Постановление Правительства Нижегородской области от 04.09.2025 N 578 "Об утверждении Правил проведения в 2025 году реструктуризации задолженности по основному долгу муниципальных округов и городских округов Нижегородской области по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета в 2021 и 2022 годах в целях погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2025 г. N 578
Об утверждении Правил проведения в 2025 году реструктуризации
задолженности по основному долгу муниципальных округов и
городских округов Нижегородской области по бюджетным кредитам,
предоставленным из областного бюджета в 2021 и 2022 годах в целях
погашения долговых обязательств муниципального образования в виде
обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам,
полученным от кредитных организаций
В соответствии со статьями 93.8 и 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 34 Закона Нижегородской области от 20 декабря 2024 г. N 175-З "Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения в 2025 году реструктуризации задолженности по основному долгу муниципальных округов и городских округов Нижегородской области по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета в 2021 и 2022 годах в целях погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 4 сентября 2025 г. N 578
Правила
проведения в 2025 году реструктуризации задолженности
по основному долгу муниципальных округов и городских
округов Нижегородской области по бюджетным
кредитам, предоставленным из областного
бюджета в 2021 и 2022 годах в целях погашения
долговых обязательств муниципального образования
в виде обязательств по муниципальным ценным
бумагам и кредитам, полученным
от кредитных организаций
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила определяют условия и порядок проведения в 2025 году реструктуризации задолженности по основному долгу муниципальных округов и городских округов Нижегородской области по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета в 2021 и 2022 годах в целях погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций (далее - задолженность по бюджетным кредитам, муниципальное образование, рыночные заимствования), а также порядок частичного списания задолженности по бюджетным кредитам.
1.2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значении, определенном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
1.3. Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам с частичным ее списанием осуществляется на основных условиях, установленных статьей 34 Закона Нижегородской области от 20 декабря 2024 г. N 175-З "Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", на цели и в порядке, установленных настоящими Правилами.
1.4. Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам осуществляется путем предоставления муниципальному образованию отсрочки погашения задолженности по бюджетным кредитам:
- погашение одной трети задолженности по бюджетным кредитам осуществляется равными долями в период с 2025 по 2029 год включительно;
- погашение двух третей задолженности по бюджетным кредитам осуществляется ежегодно равными долями с 2030 по 2034 год включительно.
1.5. Реструктурированная задолженность по бюджетным кредитам в объеме, указанном в абзаце третьем пункта 1.4 настоящих Правил, подлежит списанию в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящих Правил, при соблюдении условия целевого направления муниципальным образованием с 2024 по 2029 годы средств на реализацию следующих мероприятий (далее - высвобождаемые средства):
а) на создание инфраструктуры для новых инвестиционных проектов;
б) на модернизацию, реконструкцию, строительство и капитальной ремонт объектов коммунальной инфраструктуры;
в) на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
г) на обновление подвижного состава общественного транспорта общего пользования;
д) на погашение задолженности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения за топливно-энергетические ресурсы;
е) на расходы, связанные с предоставлением мер поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей;
ж) на погашение ссудной задолженности в кредитных организациях юридических лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования;
з) на создание источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения в муниципальных образованиях в части искусственно создаваемых пожарных водоемов и приобретение пожарной техники для подразделений муниципальной пожарной охраны;
и) на приобретение техники предназначенной для содержания, ремонта и обслуживания коммунальной инфраструктуры;
к) на приведение муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения в соответствие с требованиями информационной безопасности;
л) на приобретение техники, предназначенной для выполнения дорожных работ, операций по содержанию и эксплуатации дорог.
1.6. За пользование средствами областного бюджета взимается плата в размере 0,1 процента годовых, начисляемая на остаток реструктурированной задолженности по основному долгу (далее - проценты за рассрочку).
2. Порядок реструктуризации задолженности
по бюджетным кредитам
2.1. Реструктуризации подлежит задолженность по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной по состоянию на 1 января 2025 г. задолженности по бюджетным кредитам, срок погашения которых наступает в 2025-2026 и 2025-2027 годах.
При наличии у муниципального образования двух действующих соглашений о предоставлении из областного бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, задолженность по бюджетным кредитам консолидируется по основному долгу.
2.2. Решение о проведении реструктуризации принимается министерством финансов Нижегородской области (далее - министерство финансов).
2.3. Реструктуризация проводится на основании обращения главы администрации муниципального образования в министерство финансов, которое должно содержать обоснование необходимости проведения реструктуризации, сумму задолженности по бюджетным кредитам, которую предполагается реструктурировать, принятие муниципальным образованием дополнительных обязательств, установленных в пункте 2.9 настоящих Правил (далее - обращение о реструктуризации).
К обращению о реструктуризации прилагается информация о намерениях главы муниципального образования по направлению до 2029 года высвобождаемых средств на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.5 настоящих Правил, по форме, определяемой министерством финансов (далее - информация о намерениях).
Обращение о реструктуризации представляется в министерство финансов не позднее 25 сентября 2025 г.
2.4. Обращение о реструктуризации, поступившее в министерство финансов, подлежит регистрации в порядке, предусмотренном инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах Нижегородской области и их структурных подразделениях, утверждаемой Правительством Нижегородской области (далее - инструкция по делопроизводству).
2.5. В течение 2 рабочих дней со дня регистрации обращения о реструктуризации министерство финансов:
рассматривает обращение о реструктуризации на соответствие его требованиям, установленным в пункте 2.3 настоящих Правил, и объема реструктурируемой задолженности по бюджетному кредиту;
направляет информацию о намерениях в заинтересованные исполнительные органы Нижегородской области, к чьей компетенции относится реализация мероприятий, для подтверждения отнесения высвобождаемых средств мероприятиям, установленным пунктом 1.5 настоящих Правил (далее - заинтересованные органы), в целях организации списания реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящих Правил.
2.6. Решение о реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту либо в ее отказе принимается министерством финансов в срок не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации обращения о реструктуризации.
В случае принятия решения об отказе в реструктуризации задолженности министерство финансов направляет мотивированный письменный отказ в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
2.7. Основаниями для принятия решения об отказе в реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту являются:
непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Правил, либо их представление не в полном объеме;
отсутствие в обращении о реструктуризации информации, предусмотренной пунктом 2.3 настоящих Правил;
недостоверность представленной информации и документов.
2.8. Реструктуризация задолженности по бюджетному кредиту оформляется дополнительным соглашением к действующим соглашениям о предоставлении бюджетам муниципальных образований из областного бюджета бюджетных кредитов, указанных в пункте 1.1 настоящих Правил (далее - дополнительное соглашение, должник), с приложением графика погашения реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту.
2.9. Заключение дополнительного соглашения осуществляется при условии принятия должником следующих дополнительных обязательств:
а) фактическое направление до 2029 года высвобождаемых средств на финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пункте 1.5 настоящих Правил;
б) присвоение мероприятиям отдельных кодов направлений расходов бюджета муниципального образования, осуществляемых за счет высвобождаемых средств (за исключением расходов, осуществленных в 2024 году);
в) обеспечение ежегодно в 2025-2034 годах на 1 января года, следующего за отчетным, доли общего объема муниципального долга по рыночным заимствованиям, не более 25 процентов объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений за 2025-2034 годы соответственно;
г) возможность привлечения в бюджет муниципального образования кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 3,5 процента годовых;
д) направление в министерство финансов и согласование с ним до внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
е) направление в министерство финансов и согласование с ним до внесения в представительный орган муниципального образования предполагаемых изменений в решение о бюджете муниципального образования в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета и (или) муниципального долга муниципального образования;
ж) предоставление в министерство финансов отчета о фактическом исполнении информации о намерениях (далее - отчетная информация о намерениях) в разрезе кодов направлений расходов бюджета муниципального образования ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
2.10. Погашение должником реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и процентов за рассрочку осуществляется согласно графику погашения реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту.
3. Порядок списания реструктурированной
задолженности по бюджетным кредитам
3.1. В целях списания реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту заинтересованные органы рассматривают информацию о намерениях, направленную министерством финансов в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Правил, для подтверждения отнесения высвобождаемых средств мероприятиям, установленным пунктом 1.5 настоящих Правил.
Заинтересованными органами, ответственными за подтверждение информации о намерениях являются:
- в отношении мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1.5 настоящих Правил, - министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области;
- в отношении мероприятий, предусмотренных подпунктами "б", "д", "ж", "и" пункта 1.5 настоящих Правил, - министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области;
- в отношении мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1.5 настоящих Правил, - министерство строительства Нижегородской области;
- в отношении мероприятий, предусмотренных подпунктами "г", "л" пункта 1.5 настоящих Правил, - министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области;
- в отношении мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 1.5 настоящих Правил, - министерство социальной политики Нижегородской области;
- в отношении мероприятий, предусмотренных подпунктами "з", "к" пункта 1.5 настоящих Правил, - министерство региональной безопасности Нижегородской области.
3.2. Заинтересованные органы в течение 7 рабочих дней со дня поступления от министерства финансов информации о намерениях письменно подтверждают ее соответствие мероприятиям, установленных пунктом 1.5 настоящих Правил, и направляют подтвержденную информацию о намерениях в министерство финансов.
В случае несоответствия информации о намерениях мероприятиям, установленных пунктом 1.5 настоящих Правил, заинтересованный орган информирует об этом в письменной форме министерство финансов и администрацию муниципального образования для устранения замечаний заинтересованных органов.
Муниципальное образование вправе повторно представить в министерство финансов информацию о намерениях после внесения исправлений.
3.3. Министерство финансов в течение 5 рабочих дней со дня получения подтвержденной информации о намерениях от заинтересованных органов направляет информацию о намерениях на рассмотрение межведомственной рабочей группы по повышению эффективности бюджетных расходов Нижегородской области, созданной распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2014 г. N 2436-р (далее - межведомственная рабочая группа).
3.4. Межведомственная рабочая группа принимает решение об одобрении отнесения высвобождаемых средств муниципального образования мероприятиям, установленным пунктом 1.5 настоящих Правил.
3.5. Глава администрации муниципального образования вправе не более одного раза в год, до 1 октября года, следующего за отчетным, направить в министерство финансов уточненную информацию о намерениях для последующего рассмотрения в соответствии с пунктами 3.1-3.4 настоящих Правил. В 2025 году указанные предложения направляются до 3 ноября.
3.6. Списание реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам утверждается распоряжением Правительства Нижегородской области (далее - распоряжение о списании).
3.7. Глава администрации муниципального образования до 1 октября года, следующего за отчетным, в котором высвобождаемые средства фактически направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 1.5 настоящих Правил, вправе направить в министерство финансов обращение о списании части реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам (далее - обращение о списании). В 2025 году указанное обращение направляется до 3 ноября.
Обращение о списании должно содержать отчетную информацию о намерениях с указанием объема высвобождаемых средств, фактически направленных в отчетном периоде, по мероприятиям в разрезе кодов направлений расходов бюджета муниципального образования по форме, определяемой министерством финансов.
3.8. Обращение о списании, поступившее в министерство финансов, подлежит регистрации в порядке, предусмотренном инструкцией по делопроизводству.
3.9. Министерство финансов в течение 10 рабочих дней со дня регистрации обращения о списании проверяет достоверность представленных данных, указанных в обращении о списании, а также их соответствие одобренным в соответствии с пунктами 3.1-3.4 настоящих Правил мероприятиям, отдельным кодам направлений расходов бюджета и подготавливает проект распоряжения о списании в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 г. N 920 (далее - Регламент), с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом "з" пункта 4.2.3 подраздела 4.2 раздела 4 Регламента.
3.10. Реструктурированная задолженность по бюджетным кредитам подлежит списанию в объеме фактически направленных муниципальным образованием высвобождаемых средств на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 1.5 настоящих Правил, за исключением средств, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты, предоставленные из областного бюджета.
При списании реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту муниципального образования подлежит уменьшению объем реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, срок погашения которой приходится на 2030 год. В случае если списанию подлежат обязательства в объеме, превышающем сумму, предусмотренную к погашению в 2030 году, уменьшается объем реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, предусмотренной к погашению после 2030 года (в 2031-2034 годах).
3.11. Министерство финансов в течение 15 рабочих дней со дня принятия распоряжения о списании заключает с соответствующим муниципальным образованием дополнительное соглашение, предусматривающее изменение графика погашения реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту в соответствии с распоряжением о списании.
4. Оценка выполнения муниципальными
образованиями обязательств и ответственность
за их неисполнение
4.1. Оценка выполнения муниципальными образованиями обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2.9 настоящих Правил, осуществляется министерством финансов ежегодно, на основании отчетной информации о намерениях, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 2.9 настоящих Правил.
4.2. При неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении должником по состоянию на 1 января 2030 г. обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2.9 настоящих Правил, должник погашает остаток от двух третей реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам в период с 2030 по 2034 год включительно ежегодно равными долями в сроки и в объемах, установленных графиком погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам.
4.3. Оценка выполнения муниципальными образованиями обязательств, предусмотренных подпунктами "б" - "г", "ж" пункта 2.9 настоящих Правил, осуществляется министерством финансов ежегодно на основании данных годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования, а также исходя из данных, указанных в обращении о списании, предусмотренным пунктом 3.7 настоящих Правил.
При оценке исполнения должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2.9 настоящих Правил, общий объем долговых обязательств по рыночным заимствованиям может превысить установленный дополнительным соглашением показатель на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, в том числе граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены.
4.4. В случае нарушения должником графика погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплаты процентов за рассрочку должник уплачивает пени в размере 1/300 ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату наступления сроков исполнения обязательств, от суммы неисполненной задолженности по бюджетным кредитами и процентов за рассрочку, подлежащих уплате в году, в котором допущено соответствующее нарушение указанного обязательства, за каждый день просрочки исполнения обязательства.
4.5. В случае если по истечении 14 рабочих дней со дня наступления срока, установленного графиком погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплаты процентов за рассрочку, должником не осуществлены погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплата процентов за рассрочку, непогашенная задолженность по основному долгу, а также начисленные проценты за рассрочку, предусмотренные соответствующим графиком погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам на конкретную дату, подлежат досрочному единовременному погашению должником. Одновременно подлежат уплате пени за указанный период.
4.6. Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение должником обязательства, предусмотренного подпунктом "в" пункта 2.9 настоящих Правил, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях к должностным лицам органов муниципальной власти муниципального образования, чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанных обязательств.
Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение должником обязательств, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 2.9 настоящих Правил, влечет применение высшим должностным лицом муниципального образования мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к должностным лицам органов муниципальной власти муниципального образования, чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанных обязательств.
4.7. Министерство финансов применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по взысканию с должника просроченной задолженности по бюджетным кредитам и (или) пени за неисполнение обязательств по погашению реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам.