Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2025 N 500 "Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2025 г. N 500

 

Об утверждении Положения о региональном государственном

надзоре в области защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций

 

 

В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 г. N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2021 г. N 835 "Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";

постановление Правительства Нижегородской области от 15 мая 2024 г. N 252 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2021 г. N 835".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Абзац четвертый пункта 2.3, абзац второй пункта 2.4, абзацы второй и третий пункта 3.4, абзац второй пункта 3.5, абзац второй пункта 3.6 Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного настоящим постановлением, действуют до 1 января 2030 г.

 

 

 

И.о.Губернатора                                       А.Н.Гнеушев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

 Нижегородской области

от 22 июля 2025 г. N 500

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональном государственном надзоре в области

 защиты населения и территорий от

 чрезвычайных ситуаций

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор).

Используемые в настоящем Положении понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).

1.2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом N 68-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования).

1.3. Региональный государственный надзор осуществляется министерством региональной безопасности Нижегородской области (далее - Министерство).

1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора (далее - должностные лица Министерства), являются:

1) министр;

2) заместитель министра;

3) заведующий сектором регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства;

4) консультант сектора регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства.

1.5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

1) министр;

2) заместитель министра.

1.6. Региональный государственный надзор осуществляется в отношении таких объектов надзора, как деятельность, действия (бездействие), контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) (далее - объект надзора).

Учет объектов надзора ведется с использованием единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям при осуществлении

 регионального государственного надзора

 

2.1. Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

1) значительный риск;

2) средний риск;

3) умеренный риск;

4) низкий риск.

2.2. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется Министерством на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов надзора к одной из категорий риска (далее - критерии риска).

Критериями отнесения объектов надзора к категориям риска являются:

1) к категории значительного риска:

- деятельность контролируемых лиц, если эти контролируемые лица включены (входят) в установленном порядке в состав сил территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2) к категории среднего риска:

- деятельность контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности;

3) к категории умеренного риска:

- деятельность контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты IV класса опасности;

4) к категории низкого риска:

- деятельность иных контролируемых лиц.

2.3. В случае, если объект надзора не отнесен Министерством к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должно принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.

Контролируемое лицо, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)), вправе подать в Министерство заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

Заявление, указанное в абзаце третьем настоящего пункта, рассматривается в соответствии с главой 9 Федерального закона о контроле и пунктом 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336).

2.4. Периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации - для объектов надзора, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска.

В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории значительного, среднего, умеренного риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты не проводятся.

2.5. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерство разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта надзора, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по региональному государственному надзору утверждается Правительством Нижегородской области.

 

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)

 охраняемым законом ценностям

 

3.1. Министерством ежегодно в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, разрабатывается и утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Утвержденная приказом Министерства программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям размещается на официальном сайте Министерства информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в течение пяти дней со дня утверждения.

При осуществлении регионального государственного надзора Министерством проводятся следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит;

6) самообследование.

3.2. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.3. Обобщение правоприменительной практики проводится в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.

По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" ежегодно в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным.

3.4. Объявление Министерством предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.

Предостережение объявляется путем подписания и опубликования в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604, электронного паспорта соответствующего предостережения без необходимости вынесения отдельного документа и внесения его в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (далее - единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий).

Выписка, содержащая информацию об указанном предостережении с QR-кодом, обеспечивающим переход на страницу в сети "Интернет", содержащую соответствующую запись единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий о предостережении направляется контролируемому лицу в течение одного рабочего дня со дня подписания электронного паспорта соответствующего предостережения в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контролируемое лицо вправе в течение двадцати календарных дней со дня получения предостережения подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).

Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением в Министерство либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на адрес электронной почты, указанный в предостережении либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

В возражении указываются:

- наименование контролируемого лица;

- идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;

- дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

- обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

Возражение в отношении выданного предостережения рассматривается Министерством в течение 20 рабочих дней со дня его регистрации.

По результатам рассмотрения возражений Министерство принимает одно из следующих решений:

1) удовлетворяет возражение и отменяет предостережение полностью или частично;

2) отказывает в удовлетворении возражения с указанием причины отказа.

Решения по возражению направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.5. Должностные лица Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора) в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контролируемые лица вправе направлять обращения по вопросу осуществления консультирования с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Такое обращение подлежит рассмотрению Министерством в течение десяти рабочих дней со дня его регистрации. Подписание такого обращения осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 11(2) постановления N 336.

Консультирование осуществляется по вопросам соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, как в письменной, так и в устной форме.

По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая, если заявитель просит дать письменный ответ по вопросам соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований посредством направления в Министерство обращения на бумажном носителе почтовым отправлением в Министерство либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью контролируемого лица, в порядке, установленном частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на адрес электронной почты Министерства либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В случае поступления в Министерство обращений от контролируемых лиц и их представителей о консультировании по однотипным вопросам с просьбой предоставления информации в письменном виде Министерство размещает на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" письменное разъяснение по указанным вопросам, подписанное министром (заместителем министра).

3.6. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьями 52-52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контролируемые лица вправе направлять обращения по вопросу проведения профилактического визита с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Такое обращение подлежит рассмотрению Министерством в течение десяти рабочих дней со дня его регистрации. Подписание такого обращения осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 11(2) постановления N 336.

3.7. В целях добровольного определения уровня соблюдения обязательных требований контролируемые лица вправе проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в соответствии со статьей 51 Федерального закона N 248-ФЗ.

Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием сервиса "Электронный инспектор", размещенного по адресу самопроверка.рф.

Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в Министерство, которое осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте в сети "Интернет", в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции.

Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 1 год с момента регистрации указанной декларации Министерством.

В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в Министерство в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.

В случае, если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

Принятие новой декларации соблюдения обязательных требований по результатам самообследования возможно не ранее чем через 1 год после принятия решения об аннулировании ранее выданной декларации.

 

IV. Осуществление регионального государственного надзора

 

4.1. Региональный государственный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

4.2. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3- 5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.3. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционный визит;

2) документарная проверка;

3) выездная проверка.

4.4. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

4.5. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов.

4.6. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов.

4.7. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:

1) отсутствия по месту регистрации гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с его ежегодным отпуском;

2) временной нетрудоспособности гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

4.8. При невозможности присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, при  контрольного (надзорного) мероприятия в случаях, указанных в пункте 4.7 настоящего Положения, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в Министерство.

4.9. Для фиксации должностными лицами Министерства доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Контролируемое лицо в обязательном порядке уведомляется о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Если в ходе контрольных (надзорных) действий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, об этом делается отметка в протоколах соответствующих контрольных (надзорных) действий (в случае их составления), а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

 

V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия

 

5.1. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.

 

VI. Обжалование решений Министерства, действий

(бездействия) его должностных лиц

 

6.1. Контролируемое лицо обладает правом на обжалование действий (бездействия) должностных лиц Министерства, решения, принятого в ходе осуществления регионального государственного надзора, в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.2. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) должностных лиц Министерства рассматривается министром (заместителем министра).

Жалоба на действия (бездействие) министра (заместителя министра) рассматривается Правительством Нижегородской области.

6.3. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, определенным пунктом 6.2 настоящего Положения, в порядке и сроки, установленные статьями 40 и 43 Федерального закона N 248-ФЗ.

 

VII. Ключевые показатели регионального государственного

надзора и их целевые значения

 

Ключевые показатели регионального государственного надзора и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного надзора утверждаются Правительством Нижегородской области.".

__________________

 

Постановление Правительства Нижегородской области "Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" от 22.07.2025 N 500