Распоряжение Правительства Нижегородской области от 03.04.2025 N 283-р "Об обеспечении пожарной безопасности объектов и населенных пунктов в весенне-летний период"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 апреля 2025 г. N 283-р
Об обеспечении пожарной безопасности объектов и
населенных пунктов в весенне-летний период
В целях предупреждения пожаров и обеспечения безопасности людей в весенне-летний период, а также проведения сезонной пожарно-профилактической операции "Лето" и "Водоисточник" на территории Нижегородской области:
1. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в целях исполнения своих полномочий и требований, предусмотренных федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила), постановлением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2016 г. N 599 "Об утверждении Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области":
1.1. Ежегодно в срок до 10 марта текущего года осуществлять рассмотрение вопросов подготовки к весенне-летнему периоду на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований Нижегородской области (далее - КЧС и ОПБ), решениями которых утверждать планы противопожарных мероприятий по подготовке территорий населенных пунктов и подведомственных объектов к весенне-летнему периоду, в том числе предусматривающие выполнение предписаний органов государственного пожарного надзора.
1.2. В течение весенне-летнего периода организовывать выполнение правообладателями земельных участков (собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладателями территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд проведение своевременной уборки мусора, сухой растительности и покоса травы.
По мере схода снежного покрова ежегодно обеспечивать уборку территорий общего пользования населенных пунктов от сухой травы, мусора, горючих отходов.
1.3. В рамках полномочий обеспечивать принятие мер административно-правового характера по пресечению правонарушений, связанных с нарушением правил благоустройства территорий муниципальных образований, выразившихся в сбросе (выбросе), складировании и (или) временном хранении мусора, отходов спила, порубочных остатков деревьев, кустарников, листвы и других остатков растительности, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
1.4. Ежегодно, по мере схода снежного покрова, но не позднее 7 апреля текущего года, осуществлять выполнение мероприятий, исключающих возможность распространения огня (устройство защитных противопожарных минерализованных полос, удаление сухой растительности, ликвидация ветхих строений) от лесных пожаров, горения сухой растительности на населенные пункты и в обратном направлении.
1.5. Обеспечивать в границах населенных пунктов наличие и исправность водоисточников для целей пожаротушения в соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
1.6. Ежегодно в срок до 1 июня текущего года осуществлять проведение проверки технического состояния источников наружного противопожарного водоснабжения.
Заблаговременно осуществлять принятие мер по организации своевременного ремонта и обслуживания оборудования водозаборов, насосных станций, артезианских скважин, неисправных пожарных гидрантов, водонапорных башен, очистке водоемов, приспособленных для целей пожаротушения, обеспечению подъездов к ним и оборудованию площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарной техники.
1.7. До начала пожароопасного сезона осуществлять проведение выездных проверок противопожарного состояния территорий населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Разрабатывать и утверждать в соответствии с разделом XX Правил паспорта населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, по форме, установленной приложением 8 к Правилам, и оформить в 3 экземплярах в течение 15 дней со дня принятия постановления Правительства Нижегородской области, утверждающего перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий, подверженных угрозе лесных пожаров.
Организовывать работу с руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления и председателями садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, расположенных на территории муниципальных образований Нижегородской области, по разработке и утверждению к началу пожароопасного сезона паспортов территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, подверженных угрозе лесных пожаров, паспортов территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, подверженных угрозе лесных пожаров.
1.8. Ежегодно до 7 марта текущего года проводить корректировку разделов имеющихся информационных ресурсов муниципального образования Нижегородской области (электронные паспорта территорий (объектов)).
1.9. Ежегодно в течение весенне-летнего периода регулярно осуществлять противопожарную пропаганду, в рамках которой обеспечивать информирование населения о мерах пожарной безопасности, направленных на предупреждение пожаров, характерных для данного времени года. В указанных целях организовывать проведение сходов (встреч) с населением, изготовление и распространение тематических памяток (листовок), задействовать средства массовой информации (телевидение, радио, печатные и интернет-издания), официальные сайты администраций муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", технические средства информирования населения (громкоговорящая связь, бегущие строки, видеоэкраны) в местах массового пребывания людей (вокзалы, рынки, торговые центры и т.п.), использовать другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации, формы информирования населения.
1.10. Привлекать к участию в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ членов добровольной пожарной охраны. В населенных пунктах (в первую очередь подверженных лесным и другим ландшафтным (природным) пожарам, а также на территориях которых не дислоцируется ни одного подразделения пожарной охраны) проводить агитационную работу в целях регистрации граждан в качестве добровольных пожарных и их участия в профилактике и тушении пожаров.
Прорабатывать вопрос о создании подразделений добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, садоводческих, огороднических некоммерческих товариществах граждан, прикрытие которых не обеспечено ни одним из видов пожарной охраны, в первую очередь подверженных угрозе распространения лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.
Ежегодно анализировать исполнение муниципальных правовых актов, устанавливающих льготы и социальные гарантии добровольным пожарным. Проводить работу по их актуализации (при необходимости) и организовать реализацию.
1.11. Ежегодно до 7 апреля текущего года проводить смотры готовности муниципальных и объектовых звеньев территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) к работе в пожароопасный сезон, в том числе состояния подразделений муниципальной и добровольной пожарной охраны, всей пожарной, водоподающей и инженерной техники.
Принимать меры по приведению пожарной техники, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения, в исправное состояние, обеспечению ее горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами, организации при ней круглосуточного дежурства водителей и пожарных. Осуществлять закрепление за каждой пожарной мотопомпой мотористов из числа добровольных пожарных и определять порядок доставки мотопомп к месту пожара.
На период прохождения пожароопасного сезона укомплектовывать пожарные автомобили подразделений муниципальной и добровольной пожарной охраны ранцевыми огнетушителями, из расчета не менее 5 единиц, с целью возможного привлечения добровольных пожарных и активного населения к тушению пожаров сухой травы и мусора.
По мере схода снежного покрова, но не позднее 1 мая текущего года, ежегодно организовывать круглосуточное дежурство водителей на приспособленной для целей пожаротушения технике предприятий и организаций, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Нижегородской области.
1.12. Ежегодно до 7 апреля текущего года осуществлять проведение комплекса подготовительных мероприятий к эвакуации, в том числе заседания эвакуационных (эвакоприемных) комиссий органов местного самоуправления, уточнять планы эвакуации населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверять и обеспечивать готовность пунктов временного размещения (далее - ПВР) к приему и размещению пострадавшего населения, наличие необходимого количества транспортных средств.
1.13. Ежегодно в срок до 7 апреля текущего года осуществлять проведение тренировки по решению вопросов управления силами муниципальных звеньев РСЧС при возникновении пожаров и чрезвычайных ситуациях, характерных для весенне-летнего периода, а также в целях совершенствования взаимодействия с органами повседневного управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, силами постоянной готовности территориальной подсистемы Нижегородской области РСЧС при выполнении ими задач по предназначению в чрезвычайных ситуациях.
1.14. Проводить ежегодные проверки и при необходимости восполнять (создавать) резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.15. В случае повышения пожарной опасности или ухудшения обстановки с пожарами на территориях муниципальных образований Нижегородской области на основании Положения об особом противопожарном режиме на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 2 июля 2014 г. N 439, устанавливать особый противопожарный режим, предусматривающий введение дополнительных мер пожарной безопасности, в том числе ограничение пребывания граждан в лесах, территориях торфяников (въезд транспортных средств), разведения костров и проведения пожароопасных работ, организацию патрулирования населенных пунктов силами местного населения и добровольных пожарных. Обеспечивать информирование населения о введении особого противопожарного режима и предусмотренных дополнительных мерах пожарной безопасности.
1.16. При получении прогнозной информации о высокой пожарной опасности (IV и V класс), а также при установлении высокой пожарной опасности переводить в режим повышенной готовности органы управления и силы муниципальных звеньев территориальной подсистемы Нижегородской области РСЧС, в том числе выставление временных пожарных постов для прикрытия населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и ландшафтных пожаров, в которых время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова составляет более 20 минут.
О принятии соответствующих постановлений (распоряжений) информировать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Главное управление МЧС России по Нижегородской области).
1.17. Обеспечивать своевременное принятие решений о введении режима чрезвычайной ситуации в лесах в порядке, установленном Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" (далее - Правила введения ЧС).
Организовывать необходимое взаимодействие с соответствующими учреждениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения), Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности), соответствующими лесничествами министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, граничащих с Нижегородской областью (с учетом полномочий, установленных статьями 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации), а также органами местного самоуправления, в том числе муниципальными образованиями, граничащими с Нижегородской областью (с учетом полномочий, установленных статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации) с целью оперативного обмена информацией о возникновении ситуации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 Правил введения ЧС.
Регулярно актуализировать типовые бланки решений комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и муниципальных правовых актов о введении режима чрезвычайной ситуации в лесах.
При введении режима чрезвычайной ситуации в лесах незамедлительно направлять копии соответствующих муниципальных правовых актов в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.
1.18. Организовывать экстренное оповещение населения при угрозе распространения природных пожаров на территории населенных пунктов. Привлекать к данным мероприятиям ответственных лиц (старост) населенных пунктов. Ежегодно перед наступлением пожароопасного периода проводить инструктивные занятия с указанными лицами по действиям при угрозе распространения природных пожаров на территории населенных пунктов.
1.19. Обеспечивать наружным освещением территории в темное время суток для оперативного поиска пожарных гидрантов, наружных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.
1.20. Ежегодно перед наступлением пожароопасного периода организовывать внеплановые инструктажи работников подведомственных объектов (учреждений) и проведение дополнительных практических занятий по отработке действий при возникновении пожара.
1.21. Организовывать контроль за соблюдением требований пожарной безопасности установленных на период особого противопожарного режима.
1.22. Обеспечивать исправное состояние дорожной сети, а именно дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и источникам наружного противопожарного водоснабжения.
1.23. О проведенной работе и принятых мерах по исполнению настоящего распоряжения ежегодно до 1 июня текущего года информировать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.
2. Рекомендовать руководителям организаций в рамках своих полномочий:
2.1. Обеспечивать на территориях организаций соблюдение требований Правил, уделяя особое внимание вопросам:
2.1.1. Соблюдения запрета на использование противопожарных минерализованных полос и противопожарных расстояний для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
2.1.2. Организации и проведения до начала пожароопасного сезона проверки технического состояния источников противопожарного водоснабжения на территориях организаций, принятия мер по своевременному ремонту и обслуживанию оборудования водозаборов, насосных станций, артезианских скважин, неисправных пожарных гидрантов, водонапорных башен, очистке водоемов, приспособленных для целей пожаротушения, обеспечению подъездов к ним и оборудованию их площадками (пирсами) для установки пожарной техники.
2.1.3. Проведения своевременной уборки мусора, сухой растительности и покоса травы на земельных участках, находящихся в собственности (пользовании).
2.1.4. При наличии во владении, пользовании и (или) распоряжении территории, прилегающей к лесу, обеспечения ее очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
2.2. Ежегодно проводить анализ состояния готовности к выполнению задач по предназначению добровольной и частной пожарной охраны, до начала пожароопасного сезона принимать меры по приведению пожарной техники, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения, в исправное состояние, обеспечению ее горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами, организации при ней круглосуточного дежурства водителей и добровольных пожарных, закрепить за каждой пожарной мотопомпой мотористов и определять порядок доставки мотопомп к месту пожара.
2.3. Разрабатывать и утверждать в соответствии с разделом XX Правил паспорта территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, подверженных угрозе лесных пожаров, территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, подверженных угрозе лесных пожаров, по форме, установленной приложением 9 к Правилам, и оформлять в 3 экземплярах в течение 15 дней со дня принятия постановления Правительства Нижегородской области, утверждающего перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий, подверженных угрозе лесных пожаров.
3. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Нижегородской области:
3.1. Организовывать контроль и методическое руководство подготовкой сил и средств территориальной подсистемы Нижегородской области РСЧС к оперативному реагированию в случае угрозы лесных и других ландшафтных (природных) пожаров населенным пунктам.
3.2. Совместно с исполнительными органами Нижегородской области осуществлять подготовку и направление в органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, организации информационных писем с рекомендациями по подготовке объектов и жилищного фонда к весенне-летнему периоду.
3.3. Разрабатывать и направлять в адрес органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Нижегородской области методические рекомендации по подготовке объектов и населенных пунктов к весенне-летнему пожароопасному сезону.
3.4. Совместно с министерством образования и науки Нижегородской области обеспечивать проведение в образовательных организациях Нижегородской области профилактических мероприятий по вопросу безопасного поведения в период летних каникул в местах повышенной опасности.
3.5. Организовывать проведение разъяснительной работы с собственниками и лицами, использующими земельные участки, прилегающие к лесным насаждениям в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических некоммерческих товариществах граждан и иных поднадзорных объектов, о необходимости проведения в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очистки земельных участков от сухой травянистой растительности (пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков), мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделения их от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима организовать контроль за созданием (обновлением) вокруг территорий населенных пунктов противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
4. Министерству информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области в период прохождения пожароопасного сезона организовывать еженедельное информирование населения о мерах пожарной безопасности, направленных на предупреждение пожаров, характерных для весенне-летнего периода.
5. Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области обеспечивать своевременное предоставление информации о возникновении ситуации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 Правил введения ЧС, в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера.
6. Рекомендовать федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный биосферный заповедник "Керженский" и Гороховецкому филиалу федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации обеспечивать своевременное предоставление информации о возникновении ситуации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 Правил введения ЧС в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, на территории которого возникла такая ситуация, а также в комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности смежных муниципальных образований.
7. Исполнительным органам Нижегородской области ежегодно обеспечивать подготовку подведомственных объектов и территорий к весенне-летнему периоду, в том числе исполнение в части, касающейся комплекса мероприятий, предусмотренных Положением о профилактике пожаров в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2016 г. N 599.
8. Министерству региональной безопасности Нижегородской области обеспечивать заключение соглашений с федеральным государственным бюджетным учреждением "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о ежедневном предоставлении в исполнительные органы Нижегородской области гидрометеорологического бюллетеня с указанием прогноза погоды и обзора гидрометеорологических условий.
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В.
10. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Г.С.Никитин