Постановление Правительства Нижегородской области от 06.02.2025 N 76 "О внесении изменений в государственную программу Нижегородской области "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 297"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2025 г. N 76
О внесении изменений в государственную программу
Нижегородской области "Развитие промышленности
и инноваций Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 297
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Нижегородской области "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 297.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 6 февраля 2025 г. N 76
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в государственную программу
Нижегородской области "Развитие промышленности
и инноваций Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 297
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
"РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИННОВАЦИЙ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Стратегические приоритеты государственной программы
Нижегородской области "Развитие промышленности
и инноваций Нижегородской области"
I. Оценка текущего состояния промышленности
Нижегородской области
Нижегородская область (далее также - регион) - крупный промышленно ориентированный субъект Российской Федерации. Промышленность традиционно является основной отраслью экономики Нижегородской области, дающей около 30% объема валового регионального продукта (далее - ВРП), треть налоговых платежей в областной бюджет и обеспечивающей более 25% общей численности работников региона.
Основу промышленности составляют обрабатывающие производства - порядка 90% от общего объема отгруженной промышленной продукции. По объему продукции обрабатывающих производств Нижегородская область за 2023 год заняла 7 место в России и 2 место в Приволжском федеральном округе. Доля Нижегородской области в общероссийском объеме отгрузки обработки - 2,6%, в объеме Приволжского федерального округа - 13,5%.
По итогам 2023 года регион стал лидером по производству автобусов, имеющих технически допустимую максимальную массу более 5 тонн, - 54,4% российского выпуска, автобусов, имеющих технически допустимую массу не более 5 тонн, - 84,8%. Также в Нижегородской области сосредоточено 36,2% российского производства грузовых автомобилей, 25,6% производства стальных труб (обсадных), 36,8% - ПВХ, 24,5% - газетной бумаги, 8,9% - этилена.
Общий объем отгруженной продукции по промышленности в целом за 2023 год составил 2190 млрд рублей, что на 19,2% больше, чем за 2022 год. По обрабатывающим производствам объем отгрузки составил 1991,9 млрд рублей, что на 19,7% больше уровня 2022 года.
Индекс промышленного производства составил за 2023 год 111,7% (в среднем по Российской Федерации - 104,1%). Индекс производства обрабатывающих видов деятельности за 2023 год составил 112,1% (по Российской Федерации - 108,6%).
Отраслевая структура обрабатывающих производств Нижегородской области достаточно диверсифицирована (по оперативным данным за 2023 год): производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов занимает в объеме отгрузки обрабатывающих производств 16,8%; металлургическое производство - 14,2%; производство химических веществ - 10,7%; производство готовых металлических изделий - 10%; производство компьютеров, электронных и оптических изделий - 6%; производство нефтепродуктов - 4,2%; производство бумаги и бумажных изделий - 2,8%; 35,3% составляют другие отрасли обрабатывающей промышленности.
Нижегородская область - один из крупнейших автомобилестроительных регионов России. По итогам 2023 года по виду деятельности "Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов" отгружено товаров собственного производства на сумму 306,6 млрд рублей, что на 29,8% больше 2022 года. Индекс производства в 2023 году составил 119,2%.
Наша область сохраняет лидерство на российском рынке коммерческого транспорта - в сегменте легких коммерческих автомобилей, средних грузовиков, полноприводных тяжелых грузовиков, в сегменте автобусов, а также коммунальной техники, в основном для благоустройства и санитарной очистки городских территорий. Основные представители автомобильной отрасли - предприятия Группы ГАЗ.
На территории Нижегородской области представлен обширный спектр производителей автокомпонентов. В силу исторически сложившейся тенденции развития промышленности региона основное количество производителей автокомпонентов размещено в индустриально развитых городах (Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Заволжье, Богородск, Кстово, Павлово), что обусловлено существующей производственной инфраструктурой, наличием энергетических и трудовых ресурсов.
Тенденции развития автомобильной отрасли заключаются в стимулировании процесса импортозамещения с целью создания собственной автокомпонентной базы, трансфере современных технологий, повышении конкурентоспособности российской продукции на мировом и внутреннем рынках и обеспечении кадрового потенциала, необходимого для развития отрасли.
Металлургическая отрасль является чрезвычайно значимой для региона отраслью промышленности. По итогам 2023 года по виду деятельности "Металлургическое производство" темп роста объема отгруженных товаров собственного производства составил 88,9% по отношению к 2022 году. Индекс производства - 92,9%. По итогам 2023 года по виду деятельности "Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования" отгружено товаров собственного производства на сумму 183,7 млрд рублей, что составило 146,2% по отношению к 2022 году. Индекс производства - 131,4%.
Ведущие предприятия металлургии региона занимают лидирующие позиции в российском производстве металлопродукции, а именно: на рынках труб большого диаметра и цельнокатаных железнодорожных колес; производстве специальных сталей и сплавов, а также широкого спектра изделий из них, включающего производство поковок и кольцевых заготовок для авиа- и ракетостроения, морского транспорта, энергетического и общего машиностроения, нефтяной и газовой промышленности; производстве якорных, грузовых и тяговых цепей, цепей для горного оборудования, грузоподъемных строп, такелажа, а также комплектующих к ним.
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий представлено: АО "Выксунский металлургический завод", АО "Русполимет", АО "Завод "Красный Якорь" и другими.
Нижегородская область обладает мощным оборонно-промышленным комплексом. В перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), входят 258 организаций Нижегородской области, функционирующих в сфере производства: боеприпасов, спецхимии, атомного машиностроения, авиастроения, судостроения, систем управления и обычных вооружений. На предприятиях ОПК работает свыше 172 тыс. человек, в том числе инженерно-технических работников - около 66 тыс. человек (40%).
Регион - крупнейший химический центр России, включающий более 50 предприятий. К химическому комплексу Нижегородской области относятся предприятия следующих видов экономической деятельности: производство химических веществ и химических продуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство кокса и нефтепродуктов.
В производстве химических веществ и химических продуктов отгружено продукции в 2023 году на 195,5 млрд рублей, что больше 2022 года на 10,6%. Индекс производства составил 106,6%. В производстве резиновых и пластмассовых изделий отгружено продукции в 2023 году на 67,8 млрд рублей, что больше 2022 года на 30,4%. Индекс производства - 107,8%.
Ключевые предприятия отрасли входят в вертикально-интегрированную структуру ООО "СИБУР": АО "Сибур-Нефтехим", ООО "Сибур-Кстово", ООО "Биаксплен", ООО "РусВинил". Доля выпуска продукции этих предприятий составляет более 30% в общем объеме химического производства. В состав отрасли также входят такие динамично развивающиеся компании как: ООО "Завод синтанолов", АО "УК "БХХ "Оргхим", ГК "Синтез ОКА", ООО "Компания Хома", ГК "Корунд" и другие.
Базовое предприятие производства нефтепродуктов (с долей в отрасли до 98%) - ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез". Предприятие является одним из ведущих предприятий России с мощностью по переработке нефти 17 млн тонн в год. Предприятие выпускает около 50 наименований товарных нефтепродуктов, среди которых: высококачественные автомобильные, авиационные и дизельные топлива, нефтебитумы, парафины и другая востребованная на рынке продукция. Доля производства бензинов составляет около 10% от общего производства бензинов в Российской Федерации. Предприятие вносит весомый вклад в экономику Нижегородской области, являясь одним из самых крупных налогоплательщиков в регионе.
Лесопромышленный комплекс составляет 5,1% в обрабатывающих производствах региона и включает следующие виды деятельности: обработку древесины и производство изделий из дерева и пробки (1,2% - доля в обрабатывающих производствах), производство бумаги и бумажных изделий (2,8%), производство мебели (1,1%).
Главный представитель основного вида деятельности лесного комплекса - производства бумаги и бумажных изделий - крупнейшее градообразующее предприятие АО "Волга" (г. Балахна). Предприятие выпускает бумагу из 100% термомеханической массы для печати газет, книг, учебников и полиграфической продукции, бумагу для производства гофрокартона и другие виды упаковочных бумаг. Предприятие входит в 20 крупнейших российских компаний-экспортеров.
Легкая промышленность Нижегородской области является многопрофильным комплексом, выпускающим одежду, обувь, постельные принадлежности, одеяла, натуральные кожи, шорно-седельную продукцию, кожгалантерею, канаты, веревки, войлок различного назначения, рыболовецкие сети и т.д. Кроме того, отрасль обеспечивает стратегическую безопасность страны, удовлетворяя потребности силовых структур и федеральных ведомств в вещевом имуществе и сопутствующих изделиях.
Всего в регионе работает более 100 крупных, средних и малых предприятий легкой промышленности. При этом 80% продукции отрасли выпускается текстильной и швейной промышленностью, 20% приходится на производство кожи, изделий из кожи, обувь.
Географическое расположение и отсутствие на ее территории природных полезных ископаемых обусловило создание в Нижегородской области мощного научно-промышленного комплекса. В Нижегородской области сформирована обширная сеть многопрофильных научно-исследовательских организаций и учреждений, осуществляющих фундаментальные и прикладные научные исследования, в том числе институты Российской академии наук. Научные школы способствуют развитию инновационной составляющей промышленности региона.
Инновационная система Нижегородской области представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также структуры управления и финансирования инновационной деятельности. Нижегородская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности экономики.
Одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у Нижегородской области конкурентных преимуществ является человеческий капитал. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в 2023 году составила 42,6 тыс. человек, или 3,7% от общей численности работников экономики региона.
В 2023 году в Нижегородской области научные исследования и разработки выполняли 90 организаций, из которых 43,3% составили организации, основным видом деятельности которых являлись научные исследования и разработки; 25,6% - научно-технические подразделения организаций обрабатывающих производств; 25,6% - научно-исследовательские подразделения образовательных организаций высшего образования (далее - ВО). Затраты на выполнение научных исследований и разработок организаций региона превысили 149 млрд рублей, или 5,5% валового регионального продукта. По доле внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП Нижегородская область является ведущей среди регионов России.
Нижегородская область входит в число лидеров среди российских регионов по количеству используемых передовых производственных технологий. Три четверти используемых в Нижегородской области передовых производственных технологий применяются на обрабатывающих предприятиях, из них почти треть - на предприятиях по производству транспортных средств и оборудования. Создание и использование передовых производственных технологий определяет уровень развития предприятий и организаций, их финансовую стабильность, что является залогом эффективного функционирования экономики региона.
В настоящее время в промышленности Нижегородской области сформировался ряд внешних и внутренних проблем. Внешними проблемами, препятствующими развитию промышленного комплекса, являются: внешнее санкционное давление (и риск его усиления), нестабильность экономической ситуации, сохраняющаяся зависимость от импорта сырья и производственного оборудования, сокращение экспорта товаров регионального производства, затяжной период переориентации экспортных поставок, медленная структурная перестройка производственно-логистических цепочек, нестабильность цен на мировом рынке на сырьевые товары и товары российского экспорта, высокая ключевая ставка (высокий процент коммерческого кредита).
Внутренними проблемами, препятствующими развитию промышленного комплекса, являются: рост дефицита рабочих кадров; увеличение издержек производителей, в частности затрат на оплату труда транспортно-логистических издержек и др.; изношенность оборудования (по итогам 2023 года степень износа основных фондов по промышленности - 53,3%, по обрабатывающим производствам - 53,8%); недостаточно быстрые темпы импортозамещения; ограниченный ассортимент продукции; сохраняющийся дефицит российских аналогов зарубежного оборудования, технологий, материалов; перебои в цепи поставок и логистике; невысокий спрос покупателей (заказчиков); низкая производительность труда; недостаток финансовых средств.
Одна из главных проблем в промышленности региона - потребность в кадрах на промышленных предприятиях. Максимальная нехватка персонала отмечается в следующих производствах: готовых металлических изделий, автотранспортных средств, одежды, пищевых продуктов, металлургического производства, химических веществ, электронных изделий и обработке древесины. Кадровая потребность промышленных предприятий по виду профессий: 74% - квалифицированные рабочие; 14% - служащие, из которых 42% различных видов инженерных специализаций; 12% - неквалифицированные работники.
В связи с увеличением объема работ по государственному оборонному заказу особенно острая нехватка кадров наблюдается на предприятиях ОПК.
Одним из шагов по решению вопроса кадровой потребности предприятий является реализация в Нижегородской области федерального проекта "Профессионалитет", в рамках которого в регионах создаются образовательно-производственные центры (кластеры). Проект реализуется министерством образования и науки Нижегородской области совместно с министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области и другими исполнительными органами Нижегородской области.
В настоящее время на территории Нижегородской области функционирует 10 образовательно-производственных центров (кластеров) металлургической, строительной, машиностроительной, нефтехимической, радиоэлектронной отраслей промышленности и сельскохозяйственной отрасли.
Большое значение в решении проблемы кадровой потребности предприятий имеет проведение крупными промышленными предприятиями профориентационной работы со школьниками и студентами, вовлечение предприятий в программу по развитию промышленного туризма.
Для привлечения выпускников среднего профессионального образования (далее - СПО) и ВО предприятиями реализуется практика заключения договоров о целевом обучении с абитуриентами и студентами образовательных организаций, прохождение стажировок. Для закрытия кадровой потребности в рабочих специальностях (токарь, фрезеровщик, слесарь, подсобный рабочий, швеи и др.) промышленные предприятия используют механизм привлечения иностранной рабочей силы, а также повышения трудовой мобильности и привлечения востребованных специалистов в регион из других субъектов Российской Федерации.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов) планируется, что объем промышленного производства в физическом выражении в 2024 году (по оценке) увеличится на 2,8-4,1%. В 2025-2027 годах индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 102,9-103,2%. По виду деятельности "обрабатывающие производства" в 2025-2027 годах индексы производства составят 103-103,3%.
Важным фактором роста промышленности в 2025-2027 годах будет реализация крупных инвестиционных проектов промышленных предприятий.
Основным механизмом решения поставленных задач является реализация национальных проектов и мероприятий Программы.
_________________________
По
показателям промышленности и обрабатывающих производств (в целом) приведены
уточненные статистические данные (на 16 августа 2024 г.) в соответствии с
постановлением Правительства Нижегородской области от 23 октября 2024 г. N 639
"О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный
период (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов)". Показатели
по видам деятельности обрабатывающих производств приведены на основе
оперативных статистических данных.
II. Описание приоритетов и целей государственной
политики в сфере развития промышленности
Нижегородской области
Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития промышленности отражены в следующих правовых актах Российской Федерации и Нижегородской области:
- Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р "Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года";
- государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328;
- Закон Нижегородской области от 25 декабря 2015 г. N 206-З "О промышленной политике в Нижегородской области";
- постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года";
- постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)";
- постановление Правительства Нижегородской области от 23 октября 2024 г. N 639 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов)".
Основным приоритетом государственной политики в сфере промышленности является создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого, высокопроизводительного индустриального сектора экономики, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного квалифицированными кадрами.
Настоящая государственная программа Нижегородской области (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий и основных стратегических приоритетов исполнительных органов Нижегородской области по реализации мероприятий региональной государственной политики в сфере промышленности, направленных на оказание мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих промышленное производство.
Целями Программы являются:
1. Обеспечение устойчивого и эффективного развития промышленного комплекса Нижегородской области.
2. Повышение конкурентоспособности промышленности Нижегородской области и обеспечение достижения стратегических приоритетов в долгосрочной перспективе.
В результате реализации предусмотренных мер государственной поддержки будет проведена модернизация производственных мощностей промышленных предприятий, созданы условия для развития кооперации и импортозамещения, увеличены объемы инновационной и высокотехнологичной продукции, а также повышена квалификация трудовых ресурсов, что приведет к формированию и развитию конкурентоспособных промышленных производств Нижегородской области.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ
Российской Федерации
Цели, задачи и показатели Программы напрямую либо опосредованно (с учетом региональных особенностей) взаимосвязаны со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной политики в области развития промышленности, утвержденными соответствующими программными и стратегическими документами Российской Федерации, указанными в разделе II Программы.
Установленные показатели Программы в полной мере отражают состояние и развитие промышленного комплекса Нижегородской области.
IV. Задачи государственного управления и способы
их эффективного решения
Основными задачами Программы являются:
1. Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки промышленности, стимулирование в промышленности Нижегородской области процессов кооперации и импортозамещения.
Весомую роль в процессе развития промышленного комплекса играет развитая инфраструктура поддержки промышленных предприятий.
С 2017 года в Нижегородской области функционирует региональный Фонд развития промышленности (некоммерческая организация "Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области", далее - региональный Фонд), которым реализуются программы государственной поддержки промышленных предприятий в виде льготного кредитования инвестиционных проектов, направленных на разработку и внедрение перспективных (передовых) технологий, производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции, а также продукции с импортозамещающим потенциалом.
Предоставление льготных займов региональным Фондом является важным и чрезвычайно востребованным видом государственной финансовой поддержки промышленных предприятий Нижегородской области. Региональным Фондом реализуются: собственные программы льготного кредитования (целевые займы по ставкам: 3%, 5%, 8%, 12% годовых сроком до 5 лет в объеме от 5 млн до 55 млн рублей); программы совместного софинансирования с федеральным Фондом развития промышленности (ФГАУ "Российский фонд технологического развития", далее - ФРП) (целевые займы по ставкам: 3%, 5%, 7% годовых сроком до 5 лет в объеме от 20 млн до 200 млн рублей); осуществляется сопровождение по программам федерального ФРП (целевые займы по ставкам: 1%, 3%, 5% и 7% годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн до 5 млрд рублей).
Формирование технологического суверенитета - одно из основных направлений развития промышленности в настоящее время. Необходимость развития импортозамещения обусловлена возникновением новой ситуации в развитии мирового и российского рынков в условиях санкционного режима, резкого роста курсов мировых валют к рублю, сокращения внешнеторгового оборота с рядом стран (расторжение контрактов, потеря рынков сбыта), разрывом логистических и производственных цепочек.
Экономика Нижегородской области имеет значительный потенциал для решения задачи импортозамещения практически во всех видах деятельности обрабатывающих производств. С учетом имеющихся компетенций промышленность региона способна конкурировать с импортной продукцией по таким значимым для региона направлениям, как: машиностроительная продукция, продукция металлургических и металлообрабатывающих производств, продукция химической промышленности, радиоэлектроника и электротехника, программное обеспечение, фармацевтическая продукция и другим.
Для минимизации последствий санкционного давления в Нижегородской области одним из первых в Российской Федерации в марте 2022 года создан Центр импорта и импортозамещения (далее - Центр). Центр работает по следующим направлениям: поиск аналогов продукции и организация параллельного импорта, локализация производства с помощью механизмов государственной поддержки, разработка бесплатных цифровых решений в области импортозамещения, информационная поддержка в продвижении продукции.
До недавнего времени зависимость экономики России от импорта имела критический характер, поэтому импортозамещение призвано стать важнейшей движущей силой для подъема российской экономики.
2. Стимулирование развития промышленных предприятий Нижегородской области посредством предоставления финансовой поддержки.
Государственная поддержка промышленных предприятий Нижегородской области за счет средств областного бюджета осуществляется в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.
Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам городских и муниципальных округов Нижегородской области на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе, в рамках реализации Программы не предусмотрено.
3. Создание условий для повышения производительности труда.
С 2019 года в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на территории Нижегородской области реализуется национальный проект "Производительность труда".
Нижегородская область входит в число лидеров в стране по количеству предприятий - участников национального проекта. По итогам 2023 года участниками национального проекта стало 231 промышленное предприятие региона. Инструментам повышения производительности труда обучено более 4,2 тыс. человек.
Федеральный и региональные центры компетенций - операторы национального проекта, их основная задача - оказывать адресную поддержку предприятиям региона и обучать сотрудников инструментам бережливого производства. Благодаря совместной работе специалистов по внедрению принципов и инструментов бережливого производства и сотрудников предприятий все показатели национального проекта выполняются, многие со значительным перевыполнением.
На всех предприятиях, которые входят в национальный проект, выявлены значительные резервы по увеличению производительности труда. Участие в национальном проекте помогает раскрывать потенциал каждого предприятия.
С 2025 года национальный проект "Производительность труда" войдет в состав национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика" в качестве федерального проекта.
4. Создание и развитие индустриальных парков, промышленных технопарков в Нижегородской области.
В настоящее время создание индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков является одним из перспективных направлений развития отраслей промышленности. Данное направление уже успело зарекомендовать себя положительным образом: субъекты Российской Федерации активно создают и развивают индустриальные парки и промышленные технопарки на своей территории как фундамент для устойчивого и стабильного развития промышленного потенциала региона и страны в целом. Нижегородская область как регион с высоким научным и промышленным потенциалом испытывает потребность в создании и развитии индустриальных парков и промышленных технопарков в качестве инструмента поддержки наукоемких и инновационных производств.
Индустриальные парки и промышленные технопарки имеют большое значение именно в долгосрочной перспективе, так как в итоге приводят к развитию импортозамещения и расширению экспорта российских товаров на зарубежные рынки. Создание и развитие частных и государственных индустриальных парков и промышленных технопарков позволит Нижегородской области увеличить налоговые поступления, создать новые рабочие места, снижая тем самым напряженность на рынке труда, привлечь инвестиции в региональную экономику, ускорить модернизацию производства и повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
5. Развитие кадрового потенциала промышленности Нижегородской области.
На базе инфраструктурного комплекса "Нижполиграф" будет создан федеральный технопарк профессионального образования (далее - Парк мастеров "Нижполиграф", технопарк). Технопарк станет центром пилотирования новых технологий подготовки кадров в Нижегородской области в тесном взаимодействии с региональными промышленными предприятиями, а также базой подготовки и развития профессиональных кадров в сфере промышленных, креативных и цифровых индустрий.
Создание технопарка позволит сформировать ресурсный центр для более чем 60000 учащихся из 107 учреждений СПО Нижегородской области. На едином образовательном пространстве учебных мастерских и производственных площадок во взаимодействии с предприятиями будут повышать квалификацию педагоги СПО и преподаватели общеобразовательных дисциплин в колледжах. От 5000 до 10000 специалистов смогут ежегодно повышать квалификацию. Будет создано более 50 мастерских по приоритетным направлениям подготовки.
Парк мастеров "Нижполиграф" станет одной из крупнейших площадок страны по проведению чемпионатов профессионального мастерства. На базе технопарка будут реализованы образовательные пространства и мастерские для обучения порядка 3000 студентов по 20 специальностям.".