Постановление Правительства Нижегородской области от 20.05.2025 N 351 "О внесении изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 29 октября 2021 г. N 971"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2025 г. N 351
О внесении изменений в Положение о региональном государственном
контроле (надзоре) в области охраны и использования особо
охраняемых природных территорий, утвержденное
постановлением Правительства Нижегородской
области от 29 октября 2021 г. N 971
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 29 октября 2021 г. N 971, следующие изменения:
1.1. В абзаце четвертом пункта 2 после слов "муниципальных унитарных предприятий)," дополнить словами "либо резидента иной территории опережающего развития, создавшего филиал или представительство на этой территории опережающего развития,".
1.2. В пункте 3:
1) слово "является" заменить словом "являются";
2) после слов "требования, контролируемые лица)" дополнить словами ", исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий".
1.3. В абзаце первом пункта 5 после слова "надзора" дополнить словами "(далее также - объекты надзора)".
1.4. Пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Объект надзора относится к определенной категории риска на основании наличия одного из нижеприведенных критериев отнесения к определенной категории риска:
1) к категории значительного риска - деятельность граждан и организаций в границах памятников природы регионального значения и их охранных зон;
2) к категории среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах природных парков, государственных природных заказников, территорий охраняемого ландшафта;
3) к категории умеренного риска - деятельность граждан и организаций в границах охраняемых объектов природного комплекса населенных пунктов;
4) к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон природных парков и охранных зон охраняемых объектов природного комплекса населенных пунктов.".
1.5. Пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов:
1) одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год - для объектов надзора, отнесенных к категории высокого риска;
2) периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации - для объектов надзора, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска.
В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории значительного, среднего, умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты не проводятся.
В случае, если объект надзора не отнесен ГБУ НО "Экология региона" к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
ГБУ НО "Экология региона" в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.
Контролируемое лицо, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), вправе подать в ГБУ НО "Экология региона" заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Заявление, указанное в абзаце седьмом настоящего пункта, рассматривается в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктом 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336).".
1.6. В пункте 22 слова "контрольными органами и размещенными на их официальных сайтах" заменить словами "приказом директора ГБУ НО "Экология региона" и размещенных на официальном сайте ГБУ НО "Экология региона"".
1.7. Пункты 24 и 25 изложить в следующей редакции:
"24. ГБУ НО "Экология региона" осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, касающихся осуществления государственного надзора, на официальном сайте ГБУ НО "Экология региона" в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
25. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики ГБУ НО "Экология региона" обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики ГБУ НО "Экология региона" (далее - доклад о правоприменительной практике).
ГБУ НО "Экология региона" обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом директора ГБУ НО "Экология региона" и размещается на официальном сайте ГБУ НО "Экология региона" в сети "Интернет" ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
ГБУ НО "Экология региона" ежегодно до 1 апреля года осуществляет подготовку предложений по результатам обобщения правоприменительной практики.".
1.8. В пункте 26:
1) абзацы первый - третий изложить в следующей редакции:
"26. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется путем подписания и опубликования в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604, электронного паспорта соответствующего предостережения без необходимости вынесения отдельного документа и внесения его в единый реестр.";
2) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"Выписка, содержащая информацию об указанном предостережении с QR-кодом, обеспечивающим переход на страницу в сети "Интернет", содержащую соответствующую запись единого реестра о предостережении направляется контролируемому лицу в течение одного рабочего дня со дня подписания электронного паспорта соответствующего предостережения в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.9. В пункте 27:
1) в абзаце первом после слов "и их представителей" дополнить словами "в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ";
2) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Контролируемые лица вправе направлять обращения по вопросу осуществления консультирования с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Такое обращение подлежит рассмотрению ГБУ НО "Экология региона" в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации. Подписание такого обращения осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 11(2) постановления N 336.".
1.10. Пункт 28 изложить в следующей редакции:
"28. Профилактический визит проводится в соответствии со статьями 52, 52.1 и 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится должностными лицами в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а должностное лицо осуществляет ознакомление с объектом надзора, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Профилактический визит проводится по инициативе ГБУ НО "Экология региона" (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десять рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита (далее - акт обязательного профилактического визита) в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения должностным лицом составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита уполномоченное должностное лицо вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90.1 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита (далее - заявление) посредством единого портала государственных и муниципальных услуг. ГБУ НО "Экология региона" рассматривает заявление в течение десяти рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита ГБУ НО "Экология региона" в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в следующих случаях:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления;
2) в течение шести месяцев до даты подачи повторного заявления проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
3) в течение года до даты подачи заявления ГБУ НО "Экология региона" проведен профилактический визит по ранее поданному заявлению;
4) заявление содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц либо членов их семей.
Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом ГБУ НО "Экология региона" не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
В рамках профилактического визита при согласии контролируемого лица инспектор проводит отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание.
Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу ГБУ НО "Экология региона" для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.".
1.11. Пункт 29 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится выездное обследование.".
1.12. Дополнить
пунктом 33
следующего содержания:
"33
. Выездное
обследование проводится в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона
N 248-ФЗ, в ходе которого на общедоступных (открытых для посещения
неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут совершаться
следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
Допускается проведение выездного обследования путем нахождения (перемещения) инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований физическими лицами. В этом случае допускается взаимодействие с физическими лицами с составлением акта контрольного (надзорного) мероприятия и принятием решений, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.13. В пункте 34 слова "пунктами 1, 3-5" заменить словами "пунктами 1, 3-5, 7, 9".
1.14. В пункте 35 слова "контролируемое лицо" заменить словами "индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами,".
1.15. Пункт 38 исключить.
1.16. В пункте 41 после слов "в месте осуществления деятельности контролируемого лица" дополнить словами "(за исключением случаев присутствия должностного лица на общедоступных производственных объектах)".
1.17. В пункте 44 слова "и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг" исключить.
1.18. Пункт 48 изложить в следующей редакции:
"48. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов надзора к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Абзацы пятый и десятый подпункта 1.5, абзац четвертый подпункта 1 и подпункт 2 подпункта 1.8, абзац второй подпункта 2 подпункта 1.9, абзац восьмой подпункта 1.12 пункта 1 настоящего постановления действуют до 1 января 2030 г.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
