Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Нижегородской области от 26.08.2025 N 562 "О внесении изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 27 октября 2021 г. N 952"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2025 г. N 562

 

О внесении изменения в Положение о региональном государственном

 контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской

 Федерации на территории Нижегородской области, утвержденное

постановлением Правительства Нижегородской области

от 27 октября 2021 г. N 952

 

 

Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 27 октября 2021 г. N 952, изменение, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Абзац четвертый пункта 2.6, абзац первый пункта 2.8, абзац третий пункта 3.4, абзац второй пункта 3.5, абзац второй пункта 3.7 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 27 октября 2021 г. N 952 (в редакции настоящего постановления), действуют до 1 января 2030 г.

 

 

 

И.о.Губернатора                           Е.Н.Поляков

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Нижегородской области

от 26 августа 2025 г. N 562

 

 

"УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 27 октября 2021 г. N 952

    

 

Положение

о региональном государственном контроле (надзоре) за

 состоянием Музейного фонда Российской Федерации

на территории Нижегородской области

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Нижегородской области (далее - государственный контроль (надзор)).

Используемые в настоящем Положении понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ).

1.2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение государственными музеями, находящимся в ведении министерства культуры Нижегородской области, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, установленные Федеральным законом N 54-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами обязательных требований к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования, музейные предметы и музейные коллекции).

1.3. Государственный контроль (надзор) осуществляется министерством культуры Нижегородской области (далее - министерство).

1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица Министерства), являются:

1) министр культуры Нижегородской области;

2) заместитель министра культуры Нижегородской области;

3) начальник отдела социально-культурной деятельности, библиотек и музеев министерства;

4) ведущий консультант отдела социально-культурной деятельности, библиотек и музеев министерства;

5) консультант отдела социально-культурной деятельности, библиотек и музеев министерства.

1.5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

1) министр культуры Нижегородской области;

2) заместитель министра культуры Нижегородской области.

1.6. Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении объектов государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) деятельности, действий (бездействия) контролируемых лиц по обеспечению:

1) физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

2) проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций реставрационных работ лицами, прошедшими в Министерстве культуры Российской Федерации аттестацию на право их проведения;

3) безопасности музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций;

4) учета музейных предметов и музейных коллекций, ведения и сохранности учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.

1.7. Министерством обеспечивается учет объектов контроля путем ведения перечня объектов контроля.

Перечень объектов контроля подлежит размещению на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

В части музейных предметов и музейных коллекций, являющихся объектами контроля, их учет обеспечивается с помощью Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.

 

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба)

 охраняемым законом ценностям при осуществлении

 государственного контроля (надзора)

 

2.1. Министерство в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

1) высокий риск;

2) средний риск;

3) низкий риск.

2.2. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется министерством на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов контроля к одной из категорий риска (далее - критерии риска).

Критериями риска в рамках осуществления государственного контроля (надзора) являются:

1) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;

2) нахождение определенного количества музейных предметов и музейных коллекций в деятельности у контролируемых лиц в собственности, оперативном управлении или пользовании.

2.3. Объект контроля относится к категории высокого риска, если:

1) у контролируемого лица в собственности, оперативном управлении или пользовании которого находятся свыше 100 000 музейных предметов и музейных коллекций;

2) в деятельности контролируемого лица имеется вступивший в законную силу в течение 5 предшествующих календарных лет обвинительный приговор суда с назначением наказания работнику контролируемого лица (или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемому лицу или работнику контролируемого лица) за нарушение обязательных требований.

2.4. Объект контроля относится к категории среднего риска, если:

1) у контролируемого лица в собственности, оперативном управлении или пользовании которого находятся от 3 000 до 100 000 музейных предметов и музейных коллекций;

2) в деятельности контролируемого лица в течение последних 5 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены нарушения обязательных требований, за которые не предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.5. Объект контроля относится к категории низкого риска, если:

1) у контролируемого лица в собственности, оперативном управлении или пользовании которого находятся менее 3 000 музейных предметов и музейных коллекций;

2) отсутствие в деятельности оснований, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2.3 и подпункте 2 пункта 2.4 настоящего Положения.

2.6. В случае, если объект контроля не отнесен министерством к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должно принять решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.

Контролируемое лицо, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), вправе подать в министерство заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

Заявление, указанное в абзаце третьем настоящего пункта, рассматривается в соответствии с главой 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и пунктом 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336).

2.7. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов:

1) одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год - для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;

2) периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации - для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска.

2.8. В отношении объектов контроля, которые отнесены к категории среднего риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

В отношении объектов контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты не проводятся.

2.9. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия министерство разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) утверждается Правительством Нижегородской области.

 

III. Профилактика рисков причинения вреда

(ущерба) охраняемым законом ценностям

 

3.1. Министерство ежегодно в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, разрабатывается и утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Утвержденная приказом Министерства программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям размещается на официальном сайте министерства в сети "Интернет" в течение пяти дней со дня утверждения.

При осуществлении государственного контроля (надзора) министерством проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- объявление предостережения;

- консультирование;

- профилактический визит;

- самообследование.

3.2. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.3. Обобщение правоприменительной практики проводится в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.

По итогам обобщения правоприменительной практики министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте министерства в сети "Интернет" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

3.4. Объявление министерством предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.

Предостережение объявляется путем подписания и опубликования в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604, электронного паспорта соответствующего предостережения без необходимости вынесения отдельного документа и внесения его в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (далее - единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий).

Выписка, содержащая информацию об указанном предостережении с QR-кодом, обеспечивающим переход на страницу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащую соответствующую запись единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий о предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, направляется контролируемому лицу в течение одного рабочего дня со дня подписания электронного паспорта соответствующего предостережения в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в министерство, объявившее предостережение, возражение на указанное предостережение, содержащее следующие сведения:

1) наименование органа государственного контроля (надзора), в который направляется возражение;

2) наименование юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;

3) дату и номер предостережения;

4) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;

5) дату получения предостережения контролируемым лицом;

6) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действиях (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований с приложением при необходимости документов либо их заверенных копий;

7) личную подпись и дату.

Возражение направляется контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на адрес электронной почты, указанный в предостережении, либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Министерство в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости - с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя;

2) при необходимости запрашивает документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;

3) по результатам рассмотрения возражения принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;

4) направляет письменный ответ по существу поставленных в возражении вопросов.

Решение по возражению направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.5. Должностное лицо министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)) в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контролируемые лица вправе направлять обращения по вопросу осуществления консультирования с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Такое обращение подлежит рассмотрению министерством в течение десяти рабочих дней со дня его регистрации. Подписание такого обращения осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 11(2) постановления N 336.

В течение 5 рабочих дней с момента поступления обращения контролируемого лица или его представителя должностное лицо министерства направляет уведомление о дате и времени консультирования, форме, месте его проведения либо о размещении на официальном сайте министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства, по вопросу, аналогичному указанному в обращении на консультирование.

Личный прием контролируемых лиц в целях получения консультирования проводится министром культуры Нижегородской области или заместителем министра культуры Нижегородской области.

Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте министерства в сети "Интернет".

Перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование по государственному контролю (надзору), в том числе письменное консультирование:

1) о наличии и (или) содержании обязательных требований;

2) о периодичности и порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) о порядке выполнения обязательных требований;

4) о порядке исполнения предписания, выданного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае, если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей по вопросам, указанным в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного министром культуры Нижегородской области (заместителем министра культуры Нижегородской области).

3.6. В целях добровольного определения уровня соблюдения обязательных требований контролируемые лица вправе проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в соответствии со статьей 51 Федерального закона N 248-ФЗ.

Самообследование контролируемых лиц осуществляется в автоматизированном режиме посредством применения сервиса "Электронный инспектор", размещенного по адресу самопроверка.рф.

Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в министерство, которое осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте в сети "Интернет", в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции.

Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет один год с момента регистрации указанной декларации министерством.

В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в министерство в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.

В случае, если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

По истечении одного года с даты принятия министерством решения об аннулировании декларации соблюдения обязательных требований контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования.

3.7. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьями 52 - 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контролируемые лица вправе направлять обращения по вопросу проведения профилактического визита с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Такое обращение подлежит рассмотрению министерством в течение десяти рабочих дней со дня его регистрации. Подписание такого обращения осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 11(2) постановления N 336.

 

IV. Осуществление государственного контроля (надзора)

 

4.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры в соответствии со статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.2. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.3. Взаимодействие с контролируемыми лицами осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционный визит;

2) документарная проверка;

3) выездная проверка.     

4.4. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

4.5. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ путем осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов.

4.6. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.

Выездная проверка проводится путем осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов.

4.7. Для фиксации нарушения обязательных требований должностными лицами министерства и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись.

Видеозапись может осуществляться посредством любых технических средств, имеющихся в распоряжении должностных лиц министерства и лиц, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) действий.

Аудиозапись проводимого контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется при отсутствии возможности осуществления видеозаписи.

При проведении контрольного (надзорного) мероприятия фотосъемка, аудио- или видеозапись осуществляются в случаях:

1) проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом одним должностным лицом министерства;

2) отказа контролируемого лица должностному лицу министерства в доступе на объекты контроля.

Аудио- и (или) видеозапись осуществляется открыто, с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.

 

V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия

 

5.1. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.

 

VI. Обжалование решений министерства,

действий (бездействия) его должностных лиц

 

6.1. Действия (бездействие) должностных лиц министерства, решения, принятые в ходе осуществления государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.2. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) должностных лиц министерства рассматривается министром культуры Нижегородской области (заместителем министра культуры Нижегородской области).

Жалоба на действия (бездействие) министра культуры Нижегородской области (заместителя министра культуры Нижегородской области) рассматривается Правительством Нижегородской области.

6.3. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, определенным пунктом 6.2 настоящего Положения, в порядке и сроки, установленные статьями 40 и 43 Федерального закона N 248-ФЗ.".

 

 

Постановление Правительства Нижегородской области "О внесении изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 27 октября 2021 г. N 952" от 26.08.2025 N 562