Постановление Правительства Нижегородской области от 19.06.2025 N 416 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2022 г. N 126"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2025 г. N 416
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 28 февраля 2022 г. N 126
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2022 г. N 126 "О региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением отдельных положений, для которых настоящим постановлением установлен иной срок вступления в силу.
Абзацы второй и третий пункта 5.1 Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2022 г. N 126 (в редакции настоящего постановления), вступают в силу с 1 сентября 2025 г.
Абзац второй пункта 2.2, абзац первый пункта 2.4, абзацы
одиннадцатый и двенадцатый пункта 3.5, абзац одиннадцатый пункта 3.6 Положения
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на
территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства
Нижегородской области от 28 февраля 2022 г. N 126 (в редакции настоящего
постановления), действуют до 1 января 2030 г.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 19 июня 2025 г. N 416
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Нижегородской
области от 28 февраля 2022 г. N 126 "О региональном государственном
лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской
деятельности по управлению многоквартирными домами
на территории Нижегородской области"
1. В Положении о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области:
1.1. В пункте 1.2 слова "социально-экономического" исключить.
1.2. В пункте 1.4 слова "Органом исполнительной власти" заменить словами "Исполнительным органом".
1.3. Дополнить пунктом 2.2 следующего содержания:
"2.2. Контролируемое лицо, в том числе с
использованием федеральной государственной информационной системы "Единый
портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый
портал государственных и муниципальных услуг) вправе подать в Госжилинспекцию заявление
об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории
риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора в случае их
соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Заявление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, рассматривается в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктом 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336).".
1.4. Пункты 2.3, 2.4 изложить в следующей редакции:
"2.3. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, предусмотрены следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность их проведения, а также периодичность проведения обязательных профилактических визитов:
инспекционный визит - один раз в два года;
документарная проверка - один раз в два года;
выездная проверка - один раз в два года
либо один обязательный профилактический визит в год.
В отношении объектов надзора, отнесенных к категории среднего или умеренного риска, периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации.
2.4. В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории среднего, умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты не проводятся.".
1.5. Пункт 3.2 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
"6) самообследование.".
1.6. В пункте 3.5
1.6.1. В абзаце первом после слова "предостережения" дополнить словами "о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение)".
1.6.2. В абзаце втором слова "о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение)" исключить.
1.6.3. Абзацы десятый и одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Предостережение не может содержать требование о представлении контролируемым лицом сведений и документов, сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению лицензионных требований.
Предостережение объявляется путем подписания и опубликования в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604, электронного паспорта соответствующего предостережения без необходимости вынесения отдельного документа и внесения его в единый реестр.".
1.6.4. Дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:
"Выписка, содержащая информацию об указанном предостережении с QR-кодом, обеспечивающим переход на страницу в сети "Интернет", содержащую соответствующую запись единого реестра о предостережении направляется контролируемому лицу в течение одного рабочего дня со дня подписания электронного паспорта соответствующего предостережения в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.6.5. Дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае принятия Госжилинспекцией решения об объявлении контролируемому лицу предостережения одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения лицензионных требований направляется адрес сайта в сети "Интернет", позволяющий пройти самообследование соблюдения лицензионных требований.".
1.7. Пункт 3.6 дополнить абзацем следующего содержания:
"Контролируемые лица вправе направлять обращения по вопросу осуществления консультирования с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Такое обращение подлежит рассмотрению Госжилинспекцией в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации. Подписание такого обращения осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 11(2) постановления N 336.".
1.8. Пункт 3.7 изложить в следующей редакции:
"3.7. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьями 52-52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится должностным лицом Госжилинспекции в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а должностное лицо Госжилинспекции осуществляет ознакомление с объектом надзора, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом лицензионных требований.
Профилактический визит проводится по инициативе Госжилинспекции (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит проводится:
1) в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов надзора, отнесенных к определенной категории риска, с учетом периодичности проведения обязательных профилактических мероприятий, установленной пунктом 2.3 настоящего Положения;
2) по поручению:
а) Президента Российской Федерации;
б) Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
в) Губернатора Нижегородской области.
Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо Госжилинспекции при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, инструментальное обследование, экспертизу.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.
По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита (далее - акт обязательного профилактического визита) в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения должностным лицом Госжилинспекции составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита уполномоченное должностное лицо Госжилинспекции вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица.
Предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90.1 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Контролируемое лицо подает в Госжилинспекцию заявление о проведении профилактического визита (далее - заявление) посредством единого портала государственных и муниципальных услуг. Госжилинспекция рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита Госжилинспекция в течение 20 рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в следующих случаях:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления;
2) в течение 6 месяцев до даты подачи повторного заявления проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
3) в течение года до даты подачи заявления Госжилинспекцией проведен профилактический визит по ранее поданному заявлению;
4) заявление содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Госжилинспекции либо членов их семей.
Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом Госжилинспекцию не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
В рамках профилактического визита при согласии контролируемого лица должностное лицо Госжилинспекции проводит инструментальное обследование.
Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита по инициативе контролируемого лица, носят рекомендательный характер.
Предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в ходе профилактического визита по инициативе контролируемого лица выдаваться не могут.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Госжилинспекции незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Госжилинспекции для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.".
1.9. Дополнить пунктом 3.8 следующего содержания:
"3.8. Самообследование осуществляется в соответствии со статьей 51 Федерального закона N 248-ФЗ.
В рамках самообследования обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов надзора критериям риска.
Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием сервиса самопроверки "Электронный инспектор" в сети "Интернет", размещенного по адресу самопроверка.рф, посредством которого обеспечена возможность осуществить самообследование без идентификации пользователя.
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими лицензионных требований, по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения лицензионных требований.
В случае принятия контролируемым лицо решения об оформлении декларации соблюдения лицензионных требований, она формируется при помощи сервиса "Электронный инспектор".
Декларация соблюдения лицензионных требований направляется контролируемым лицом в Госжилинспекцию, которая размещает ее на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Срок действия декларации соблюдения лицензионных требований составляет 1 год.
В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения лицензионных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в Госжилинспекцию в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.
В случае, если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения лицензионных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения лицензионных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Принятие новой декларации соблюдения лицензионных требований по результатам самообследования возможно не ранее чем через 1 год после принятия решения об аннулировании ранее выданной декларации.".
1.10. В пункте 4.2 слова "пунктами 1, 3-6 части 1" заменить словами "пунктами 1, 3-5, 7-9 части 1".
1.11. В пункте 4.6:
1.11.1. Абзац первый дополнить словами ", а также может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи либо с использованием мобильного приложения "Инспектор".".
1.11.2. Дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"5) инструментальное обследование.".
1.11.3. Абзац десятый изложить в следующей редакции:
"Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.11.4. Дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ, внеплановый инспекционный визит проводится без согласования с органами прокуратуры с извещением об этом в течение двадцати четырех часов органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля.".
1.12. В пункте 4.7.
1.12.1. Абзац шестой изложить в следующей редакции:
"Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.12.2. Дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ, внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры с извещением об этом в течение двадцати четырех часов органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля.".
1.13. В пункте 4.8:
1.13.1. Абзац первый дополнить словами ", а также может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи либо с использованием мобильного приложения "Инспектор".".
1.13.2. Абзац девятый изложить в следующей редакции:
"Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.".
1.13.3. Дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ, внеплановая выездная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры с извещением об этом в течение двадцати четырех часов органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля.".
1.14. В пункте 4.11:
1.14.1. В абзаце третьем слово "осуществляться" заменить словом "совершаться".
1.14.2. Абзац пятый изложить в следующей редакции:
"5) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).".
1.15. В пункте 5.1:
1.15.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия в случае выявления нарушений лицензионных требований составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).".
1.15.2. Абзац третий изложить в следующей редакции:
"Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия либо не позднее дня, следующего за днем окончания проведения такого мероприятия, если составление акта на месте проведения такого мероприятия невозможно по причинам, установленным Федеральным законом N 248-ФЗ.".
1.16. Подпункт 1 пункта 5.5 изложить в следующей редакции:
"1) выдать после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований с указанием разумных сроков их устранения, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ;".
1.17. В пункте 6.2 слова "и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг" исключить.
1.18. Пункт 6.6 изложить в следующей редакции:
"6.6. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования .
Жалоба контролируемого лица на решение Госжилинспекции об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.".
1.19. Дополнить пунктами 6.7, 6.8 следующего содержания:
"6.7. Уполномоченной орган вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
6.8. Рассмотрение жалоб, связанных со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или иного законодательства, регулирующего защиту соответствующих сведений.".
2. В Перечне индикаторов риска нарушения лицензионных требований при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Нижегородской области, утвержденном постановлением:
2.1. Пункты 1, 2 изложить в следующей редакции:
"1. Наличие в платежных документах, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), сведений о расхождении более чем на 1 процент объема средств за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, начисленных за календарный месяц, и произведения общей площади жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома и утвержденного размера платы на содержание жилых помещений многоквартирного дома.
2. Выявление в течение трех месяцев подряд более пяти фактов несоответствия сведений (информации), полученных от гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также из средств массовой информации и сведений, размещенных контролируемым лицом в ГИС ЖКХ.".
2.2. Дополнить пунктами 3, 4 следующего содержания:
"3. Наличие в платежных документах, размещенных в ГИС ЖКХ, сведений о начислении платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления, утвержденного Правительством Нижегородской области, более трех расчетных периодов подряд, за исключением платежных документов, предъявляемых в многоквартирных домах, в которых в соответствии с требованиями действующего законодательства коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии не устанавливаются.
4. Наличие сведений о поступлении в арбитражный суд Нижегородской области искового заявления (заявлений) о взыскании задолженности по договору (договорам) ресурсоснабжения и (или) договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, общая сумма которой превышает триста тысяч рублей, образовавшейся в течение двенадцати месяцев до даты принятия решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.".