Постановление Правительства Нижегородской области от 01.11.2025 N 678 "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Нижегородской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2025 г. N 678
Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия
участников системы долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе,
в Нижегородской области
В соответствии с федеральными законами от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", пунктом 78 Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2024 г. N 732, пунктом 13.1 модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 июля 2025 г. N 506, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Регламент межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Нижегородской области.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Гнеушева А.Н.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 г.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 1 ноября 2025 г. N 678
Регламент
межведомственного взаимодействия участников системы
долговременного ухода за гражданами пожилого возраста
и инвалидами, нуждающимися в уходе, в
Нижегородской области
I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок взаимодействия участников системы долговременного ухода, указанных в пункте 1.2 настоящего Регламента, за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее - граждане, нуждающиеся в уходе), по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, включению их в систему долговременного ухода, а также порядок и формы взаимодействия, включая информационное взаимодействие между уполномоченными органами и организациями, иными органами и организациями Нижегородской области:
1) при выявлении потенциальных получателей социальных услуг;
2) при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) при подборе гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
4) при предоставлении гражданам, нуждающимся в уходе, социального обслуживания, в том числе социальных услуг по уходу;
5) при госпитализации граждан, нуждающихся в уходе, в медицинские организации, осуществляющие медико-санитарную помощь, подведомственные министерству здравоохранения Нижегородской области (далее - медицинские организации);
6) при подтверждении факта оказания гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в целях оплаты данных услуг организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, осуществляющей социальное обслуживание на территории Нижегородской области, включенной в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области (далее - поставщики социальных услуг).
1.2. Межведомственное взаимодействие осуществляют следующие участники системы долговременного ухода (далее - участники межведомственного взаимодействия):
министерство социальной политики Нижегородской области;
министерство здравоохранения Нижегородской области;
поставщики социальных услуг;
медицинские организации;
региональный и территориальные координационные центры, созданные в организациях, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области, не являющиеся поставщиками социальных услуг.
Перечень организаций - участников межведомственного взаимодействия в рамках внедрения системы долговременного ухода в Нижегородской области установлен в приложении к настоящему Регламенту.
1.3. Участники межведомственного взаимодействия обеспечивают обмен информацией о гражданах, нуждающихся в уходе, необходимой для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, установления уровня нуждаемости в уходе, подбора гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, выполнения медицинских рекомендаций, наблюдения за состоянием здоровья получателя услуг.
1.4. Контроль за полнотой, качеством и своевременностью передачи информации, предусмотренной пунктом 1.3 настоящего Регламента, в области социального обслуживания и в области здравоохранения осуществляется соответственно министерством социальной политики Нижегородской области и министерством здравоохранения Нижегородской области.
1.5. Участники межведомственного взаимодействия несут ответственность за достоверность передаваемой информации, а также за ее разглашение третьим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.6. Участники межведомственного взаимодействия обязаны обеспечить безопасность хранения электронных носителей, содержащих сведения, предназначенные для направления посредством информационного обмена, а также сведений, полученных посредством указанного обмена, и их защиту от несанкционированного доступа третьих лиц, а также соблюдение прав доступа к указанной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Координация деятельности участников
межведомственного взаимодействия
2.1. Координацию деятельности участников межведомственного взаимодействия по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, осуществляет региональный координационный центр.
2.2. Региональный координационный центр осуществляет координацию деятельности территориальных координационных центров и поставщиков социальных услуг по вопросам:
выявления граждан, нуждающихся в уходе;
определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в рамках социального пакета долговременного ухода;
подбора гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социального обслуживания, в том числе социальных услуг в рамках социального пакета долговременного ухода;
подтверждения факта оказания гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в целях оплаты данных услуг поставщику социальных услуг;
обеспечения согласованности действий территориальных координационных центров, поставщиков социальных услуг и медицинских организаций, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия и оперативного взаимодействия с гражданами, нуждающимися в уходе;
предоставления отчетности по показателям эффективности реализации системы долговременного ухода.
2.3. Министерство здравоохранения Нижегородской области осуществляет координацию деятельности медицинских организаций по вопросам:
выявления граждан, нуждающихся в уходе;
предоставления информации, необходимой для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
взаимодействия с поставщиками социальных услуг;
предоставления медицинских рекомендаций, необходимых для предоставления социальных услуг по уходу гражданам, нуждающимся в уходе (предоставленные, в том числе посредством межведомственного электронного взаимодействия);
госпитализации граждан, нуждающихся в уходе и получающих услуги в рамках социального пакета долговременного ухода, в медицинские организации;
предоставления отчетности по показателям эффективности реализации системы долговременного ухода по медицинским показателям.
III. Формы межведомственного взаимодействия
участников межведомственного взаимодействия
3.1. К формам межведомственного взаимодействия участников межведомственного взаимодействия относится передача информации о гражданах, нуждающихся в уходе:
посредством комплексной административно-информационной системы социальной защиты населения Нижегородской области (далее - АИС "СЗН НО");
по защищенным каналам связи в электронной форме;
на бумажном носителе.
3.2. Межведомственное взаимодействие участников межведомственного взаимодействия осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
IV. Порядок межведомственного взаимодействия
участников межведомственного взаимодействия
при выявлении граждан, нуждающихся в уходе
4.1. При проведении в медицинской организации приема (осмотра) врачом-терапевтом, врачом терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом) или врачом-гериатром (далее - медицинский работник), при оказании гражданам медицинских услуг на дому либо при оказании медицинских услуг в стационарной форме при наличии признаков нуждаемости гражданина в постороннем уходе в течение 3 рабочих дней проводится оценка состояния по рекомендуемой шкале реабилитационной маршрутизации для системы долговременного ухода (далее - ШРМ СДУ), предусмотренной приложением 1 к методическим рекомендациям по порядку взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, при выявлении и включении граждан, нуждающихся в уходе, в данную систему, а также предоставлении гражданам социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, утвержденные Министром труда и социальной защиты Российской Федерации 26 июля 2024 г. и Министром здравоохранения Российской Федерации 25 июля 2024 г. (далее - Методические рекомендации).
4.2. В случае выявления по результатам проведения оценки по ШРМ СДУ граждан, состояние которых оценивается от 4 до 6 баллов по ШРМ СДУ, медицинской организацией в срок не позднее 1 рабочего дня со дня получения от гражданина или его законного представителя письменного согласия на обработку (передачу) персональных данных и письменного согласия на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, осуществляется передача в территориальный координационный центр по месту жительства гражданина для решения вопроса о включении его в систему долговременного ухода следующих сведений:
1) персональные данные гражданина (фамилия, имя, отчество (при наличии), СНИЛС, адрес места жительства или места пребывания);
2) дата проведения оценки ШРМ СДУ, итоговый балл по ШРМ СДУ;
3) полное наименование и адрес медицинской организации, к которой прикреплен гражданин;
4) медицинские рекомендации, сформированные в соответствии с рекомендуемыми правилами формирования медицинских рекомендаций в соответствии с приложением 2 к Методическим рекомендациям.
4.3. Коррекция медицинских рекомендаций гражданину, включенному в систему долговременного ухода, проводится медицинской организацией не реже 1 раза в год и в случаях изменения состояния здоровья гражданина при обращении в медицинскую организацию.
4.4. В случае поступления информации о потенциальных получателях социальных услуг в министерство социальной политики Нижегородской области, региональный координационный центр, поставщику социальных услуг, в течение 1 рабочего дня со дня выявления гражданина, потенциально нуждающегося в уходе, министерство социальной политики Нижегородской области, региональный координационный центр, поставщики социальных услуг направляют информацию о гражданине в территориальный координационный центр одним из способов передачи, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Регламента.
V. Порядок и формы взаимодействия участников
межведомственного взаимодействия при определении
индивидуальной потребности гражданина в уходе, подборе
гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг
по уходу, входящих в социальный пакет
долговременного ухода
5.1. Территориальный координационный центр по месту жительства гражданина при поступлении одним из способов передачи, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Регламента, информации о гражданине, нуждающемся в уходе:
в течение 1 рабочего дня со дня поступления информации о гражданине, нуждающемся в уходе, направляет в медицинскую организацию информацию о выявлении гражданина, нуждающегося в уходе, одним из способов передачи, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Регламента;
в течение 2 рабочих дней со дня поступления информации о гражданине, нуждающемся в уходе, организует совместно со специалистами поставщика социальных услуг по месту жительства гражданина посещение гражданина на дому, проведение обследования условий его жизнедеятельности, определение индивидуальной потребности в уходе, информирование о порядке и условиях предоставления социальных услуг;
в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о гражданине, нуждающемся в уходе, с учетом результатов обследования условий жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, результатов определения индивидуальной потребности в уходе и сведений медицинской организации определяет уровень нуждаемости гражданина в уходе, осуществляет подбор гражданину социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода; готовит решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) и дополнения к ИППСУ, а также передает их гражданину, нуждающемуся в уходе (его законному представителю).
5.2. В течение 1 рабочего дня с даты подписания гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем, договора о предоставлении социальных услуг, ИППСУ и дополнения к ИППСУ передает в медицинскую организацию уведомление о включении гражданина в систему долговременного ухода. В случае отказа гражданина или его законного представителя от предоставления социальных услуг, отказа от социального обслуживания, территориальный координационный центр в течение 1 рабочего дня со дня оформления отказа передает в медицинскую организацию уведомление о не включении гражданина в систему долговременного ухода.
5.3. В случае исключения гражданина из системы долговременного ухода территориальный координационный центр в течение 1 рабочего дня информирует медицинскую организацию об исключении гражданина из системы долговременного ухода.
5.4. При включении в систему долговременного ухода граждан, нуждающихся в уходе, территориальный координационный центр по месту жительства гражданина в срок не позднее 1 рабочего дня со дня заключения договора о предоставлении социальных услуг, ИППСУ, дополнения к ИППСУ и получения письменного согласия на обработку (передачу) персональных данных направляет по каналам электронного межведомственного взаимодействия в медицинскую организацию запрос о получении медицинских рекомендаций гражданину, включенному в систему долговременного ухода.
Медицинская организация в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса в течение 1 рабочего дня после формирования медицинских рекомендаций гражданину, включенному в систему долговременного ухода, и получения от гражданина или его законного представителя письменного согласия на обработку (передачу) персональных данных и письменного согласия на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, формирует и направляет в территориальный координационный центр по месту жительства или пребывания гражданина медицинские рекомендации.
VI. Межведомственное взаимодействие участников
межведомственного взаимодействия при реализации
мероприятий индивидуальной программы
предоставления социальных услуг
6.1. Социальное обслуживание предоставляется гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
6.2. При предоставлении социальных услуг по уходу осуществляется взаимодействие помощника по уходу поставщика социальных услуг, который предоставляет гражданину, включенному в систему долговременного ухода, социальные услуги по уходу, и медицинского работника медицинской организации, к которой прикреплен гражданин, включенный в систему долговременного ухода.
6.3. Территориальный координационный центр передает поставщику социальных услуг полученные от медицинской организации медицинские рекомендации.
6.4. Помощник по уходу при предоставлении гражданину, включенному в систему долговременного ухода, социальных услуг по уходу осуществляет заполнение отчета о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому, по форме, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 27 ноября 2024 г. N 1055 "Об утверждении регламентирующих документов в рамках реализации модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе на территории Нижегородской области" (далее - отчет).
Отчет составляется по каждому гражданину, получающему социальный пакет долговременного ухода, один раз в месяц, его заполнение осуществляют все помощники по уходу, обеспечивающие предоставление социальных услуг по уходу.
6.5. Помощник по уходу взаимодействует с медицинским работником в случае изменения состояния здоровья гражданина, включенного в систему долговременного ухода, в том числе при ухудшении (резком ухудшении) состояния его здоровья.
В течение 1 рабочего дня со дня установления признаков ухудшения здоровья гражданина, нуждающегося в уходе, поставщик социальных услуг передает одним из способов передачи, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Регламента, информацию в медицинскую организацию, а в случае резкого ухудшения состояния здоровья - незамедлительно вызывает скорую медицинскую помощь.
6.6. Помощник по уходу информирует поставщика социальных услуг о каждом вызове медицинского работника, скорой медицинской помощи, а также об экстренной госпитализации гражданина, нуждающегося в уходе.
6.7. Медицинская организация по месту жительства или пребывания гражданина, нуждающегося в уходе:
при поступлении сведений от поставщика социальных услуг об ухудшении состояния здоровья гражданина, нуждающегося в уходе, незамедлительно организует оказание необходимой медицинской помощи, в том числе в очном, дистанционном формате, при наличии показаний - в стационарных условиях;
при изменении состояния здоровья гражданина, нуждающегося в уходе, в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений от поставщика социальных услуг об ухудшении состояния здоровья гражданина, нуждающегося в уходе, одним из способов передачи, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Регламента, направляет в территориальный координационный центр рекомендации по уходу за гражданином (с изменениями, дополнениями) при необходимости.
6.8. Территориальный координационный центр в течение 1 рабочего дня со дня поступления сведений, указанных в пункте 6.7 настоящего Регламента, либо после выписки гражданина, нуждающегося в уходе, из медицинской организации организует выезд специалистов по месту его фактического проживания для пересмотра индивидуальной программы предоставления социальных услуг (в случае такой необходимости).
VII. Информирование граждан, нуждающихся в уходе
Информирование граждан, нуждающихся в уходе, участниками межведомственного взаимодействия о социальном пакете долговременного ухода и порядке его предоставления осуществляется:
путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, на информационных стендах, оборудованных в помещениях участников системы долговременного ухода, на сайтах участников системы долговременного ухода;
при письменных или устных обращениях граждан к участникам межведомственного взаимодействия в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
