письменным уведомлением, содержащим мотивированное обоснование отказа.

После устранения выявленных недостатков, указанных в уведомлении, Администрация имеет право повторно представить заявку.

2.4.3. В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении субсидии.

2.5. Отбор муниципальных образований осуществляется исходя из следующих критериев отбора:

1) наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия инфраструктурного блока Программы, при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

2) готовность муниципального образования исполнять расходное обязательство, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, обеспечивающем достижение установленного соглашением значения результата использования субсидии.

2.6. Основания для отказа в предоставлении субсидии:

1) несоответствие представленных документов требованиям, указанным в пункте 2.2 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

2) несоответствие муниципального образования критериям отбора, установленным в пункте 2.5 настоящего Порядка;

3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

2.7. Методика распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета между муниципальными образованиями.

Размер планируемой к предоставлению субсидии i-му муниципальному образованию (Сi) рассчитывается по следующей формуле:

 

Ci=Fi + Oi,

 

где:

Fi - размер средств федерального бюджета, предоставленный областному бюджету на реализацию мероприятий инфраструктурного блока Программы, исходя из оценки затрат, определенных сметой Программы;

Oi - размер субсидии за счет средств областного бюджета, который рассчитывается по следующей формуле:

 

Oi = (Ri - Fi) x Y,

 

где:

Ri - объем средств, необходимый на исполнение расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в соответствии с заявкой, представленной i-м муниципальным образованием;

Y - предельный уровень софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства муниципального образования, определяемый в соответствии с пунктами 9, 10 Правил.

Распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета между муниципальными образованиями утверждается в порядке, установленном бюджетным законодательством.

2.8. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготовленного (сформированного) в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" по форме, аналогичной форме, установленной в соответствии с пунктом 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета).

Соглашение заключается:

-   в том числе на условиях, установленных подпунктом "л (1)" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета;

-   не позднее 30-го дня со дня вступления в силу Федерального соглашения;

-   на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий.

Для заключения соглашения Администрация представляет в Министерство выписку из решения о местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающую наличие в местном бюджете на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, обеспечивающем достижение установленного соглашением значения результата использования субсидии.

В случае непредставления указанного документа соглашение не заключается.

2.9. Министерство осуществляет оценку эффективности использования субсидии исходя из необходимости достижения наилучшего результата с использованием объема предоставленной субсидии.

2.10. Результат использования субсидии, обеспечивающий достижение показателей регионального проекта, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка, - количество реализованных Программ (в части мероприятий инфраструктурного блока Программы).

2.11. Перечисление субсидий осуществляется на основании соглашения и документов (их копий), подтверждающих возникновение денежных обязательств, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам муниципального образования (под фактическую потребность), с лицевого счета Министерства, открытого в министерстве финансов Нижегородской области, на лицевой счет Администрации, указанный в соглашении.

 

3. Основания и порядок применения мер финансовой

 ответственности к муниципальному образованию при

 невыполнении им условий соглашения

 о предоставлении субсидии

 

3.1. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидий, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

3.2. В случае нарушения муниципальным образованием условий, в том числе обязательств по достижению значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, возврат субсидии из местного бюджета в областной бюджет осуществляется с учетом пунктов 16 - 19 (1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета.

3.3. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий осуществляется Министерством, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля.

 

 

Постановление Правительства Нижегородской области "Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Развитие молодежной политики Нижегородской области" от 04.02.2025 N 66