Распоряжение Правительства Нижегородской области от 29.04.2021 N 394-р "Об утверждении регионального плана повышения доступности и качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской области, включая организации общего и профессионального образования"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 апреля 2021 г. N 394-р
Об утверждении регионального плана повышения доступности
и качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных организациях
Нижегородской области, включая организации общего и
профессионального образования
В рамках исполнения подпункта 3.2.1 пункта 3.2 протокола заседания Совета при Правительстве Нижегородской области по вопросам попечительства в социальной сфере по теме: "О создании условий для жизнеобеспечения инвалидов на территории Нижегородской области" от 7 октября 2020 г. N Сл-001-552800/20:
1. Утвердить прилагаемый региональный план повышения доступности и качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской области, включая организации общего и профессионального образования (далее - региональный План).
2. Органам исполнительной власти Нижегородской области, ответственным за реализацию регионального Плана, принять участие в реализации мероприятий регионального Плана.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Мелик-Гусейнова Д.В.
Губернатор Г.С.Никитин
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 29 апреля 2021 г. N 394-р
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
повышения доступности и качества образования
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательных организациях Нижегородской
области, включая организации общего и
профессионального образования
N п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный исполнитель | Ожидаемые результаты | ||||||||||||||
I. Организация работы межведомственной рабочей группы по повышению доступности и качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской области, включая организации общего и профессионального образования | ||||||||||||||||||
1 | Создание межведомственной рабочей группы по повышению доступности и качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской области, включая организации общего и профессионального образования (далее - Межведомственная рабочая группа) | апрель 2021 года | Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее - МОНиМП НО), министерство культуры Нижегородской области, министерство спорта Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области | Приказ о создании межведомственной рабочей группы по повышению доступности и качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской области, включая организации общего и профессионального образования | ||||||||||||||
2 | Регламентация совместной деятельности Межведомственной рабочей группы | Май 2021 года | МОНиМП НО министерство культуры Нижегородской области, министерство спорта Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области | План работы Межведомственной рабочей группы | ||||||||||||||
II. Информационное сопровождение настоящего Плана | ||||||||||||||||||
3 | Формирование (обновление) банка нормативных правовых актов, методических и информационных документов по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | Постоянно | МОНиМП НО | Нормативные правовые акты, методические и информационные документы по вопросам образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья размещены на официальном сайте МОНиМП в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||||||||||||
4 | Информирование профессионального сообщества о изменениях в нормативно-правовой базе, актуальных методических документах | В течение 10 дней после обновления | МОНиМП НО | Ссылка на актуальный банк документов размещена на официальном сайте МОНиМП в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||||||||||||
5 | Проведение серии вебинаров, посвященных повышению доступности и качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской области, включая организации общего и профессионального образования | По отдельному графику | МОНиМП НО, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО) (по согласованию) | Материалы (запись) вебинара размещены на официальных сайтах МОНиМП и ГБОУ ДПО НИРО в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||||||||||||
III. Сопровождение процесса организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской области, включая организации общего и профессионального образования | ||||||||||||||||||
6 | Выявление эффективных образовательных практик обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | Октябрь | ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Банк лучших практик по работе с обучающимися с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) в общеобразовательных организациях или воспитанниками с РАС в дошкольных образовательных организациях | ||||||||||||||
7 | Проведение мониторинга по вопросу получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Июнь | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Информационная справка | ||||||||||||||
8 | Проведение мониторинга по вопросу создания условий для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Декабрь | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Информационная справка | ||||||||||||||
9 | Разработка методических рекомендаций по оценке качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях | Декабрь 2021 года | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Методические рекомендации по оценке качества образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | ||||||||||||||
10 | Проведение мониторинга по вопросу создания условий доступности зданий организаций среднего профессионального образования, для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Декабрь | МОНиМП НО, министерство культуры Нижегородской области, министерство спорта Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области | Аналитико- статистические материалы | ||||||||||||||
11 | Организационно- педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, направленное на контроль процесса обучения | Постоянно | Образовательные организации Нижегородской области (по согласованию) | Освоение образовательных программ | ||||||||||||||
12 | Мероприятия, направленные на развитие ежегодного регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" | Октябрь | Региональный центр развития движения "Абилимпикс" (по согласованию) | Проведение чемпионата | ||||||||||||||
13 | Сопровождение процесса трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом предпочтений в выборе места трудоустройства и возможностей выпускника | Постоянно | Профессиональные образовательные организации (по согласованию), образовательные организации высшего образования (по согласованию) | Трудоустройство выпускников | ||||||||||||||
IV. Повышение квалификации работников организаций, осуществляющих обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Нижегородской области, включая организации общего и профессионального образования | ||||||||||||||||||
14 | Разработка (актуализация) дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для педагогов (специалистов), работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: - по вопросам повышения качества образования; - в области разработки и реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; - в области разработки и реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья | В соответствии с планом- графиком | ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации | ||||||||||||||
15 | Совершенствование профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных организаций Нижегородской области, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: - по вопросам повышения качества образования; - в области разработки и реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья | В соответствии с планом- графиком | ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Рост уровня профессионального мастерства педагогов | ||||||||||||||
16 | Разработка системы единых критериев адаптированной образовательной среды и создания специальных условий обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | Февраль 2022 года | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию), государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Нижегородской области "Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи" (далее - ГБУДО НО ЦППМСП) (по согласованию) | Аналитико- статистические материалы | ||||||||||||||
17 | Организация и проведения круглых столов с презентацией опыта в области инклюзивного и специального образования | Ноябрь | ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию), ГБУДО НО ЦППМСП (по согласованию) | Круглый стол "Проблемы и перспективы обучения детей с расстройством аутистического спектра образовательных организаций Нижегородской области" | ||||||||||||||
18 | Организация и проведение регионального этапа конкурсов "Лучшая инклюзивная школа", "Учитель-дефектолог" | В сроки, установленные Министерством просвещения Российской Федерации | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Положение о конкурсах | ||||||||||||||
V. Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) | ||||||||||||||||||
19 | Разработка (совершенствование) модели раннего выявления отклонений в развития и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии | Ноябрь 2021 года | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию), ГБУДО НО ЦППМСП (по согласованию) | Методические рекомендации | ||||||||||||||
20 | Разработка региональных рекомендаций для специалистов ПМПК | Январь 2022 года | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию), ГБУДО НО ЦППМСП (по согласованию) | Методические рекомендации | ||||||||||||||
21 | Разработка и классификация и критериев, позволявших определить основания для подтверждения статуса "обучающейся с ограниченными возможностями здоровья" для заключений ПМІІК | Октябрь 2021 года | ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Перечень критериев | ||||||||||||||
22 | Совершенствование профессиональной компетентности специалистов ПМПК и психолого- педагогических консилиумов образовательных организаций в области выявления особых образовательных потребностей и создания в образовательных организаций Нижегородской области специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья | В соответствии с планом- графиком | ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации | ||||||||||||||
23 | Мониторинг качества работы специалистов ПМПК | Январь | ГБУДО НО ЦППМСП (по согласованию) | Повышение качества работы ПМПК | ||||||||||||||
VI. Совершенствование образовательной деятельности в организациях, обучающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | ||||||||||||||||||
24 | Организация и регламентация работы психолого- педагогических консилиумов на базе образовательных организаций Нижегородской области с целью оказания психолого- педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам | Июнь 2021 года | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию), ГБУДО НО ЦППМСП (по согласованию) | Регламентирование деятельности психолого- педагогических консилиумов образовательных организаций Нижегородской области | ||||||||||||||
25 | Мониторинг определения готовности образовательной организации к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 | Апрель 2021 года | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Аналитико- статистические материалы | ||||||||||||||
26 | Реализация дистанционного образования детей-инвалидов в соответствии с нормативными правовыми актами | По необходимости | Образовательные организации Нижегородской области (по согласованию) | Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий | ||||||||||||||
27 | Реализация вариативных форм обучения детей, находящихся на длительном лечении (на дому, в медицинских организациях) | По необходимости | Образовательные организации Нижегородской области (по согласованию) | Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования для детей, находящихся на длительном лечении | ||||||||||||||
28 | Разработка моделей деятельности психологической службы в инклюзивном образовании | Август 2021 года | ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию), ГБУДО НО ЦППМСП (по согласованию) | Модели деятельности психологической службы в инклюзивном образовании | ||||||||||||||
29 | Разработка программ и технологий по оказанию психолого- педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Март 2022 года | ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию), ГБУДО НО ЦППМСП (по согласованию) | Технологии и программы по оказанию психолого- педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | ||||||||||||||
30 | Создание условий оказания психолого- педагогической, медицинской социальной помощи обучающимся и детям раннего возраста на базе муниципальных центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи | Май 2022 года | МОНиМП НО органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (по согласованию) | Создание сети муниципальных центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся и детям раннего возраста в Нижегородской области из расчета 1 центр на 5 тысяч детского населения | ||||||||||||||
31 | Разработка и адаптация новых коррекционно- развивающих и профилактических программ различной направленности для участников образовательных отношений | Июнь | ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию), ГБУДО НО ЦППМСП (по согласованию) | Коррекционно- развивающие и профилактические программы | ||||||||||||||
32 | Разработка и реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (по запросу получателей образовательной услуги) | Постоянно | Профессиональные образовательные организации (по согласованию) | Банк программ | ||||||||||||||
VII. Совершенствование дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ | ||||||||||||||||||
33 | Проведение олимпиад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе с использованием дистанционных технологий | Ежегодно (по отдельному графику) | МОНиМП НО, ГБОУ ДПО НИРО (по согласованию) | Положение об олимпиаде. Рост числа участников | ||||||||||||||
34 | Проведение региональных и Всероссийских спортивных мероприятий с участием детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | Ежегодно (по отдельному графику) | МОНиМП НО, государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско- юношеский центр Нижегородской области "Олимпиец" (по согласованию) | Рост числа участников | ||||||||||||||
35 | Проведение творческих конкурсов и фестивалей среди лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | Ежегодно (по отдельному графику) | МОНиМП НО | Рост числа участников | ||||||||||||||
VIII. Профессиональная ориентация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | ||||||||||||||||||
36 | On-line тестирование определения профессиональных предпочтений и возможностей, профессиональной пригодности | Ежегодно | Образовательные организации Нижегородской области (по согласованию) | Адресные рекомендации | ||||||||||||||
37 | Профессиональное консультирование подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов | Ежегодно | Образовательные организации Нижегородской области (по согласованию) | Адресные рекомендации | ||||||||||||||
38 | Проведение профориентационных мероприятий, направленных на профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, с целью формирования у них профессиональных намерений и мотивации к получению профессионального образования с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей Нижегородской области в кадрах, в рамках взаимодействия с общеобразовательными организациями | Ежегодно | Образовательные организации Нижегородской области (по согласованию) | Адресные рекомендации, правильная профессиональная ориентация | ||||||||||||||