Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Нижегородской области от 17.10.2025 N 644 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. N 1199"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2025 г. N 644

 

О внесении изменений в постановление Правительства

Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. N 1199

 

 

Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. N 1199 "О схеме территориального размещения существующих и перспективных объектов заправочной инфраструктуры компримированного природного газа на территории Нижегородской области" следующие изменения:

1.1. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:

"В соответствии с приложениями N 28 и N 29 к государственной программе Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321, в целях реализации государственной программы Нижегородской области "Развитие энергетики Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287, государственной программы Нижегородской области "Развитие транспортной системы Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 303, Правительство Нижегородской области постановляет:".

1.2. Схему территориального размещения существующих и перспективных объектов заправочной инфраструктуры компримированного природного газа на территории Нижегородской области, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

1.3. В пункте 3 порядка актуализации схемы территориального размещения существующих и перспективных объектов заправочной инфраструктуры компримированного природного газа на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением, слова "органом исполнительной власти" заменить словами "исполнительным органом".

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

 

 

 

Губернатор                                                                             Г.С.Никитин 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Нижегородской области

от 17 октября 2025 г. N 644

 

 

"УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 22 декабря 2021 г. N 1199

 

 

Схема

территориального размещения существующих и перспективных

объектов заправочной инфраструктуры компримированного

природного газа на территории Нижегородской области

 

Схема территориального размещения существующих и перспективных объектов заправочной инфраструктуры компримированного природного газа на территории Нижегородской области (далее - Схема) разработана во исполнение:

- приложений N 28, N 29 к государственной программе Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321;

- перечня поручений по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива, прошедшего 18 апреля 2018 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 2 мая 2018 г. N Пр-743;

- перечня поручений по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам развития общественного транспорта, прошедшего 17 августа 2023 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 17 сентября 2023 г. N Пр-1855ГС;

- Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 (далее - Стратегия развития Нижегородской области).

Целями разработки Схемы являются:

- развитие заправочной инфраструктуры газомоторного топлива на территории Нижегородской области;

- обеспечение приоритетных условий использования транспортных средств на природном газе по отношению к иным транспортным средствам;

- развитие экологически чистого транспорта.

Задачами разработки Схемы являются:

- увеличение количества объектов заправки транспортных средств природным газом на территории Нижегородской области;

- увеличение количества транспортных средств, работающих на природном газе на территории Нижегородской области.

Реализация Схемы осуществляется посредством выполнения мероприятий регионального проекта "Проведение комплекса мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива" направления (подпрограммы 4) "Развитие рынка газомоторного топлива" государственной программы Нижегородской области "Развитие энергетики Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287 (далее после 1 января 2024 г. - региональный проект "Проведение комплекса мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива", до 1 января 2024 г. - подпрограмма "Развитие рынка газомоторного топлива"), и государственной программы Нижегородской области "Развитие транспортной системы Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 303, иных правовых актов, предусматривающих реализацию мероприятий и (или) проектов, результатом которых может являться расширение использования компримированного природного газа (далее - КПГ) в качестве моторного топлива.

 

1. Характеристика текущего состояния развития рынка КПГ,

используемого в качестве моторного топлива,

в границах Нижегородской области

 

Российская Федерация обладает более 20% мировых запасов природного газа. Однако его использование в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта в настоящее время незначительно.

Использование природного газа в качестве моторного топлива с соответствующим развитием рынка газомоторного топлива обозначено в качестве одного из перспективных направлений развития экономики, указанного в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2025 г. N 908-р.

За последние годы наблюдается рост транспортных средств, использующих в качестве моторного топлива природный газ, благодаря внедрению мер государственной поддержки по целому ряду направлений, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321, федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология", национального проекта "Безопасные качественные дороги" (в части поставок автотранспорта и техники).

В Нижегородской области (далее также - регион) до 2019 года использование природного газа в качестве моторного топлива также было незначительным. КПГ применялся в основном для заправки грузовых транспортных средств и автобусов, приобретенных для предприятий и организаций пассажирского автотранспорта Нижегородской области.

В течение 2019-2020 годов за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива" приобретен пассажирский автотранспорт, использующий в качестве моторного топлива природный газ, в том числе 284 низконапольных автобуса большой вместимости для перевозок пассажиров в г. Нижнем Новгороде и 17 автобусов средней вместимости для г. Арзамаса.

Также в 2020-2024 годах в рамках субсидирования с привлечением средств федерального бюджета в Нижегородской области переоборудовано для использования в качестве моторного топлива природного газа 4 329 транспортных средств.

В качестве главного недостатка, препятствующего повсеместному использованию КПГ, можно выделить отсутствие развитой сети заправок. Строительство соответствующих объектов заправки природным газом (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций либо блоков КПГ на многотопливных заправках) на порядок дороже обычных бензиновых. Также к основным причинам, снижающим темпы перевода транспортной отрасли на использование в качестве моторного топлива природного газа, можно отнести более высокую стоимость транспорта на природном газе, а также неразвитость инфраструктуры обслуживания газоиспользующего оборудования на транспорте.

Действующие до 2019 года на территории региона автомобильные газонаполнительные компрессорные станции были построены более 30 лет назад, их территориальное расположение и конструктивные особенности не позволяли удовлетворить увеличивающийся с каждым годом спрос на газомоторное топливо. Низконапольные автобусы на КПГ, приобретенные для нужд пассажирских предприятий, простаивали в очередях на подъездах к действующим объектам заправки.

Начиная с 2019 года Нижегородская область принимает участие в субсидировании из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321, возмещения затрат инвесторам на строительство объектов газозаправочной инфраструктуры, а с 2020 года также и в субсидировании переоборудования транспортных средств для использования в качестве топлива природного газа.

Информация о количестве транспортных средств, имеющих возможность использовать КПГ в качестве моторного топлива на территории Нижегородской области (по данным Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области) приведена в таблице 1 настоящей Схемы.

За счет реализации мер государственной поддержки в Нижегородской области в 2019-2024 годах в регионе осуществлено строительство 20 объектов заправки транспортных средств природным газом.

Благодаря активной реализации мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива объем реализации КПГ на территории Нижегородской области за период с начала реализации государственной программы Нижегородской области "Развитие энергетики Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 287, в 2014 году и по 2023 год вырос в 15,2 раза: с 3,3 млн мПостановление Правительства Нижегородской области от 17.10.2025 N 644 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. N 1199" до 50,3 млн мПостановление Правительства Нижегородской области от 17.10.2025 N 644 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. N 1199" в год. В тоже время, в 2024 году объем реализации КПГ снизился по сравнению с 2023 годом на 16,6%. Это связано, в том числе, с активным развитием электротранспорта и зарядной инфраструктуры в регионе в 2022-2024 годах.

 

Объем реализации КПГ на автомобильных газонаполнительных

компрессорных станциях в Нижегородской области

    

тыс. мПостановление Правительства Нижегородской области от 17.10.2025 N 644 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. N 1199"

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

3 281,0

5 621,3

10 980,7

12 151,0

14 068,7

24 620,3

36 087,2

42 205,6

48 846,4

50 265,7

41 896,3

 

По состоянию на 1 января 2025 г. в регионе действуют 25 объектов заправки транспортных средств КПГ публичного доступа (перечень объектов заправочной инфраструктуры КПГ, действующих на территории Нижегородской области, приведен в таблице 2 настоящей Схемы).

Также в регионе действуют 2 заправки корпоративной формы (для собственных нужд предприятий).

 

2. Определение целей и задач развития рынка КПГ, используемого

в качестве моторного топлива, на территории

Нижегородской области

 

Одной из ключевых инициатив в рамках стратегической задачи по созданию отвечающей современным требованиям транспортной инфраструктуры, предусмотренной Стратегией развития Нижегородской области, является развитие сети заправочных и зарядных станций для транспортных средств, работающих на альтернативных видах энергоресурсов.

Нижегородская область активно участвует в реализации мероприятий по расширению рынка газомоторного топлива в регионе.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 6 марта 2009 г. N 291-р "О создании рабочей группы по вопросам расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в Нижегородской области" сформирована рабочая группа по вопросам расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в Нижегородской области с участием представителей исполнительных органов Нижегородской области, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций.

В рамках регионального проекта "Проведение комплекса мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива" реализуются мероприятия по двум ключевым направлениям:

- строительство объектов заправки транспорта природным газом;

- переоборудование транспортных средств юридических и физических лиц для использования в качестве моторного топлива природного газа.

Данные мероприятия будут способствовать ежегодному увеличению использования в регионе КПГ как высококачественного моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, а также будут являться эффективной мерой по повышению экономической эффективности эксплуатации транспортных средств и снижению выбросов вредных веществ в атмосферу, что соответствует требованиям инициативного федерального проекта "Развитие рынка природного газа как моторного топлива", включенного в качестве структурного элемента в состав актуализированной государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321.

Главными целями развития рынка КПГ, используемого в качестве моторного топлива, на территории Нижегородской области являются:

- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;

- повышение инвестиционной активности за счет мер государственной поддержки использования природного газа в качестве моторного топлива.

 

Выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными

и передвижными источниками в Нижегородской области

(по данным Росстата <1>)

 

тыс. тонн

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Выброшено загрязняющих атмосферу веществ - всего

421,3

451,4

454,5

417,7

263,5

227,6

235,3

237,6

243,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стационарными источниками

132,7

149,7

150,5

91,5

162,5

122,1

123,5

121,5

127,3

передвижными источниками

288,6

301,7

304,0

326,2

101,0

105,5

111,8

116,1

115,7

Удельный вес выбросов от стационарных источников в общем объеме загрязняющих веществ, процентов

31,5

33,2

33,1

21,9

61,7

53,7

52,5

51,1

52,4

___________________

<1> Сборник "Охрана окружающей среды и природных ресурсов на территории Нижегородской области в 2015-2019 гг.", Сборник "Охрана окружающей среды и природных ресурсов на территории Нижегородской области в 2017-2021 гг.", Сборник "Нижегородская область в цифрах. 2023".

 

КПГ на сегодняшний день является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива, соответствующим стандарту "Евро-5"/"Евро-6".

Объем выброса окиси углерода в атмосферу у КПГ более чем в 3 раза ниже, чем у бензина, и более чем в 2 раза ниже, чем у дизельного топлива, поскольку природный газ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию. Автотранспорт на КПГ также выбрасывает в атмосферу в 2 раза меньше оксидов азота, в 10 раз меньше угарного газа и в 3 раза меньше других оксидов углерода, чем автомобили с бензиновыми двигателями. В целом использование КПГ обеспечивает в 9 раз меньшую задымленность окружающего воздуха.

Использование КПГ более безопасно, чем использование газомоторного топлива на основе пропан-бутановой смеси (сжиженный углеводородный газ), поскольку КПГ легче воздуха и в случае аварийного разлива быстро испаряется в отличие от более тяжелого сжиженного углеводородного газа.

 

3. Оценка вариантов размещения объектов заправочной

инфраструктуры КПГ, используемого в качестве моторного

топлива, на территории Нижегородской области

 

Нижегородская область находится в центре европейской части Российской Федерации на Восточно-Европейской, или Русской, равнине. На северо-западе Нижегородская область граничит с Костромской областью, на северо-востоке - с Кировской, на востоке - с Республиками Марий Эл и Чувашией, на юге - с Мордовией, на юго-западе - с Рязанской областью, на западе - с Владимирской и Ивановской областями.

Город Нижний Новгород является административным центром Приволжского федерального округа и Нижегородской области. Он расположен в 439 км к востоку от Москвы и занимает выгодное транспортно-географическое положение, располагаясь в транзитной зоне потоков из центра России на Урал и в Сибирь, на пути следования международного евро-азиатского транспортного коридора "Транссиб".

На сегодняшний день через Нижегородскую область проходят автодороги федерального значения: соответственно М-7 "Волга" (является частью второго панъевропейского коридора), Р-177 "Поветлужье" и Р-158. Также через регион пролегают автодороги регионального значения 22Р-0125, 22Р-0152 и 22Р-0159, связывающие г. Нижний Новгород с населенными пунктами Ивановской, Кировской, Рязанской и Ярославской областей.

В 2024 году введена в эксплуатацию федеральная скоростная автодорога М-12, которая связала крупнейшие региональные центры и агломерации Московской, Владимирской и Нижегородской областей, Республик Чувашия и Татарстан с сетью скоростных автомобильных дорог европейской части России (М-11 "Нева", ЦКАД, М-3 "Украина", М-1 "Беларусь", М-4 "Дон"). В общей сложности по Нижегородской области пройдет 280 километров скоростной трассы, автодорога пересечет Ардатовский, Пильнинский, Сергачский, Бутурлинский, Вадский муниципальные округа, городской округ город Арзамас, муниципальные округа Навашинский и Перевозский.

Городская агломерация с центром в г. Нижнем Новгороде в радиусе 100 км включает в себя несколько крупнейших населенных пунктов Нижегородской области, таких как Дзержинск, Бор, Кстово, Балахна, Богородск, Заволжье, Городец, Семенов, Павлово, Чкаловск. Автомобильным сообщением г. Нижний Новгород связан со всеми центрами муниципальных и городских округов региона, а также со многими другими городами Приволжского федерального округа. Города и населенные пункты Нижегородской агломерации соединены между собой маршрутами регулярных перевозок пассажиров и их багажа.

Географическое положение г. Нижнего Новгорода, включая его близость к г. Москве, исторически создает благоприятные условия для развития в регионе торговой и транспортно-логистической сфер. Данный фактор непосредственно влияет на ежегодное увеличение количества автомобильного транспортного потока и грузооборота на проходящих по территории региона автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, а также местного значения.

Наблюдающийся в последние годы рост числа транспортных средств, использующих в качестве моторного топлива природный газ (в первую очередь грузовых и общественных), требует увеличения на территории Нижегородской области числа объектов заправки транспортных средств природным газом.

Правительством Нижегородской области проводится работа по расширению территориальных границ рынка и стимулированию потенциальных инвесторов в целях равномерного размещения объектов заправки природным газом на всей газифицированной территории области.

Особое внимание планируется уделить размещению объектов заправки на дорогах федерального и регионального значения, что позволит обеспечить газомоторным топливом транзитный транспорт и благоприятно повлиять на экономический потенциал области.

В течение 2025-2027 годов на территории Нижегородской области планируется ежегодно вводить в эксплуатацию по одной новой автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (далее - АГНКС).

Реализация проектов по строительству объектов заправки природным газом осуществляется инвесторами самостоятельно за счет собственных либо привлеченных средств. При этом инвесторам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), реализовавшим соответствующие инвестиционные проекты, возможно предоставление государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию части понесенных затрат на строительство таких объектов. В 2025 году решение о порядке предоставления субсидии на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом, на компенсацию части затрат по строительству таких объектов утверждено приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области от 12 февраля 2025 г. N 329-24/25П/од (далее - Решение от 12 февраля 2025 г. N 329-24/25П/од).

Планирование размещения объектов заправки транспортных средств природным газом целесообразно осуществлять тремя ключевыми направлениями:

1) обеспечение заправки природным газом транзитного автомобильного транспорта за счет строительства объектов заправки в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения;

2) обеспечение заправки природным газом общественного пассажирского автомобильного транспорта за счет строительства объектов заправки вблизи автобусных парков, конечных остановок автобусных маршрутов либо в местах разворота (целесообразно в городах, обладающих пассажирским транспортным парком не менее 100 ед.);

3) обеспечение заправки природным газом автомобильного транспорта юридических и физических лиц в местах наибольшей интенсивности дорожного движения в муниципальных образованиях Нижегородской области.    

При этом следует учитывать, что строительство АГНКС и блоков КПГ технологически требует подключения к сетям газораспределения с возможным расходом газа от 500 нмПостановление Правительства Нижегородской области от 17.10.2025 N 644 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. N 1199"/час и давлением от 0,6 МПа. В связи с чем размещение объектов заправки КПГ целесообразно планировать в газифицированных местностях области. По состоянию на 1 января 2025 г. в Нижегородской области природный газ присутствует в 45 муниципальных образованиях из 51. В Варнавинском, Ветлужском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском муниципальных округах и муниципальном округе город Шахунья природный газ отсутствует.

Принятие решения о местоположении планируемого к строительству объекта заправки транспортных средств природным газом осуществляется инвестором самостоятельно с учетом требований, установленных действующими нормативными правовыми актами, распорядительными документами и техническими регламентами, к размещению соответствующих объектов дорожного сервиса, в том числе с учетом требований:

- ГОСТ 33062-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1163-ст;

- СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*, утвержденный и введенный в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 февраля 2021 г. N 53/пр;

- СП 156.13130.2014. Свод правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 мая 2014 г. N 221;

- СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.

Информация о возможных местах размещения перспективных объектов заправочной инфраструктуры КПГ на территории Нижегородской области приведена в таблице 3 настоящей Схемы на основании положительных решений, принятых Советом по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области, в отношении реализации проектов по строительству соответствующих объектов.

Информация о муниципальных образованиях Нижегородской области, обладающих высоким потенциалом для строительства на их территории объектов заправочной инфраструктуры КПГ, приведена в таблице 4 настоящей Схемы.

 

4. Меры государственной поддержки, направленные на

 расширение использования на территории Нижегородской

области КПГ в качестве моторного топлива

 

Правительством Нижегородской области принят ряд мер, направленных на государственную поддержку использования природного газа в качестве моторного топлива.

4.1. Субсидирование строительства объектов заправки природным газом и перевода транспорта на использование в качестве моторного топлива природного газа.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализовавшие инвестиционные проекты по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом на территории Нижегородской области, имеют возможность возместить часть затрат на строительство таких объектов в соответствии с Решением от 12 февраля 2025 г. N 329-24/25П/од.

Кроме того, приказом министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 20 марта 2025 г. N 92/од утверждено Решение о порядке предоставления субсидии на реализацию мероприятий по поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива.

4.2. Предоставление на льготных условиях земельного участка для размещения объектов заправки природным газом.

Для инвесторов, планирующих на территории Нижегородской области реализацию проектов по строительству объектов заправки транспорта природным газом, действует мера государственной поддержки в виде получения земельного участка для этих целей без проведения торгов.

В соответствии с Законом Нижегородской области от 13 декабря 2005 г. N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" установлена возможность признания инвестиционных проектов по строительству АГНКС масштабными инвестиционными проектами Нижегородской области и предоставления без торгов земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

4.3. Предоставление льгот по уплате транспортного налога в отношении транспорта на природном газе.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей - владельцев транспортных средств, использующих газомоторное топливо, Законом Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О транспортном налоге" предусмотрено предоставление налоговой льготы по уплате транспортного налога в размере 50%.

4.4. Предоставление мер государственной поддержки инвесторам, реализующим проекты по строительству объектов заправки природным газом.

Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 г. N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 180-З) предусмотрены меры государственной поддержки организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты на территории Нижегородской области, в том числе в виде:

- снижения ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Нижегородской области в соответствии с федеральным налоговым законодательством;

- освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, создаваемого, приобретаемого для реализации приоритетных инвестиционных проектов, по ежеквартальному перечню, утвержденному уполномоченным Правительством Нижегородской области исполнительным органом Нижегородской области в сфере инвестиционной политики;

- установления льготы по арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, размер которой определяется в порядке, установленном постановлением Правительства Нижегородской области от 2 июня 2006 г. N 186 "Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области".

Таким образом, организации, осуществляющие строительство объектов газозаправочной инфраструктуры, признанных в установленном порядке приоритетными инвестиционными проектами Нижегородской области, имеют право воспользоваться льготами, установленными Законом N 180-З.

4.5. Популяризация использования природного газа в качестве моторного топлива.

Правительством Нижегородской области проводится работа по расширению территориальных границ рынка и стимулированию потенциальных инвесторов в целях равномерного размещения АГНКС на всей газифицированной территории области.

В рамках реализации информационной кампании, направленной на пропаганду энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на территории Нижегородской области проводятся мероприятия по популяризации использования природного газа в качестве моторного топлива. В том числе осуществляется размещение социальной рекламы на наружных рекламных конструкциях, организация выставки транспорта и техники на природном газе, а также проводятся учебно-методические мероприятия в образовательных учреждениях региона.

 

5. Оценка основных эффектов от увеличения использования

на территории Нижегородской области КПГ

в качестве моторного топлива

 

В результате проведения комплекса мероприятий по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива будет достигнуто решение двух задач социально-экономического развития: повышение экономической эффективности функционирования транспортного комплекса и повышение экологической безопасности населения.

Строительство на территории Нижегородской области новых АГНКС и реконструкция существующих АЗС, предусматривающая строительство дополнительного модуля КПГ, позволит расширить географию продаж природного газа для нужд автотранспорта, тем самым стимулировать потребителей к переходу на более экологичный и экономичный вид моторного топлива путем переоборудования существующих транспортных средств или покупки новых автомобилей, оснащенных метановыми двигателями.

Перевод коммерческого и пассажирского транспорта на использование КПГ также будет иметь непосредственное влияние на снижение себестоимости оказания транспортных услуг за счет экономии затрат на моторное топливо по сравнению с использованием бензина, дизельного топлива и сжиженного углеводородного газа.

Строительство объектов заправки природным газом на дорогах федерального и регионального значения позволит создать неразрывную сеть заправочных пунктов для автотранспорта, в том числе на пути следования транзитных маршрутов, способствуя повышению инвестиционной привлекательности Нижегородской области.

В целом увеличение в Нижегородской области использования экологичного автомобильного транспорта и постепенный перевод автомобилей с нефтяных видов моторного топлива на природный газ будет способствовать снижению выбросов высокотоксичных и канцерогенных веществ, присутствующих в отработанных выхлопных газах, и внесет весомый вклад в снижение уровня загрязненности атмосферного воздуха на территории Нижегородской области.

 

Таблица 1

    

Информация о количестве транспортных средств, имеющих

возможность использовать КПГ в качестве моторного топлива

 на территории Нижегородской области (по данным Главного

 управления Министерства внутренних дел Российской

 Федерации по Нижегородской области)

 

По состоянию на отчетную дату

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

Автобусы

 

всего, ед.

из них имеющие возможность использования природного газа в качестве моторного топлива

всего

из них имеющие возможность использования природного газа в качестве моторного топлива

всего

из них имеющие возможность использования природного газа в качестве моторного топлива

 

 

ед.

%

 

ед.

%

 

ед.

%

1

2

3

4

2

3

4

7

8

9

на

1 января 2017 г.

1 096 133

44

0,00

103 887

127

0,12

14 557

8

0,05

на

1 января 2018 г.

1 103 804

61

0,01

104 610

221

0,21

14 654

18

0,12

на

1 января 2019 г.

1 164 729

159

0,01

113 017

777

0,69

17 137

160

0,93

на

1 января 2020 г.

1 227 304

463

0,04

120 747

2 010

1,66

19 134

261

1,36

на

1 января 2021 г.

1 291 228

1 118

0,09

127 954

2 983

2,33

20 656

311

1,51

на

1 января 2022 г.

1 358 384

1 471

0,11

137 839

3 637

2,64

21 896

379

1,73

на

1 января 2023 г.

1 405 318

1 700

0,12

145 301

4 013

2,76

22 876

502

2,19

на

1 января 2024 г.

1 413 694

1 713

0,12

143 053

3784

2,65

22480

461

2,05

    

Таблица 2

    

Перечень объектов заправочной инфраструктуры КПГ,

Действующих на территории Нижегородской области

 

Наименование, адрес объекта

Наименование инвестора

Широта

Долгота

Городской округ город Нижний Новгород

АГНКС-1, Нижегородская область, г.о.г. Нижний Новгород, ул. Полевая, д. 1а

ООО "Газпром газомоторное топливо"

<...>

<...>

АГНКС-2, Нижегородская область, г.о.г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 296б

ООО "Газпром газомоторное топливо"

<...>

<...>

блок КПГ на АЗС, Нижегородская область, г.о.г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 243а

ООО "Газпром газомоторное топливо"

<...>

<...>

блок КПГ на АЗС, Нижегородская область, г.о.г. Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, 1

ООО "Газэнерго"

<...>

<...>

АГНКС, Нижегородская область, г.о.г. Нижний Новгород, ул. Героя Попова, д. N 34

АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО"

<...>

<...>

АГНКС, Нижегородская область, г.о.г. Нижний Новгород, ул. Монастырка, 1Г

ООО "ГаЗТех"

 

 

<...>

<...>

АГНКС, г. Нижний Новгород, улица КИМа, дом 335А

ООО "ГСК"

<...>

<...>

АГНКС, г. Н.Новгород, ул. Удмуртская, дом 40А

ООО "ГСК"

<...>

<...>

АГНКС, г. Н.Новгород, ул. Богдановича, 2Б

АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО"

<...>

<...>

АГНКС, г. Н.Новгород, ул. Академика Сахарова, д. 6

АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО"

<...>

<...>

АГНКС, Нижегородская область, г.Нижний Новгород, ул.Коновалова, д.1.

ООО "ГЭС-НН"

<...>

<...>

АГНКС, г. Кстово, улица Магистральная, сооружение 1А

ООО "МетанЭГ"

<...>

<...>

Городской округ город Арзамас

АГНКС-1, Арзамас, Нижегородская область, городской округ город Арзамас (ю/з от с. Морозовка)

ООО "Газпром газомоторное топливо"

<...>

<...>

АГНКС, г. Арзамас, ул. Ленина, в районе строения 117 г

ООО "МетанЭГ"

<...>

<...>

АГНКС, г. Арзамас, ул. Калинина, д. 51В

ООО "ГК "СОЮЗ"

<...>

<...>

Балахнинский муниципальный округ

АГНКС, г. Балахна, пер. Тургенева, дом 31

ООО "МетанЭГ"

<...>

<...>

Муниципальный округ город Бор

АГНКС, г. Бор, ул. Интернациональная, д. 195

ООО "МетанЭГ"

<...>

<...>

Муниципальный округ Воротынский

МАЗС с блоком КПГ, с. Белавка, 700 метров севернее дома N 1 по ул. Горького

ООО "Центротех АЗС"

<...>

<...>

Городской округ город Выкса

АГНКС в г. Выкса, Нижегородская область, г.о.г. Выкса, Досчатинское шоссе, в районе д. 54

ООО "МетанЭГ"

<...>

<...>

Городецкий муниципальный округ

АГНКС в г. Заволжье, Нижегородская область, Городецкий муниципальный округ, г. Заволжье, ул. Баумана, д. 43

ООО "МетанЭГ"

<...>

<...>

Городской округ город Дзержинск

АГНКС, г. Дзержинск, Нижегородская область, г.о.г. Дзержинск, Северное шоссе, д. 1б (2,5 км от пересечения трассы М-7 "Волга" и Северного шоссе)

ООО "Газпром газомоторное топливо"

<...>

<...>

АГНКС, г. Дзержинск, шоссе Автозаводское, дом 70Е

ООО "Газпром газомоторное топливо"

<...>

<...>

АГНКС, г. Дзержинск, шоссе Автозаводское, дом 25

ООО "МетанЭГ"

<...>

<...>

Павловский муниципальный округ

АГНКС в г. Павлово, Нижегородская область, Павловский муниципальный округ, г. Павлово, улица Парковая, строение 51

ООО "МетанЭГ"

<...>

<...>

Уренский муниципальный округ

АГНКС, Нижегородская область, Уренский муниципальный округ, автодорога Н.Новгород - Киров, 208+700 км

ООО "МЕТАН ГРУПП"

<...>

<...>

    

Таблица 3

    

Информация о возможных местах размещения перспективных

 объектов заправочной инфраструктуры КПГ на

 территории Нижегородской области

 

N

Наименование инвестора

Адресные ориентиры объекта

Широта

Долгота

1

АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО"

Нижегородская область,  г.о.г. Дзержинск, пос. Горбатовка, шоссе Восточное (в 400 м западнее д. 2В по ул. Весенняя)

<...>

<...>

2

АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО"

Нижегородская область,  г.о.г. Нижний Новгород, в 100 м западнее дома N 146 по Московскому шоссе

<...>

<...>

3

АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО"

Нижегородская область,  г.о.г. Нижний Новгород, Сормовский район, в 115 м северо-западнее дома N 1 по ул. Гаугеля

<...>

<...>

4

ООО "Лукойл-Центр - нефтепродукт"

Нижегородская область,  г.о.г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, в 35 м от д. 232а

<...>

<...>

5

ООО "Лукойл-Центр - нефтепродукт"

Нижегородская область,  г.о.г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Кузбасская, в 23 м от д. 2 "Б" на юго-запад

<...>

<...>

6

ООО "ГСК"

Нижегородская область, г.о.г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор - Киров (земельный участок N 1)

<...>

<...>

7

ООО "Технологии будущего"

Нижегородская область,  г.о.г. Дзержинск, шоссе Московское, 391 км, 20

<...>

<...>

8

Не определен

Нижегородская область,  г.о.г. Кулебаки, ул. Железнодорожная, южнее дома 1Е

<...>

<...>

9

Не определен

Нижегородская область, Дивеевский округ, с. Дивеево, дорога Объездная, в 100 м  от земельного участка  с кадастровым номером 52:55:0080011:61

<...>

<...>

10

Не определен

Нижегородская область, Лысковский округ, г. Лысково,  на расстоянии 120 м от АГЗС  по ул. Казанская

<...>

<...>

11

ООО "Новатор-2000"

г. Нижний Новгород, Южное шоссе, напротив дома N 14

<...>

<...>

12

ООО "ГК "СОЮЗ"

Нижегородская область,  г. Дзержинск, севернее  земельного участка  по ул. Зеленая, д. 10

<...>

<...>

13

ООО "Новатор-2000"

г. Нижний Новгород, Автозаводский район,  ул. Львовская (около железнодорожного переезда)

<...>

<...>

14

ООО "Новатор-2000"

г. Нижний Новгород, Нижегородский район,  ул. Родионова, 198а

<...>

<...>

15

ООО "Ока-Пропан"

г. Нижний Новгород, Приокский район, пр. Гагарина, 234Б

<...>

<...>

    

Таблица 4

    

Информация о муниципальных образованиях Нижегородской области,

обладающих высоким потенциалом для строительства на их территории

 объектов заправочной инфраструктуры КПГ

 

N

Наименование муниципального образования Нижегородской области

Количество действующих стационарных объектов заправки природным газом

Наличие общественного пассажирского транспорта на природном газе <*>

Потенциальные потребители <*>

1

городской округ город Арзамас

1

+

- АО "АПАТ" (в эксплуатации более 100 ед. транспорта, в том числе более 30 единиц на природном газе; в 2023 году дополнительно приобретено 20 автобусов на КПГ);

- производственные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, федеральная автодорога М-12)

2

муниципальный округ город Бор

1

-

- АО "Борское ПАП" (в эксплуатации 45 автобусов; в 2023 году дополнительно приобретено 10 автобусов на КПГ);

- производственные предприятия, торговые и транспортные организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола, региональные автодороги 22Р-0159 Нижний Новгород - Шахунья - Киров, 22К-0020 Линда - Городец - Заволжье, 22К-0022 Городец - Зиняки - Кантаурово)

3

муниципальный округ Воротынский

1

-

- ООО "СолоАвто", обслуживающее муниципальные маршруты (в эксплуатации 6 автобусов);

- сельскохозяйственные предприятия, торговые организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога М-7 "Волга")

4

городской округ город Выкса

1

-

- АО "Выксунское ПАП" (в эксплуатации более 80 автобусов и 10 грузовых автомобилей); в 2024 г. приобретено 2 автобуса на дизельном топливе;

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- потребители близлежащих населенных пунктов, в которых расположены объекты заправки транспортных средств природным газом (г.о.г. Муром и Муромский район Владимирской области, г.о.г. Выкса Нижегородской области)

5

городской округ город Дзержинск

3

+

- МУП "Экспресс" (в эксплуатации 71 автобус, в том числе 9 на природном газе), частные перевозчики, обслуживающие муниципальные и межмуниципальные маршруты (суммарно в эксплуатации более 140 автобусов, в том числе 29 на природном газе);

- производственные предприятия, торговые и транспортные организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога М-7 "Волга")

6

городской округ город Кулебаки

-

+

- ООО "ПАП" (в эксплуатации 26 автобусов), в 2023 году дополнительно приобретено 8 автобусов;

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (региональная автодорога К22-0079 Владимир - Муром - Арзамас, федеральная автодорога М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань);

- потребители близлежащих населенных пунктов, в которых расположены объекты заправки транспортных средств природным газом (г.о.г. Муром и Муромский район Владимирской области, г.о.г. Выкса Нижегородской области)

7

городской округ город Нижний Новгород:

 

 

 

 

 

 

 

городской округ город Нижний Новгород (за исключением территории административно- территориального образования Кстовский район)

 

8

+

- АО "Нижегородпассажиравтотранс" (в эксплуатации более 1000 автобусов, в том числе 628 на природном газе), частные перевозчики, обслуживающие муниципальные и межмуниципальные маршруты (суммарно в эксплуатации более 580 автобусов, в том числе 13 на природном газе), в 2023 году дополнительно приобретено 18 автобусов; в 2024 году приобретено 110 автобусов на метане;

- производственные предприятия, торговые и транспортные организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральные автодороги М-7 "Волга", Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, региональные автодороги 22Р-0152 Шопша - Иваново - Нижний Новгород, 22К-0125 Ряжск - Касимов - Муром - Нижний Новгород)

 

территория административно- территориального образования Кстовский район городского округа город Нижний Новгород

 

1

+

- частные перевозчики, обслуживающие муниципальные и межмуниципальные маршруты (суммарно в эксплуатации 52 автобуса, в том числе 9 на природном газе; в 2023 году дополнительно приобретено 6 автобусов на КПГ);

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога М-7 "Волга")

8

муниципальный округ Навашинский

-

-

- МУ "ЦОСО" (в эксплуатации 6 автобусов);

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (региональные автодороги 22К-0125 Ряжск - Касимов - Муром - Нижний Новгород и К22-0079 Владимир - Муром - Арзамас, федеральная автодорога М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань);

- потребители близлежащих населенных пунктов, в которых расположены объекты заправки транспортных средств природным газом (г.о.г. Муром и Муромский район Владимирской области, г.о.г. Выкса Нижегородской области)

9

муниципальный округ Семеновский

-

-

- АО "САП" (в эксплуатации 15 автобусов), частные перевозчики, обслуживающие муниципальные маршруты (суммарно в эксплуатации более 10 автобусов), в 2023 году дополнительно приобретено 4 автобуса;

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола, региональная автодорога 22Р-0159 Нижний Новгород - Шахунья - Киров)

10

Балахнинский муниципальный округ

1

-

- ООО "РБ и К" (в эксплуатации 22 автобуса на метане;); ООО "Транс-НН" (в эксплуатации 8 автобусов), ООО "Гранд" в эксплуатации 9 автобусов), ООО "Мещеряков и Компания" (в эксплуатации 8 автобусов);

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (региональная автодорога 22Р-0152 Шопша - Иваново - Нижний Новгород)

11

Богородский муниципальный округ

-

+

- АО "Богородское ПАП" (в эксплуатации 93 автобуса, в том числе 3 на природном газе; в 2023 году дополнительно приобретено 40 автобусов);

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога М-7 "Волга" (южный обход г. Нижнего Новгорода), региональная автодорога 22К-0125 Ряжск - Касимов - Муром - Нижний Новгород)

12

Володарский муниципальный округ

-

+

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный транспорт (федеральная автодорога М-7 "Волга")

13

Городецкий муниципальный округ

1

+

- АО "Городец- пассажиравтотранс"

(в эксплуатации 67 автобусов; в 2023 году дополнительно приобретено 40 автобусов на КПГ), ООО "Экипаж" (в эксплуатации 27 автобусов, в том числе 3 на природном газе);

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (региональные автодороги 22Р-0152 Шопша - Иваново - Нижний Новгород, 22К-0020 Линда - Городец - Заволжье, 22К-0022 Городец - Зиняки - Кантаурово)

14

Дальнеконстантиновский муниципальный округ

-

-

- частные перевозчики, обслуживающие муниципальные и межмуниципальные маршруты (суммарно в эксплуатации 14 автобусов);

- сельскохозяйственные предприятия, торговые организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов)

15

Краснобаковский муниципальный округ

-

-

- МАУ "Краснобаковский автопарк" (в эксплуатации 6 автобусов);

- сельскохозяйственные предприятия, торговые организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (региональная автодорога 22Р-0159 Нижний Новгород - Шахунья - Киров)

16

Лукояновский муниципальный округ

-

-

- обслуживающее маршруты ООО "Прогресс" (в эксплуатации 2 автобуса); ООО "Спутник" (в эксплуатации 7 автобусов);

- сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов)

17

Лысковский муниципальный округ

-

-

- ООО "Конка", обслуживающее муниципальные маршруты (в эксплуатации 11 автобусов);

- сельскохозяйственные предприятия, торговые организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога М-7 "Волга")

18

Павловский муниципальный округ

1

+

- АО "Павловское ПАП" в эксплуатации 46 автобусов из них 24 автобуса на метане, в 2024 году приобретено 2 автобуса на метане; частные перевозчики (суммарно в эксплуатации 98 автобусов, в том числе 9 на природном газе; в 2023 году дополнительно приобретено 8 автобусов на КПГ);

- производственные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (региональная автодорога 22К-0125 Ряжск - Касимов - Муром - Нижний Новгород)

19

Починковский муниципальный округ

-

-

- ООО "СолоАвто" (в эксплуатации 6 автобусов) и ООО "АТП" (в эксплуатации 2 автобуса);

- сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов)

20

Уренский муниципальный округ

-

+

- МБУ "Уренское ПАП" (в эксплуатации 21 автобус), в 2023 году дополнительно приобретено 5 автобусов;

- сельскохозяйственные предприятия, торговые организации и организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (региональная автодорога 22Р-0159 Нижний Новгород - Шахунья - Киров).

Муниципальный округ является самым северным газифицированным муниципальным образованием в границах Нижегородской области. Ближайшая АГНКС в северном направлении находится в Кировской области в 350 км от г. Урень. Объект заправки будет востребован со стороны транзитного автотранспорта

21

Шатковский муниципальный округ

-

-

- ООО "Шатковское ПАП" (в эксплуатации 9 автобусов), в 2023 году дополнительно приобретено 5 автобусов;

- сельскохозяйственные предприятия, торговые и транспортные организации, организации коммунального комплекса;

- транзитный автотранспорт (федеральная автодорога Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов)

_______________

<*> Информация о пассажирском транспорте на природном газе приведена по данным министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области по состоянию на 1 января 2021 г. Информация актуализирована по состоянию на 21 августа 2025 г. в части приобретения транспорта.

_______________________".

 

Постановление Правительства Нижегородской области "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2021 г. N 1199" от 17.10.2025 N 644