Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 26.03.2025 N 246-р "Об организации безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков на территории Нижегородской области"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 марта 2025 г. N 246-р

 

Об организации безаварийного пропуска весеннего половодья

и паводков на территории Нижегородской области

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 г. N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях организации безаварийного пропуска весеннего половодья (далее - половодье), летне-осенних и зимних паводков (далее - паводки) на территории Нижегородской области, своевременного проведения противопаводковых мероприятий по защите населения, инфраструктуры и объектов экономики, подверженных опасным (неблагоприятным) природным воздействиям, от воздействия паводковых вод и сохранения нормальной экологической обстановки на территории Нижегородской области:

1. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) Нижегородской области ежегодно в марте текущего года рассматривать вопрос готовности сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Нижегородской области (далее - ТП РСЧС) к безаварийному пропуску половодья и дополнительных мерах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в период сезонных паводков.

2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области обеспечивать мониторинг деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по обеспечению организаций, эксплуатирующих нецентрализованные источники водоснабжения и канализационные системы, запасом средств дезинфекции воды каптажей, скважин и общественных колодцев, а также по обеспечению населения питьевой водой.

3. Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, государственному казенному учреждению Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог":

3.1. Организовывать расчистку и обеспечивать проверку готовности водопропускных сооружений, мостовых переходов автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения к пропуску половодья и паводков.

3.2. Уточнять сведения об опасных участках автомобильных дорог, низководных мостах, подверженных воздействию паводковых вод, разрабатывать мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на данных участках.

4. Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области:

4.1. Принимать участие в работе комиссий по оценке готовности к паводкоопасному периоду муниципальных образований Нижегородской области, территории которых наиболее подвержены риску затопления, организованной Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Главное управление МЧС России по Нижегородской области).

4.2. Проводить предпаводковое и послепаводковое обследование гидротехнических сооружений (далее - ГТС), которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо от права собственности, на которые собственники отказались, а также паводкоопасных территорий и водных объектов (при необходимости - совместно с представителями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области).

4.3. Обеспечивать совместно с организациями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, проведение мониторинга предпаводкового состояния объектов размещения и хранения (полигонов) твердых бытовых (коммунальных) отходов, попадающих в зоны возможного затопления (подтопления), в том числе на соответствие проектных решений по их обустройству.

5. Министерству здравоохранения Нижегородской области:

5.1. При возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных затоплением (подтоплением), выполнять мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах.

5.2. Предусматривать наличие запаса медицинских изделий и лекарственных препаратов, средств диагностики, лечения и профилактики, в том числе препаратов, необходимых для иммунизации населения по эпидемиологическим показаниям.

5.3. В населенных пунктах, с которыми в результате затопления участков автомобильных дорог и низководных мостов может быть нарушено автомобильное сообщение (в соответствии с прогнозом и по многолетним показателям), организовывать медицинское обеспечение, предусматривать возможность организации медицинской эвакуации пациентов из данных населенных пунктов, обеспечивать фельдшерско-акушерские пункты необходимыми медикаментами.

5.4. Осуществлять учет инвалидов, маломобильных групп населения, инсулинозависимых граждан по каждому муниципальному образованию Нижегородской области, которые могут оказаться в зоне возможного затопления, в соответствии с Реестром населенных пунктов на территории Нижегородской области, попадающих в зоны затопления (подтопления), вызванные различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами на текущий год, утверждаемый решением КЧС и ОПБ Нижегородской области (далее - Реестр).

5.5. В случае неблагоприятного развития паводковой обстановки организовывать указанным группам граждан необходимую адресную помощь. Прорабатывать мероприятия по медицинской эвакуации пациентов, требующих постоянного медицинского наблюдения, из населенных пунктов, с которыми может быть нарушено автомобильное сообщение.

6. Министерству образования и науки Нижегородской области:

6.1. Уточнять сведения об объектах образования в населенных пунктах, с которыми в результате затопления участков автомобильных дорог и низководных мостов может быть нарушено автомобильное сообщение (в соответствии с прогнозом и по многолетним показателям).

6.2. Прорабатывать мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите обучающихся и персонала образовательных организаций в период прохождения половодья.

6.3.        Обеспечивать непрерывное проведение учебного процесса обучающихся подведомственных образовательных организаций в случае попадания населенных пунктов в зону возможного затопления.

6.4. Перед началом весенних каникул организовывать информирование учащихся подведомственных образовательных организаций по основам безопасности и правилам поведения на водоемах в период ледохода и весеннего половодья.

7. Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области обеспечивать мониторинг деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по организации создания необходимых запасов кормов для сельскохозяйственных животных сельскохозяйственными товаропроизводителями, включая личные подсобные хозяйства, с которыми в результате затопления участков дорог и низководных мостов может быть нарушено автомобильное сообщение (в соответствии с прогнозом и по многолетним показателям).

8. Комитету ветеринарии Нижегородской области обеспечивать мониторинг состояния сибиреязвенных захоронений, попадающих в зоны возможного затопления (подтопления), в том числе на соответствие проектных решений по обустройству скотомогильников.

9. Министерству региональной безопасности Нижегородской области:

9.1. В целях осуществления прогнозирования, постоянного мониторинга и оперативного реагирования на неблагоприятное развитие паводковой обстановки обеспечивать своевременное получение специализированной гидрологической информации от Федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС").

9.2. При возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивать финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в соответствии с Порядком создания и использования резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29 июня 2022 г. N 476.

9.3. Обеспечивать работу своих представителей в составе межведомственной комиссии по оценке готовности к паводкоопасному периоду муниципальных образований Нижегородской области, территории которых наиболее подвержены риску затопления (подтопления).

9.4. Обеспечивать готовность к действиям пожарно-спасательных подразделений государственной противопожарной службы Нижегородской области и аварийно-спасательной службы государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области" (далее - Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области) при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением половодья (паводка).

9.5. Уточнять списки оповещения членов КЧС и ОПБ Нижегородской области.

10. Председателю эвакуационной комиссии Нижегородской области ежегодно проводить заседание областной эвакуационной комиссии с рассмотрением вопросов планирования эвакуационных мероприятий на период половодья и паводков.

11. Рекомендовать:

11.1. Органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках своих полномочий:

11.1.1. Проводить корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасный период и обеспечивать их выполнение.

11.1.2. Организовывать работу противопаводковых комиссий муниципальных образований по обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод, контролю за паводковой обстановкой, предупреждению и ликвидации последствий половодья (паводка) под руководством председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований Нижегородской области с привлечением представителей контрольных, надзорных, правоохранительных органов и других профильных подразделений и структур. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением половодья (паводка), организовывать работу муниципальных оперативных штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11.1.3. Поручать единым дежурным диспетчерским службам (далее - ЕДДС) муниципальных образований Нижегородской области организовать подготовку, сбор и оперативное представление информации в периоды прохождения половодья и паводков, незамедлительно сообщать обо всех ситуациях, связанных с развитием половодья и паводков, грозящих возникновением чрезвычайных ситуаций:

- в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области) в виде формализованных документов (телефон (831) 200-10-32, 200-10-49, факс (831) 200-10-24, адрес электронной почты: cuks@52.mchs.gov.ru);

- в оперативно-информационный отдел (далее - ОИО) Управления по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области для оперативного информирования Губернатора Нижегородской области, Председателя КЧС и ОПБ Нижегородской области (дежурный по ОИО - сотовый телефон 8-952-760-75-57, телефоны (831) 431-80-57, факс (831) 436-51-76, адрес электронной почты: d-acks@bezop.kreml.nnov.ru).

11.1.4. Осуществлять подготовку предложений по установлению границ зон затопления, подтопления в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, и Порядком подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 17 августа 2017 г. N 612; уточнять населенные пункты, объекты (промышленные, сельскохозяйственные, социально значимые, объекты жизнедеятельности), жилые дома, участки автомобильных и железных дорог, линии электропередач, связи и прочие объекты, попадающие в зоны возможного затопления.

11.1.5. Заблаговременно проводить мероприятия по предупреждению затоплений и подтоплений, в том числе посредством возведения временных защитных дамб на паводкоопасных участках.

11.1.6. Организовывать постоянный контроль (мониторинг)  за развитием ледовой и паводковой обстановки.

11.1.7. Создавать противопаводковые отряды (группы) с включением в их состав инженерной техники (для обустройства временных защитных дамб), водооткачивающей техники, плавательных средств, аварийные и аварийно-восстановительные бригады организаций и учреждений, эксплуатирующих ГТС. В случае необходимости заключать соглашения (договоры) на привлечение необходимых сил и средств. На затороопасных участках планировать предупредительные мероприятия (распиловка и зачернение льда, ледокольные и (или) взрывные работы).

11.1.8. Проводить тренировки по действиям органов управления, сил и средств муниципального звена ТП РСЧС в паводкоопасный период.

11.1.9. С учетом складывающейся обстановки своевременно вводить соответствующие режимы функционирования органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС. В случае неблагоприятного развития паводковой обстановки организовывать проведение эвакуационных мероприятий.

11.1.10. Планировать изучение личным составом пожарноспасательных подразделений, аварийно-спасательных формирований и других формирований ТП РСЧС кратчайшие маршруты объезда участков дорог к населенным пунктам, подверженных затоплению.

11.1.11. В населенных пунктах, подверженных опасным (неблагоприятным) природным воздействиям (в соответствии с прогнозом и по многолетним показателям), с которыми в результате затопления участков автомобильных дорог и низководных мостов может быть нарушено автомобильное сообщение осуществлять:

- организацию учета инвалидов, маломобильных групп населения, инсулинозависимых граждан, которые могут оказаться в зоне затопления. При неблагоприятном развитии паводковой обстановки предусмотреть возможность организации медицинской эвакуации пациентов, требующих постоянного медицинского наблюдения, из данных населенных пунктов;

- создание двухнедельного запаса продуктов питания и предметов первой необходимости для населения;

- обеспечение противопожарной защиты населенных пунктов, совместно с начальниками пожарно-спасательных гарнизонов организацию передислокации и дежурство автоцистерн пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований;

- организацию передислокации и дежурство пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований с учетом размещения личного состава и техники в отапливаемом помещении, а также обеспечение данных подразделений постоянной связью с пожарно-спасательным гарнизоном муниципального образования;

- в местах дислокации пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований обеспечение доставки личного состава при приеме-сдаче дежурства;

- организацию профилактической работы по предупреждению пожаров, в том числе с привлечением сил пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований;

- подготовку районов (пунктов временного размещения) эвакуации населения и сельскохозяйственных животных и маршруты выдвижения к ним;

- планирование мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения (теплыми вещами, продовольствием, медикаментами и т.п.);

- планирование организации необходимых переправ с использованием плавательных средств, выставление информационных аншлагов об объезде и о порядке организации и функционирования переправ;

- уточнение (актуализацию) сведений об объектах образования; разработку мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защиту обучающихся и персонала образовательных организаций в период прохождения половодья; обеспечение непрерывного проведения учебного процесса обучающихся, эвакуированных из зон возможного затопления.

11.1.12. Создавать необходимый запас кормов для сельскохозяйственных животных в животноводческих комплексах сельхозпредприятий и частных подворьях, с которыми в результате затопления участков автомобильных дорог и низководных мостов может быть нарушено автомобильное сообщение (в соответствии с прогнозом и по многолетним показателям).

11.1.13. Проводить заседания муниципальных эвакуационных комиссий с рассмотрением вопросов планирования эвакуационных мероприятий, уточнения плана эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения с расчетом привлекаемых сил и средств по сценариям максимального затопления; уточнять списки подлежащего эвакуации населения, готовности транспортных средств для их эвакуации (в том числе плавательных) в случае неблагоприятного развития паводковой обстановки и угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации.

11.1.14. Организовывать лодочные переправы с населенными пунктами, с которыми в результате затопления участков автомобильных дорог и низководных мостов будет нарушено автомобильное сообщение. При возможности заблаговременно осуществлять подготовку объездных путей и установку информационных аншлагов.

11.1.15. Вопросы обеспечения эвакуируемого населения питьевой водой, а также места размещения эвакуируемого населения согласовывать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области или с его территориальными отделами.

11.1.16. В целях оказания конкретной адресной помощи пострадавшему населению организовывать ежедневный объезд (обход) всех домовладений, попавших в зону затопления. Отчетные фотоматериалы о проведенной работе ежедневно предоставлять через ЕДДС в оперативную дежурную смену ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области.

11.1.17. После освобождения населенных пунктов от воды организовывать аварийно-восстановительные работы (откачку воды из подвальных помещений, уборку придомовых территорий, очистку дорог дренажных канав, вывоз мусора) и работу комиссий по оценке ущерба, вызванного паводковыми явлениями.

11.1.18. Организовывать постоянный контроль за обеспечением безопасности людей при эксплуатации ледовых переправ, особенно на стадии завершения их эксплуатации.

11.1.19. Обеспечивать своевременное закрытие ледовых переправ, пешеходных переходов по льду в соответствии с пунктом 7.26 Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ (Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.010-98, утвержденные приказом Федеральной дорожной службы от 26 августа 1998 г. N 228): при появлении на льду колеи, заполненной на большом расстоянии водой; при образовании сквозных трещин шириной более 15 см большой протяженности; при уменьшении толщины и прочности льда; при разрушении льда у съездов.

11.1.20. Постоянно проводить мероприятия по выявлению мест несанкционированных ледовых переправ и прекращению их функционирования. Блокировать места выезда на лед, осуществлять установку информационных щитов и запрещающих знаков в опасных местах водоемов.

11.1.21. Осуществлять установку запрещающих знаков в местах массового выхода рыбаков на лед.

11.1.22. Ежегодно проверять готовность к пропуску паводковых вод ГТС, находящихся в муниципальной собственности, их готовность к пропуску половодья (паводка), исправность оборудования водосбросных и водовыпускных сооружений ГТС, находящихся в муниципальной собственности, состояние откосов и несущих конструкций дорог, мостов, других сооружений инженерной инфраструктуры.

11.1.23. В случае обнаружения неисправностей оперативно организовывать ремонт ГТС, дамб, плотин, водозаборных сооружений; оборудования водосбросных и водовыпускных сооружений ГТС, находящихся в муниципальной собственности. Произвести предпаводковую сработку уровней прудов и водохранилищ и другие мероприятия в соответствии с пунктами 15-17 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 августа 2010 г. N 330.

11.1.24. Организовывать очистку входных и выходных отверстий водопропускных труб, дождеприемных решеток от снега, наледи и других предметов, расчистку водоотводных каналов и канав, ливнеприемников, промывку труб, обеспечивать готовность к пропуску паводковых вод дренажных систем, ливневой канализации и водоотводов, обследование оползнеопасных склонов и родников, очистку имеющихся или установку дополнительных каптажей и водоотводных лотков.

11.1.25. Проверять состояние работоспособности трансформаторных подстанций, подземных инженерных коммуникаций, отмостков административных зданий и жилых домов.

11.1.26. В соответствии с Положением об эксплуатации ГТС и обеспечении безопасности ГТС, в отношении которого отсутствует декларация безопасности, ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1606:

- в пятидневный срок со дня выявления бесхозяйного ГТС направлять данные о нем в орган государственного надзора - Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Волжско-Окское управление Ростехнадзора) и в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области для решения вопроса об обеспечении его безопасности;

- направлять в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области предложения о необходимости проведения капитального ремонта, консервации (ликвидации) или возможности дальнейшей эксплуатации без проведения дополнительных мероприятий бесхозяйных ГТС на территории муниципального образования, составленные с учетом документов территориального планирования;

- оказывать содействие министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области в проведении мероприятий предпаводкового и послепаводкового обследования бесхозяйных ГТС;

- заблаговременно обеспечивать ликвидацию бесхозяйности ГТС путем их закрепления на паводкоопасный период за ответственными лицами и оформления на указанные ГТС права муниципальной собственности в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 марта 2023 г. N П/0086, и статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации с передачей их в эксплуатацию на правах оперативного управления или хозяйственного ведения либо сдачей в аренду с обеспечением их безопасной эксплуатации.

11.1.27. Организовывать в период прохождения половодья (паводка) постоянное дежурство ответственных должностных лиц на потенциально опасных и бесхозяйных ГТС (в том числе выявленных при предпаводковом обследовании), ежедневный мониторинг их состояния. Фотоматериалы о развитии половодья и паводков на указанных ГТС направлять в ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области.

11.1.28. Ежегодно организовывать работу по обследованию возможных источников загрязнения и объектов экономики, расположенных в водоохранных зонах и зонах прогнозируемого затопления, подтопления, которые могут оказать негативное воздействие на качество водных ресурсов, обратив особое внимание на опасные объекты (производства и склады токсичных веществ, химических удобрений, ядохимикатов и пестицидов, горюче-смазочных материалов, нефтебазы, накопители сточных вод и жидких отходов, шламонакопители, очистные сооружения, иловые площадки, навозохранилища, биотермические ямы, скотомогильники, объекты размещения отходов, несанкционированные свалки). В случае необходимости проводить комплекс инженерных мероприятий по возведению или усилению защитных дамб.

11.1.29. При освобождении низководных мостов, участков автодорог от воды проводить проверки их готовности к использованию после воздействия паводковых вод с составлением соответствующего акта.

11.1.30. Ежегодно организовывать уточнение объемов и состава резервных запасов горюче-смазочных материалов, продовольствия, медикаментов, плавсредств, предметов первой необходимости, дезинфицирующих реагентов и проведения дезинфекции территорий, сооружений и жилых домов, представляющих эпидемиологическую опасность в послепаводковый период.

11.1.31. Создавать запасы материально-технических средств и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при прохождении паводкоопасного периода.

11.1.32. Создавать неснижаемый необходимый запас инертных материалов (песок, щебень, гравий и подобное) для укрепления ГТС (плотин, дамб), в том числе бесхозяйных, на случай возникновения аварийных ситуаций и проведения инженерных мероприятий (создание защитных дамб, насыпей и др.) в целях защиты населенных пунктов от воздействия опасных (неблагоприятных) природных воздействий (в соответствии с прогнозом и по многолетним показателям) и паводковых вод. При получении информации (в том числе прогноза) о подъеме уровня воды на водном объекте, являющемся источником затопления близлежащего населенного пункта (объекта), своевременно принимать меры по снижению воздействия паводковых вод на данный населенный пункт (объект) путем проведения различных инженерных мероприятий (возведение временных дамб, плотин, водопропускных каналов, активная работа водооткачивающей техники и т.д.).

11.1.33. Организовывать доведение до населения через размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах администраций городских и муниципальных округов Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет", распространение памяток среди населения:

- информации о складывающейся паводковой обстановке;

- информации о принимаемых мерах по минимизации последствий (смягчению риска) прохождения половодья (паводка), имеющихся в распоряжении силах и средствах;

- информации о способах сообщения с населенными пунктами, с которыми в результате затопления участков автомобильных дорог и низководных мостов нарушено автомобильное сообщение, маршрутах объезда, расписаниях работы переправ и т.п.;

- информации о правилах безопасного поведения на водных объектах и об опасности выхода на лед (в соответствии с Правилами охраны жизни людей на водных объектах в Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 14 мая 2005 г. N 120).

Обеспечивать своевременное информирование населения о возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения.

11.1.34. Организовывать постоянно действующую связь с населенными пунктами, попадающими в зону возможного затопления, в соответствии с действующим Реестром.

11.1.35. Обеспечивать водопроводные и канализационные очистные сооружения необходимым количеством дезинфицирующих средств и реагентов для водоподготовки, обеспечивать выполнение режимных мероприятий зон санитарной охраны водоисточников, усиливать производственно-лабораторный контроль качества питьевой воды, подаваемой населению.

11.1.36. Обеспечивать организации, эксплуатирующие нецентрализованные источники водоснабжения и канализационные системы, запасом средств дезинфекции воды каптажей, скважин и общественных колодцев. Разрабатывать схемы альтернативного водоснабжения населения. Обеспечивать контроль выполнения мероприятий по безаварийной эксплуатации водопроводных сетей, сооружений и водоисточников (в том числе нецентрализованных) в районах, подверженных опасным (неблагоприятным) природным воздействиям (в соответствии с прогнозом и по многолетним показателям) при половодьях (паводках).

11.1.37. В случае необходимости организовывать подвоз питьевой воды населению (бутилированной, автоцистернами). Места водозабора при альтернативном водоснабжении и инструкцию по обеззараживанию автоцистерн согласовывать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области либо с его территориальными отделами.

11.1.38. Организовывать контроль за ежедневным вывозом твердых коммунальных отходов с придомовых территорий и их санитарным содержанием.

11.1.39. Обеспечивать сохранность сибиреязвенных скотомогильников (целостность бетонных саркофагов, ограждений, предупреждающих табличек и сформированных канав по периметру сибиреязвенных скотомогильников), находящихся в водоохранных зонах и зонах прогнозируемого затопления, подтопления.

11.2. Руководителям заинтересованных органов, а также организаций и предприятий, эксплуатирующих участки автомобильных и железных дорог, линии электропередач, линии связи, нефте-, газо- и продуктопроводы в пределах Нижегородской области:

11.2.1. Ежегодно разрабатывать планы (планы-графики) мероприятий, обеспечивающие безаварийную эксплуатацию объектов транспорта и связи в период половодья (паводка). Проверять готовность сил и средств для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Обеспечивать на период прохождения паводков в постоянной готовности аварийные команды по восстановлению разрушенных коммуникаций, обеспеченные необходимым оборудованием, транспортом, горюче-смазочными материалами. Предоставлять в Главное управление МЧС России по Нижегородской области информацию о спланированных противопаводковых мероприятиях, в том числе о составе группировки сил и средств.

11.2.2. В случае угрозы возникновения или возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением паводка, обеспечивать незамедлительное направление оперативных сведений о паводковой обстановке в ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области в виде формализованных документов и в ОИО Управления по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области для оперативного информирования Губернатора Нижегородской области - Председателя КЧС и ОПБ Нижегородской области.

11.3. Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области:

11.3.1. Оказывать содействие Главному управлению МЧС России по Нижегородской области в организации контроля подъездов (подходов) к ледовым переправам.

11.3.2. В пределах предоставленных полномочий при чрезвычайных ситуациях и отселении жителей, связанном с затоплением районов, принимать неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставленного без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб.

11.4. ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" ежегодно обеспечивать подготовку и представление прогнозов, параметров ожидаемых половодья и паводков, оперативной информации об экстремально высоком загрязнении окружающей среды и радиационной обстановке, а также экстренной и иной гидрометеорологической информации в соответствии с Положением о взаимодействии при предоставлении информационных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 24 мая 2013 г. N 325, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, контрактами.

11.5. Верхне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов осуществлять ведение режимов работы водохранилищ Верхней Волги в период половодья и паводков в соответствии с установленными правилами эксплуатации водохранилищ с учетом рекомендаций межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада. Незамедлительно информировать ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области и ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" обо всех случаях отклонения от указанных правил и режимов.

11.6. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в период половодья и паводков обеспечивать государственный лабораторный контроль качества питьевой воды, подаваемой населению. Оперативно проводить анализ эпидемической ситуации на основании мониторинга инфекционной заболеваемости.

11.7. Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл обеспечивать контроль за состоянием сибиреязвенных захоронений, попадающих в зоны возможного затопления, в соответствии с ВП 13.3.1320-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва".

11.8. Волжско-Окскому управлению Ростехнадзора:

11.8.1. На основании уведомлений органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области организовывать формирование и корректировку перечня ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности, на которые собственник отказался.

11.8.2. Проводить мониторинг выполнения уполномоченными исполнительными органами Нижегородской области в области безопасности ГТС ежегодных планов мероприятий по обеспечению безопасности указанных ГТС.

11.9. Главному управлению МЧС России по Нижегородской области:

11.9.1. Организовывать работу межведомственной комиссии по оценке готовности городских и муниципальных округов Нижегородской области, территории которых наиболее подвержены риску затопления (подтопления), к паводкоопасному периоду.

11.9.2. Ежегодно проводить заслушивание уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по готовности к пропуску половодья и паводков.

11.9.3. Организовывать взаимодействие сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зонах возможного затопления (подтопления).

11.9.4. Уточнять схему и порядок оповещения членов КЧС и ОПБ Нижегородской области.

11.9.5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, связанных с прохождением половодья и паводков.

11.9.6. Организовывать совместные рейды и патрулирование ледовых переправ сотрудниками Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Нижегородской области, подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области и дорожными службами.

11.9.7. Организовывать в рамках своих полномочий информирование населения через средства массовой информации о мероприятиях, проводимых по безаварийному пропуску паводковых вод, и правилах безопасного поведения.

11.9.8. Осуществлять сбор, обработку и обмен информацией с повседневными органами управления территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций Нижегородской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

11.9.9. Ежегодно обеспечивать формирование в период весеннего половодья (паводков) ежедневных сводок о паводковой обстановке в Нижегородской области и доведение этих сводок до исполнительных органов Нижегородской области (по запросам), органов местного самоуправления муниципальных городских и муниципальных округов Нижегородской области и заинтересованных организаций.

12. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В.

 

 

 

Губернатор                       Г.С.Никитин

Распоряжение Правительства Нижегородской области "Об организации безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков на территории Нижегородской области" от 26.03.2025 N 246-р