Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 21.04.2025 N 334-р "Об утверждении Стратегии развития кластера социального предпринимательства Нижегородской области"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 апреля 2025 г. N 334-р

 

Об утверждении Стратегии развития кластера

социального предпринимательства

Нижегородской области

 

 

В целях повышения эффективности реализации мероприятий, направленных на развитие промышленности и предпринимательства Нижегородской области:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития кластера социального предпринимательства Нижегородской области.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Саносяна А.Г.

 

 

 

И.о.Губернатора                      Е.Н.Поляков

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Нижегородской области

от 21 апреля 2025 г. N 334-р

 

 

Стратегия развития кластера социального

предпринимательства Нижегородской области

 

Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) и Законом Нижегородской области от 25 декабря 2020 г. N 165-З "О развитии социального предпринимательства в Нижегородской области" (далее - Закон N 165-З) с учетом целей и приоритетов, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889.

При разработке Стратегии использованы материалы пяти форсайт-сессий в Арзамасе, Заволжье, Павлове, Шахунье и Нижнем Новгороде.

 

1. Анализ отрасли в Нижегородской области

 

Текущее состояние социального предпринимательства в Нижегородской области.

Социальным предпринимательством, в соответствии с Законом N 165-З, является предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 8 указанного Закона.

Социальное предпринимательство затрагивает все ключевые сферы деятельности общества, начиная от здравоохранения, образования, культуры и заканчивая цифровой экономикой, экологией и созданием условий доступной среды, поэтому является одним из основных элементов устойчивого развития экономики и социальной сферы.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие статус социального предприятия в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2019 г. N 773, и вошедшие в перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия (далее - Перечень социальных предприятий), имеют возможность пользоваться мерами поддержки, разработанными для них в рамках Закона N 209-ФЗ и Закона N 165-З.

Статьей 9 Закона N 165-З предусмотрены следующие формы государственной поддержки социальным предприятиям, соответствующим одному или нескольким из условий, предусмотренных статьей 8 Закона N 165-З:

1) обеспечение наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;

2) оказание финансовой поддержки социальным предприятиям (в том числе в рамках предоставления субсидий);

3) оказание имущественной поддержки социальным предприятиям (в том числе путем предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях);

4) оказание информационной поддержки социальным предприятиям;

5) оказание консультационной и методической поддержки социальным предприятиям (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг);

6) содействие в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;

7) организация профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) реализации иных мер (мероприятий) по поддержке социальных предприятий, которые предусмотрены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, муниципальными правовыми актами.

Оказание государственной поддержки социальным предприятиям осуществляется в виде обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий, в том числе создания центров инноваций социальной сферы, и обеспечения деятельности таких организаций.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 7 августа 2017 г. N 1287-р в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области в социальной сфере и социально ориентированных некоммерческих организаций создана автономная некоммерческая организация "Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области" (далее - Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области).

На конкурсной основе Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области безвозмездно оказывает услуги по разработке франшиз, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и бизнес-планов для участников Кластера.

В рамках информационной поддержки реализуется ряд конкурсов по бесплатному предоставлению рекламных поверхностей, вручению сертификатов на проведение рекламной компании. Запущен "Навигатор социальных услуг" (НАВИГАТОРСП.РФ), который помогает социальным предприятиям в реализации товаров и услуг, а потенциальным потребителям - в поиске качественных товаров и услуг.

Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области является организатором регионального этапа Всероссийского конкурса "Мой добрый бизнес". Проекты победителей регионального этапа в дальнейшем номинируются для участия во Всероссийском этапе конкурса, итоги которого ежегодно подводятся на площадке Российского инвестиционного форума. Кроме этого, победителям регионального конкурса "Мой добрый бизнес" Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области оказывает информационную и менторскую поддержку для продвижения их проектов.

Лучшие социальные практики, реализуемые социальными предприятиями и социально ориентированными некоммерческими организациями Нижегородской области, на безвозмездной основе размещаются в каталоге "Социальное предпринимательство в Нижегородской области".

Разработан механизм поддержки проектов, претендующих на получение финансовой поддержки из Фонда президентских грантов: подготовка рекомендательных писем для некоммерческих организаций - активных участников мероприятий и проектов Центра инноваций социальной сферы Нижегородской области, оказание консультаций на безвозмездной основе для социальных предприятий, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также субъектов малого и среднего предпринимательства с целью выявления и решения проблемных вопросов, возникающих в ходе деятельности и развития их социальных проектов.

С целью обмена опытом и поиска путей решения проблем, возникающих у социальных предприятий, а также организаций, реализующих проекты социальной направленности, Центром инноваций социальной сферы Нижегородской области организованы информационно-коммуникационные площадки: общественный совет, тематические проектные офисы и т.д.

По состоянию на 17 марта 2025 г. Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области взаимодействует с 4,5 тыс. организаций в рамках различных направлений поддержки.

Правительством Нижегородской области совместно с Центром инноваций социальной сферы Нижегородской области и АНО "Агентство по развитию системы гарантий Нижегородской области" разработана микрофинансовая программа для социальных предприятий, предусматривающая применение сниженной процентной ставки.

На базе социальных бизнес-инкубаторов города Нижнего Новгорода, иных городских и муниципальных округов Нижегородской области, созданных с целью формирования благоприятных условий для развития социального предпринимательства в Нижегородской области, для социально ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются помещения по льготной арендной ставке. Действуют 6 социальных бизнес-инкубаторов (в городских округах город Нижний Новгород, город Выкса, город Дзержинск, Городецком муниципальном округе (г. Заволжье), Павловском муниципальном округе (г. Павлово) и в муниципальном округе город Бор).

Реализация вышеперечисленных проектов и мер поддержки способствует развитию в Нижегородской области сообщества эффективных социальных предприятий, иных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства.

Вместе с тем, имеется ряд следующих проблем:

1. Отсутствие заинтересованности предпринимателей и организаций в социальной направленности бизнеса, а также желания прохождения многочисленных процедур для получения поддержки.

2. Отсутствие предложения негосударственных социальных услуг в малонаселенных территориях.

3. Неразвитая инфраструктура и отсутствие доступной среды.

4. Низкая информационная поддержка по продвижению услуг социальных предприятий и как следствие - низкая узнаваемость, отсутствие доступа к социальной рекламе.

5. Отсутствие финансирования по направлению социального предпринимательства на уровне муниципальных образований.

6. Отсутствие квалифицированных специалистов по сопровождению социальных предприятий на муниципальном уровне (проведение консультаций и т.п.) и, как следствие, - отсутствие заинтересованности со стороны специалистов на муниципальном уровне.

7. Отсутствие межведомственного взаимодействия в рамках формирования запросов и механизмов по развитию социального предпринимательства.

8. Отсутствие доступа к базе данных по самозанятым, как потенциальному сегменту развития социального предпринимательства, в Федеральной налоговой службе.

С целью обмена опытом, поиска путей решения проблем, возникающих у социальных предприятий, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих проекты в социальной сфере, и предоставления дополнительных мер поддержки в 2023 году АНО "Корпорация развития промышленности и предпринимательства Нижегородской области" и Центром инноваций социальной сферы Нижегородской области (специализированная организация Кластера) создан кластер социального предпринимательства Нижегородской области (далее - Кластер), который представляет собой структуру, объединяющую на одной площадке компании, взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга, усиливающие конкурентные преимущества отдельных организаций и Кластера в целом.

 

2. Цели и задачи Кластера

 

2.1. Главная стратегическая цель создания Кластера - создание условий для устойчивого развития социального предпринимательства в Нижегородской области и формирования площадки для профессионального взаимодействия предпринимателей и организаций, осуществляющих социально-направленную деятельность.

2.2. Конкурентные преимущества Кластера:

- широкий спектр дополнительных эффективных мер поддержки социальных предприятий;

- единая площадка для профессионального общения предпринимателей;

- возможность реализации совместных проектов;

- наличие социальных предприятий, готовых тиражировать свой успешный опыт по модели франчайзинга.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, вошедшие в Кластер, имеют возможность получить дополнительную консультационную и информационную поддержку, принять участие в образовательных программах, направленных на подготовку и повышение компетенций предпринимателей, действующих в сфере социального предпринимательства; создать совместные проекты с учетом приоритетных направлений развития экономики Нижегородской области. Социально ориентированные некоммерческие организации, входящие в Кластер, не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, поэтому не могут претендовать на предусмотренные меры поддержки, но имеют возможность организовывать проекты с другими участниками Кластера.

2.3. Стратегические задачи Кластера и их составляющие:

Задача 1. Развитие маркетинга в сфере социального предпринимательства:

- разработка "дорожной карты" - плана мероприятий по развитию социального предпринимательства;

- формирование и реализация единого медиаплана по продвижению социального предпринимательства на территории Нижегородской области;

- создание единого информационного ресурса, обеспечивающего распространение информации о требованиях к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) и документах, необходимых для признания их социальными предприятиями, содержащего необходимые инструкции и алгоритмы, ответы на часто задаваемые вопросы относительно признания социальным предприятием, информацию о мерах поддержки социальных предприятий, эффективных проектах и прочую;

- выработка единой концепции бренда социального предпринимательства, разработка дизайн-макетов рекламы, информационных буклетов в едином стиле;

- проведение межведомственных встреч с субъектами МСП;

- проведение Дня Поставщика для социальных учреждений Нижегородской области (Центры социального обслуживания, Комплексные центры социального обслуживания населения, Реабилитационные центры и т.д.);

- проведение конкурсов в сфере социального предпринимательства с целью выявления успешных социальных предприятий и эффективных проектов;

- трансляция кейсов успешных социальных предприятий;

- участие в реализации государственных и муниципальных программ, способствующих развитию социального предпринимательства на территории Нижегородской области.

Задача 2. Совершенствование межведомственного взаимодействия, решение бюрократических проблем в сфере социального предпринимательства:

- формирование алгоритмов взаимодействия субъектов МСП, социально ориентированных некоммерческих организаций с Центром инноваций социальной сферы Нижегородской области (прямое взаимодействие, платформенное взаимодействие), исполнительными органами Нижегородской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам социального предпринимательства;

- задействование информационных ресурсов муниципальных образований и Нижегородской области (официальные сайты администраций муниципальных образований и Нижегородской области, сайт "Мой бизнес" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");

- консультирование субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства;

- проведение опросов и анкетирования социальных предприятий;

- формирование алгоритмов сопровождения субъектов МСП, разработка памяток субъектам МСП по наиболее актуальным вопросам;

- мониторинг деятельности в сфере социального предпринимательства, формирование информации о субъектах МСП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства (в том числе, не имеющих статуса социального предприятия);

- проработка вопросов поддержки социального предпринимательства, выработка предложений о совершенствовании мер поддержки;

- формирование информации о недвижимом имуществе, доступном для социальных предприятий и социально-ориентированных некоммерческих организаций (на различных условиях);

- формирование межведомственных рабочих групп по вопросам социального предпринимательства, в том числе, с привлечением представителей государственных органов, органов местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства;

- вовлечение представителей государственных органов, органов местного самоуправления в решение вопросов социального предпринимательства, организация рабочих встреч и совместных совещаний;

- привлечение представителей социальных предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций к рассмотрению вопросов социального предпринимательства на уровне государственных органов и органов местного самоуправления;

- повышение компетенции сотрудников государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий и организаций в вопросах социального предпринимательства путем обмена информацией в сфере социального предпринимательства, участия в соответствующих образовательных программах, семинарах и рабочих встречах.

 

3. Сценарии и ключевые показатели Стратегии

 

В рамках настоящей Стратегии разработаны два сценария развития Кластера с соответствующими ключевыми показателями, а также с учетом этапов развития Кластера.

Оптимистичный:

- обретение социальным предпринимательством своего "собственного лица" (понимание внешней аудиторией конкурентных различий от других видов бизнеса), своих собственных ресурсов развития и, как следствие, своей субъектности;

- упрощение процедуры признания субъекта МСП социальным предприятием благодаря внедрению IT-технологий и минимизации бюрократических процедур;

- увеличение объема консультационной и образовательной поддержки социальных предприятий;

- увеличение доли участия крупного бизнеса в социальной сфере как "благотворительности" или "корпоративной социальной ответственности";

- сотрудничество крупных торговых сетей и ритейла с социальными предприятиями;

- увеличение финансирования социального предпринимательства, в том числе, в рамках государственных и муниципальных программ;

- укрепление престижа статуса "социальное предприятие".

Пессимистичный:

- отсутствие крупных инвестиций бизнеса в развитие социального предпринимательства из-за низкой инвестиционной привлекательности;

- увеличение административных барьеров для развития социального предпринимательства;

- низкая доля узнаваемости продукции социальных предприятий в общем объеме производства товаров и услуг, отсутствие особой маркировки товаров производимых социальными предприятиями.

Таблица 1. Ключевые показатели Стратегии

 

 

1 этап - становление Кластера

2023-2025 годы

2 этап -

развитие внутренней интеграции

2025-2026 годы

3 этап - стабилизация и функционирование

2026-2030 годы

Задача 1. Развитие маркетинга в сфере социального предпринимательства

Уровень узнаваемости бренда.

Количество запросов в поисковой системе: социальное предпринимательство Нижегородской области (далее также - НО), кластер социального предпринимательства НО

 

 

 

Оптимистичный

1290

1720

2400

Пессимистичный

1180

1430

1850

Количество субъектов МСП, входящих в Перечень социальных предприятий

 

 

 

Оптимистичный

530

615

700

Пессимистичный

510

530

550

Доля социальных предприятий в общем количестве субъектов МСП(%)

 

 

 

Оптимистичный

0,38%

0,4%

0,42%

Пессимистичный

0,34%

0,36%

0,38%

Количество организаций, входящих в Кластер

 

 

 

Оптимистичный

415

495

575

Пессимистичный

350

395

415

Количество услуг, оказанных социальными предприятиями

 

 

 

Оптимистичный

530

615

700

Пессимистичный

510

530

550

Количество франшиз предприятий, занятых в сфере социального предпринимательства и входящих в Кластер

 

 

 

Оптимистичный

15

20

25

Пессимистичный

7

12

20

Количество новых рабочих мест, созданных социальными предприятиями

 

 

 

Оптимистичный

57

75

90

Пессимистичный

40

50

67

Задача 2. Совершенствование межведомственного взаимодействия, решение бюрократических проблем

Количество региональных информационных ресурсов, содержащих информацию о действующих мерах поддержки участников Кластера (сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")

 

 

 

Оптимистичный

51

102

153

Пессимистичный

34

68

85

Количество сотрудников, отвечающих за развитие социального предпринимательства в муниципальных образованиях

 

 

 

Оптимистичный

25

38

51

Пессимистичный

15

24

34

Количество межведомственных рабочих групп с участием субъектов МСП

 

 

 

Оптимистичный

10

20

51

Пессимистичный

5

10

15

 

 

Распоряжение Правительства Нижегородской области "Об утверждении Стратегии развития кластера социального предпринимательства Нижегородской области" от 21.04.2025 N 334-р