Распоряжение Правительства Нижегородской области от 24.04.2025 N 353-р "Об утверждении Стратегии развития спортивной медицины в Нижегородской области до 2030 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 апреля 2025 г. N 353-р
Об утверждении Стратегии развития спортивной медицины
в Нижегородской области до 2030 года
В целях развития физической культуры и спорта в Нижегородской области:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития спортивной медицины в Нижегородской области до 2030 года.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Чечерина А.А.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 24 апреля 2025 г. N 353-р
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Стратегия развития спортивной медицины в Нижегородской области на период до 2030 года (далее также - Стратегия) является документом, определяющим государственную региональную политику по развитию врачебно-физкультурной деятельности в Нижегородской области (далее также - регион) до 2030 года.
Стратегия развития определяет цели, задачи и принципы, направленные на обеспечение интересов и реализацию приоритетов в данной области.
Основной целью Стратегии является: создание в Нижегородской области условий, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи лицам, регулярно занимающимся физической культурой и спортом, сдающим нормы комплекса "Готов к труду и обороне" (далее также - ГТО), формирование современных подходов к развитию спортивной медицины и внедрение инновационных технологий в медико-биологическое обеспечение спортивной подготовки спортсменов спортивных сборных команд региона, реализация антидопинговой политики.
Стратегия разработана в целях реализации развития физической культуры и спорта в Нижегородской области до 2030 года.
Стратегия определяет развитие спортивной медицины в Нижегородской области в рамках поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задач: повышение здоровья нации и достижение Европейских и мировых стандартов обеспечения профессионального спорта и спорта высших достижений.
Стратегия является основой для организации деятельности и взаимодействия органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, государственных и иных организаций, принимающих участие в реализации мер, направленных на оказание медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.
Стратегия определяет приоритетные направления развития системы медицинского и медико-биологического обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, членов спортивных сборных команд Нижегородской области и профессиональных спортсменов региона (далее также - спортсмены).
При разработке Стратегии учитывались следующие правовые документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 3615-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года";
- приказ ФМБА России от 8 сентября 2023 г. N 178 "Об утверждении порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации";
- приказ Минздрава России от 23 октября 2020 г. N 1144н "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях" (далее также - Приказ N 1144н);
- приказ министерства спорта Нижегородской области и министерства здравоохранения Нижегородской области от 6 мая 2024 г. N 315-375/24П/од/132 "Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Нижегородской области";
- приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 21 мая 2021 г. N 315-411/21П/од "Об алгоритме медицинского осмотра лиц (старше 18 лет), желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой, спортом в организациях для занятий физической культурой и спортом и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Нижегородской области";
- приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 25 октября 2021 г. N 315-907/21П/од "Об алгоритме медицинского осмотра несовершеннолетних, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой, спортом в организациях для занятий физической культурой и спортом и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Нижегородской области".
Стратегия направлена на формирование и реализацию на региональном и муниципальном уровнях скоординированной политики в области спортивной медицины. Ведущим вектором Стратегии является межведомственное и межотраслевое взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных региональных исполнительных органов, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, субъектов сферы физической культуры и спорта.
II. Анализ текущего состояния развития спортивной
медицины в Нижегородской области
1. Сведения о Нижегородской области
Нижегородская область - субъект Российской Федерации (далее также - РФ) в центре европейской части РФ, входит в состав Приволжского федерального округа (далее также - ПФО). Административный центр - городской округ город Нижний Новгород.
Население Нижегородской области на 1 января 2024 г. составляет 3 060,3 тыс. человек (2,1% от численности населения РФ и 10,7% от численности населения ПФО).
Таблица 1
Численность населения Нижегородской области в возрастных
группах в 2019-2024 годах (чел.)
Численность населения (чел.) | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год |
Всего | 3 202 946 | 3 176 552 | 3 144 254 | 3 081 817 | 3 060 335 |
Моложе трудоспособного возраста | 548 692 | 546 006 | 542 266 | 537 274 | 528 304 |
Трудоспособный возраст | 1 776 149 | 1 751 752 | 1 773 109 | 1 713 873 | 1 734 669 |
Старше трудоспособного возраста | 878 105 | 878 794 | 828 879 | 830 670 | 797 362 |
Перспектива демографического развития во многом предопределена возрастной структурой населения: в Нижегородской области наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со снижением рождаемости, что обусловлено неуклонным уменьшением численности женщин фертильного возраста (15-49 лет).
Таблица 2
Показатели естественного движения населения
Нижегородской области в ()
Наименование показателя | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | Прогнозный период | ||
|
|
|
|
|
| 2025 год | 2026 год | 2027 год |
Рождаемость | 8,7 | 8,3 | 7,8 | 7,5 | 7,2 | 7,6 | 7,6 | 7,6 |
Смертность | 17,3 | 19,9 | 15,6 | 14,6 | 14,9 | 14,1 | 13,6 | 13,2 |
Естественный прирост (убыль) | -8,6 | -11,6 | -7,8 | -7,1 | -7,7 | -6,7 | -6,0 | -5,6 |
Административно-территориальное деление Нижегородская области: регион состоит из 51 муниципального и городского округа. Население крупнейших городов: г. Нижний Новгород - 1 205,0 тыс. человек, г. Дзержинск - 215,3 тыс. человек, г. Арзамас - 103,6 тыс. человек.
Медицинская помощь населению Нижегородской области оказывается в 151 медицинской организации подчинения министерству здравоохранения Нижегородской области (далее также - минздрав НО), ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России (далее также - ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России) и Нижегородском филиале ФГБУ "Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии" Минздрава России.
В области развернуто 107 больничных учреждений, 17 поликлиник, 1 станция скорой медицинской помощи, 1 станция переливания крови, 5 учреждений особого типа, 6 санаторно-курортных учреждений.
В составе центральных районных больниц (далее также - ЦРБ) функционируют: 92 врачебные амбулатории, 40 участковых больниц, 853 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пункта (далее также - ФАП и ФП, соответственно), в том числе 17 передвижных и 47 ФП.
На территории Нижегородской области располагаются 4,8 тысячи населенных пунктов, в которых находятся 1 415 медицинских организаций, включая структурные подразделения, оказывающих медицинскую помощь населению.
Все медицинские организации, подведомственные минздраву НО, подключены к государственной информационной системе здравоохранения Нижегородской области (далее - ГИСЗ НО).
2. Структура спортивной медицины
Отрасль физической культуры и спорта Нижегородской области является одним из важнейших направлений деятельности и развития региона: растет число спортивных направлений, увеличивается количество спортивных объектов, повышается частота проведения спортивных соревнований регионального, всероссийского и международного уровня, ежегодно увеличивается число людей, выбирающих спортивную профессиональную.
Количество спортсменов, проходящих спортивную подготовку, составляет порядка 38 тыс. человек, среди них 17,2 тыс. спортсменов, подлежащих программам углубленных медицинских обследований - учебно-тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), из которых 4,5 тыс. спортсменов входят в число сборных команд региона.
Рис.1 Плотность населения Нижегородской области
по состоянию на 01.01.2024
Рис.2 Количество организаций, осуществляющих спортивную
подготовку на учебно-тренировочном этапе (УТЭ), этапе
совершенствования спортивного мастерства (ССМ), этапе
высшего спортивного мастерства (ВСМ) и количество
занимающихся в них в Нижегородской области на 01.01.2025
Таким образом, более 1,5 млн человек занимаются на спортивно-оздоровительном этапе, этапе начальной подготовки, в системе дополнительного образования, фитнеса, самостоятельно, участвуют в массовых мероприятиях и сдают нормативы ГТО. Вступивший в силу 1 января 2021 г. Приказ N 1144н упразднил понятие углубленного медицинского обследования для данной категории. Указанные лица, занимающиеся физической культурой и спортом, проходят профилактические медицинские осмотры (диспансеризацию) в амбулаторно-поликлинической сети в соответствии с возрастом, а в видах спорта с повышенными нагрузками - дополнительное обследование и осмотр спортивны врачом.
В Нижегородской области сложилась следующая модель получения медицинских заключений по допуску к занятиям физической культурой и спортом (далее также - ФкиС) (рис. 3).
Рис.3 Модель получения медицинских допусков
для занятий ФКиС в Нижегородской области.
В настоящее время Нижегородская область является субъектом Российской Федерации с сохраненной трехуровневой структурой спортивной медицины. Основным учреждением спортивной медицины в регионе является государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Региональный центр спортивной медицины" (далее - ГБУ НО "РЦСМ") - учреждение, подведомственное министерству спорта Нижегородской области (далее - минспорта НО). Основное здание ГБУ НО "РЦСМ" является приспособленным под медицинскую организацию и требует капитального ремонта или возведения нового. Количество медицинских пунктов на объектах спорта в Нижегородской области по состоянию на 1 января 2025 г. - 84 единицы.
Рис.4. Организации, подведомственные минспорта НО, спортивные
и образовательные организации дополнительного образования,
имеющие в структуре подразделения спортивной
медицины и медицинские пункты по
состоянию на 01.01.2025
В штате 7 медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных минздраву НО, имеются специалисты по спортивной медицине. В ГБУЗ НО "Городская больница N 2 г. Дзержинска" функционирует отделение спортивной медицины (рис.5, таб.3).
Таблица 3
Перечень медицинских организаций, подведомственных
минздраву НО, в структуре которых предусмотрены
подразделения спортивной медицины по состоянию
на 1 января 2025 г.
Наименование муниципальных и городских округов | Наименование медицинской организации | Подразделение спортивной медицины | |
|
| кабинет | отделение |
Воскресенский | ГБУЗ НО "Воскресенская ЦРБ" | + | - |
город Выкса | ГБУЗ НО "Выксунская ЦРБ" | + | - |
Кстовский | ГБУЗ НО "Кстовская ЦРБ" | + | - |
Навашинский | ГБУЗ НО "Навашинская ЦРБ" | + | - |
Павловский | ГБУЗ НО "Павловская ЦРБ" | + | - |
Починковский . | ГБУЗ НО "Починковская ЦРБ" | + | - |
город Дзержинск | ГБУЗ НО "Городская больница N 2 г. Дзержинска" | - | + |
Рис.5. Организации, подведомственные минздраву НО,
имеющие в структуре подразделения и кабинеты
спортивной медицины на 01.01.2025
Кадровая структура врачей по спортивной медицине дефицитна и представлена следующим образом: наибольшее количество врачей (физических лиц) имеется в региональном центре спортивной медицины - 34,25 ставки врачей по спортивной медицине, из них занято 29,0 ставок 18 физическими лицами.
В 7 медицинских организациях, подведомственных минздраву НО, и в одной федеральной медицинской организации имеется 9,25 штатных должностей врачей по спортивной медицине, из которых занято 7,25 должностей, физических лиц - основных сотрудников - 3 единицы. Укомплектованность должностей составляет 81,1%, в 2 медицинских организациях - должности вакантные.
На объектах спорта и в спортивных организациях, осуществляющих спортивную подготовку - 50,5 ставок, из них занято - 20,15; физических лиц - 15,0 (г.о. г. Нижний Новгород, г.о. г. Саров, Павловский м.о., Сосновский м.о. и др.).
Основная задача врачей данных кабинетов - проведение текущего оперативного контроля за состоянием здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку, и медицинское обеспечение соревнований.
На территории Нижегородской области функционирует 10 профессиональных спортивных клубов (автономная некоммерческая организация "Хоккейный клуб "Торпедо", автономная некоммерческая организация "Футбольный клуб "Пари Нижний Новгород", Нижегородская баскетбольная ассоциация (БК "Пари Нижний Новгород"), Волейбольный клуб АСКНО, автономная некоммерческая организация "Ватерпольный клуб "Буревестник", автономная некоммерческая организация "Футбольный клуб "Химик", автономная некоммерческая организация "Хоккейный клуб "Старт", общественная организация "Нижегородский областной клуб по настольному теннису", Ассоциация Профессиональный клуб по мини-футболу "Торпедо", автономная некоммерческая организация "Регбийный клуб "Химик") и частные медицинские центры, имеющие в своем штате врачей по спортивной медицине.
Таблица 4
Сведения о должностях и физических лицах врачей по
спортивной медицине в медицинских организациях,
подведомственных минздраву НО, по состоянию
на 1 января 2025 г. (абс.)
Наименование муниципальных и городских округов | Наименование медицинской организации | Врачи по спортивной медицине | ||
|
| штатные должности | занятые должности | физические лица |
Воскресенский | ГБУЗ НО "Воскресенская ЦРБ" | - | - | - |
Город Выкса | ГБУЗ НО "Выксунская ЦРБ" | - | - | - |
Кстовский | ГБУЗ НО "Кстовская ЦРБ" | 0,5 | 0,0 | - |
Навашинский | ГБУЗ НО "Навашинская ЦРБ" | 0,50 | 0,5 | - |
Павловский | ГБУЗ НО "Павловская ЦРБ" | 1,00 | 1,00 | 1 |
Починковский | ГБУЗ НО "Починковская ЦРБ" | 0,25 | 0,00 | - |
город Дзержинск | ГБУЗ НО "Городская больница N2 г. Дзержинска" | 4,50 | 4,50 | 2 |
город Арзамас | ГБУЗ НО "Центральная городская больница г. Арзамаса" | 0,5 | 0,5 | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская больница N 33 Ленинского района г. Нижнего Новгорода" | 0,25 | 0,0 | - |
город Нижний Новгород | ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России" | 0,25 | 0,25 | - |
Нижегородская область | 7,75 | 6,75 | 3 |
Оценка дополнительной потребности в расширении структуры и кадрах для увеличения доступности работ по спортивной медицине (для лиц, занимающихся физической культурой, массовым спортом, студенческим спортом, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта (базовый уровень) в образовательных организациях дополнительного образования, спортом на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки, лиц, желающих заняться физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья), включая оценку числа физических лиц, которых дополнительно необходимо направить на обучение по направлению подготовки "спортивная медицина" представлены в таблице 5.
Таблица 5
Сведения о должностях и физических лицах - врачах по
спортивной медицине в медицинских организациях,
подведомственных минздраву НО, по состоянию
на 1 января 2025 г. и расчетная потребность в кадрах
по муниципальным образованиям (абс.)
по состоянию на 1 января 2025 г.
Наименование муниципальных и городских округов (*административно- территориальное образование) | Врачи по спортивной медицине, факт 2024 | Рекомендуемые штатные нормативы | Расчетная потребность в физических лицах | ||
| штатные должности | занятые должности | физические лица |
|
|
Ардатовский | - | - | - | 0,43 | 0 |
*Аpзамасский район | - | - | - | 0,78 | 0 |
Балахнинский | - | - | - | 1,48 | 1 |
Богоpодский | - | - | - | 1,15 | 1 |
Большеболдинский | - | - | - | 0,21 | 0 |
Большемуpашкинский | - | - | - | 0,18 | 0 |
город Бор | - | - | - | 2,32 | 2 |
Бутурлинский | - | - | - | 0,26 | 0 |
Вадский | - | - | - | 0,27 | 0 |
Варнавинский | - | - | - | 0,23 | 0 |
Вачский . | - | - | - | 0,33 | 0 |
Ветлужский | - | - | - | 0,28 | 0 |
Вознесенский | - | - | - | 0,29 | 0 |
Володарский . | - | - | - | 1,15 | 1 |
Воротынский | - | - | - | 0,33 | 0 |
Воскресенский | - | - | - | 0,37 | 0 |
город Выкса | - | - | - | 1,62 | 1 |
Гагинский | - | - | - | 0,20 | 0 |
Городецкий | - | - | - | 1,68 | 1 |
Дальнеконстантиновский | - | - | - | 0,40 | 0 |
Дивеевский | - | - | - | 0,28 | 0 |
Краснооктябрьский | - | - | - | 0,17 | 0 |
Ковернинский | - | - | - | 0,35 | 0 |
Княгининский | - | - | - | 0,22 | 0 |
Краснобаковский | - | - | - | 0,41 | 0 |
Кстовский | 0,5 | 0,00 | - | 2,51 | 2 |
город Кулебаки | - | - | - | 0,92 | 1 |
Лукояновский | - | - | - | 0,55 | 0 |
Лысковский | - | - | - | 0,72 | 0 |
Навашинский | 0,50 | 0,5 | - | 0,42 | 0 |
Павловский | 1,00 | 1,00 | 1 | 1,80 | 1 |
город Первомайск | - | - | - | 0,35 | 0 |
Пеpевозский | - | - | - | 0,30 | 0 |
Пильнинский | - | - | - | 0,37 | 0 |
Починковский | 0,25 | 0,00 | - | 0,53 | 0 |
Семеновский | - | - | - | 0,92 | 1 |
Сергачский | - | - | - | 0,54 | 0 |
Сеченовский | - | - | - | 0,27 | 0 |
Сокольский | - | - | - | 0,25 | 0 |
Сосновский | - | - | - | 0,34 | 0 |
Спасский | - | - | - | 0,17 | 0 |
Тонкинский . | - | - | - | 0,15 | 0 |
Тоншаевский | - | - | - | 0,36 | 0 |
Уренский | - | - | - | 0,55 | 0 |
Город Чкаловск | - | - | - | 0,38 | 0 |
Шатковский | - | - | - | 0,44 | 0 |
Шарангский | - | - | - | 0,22 | 0 |
город Шахунья | - | - | - | 0,68 | 0 |
город Арзамас | 0,5 | 0,5 | - | 2,05 | 2 |
город Дзержинск | 4,50 | 4,50 | 2 | 4,70 | 2 |
город Нижний Новгород | 0,5 | 0,25 | - | 25,06 | 21 |
Нижегородская область | 7,75 | 6,75 | 3 | 60,96 | 36 |
3. Медицинское обеспечение физической культуры
и спорта в Нижегородской области
Физическая культура и массовый спорт являются эффективным средством всестороннего развития личностных качеств человека и здоровьесберегающих систем организма, решающим коррекционные и оздоровительные задачи физического развития, рекреационного удовлетворения, укрепления положения человека в социальной среде.
Показатель вовлеченности населения к занятиям всеми видами физической активности к 2030 году составит 70%.
Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется в соответствии с Приказом N 1144н.
В течение последних 3-х лет по ряду направлений спортивной медицины Нижегородской области проведена модернизация: усовершенствована система доступности и качества медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, определен перечень медицинских организаций, в структуре которых предусмотрены подразделения спортивной медицины, разработан алгоритм допуска лиц к занятиям физической культурой и спортом.
Длительное время существовавшая в регионе система охраны здоровья, объединявшая лиц с разной интенсивностью физической активности в одну группу, и количественные целевые показатели оценки эффективности врачебно-физкультурной службы сдерживали развитие спортивной медицины. В связи с этим, базисным элементом совершенствования спортивной медицины Нижегородской области стало определение объекта медицинского обеспечения. Для данной цели стали применять понятие высокоинтенсивного спорта, предполагающего большую кратность усиленных тренировочных нагрузок (не менее 5-6 раз в неделю), приводящих к перенапряжению функциональных систем организма и представляющих повышенный риск развития патологических процессов, заболеваний и травм. Таким образом, в рамках настоящей Стратегии к спортсменам отнесены лица, проходящие спортивную подготовку, начиная с тренировочного этапа (их численность в Нижегородской области составляет около 15,3 тыс. человек, включая членов сборных команд Нижегородской области), и спортсменов, занимающихся в профессиональных спортивных клубах региона.
В целях оперативного контроля состояния здоровья спортсменов и динамики адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам проводятся предварительные и углубленные медицинские обследования (далее - УМО). В отношении отдельных спортсменов, допущенных до тренировочного процесса, но требующих динамического контроля, осуществляются текущие медицинские наблюдения. Объемы и кратность УМО зависят от этапа спортивной подготовки и осуществляются на территории Нижегородской области в подразделениях ГБУ НО "РЦСМ". В период с 2019 по 2021 год включительно проведена модернизация областного регионального центра спортивной медицины. В настоящее время в соответствии с занимаемыми площадями (2 520,5 кв. м основного здания и 3 270,5 кв. м подразделений-филиалов), штатным расписанием и государственным заданием РЦСМ обеспечивает покрытие потребности в систематическом медицинском и медико-биологическом обеспечении 13,5 тыс. спортсменов учебно-тренировочного этапа, этапов совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), что составляет 88% от подлежащих к УМО спортсменов региона, так как спортсмены, входящие в сборные команды РФ, проходят УМО по отдельной расширенной программе в медицинских организациях ФМБА России в г. Москве.
С 2018 года по настоящее время осуществляется переход от количественных показателей охвата спортсменов Нижегородской области к качественным, заключающимся в полноценности обследования и формировании системы текущих медицинских наблюдений за "проблемными" с медицинской точки зрения спортсменами. Произведены закупки оборудования для лаборатории, отделения функциональной диагностики, включая стресс-систему с газоанализом, ультразвуковые аппараты. Приобретено также оборудование для тестирования и восстановления спортсменов (PrimusRS, антигравитационная дорожка, подвесные системы экзарта, аппараты для проведения лазеротерапии, лимфодренажа, неинвазивной ревитализации, криотерапии, Tecar-терапии, ударно-волновой терапии, ритм-полет и другие).
На сегодняшний день ГБУ НО "РЦСМ" получена лицензия и выполнены стандарты оснащения по всем видам медицинской деятельности согласно Приказу N 1144н. Практически в полном объёме выполняются обследования в рамках УМО, за исключением нагрузочного тестирование (PWC170) в связи с требованиями по подготовке к исследованию и длительностью проведения процедуры, а также выполнение полного перечня ультразвуковых исследований. В соответствии с требованием законодательства проводится нагрузочное тестирование с газоанализом для спортсменов этапов спортивной подготовки ВСМ и ССМ. Укомплектованность врачами в центре в настоящее время составляет 63,4%, средним медицинским персоналом - 67,5%. Штатное расписание соответствует рекомендуемому в части врачей - специалистов, участвующих в УМО, однако в связи с кадровым дефицитом не выполняется требование по нормированию врачей по спортивной медицине (1 ставка на 100 спортсменов). Фактически - 1 ставка на 395 спортсменов.
В противоположность высокоинтенсивным нагрузкам спортсменов физическая культура и массовый спорт представляют собой виды физической активности, улучшающие показатели здоровья. В этой связи лица, относящиеся к данным категориям (школьный и студенческий спорт, спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подготовки, система физкультурно-спортивного воспитания ГТО и пр.), не нуждаются в углубленных медицинских обследованиях. Их медицинские осмотры и допуск осуществляются в медицинских организациях, подведомственных минздраву НО, на основе проводимых профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
Таблица 6
Медицинские организации, подведомственные минздраву НО,
оказывающие помощь по районам Нижегородской области
по состоянию на 1 января 2025 г.
Наименование муниципальных и городских округов | Наименование медицинской организации | Участковая служба | Подразделение спортивной медицины | |
|
|
| кабинет | отделение |
Ардатовский | ГБУЗ НО "Ардатовская ЦРБ" | + | - | - |
город Аpзамас | ГБУЗ НО "Арзамасская районная больница" | + | - | - |
Балахнинский | ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" | + | - | - |
Богородский | ГБУЗ НО "Богородская ЦРБ" | + | - | - |
Большеболдинский | ГБУЗ НО "Большеболдинская ЦРБ" | + | - | - |
Большемуpашкинский | ГБУЗ НО "Большемурашкинская ЦРБ" | + | - | - |
город Бор | ГБУЗ НО "Борская ЦРБ" | + | - | - |
Бутурлинский | ГБУЗ НО "Бутурлинская ЦРБ" | + | - | - |
Вадский | ГБУЗ НО "Вадская ЦРБ" | + | - | - |
Варнавинский | ГБУЗ НО "Варнавинская ЦРБ" | + | - | - |
Вачский | ГБУЗ НО "Вачская ЦРБ" | + | - | - |
Ветлужский | ГБУЗ НО "Ветлужская ЦРБ им. доктора Гусева П.Ф." | + | - | - |
Вознесенский | ГБУЗ НО "Вознесенская ЦРБ" | + | - | - |
Володарский | ГБУЗ НО "Володарская ЦРБ" | + | - | - |
Воротынский | ГБУЗ НО "Воротынская ЦРБ" | + | - | - |
Воскресенский | ГБУЗ НО "Воскресенская ЦРБ" | - | + | - |
город Выкса | ГБУЗ НО "Выксунская ЦРБ" | - | + | - |
Гагинский | ГБУЗ НО "Гагинская ЦРБ" | + | - | - |
Городецкий | ГБУЗ НО "Городецкая ЦРБ" | + | - | - |
Дальнеконстантиновский | ГБУЗ НО "Дальнеконстантиновская ЦРБ" | + | - | - |
Дивеевский | ГБУЗ НО "Дивеевская ЦРБ им. академика Н.Н. Блохина" | + | - | - |
Краснооктябрьский | ГБУЗ НО "Уразовская ЦРБ" | + | - | - |
Ковернинский | ГБУЗ НО "Ковернинская ЦРБ" | + | - | - |
Княгининский | ГБУЗ НО "Княгининская ЦРБ" | + | - | - |
Краснобаковский | ГБУЗ НО "Краснобаковская ЦРБ" | + | - | - |
Кстовский | ГБУЗ НО "Кстовская ЦРБ" |
| + | - |
город Кулебаки | ГБУЗ НО "Кулебакская ЦРБ" | + | - | - |
Лукояновский | ГБУЗ НО "Лукояновская ЦРБ" | + | - | - |
Навашинский | ГБУЗ НО "Навашинская ЦРБ" | + | + | - |
Павловский | ГБУЗ НО "Павловская ЦРБ" | - | + | - |
город Первомайск | ГБУЗ НО "Первомайская ЦРБ" | + | - | - |
Перевозский | ГБУЗ НО "Перевозская ЦРБ" | + | - | - |
Пильнинский | ГБУЗ НО "Пильнинская ЦРБ" | + | - | - |
Починковский | ГБУЗ НО "Починковская ЦРБ" | - | + | - |
Семеновский | ГБУЗ НО "Семеновская ЦРБ" | - | - | - |
Сергачский | ГБУЗ НО "Сергачская ЦРБ" | + | - | - |
Сеченовский | ГБУЗ НО "Сеченовская ЦРБ" | + | - | - |
Сокольский | ГБУЗ НО "Сокольская ЦРБ" | + | - | - |
Сосновский | ГБУЗ НО "Сосновская ЦРБ" | + | - | - |
Спасский | ГБУЗ НО "Спасская ЦРБ" | + | - | - |
Тонкинский | ГБУЗ НО "Тонкинская ЦРБ" | + | - | - |
Тоншаевский | ГБУЗ НО "Тоншаевская ЦРБ" | + | - | - |
Уренский | ГБУЗ НО "Уренская ЦРБ" | + | - | - |
город Чкаловск | ГБУЗ НО "Чкаловская ЦРБ" | + | - | - |
Шарангский | ГБУЗ НО "Шарангская ЦРБ" | + | - | - |
Шатковский | ГБУЗ НО "Шатковская ЦРБ" | + | - | - |
город Шахунья | ГБУЗ НО "Шахунская ЦРБ" | + | - | - |
город Арзамас | ГБУЗ НО "Центральная городская больница г. Арзамаса" | + | + | - |
город Арзамас | ГБУЗ НО "Арзамасская городская больница N 1" | + | - | - |
город Дзержинск | ГБУЗ НО "Городская больница N 1 г. Дзержинска" | + | - | - |
город Дзержинск | ГБУЗ НО "Городская больница N 2 г. Дзержинска" | - | - | + |
город Дзержинск | ГБУЗ НО "Городская детская больница N 8 г. Дзержинска" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская больница N 24 Автозаводского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская больница N 37 Автозаводского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская клиническая больница N 40 Автозаводского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская клиническая больница N 10 Канавинского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская клиническая больница N 39 Канавинского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 4 Канавинского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 51 Канавинского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 19 Канавинского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская клиническая больница N 7 Ленинского района г. Н.Новгорода им. Е.Л. Березова" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская больница N 33 Ленинского района г. Н.Новгорода" | + | + | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская больница N 47 Ленинского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 18 Ленинского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 32 Ленинского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская больница N 28 Московского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская клиническая больница N 30 Московского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 17 Московского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская клиническая больница N 38 Нижегородского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 7 Нижегородского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 21 Нижегородского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 22 Нижегородского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 1 Приокского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 1 Приокского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 30 Советского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 31 Советского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 35 Советского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 39 Советского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N 48 Советского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Городская клиническая больница N 12 Сормовского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
город Нижний Новгород | ГБУЗ НО "Детская городская больница N 17 Сормовского района г. Н.Новгорода" | + | - | - |
Особенностью Нижегородской области является систематическое наблюдение за спортсменами, занимающимися на тренировочном этапе, этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства в рамках государственного задания, в ГБУ НО "РЦСМ".
Наблюдение за лицами, занимающимися на других этапах спортивной подготовки в ДЮСШ, спортивных секциях, образовательных и спортивных организациях, самостоятельно и т.д., проводится в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи в медицинских организациях, подведомственных минздраву НО.
Сведения отраслевой статистической отчетности (форма N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом", утверждённая приказом Минздравмедпрома России от 26 августа 1994 г. N 182) искажают реальные сведения с 2021 года, так как не разделяют лиц, занимающихся физической культурой и спортом на тех, кто прошел УМО и тех, кто в соответствии с Приказом N 1144н проходил медицинский осмотр. Форма рекомендована к заполнению сведениями, объединяющими данные показатели.
Объединенные сведения о медицинском наблюдении за физкультурниками и спортсменами представлены в Таблице 7.
Таблица 7
Охват медицинским обследованием лиц, занимающихся
физической культурой и спортом в 2018-2024 годах
на территории Нижегородской области (чел.) по
состоянию на 1 января 2025 г.
Nпп | Годы | Прошли углубленное медицинское обследование и медицинские осмотры | из них: | |
|
|
| нуждались в лечении | закончили лечение |
1 | 2018 | 77 860 | 3 143 | 2 731 |
2 | 2019 | 69 104 | 1 561 | 1 558 |
3 | 2020 | 47 929 | 646 | 638 |
4 | 2021 | 68 419 | 1 687 | 1 492 |
5 | 2022 | 86 899 | 3 041 | 3 031 |
6 | 2023 | 94 639 | 3 299 | 3 266 |
7 | 2024 | 98 228 | 3 440 | 3 406 |
В Нижегородской области медицинским обеспечением спортивных соревнований занимаются специалисты медицинских организаций, подведомственных минздраву НО, медицинских пунктов объектов спорта и ГБУ НО "РЦСМ". Медицинское обеспечение учебно-тренировочных сборов и учебно-тренировочных занятий находится в компетенции специалистов объектов спорта и Регионального центра спортивной медицины.
В 2024 году всего обеспечено 115 560 спортивно-массовых мероприятий. 44 спортсмена при участии в спортивно-массовых и тренировочных мероприятиях получили тяжелые травмы (переломы, вывихи), потребовавшие госпитализации. Все случаи закончились выздоровлением и возвращением спортсменов к тренировочной деятельности.
ГБУ НО "РЦСМ" проводит медицинское обеспечение официальных физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий в рамках государственного задания в соответствии с приказами минспорта НО Нижегородской области.
Таблица 8
Медицинская помощь при спортивно-массовых мероприятиях на
территории Нижегородской области за период 2024 года (абс.)
Мероприятия | Всего обслужено | Число участников | Число обращений за медицинской помощью | Число лиц, получивших травмы | |
|
|
|
| Всего | из них тяжелые потребовавшие госпитализации |
Соревнования | 6 049 | 736 927 | 4 006 | 335 | 31 |
Учебно-тренировочные занятия | 111 433 | 335 011 | 4750 | 255 | 13 |
Учебно-тренировочные сборы | 160 | 3627 | 563 | 2 | 0 |
В Нижегородской области медицинские организации Нижегородской области, подведомственные минздраву НО, проводят профилактическую работу, направленную на повышение уровня информированности и степени знаний по вопросам здорового образа жизни и спортивной медицины среди населения, посредством просветительской деятельности по месту жительства, учебы, работы, физической активности и отдыха населения. Профилактическая служба Нижегородской области представлена: ГБУЗ НО "Нижегородский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики", 42 отделениями медицинской профилактики, 162 кабинетами медицинской профилактики, 19 центрами здоровья и 46 кабинетами медицинской помощи при отказе от курения при медицинских организациях, подведомственных минздраву НО.
Важным направлением Стратегии является формирование у населения Нижегородской области принципов здорового образа жизни, в том числе посредством проведения информационно-коммуникационной кампании по основным принципам физической активности во взаимодействии "врач - житель - тренер".
Информационно-агитационная работа по данному направлению среди населения Нижегородской области проводится при взаимодействии с региональными средствами массовой информации (TV, радио, печатные и Интернет-издания), путём размещения социальных видеороликов на медиа-пространствах, тематического информационного материала профилактического направления на официальных сайтах и в социальных сетях минздрава НО, медицинских организаций, администраций муниципальных образований Нижегородской области, иных организаций, распространения среди населения печатного тематического информационного материала в местах массового пребывания, в образовательных организациях, организациях здравоохранения, а также при проведении акций, связанных с охраной и укреплением здоровья.
Также специалисты Центра ЗОЖ "Планета здоровья" в рамках Всемирных и Международных дней, связанных с охраной здоровья, в рамках межведомственного взаимодействия с минспорта НО осуществляют выходы на спортивные площадки парков, проводят "прогулки с доктором" с информированием населения о принципах здорового образа жизни и в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Участникам массовых соревнований раздается печатный информационный материал о принципах здорового образа жизни, проводятся консультативные беседы и обучающие семинары, тренинги по физической активности.
В 2025 году продолжается работа по привлечению населения к массовым спортивным мероприятиям, а также по информированию о принципах здорового образа жизни с целью мотивации к занятиям физической культурой.
4. Медико-биологическое обеспечение спортсменов в регионе
Медико-биологическое обеспечение спортсменов (далее - МБО) - второе направление спортивной медицины, включающее диагностику функциональной подготовленности, восстановление физической и психофункциональной работоспособности и повышение резервного потенциала. Данное направление относительно недавно получило развитие в Нижегородской области и требует дальнейшего совершенствования.
В течение 2021-2022 годов открыто 3 новых структурных подразделения ГБУ НО "РЦСМ" медико-биологического сопровождения спортсменов сборных команд Нижегородской области, объединенных в Медико-восстановительный центр (далее - МВЦ). Подразделения открыты на тренировочном объекте сборных команд "Академия 52", на базе регионального училища олимпийского резерва и непосредственно на базе центра. Основной целью МВЦ является мониторинг функционального состояния основных систем организма ведущих спортсменов, своевременное использование физических, психологических, фармакологических и иных методов восстановления спортивной работоспособности.
Мероприятия МБО разработаны с учетом опыта ведущих специалистов в области спортивной медицины городов Москвы и Санкт-Петербурга, носят индивидуальный характер и определяются требованиями вида спортивной деятельности с учетом цикличности тренировочного процесса, динамики объема и интенсивности в годичном цикле, а также физиологических потребностей спортсменов в период тренировочных и соревновательных мероприятий, зависящих от пола, возраста, функционального состояния организма спортсмена и особенностей видов спорта.
В штате отделения МБО имеются врачи по спортивной медицине, врачи по лечебной физкультуре, травматолог-ортопед, невролог, диетолог, физиотерапевт, врачи функциональной и ультразвуковой диагностики, массажисты, психологи.
Основные показатели деятельности медико-восстановительного центра носят количественный характер. Специалистами медико-восстановительного центра в 2024 обеспечено 57 учебно-тренировочных сбора, в которых приняли участие 1089 спортсменов сборных команд. 1638 спортсменов сборных команд Нижегородской области обеспечены фармакологической поддержкой. С целью оценки готовности организма к физическим нагрузкам, эффективного и грамотного расчёта тренировочной нагрузки на территории МВЦ проводится кардиореспираторное нагрузочное тестирование.
С 2022 года началась работа психологической службы ГБУ НО "РЦСМ" с привлечением магистрантов ФГАОУ ВО ННГУ им. Н.И.Лобачевского. Организованы групповые и индивидуальные занятия как с тренерами, так и со спортсменами, осваиваются методики психофизиологического тестирования.
В рамках образовательной деятельности и популяризации профессии спортивного врача проводятся занятия с ординаторами ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России. К настоящему моменту 8 человек закончили ординатуру в рамках целевых направлений минздрава НО.
Также на базе ГБУ НО "РЦСМ" проводятся занятия студентов факультета "Физическая культура и спорт" ФГАОУ ВО ННГУ им. Лобачевского, где будущие тренеры работают совместно с врачами и интерпретируют полученные данные с точки зрения коррекции тренировочного процесса. Модель "Спортсмен - тренер - врач" формируется уже на этапе обучения тренерского состава.
В 2022 году ГБУ НО "РЦСМ" признан федеральной экспериментальной (инновационной) площадкой по теме: "Разработка модели медико-биологического и психологического обеспечения подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Нижегородской области с применением технологии динамического контроля и оценки функционального состояния спортсменов". Работа осуществляется в консорциуме с ФГАОУ ВО ННГУ им. Н.И.Лобачевского, ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России, ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России.
В 2023 году планомерное развитие направления по медико-биологическому обеспечению позволило в соответствии с региональным перечнем работ и услуг получить государственное задание на организацию медицинского и медико-биологического обеспечения спортивных сборных команд Нижегородской области, что позволяет осуществлять комплексный подход к медико-биологическому сопровождению спортсменов сборных команд, включая систематический контроль состояния здоровья спортсменов (УМО, ЭМО, ТО, ВПН), восстановление работоспособности спортсменов, медицинские вмешательства, психологические мероприятия, обеспечение спортсменов лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами для питания спортсменов. Проведение научных исследований в области спортивной медицины проводится в рамках деятельности Федеральной экспериментальной площадки.
В 2024 году открыто отделение спортивной медицины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, входящих в состав сборных команд региона на территории ГАОУ ДО НО "Спортивная школа "РЦАВС".
Отметим, что при реализации медико-биологического обеспечения необходимо участие смежных специалистов, таких как спортивные физиологи, биохимики, нутрициологи, психологи и психофизиологи, однако штатные единицы не предусмотрены ни в спортивных организациях, ни в медицинских.
Исходя из совместного опыта работы с федерациями, тренерским составом сборных команд, центром спортивной подготовки, считаем необходимым рассмотреть вопрос разработки и внедрения на федеральном уровне информационно-аналитической системы спортивного резерва, которая позволяет осуществлять системную организацию и управление процессом спортивной подготовки, включая медицинское, медико-биологическое и научно-методическое обеспечение.
Следует отметить, что существующая модель работы и развития регионального центра спортивной медицины высоко оценивается Министерством спорта Российской Федерации, минспорта НО, спортивными Федерациями, непосредственно спортсменами и коллегами из других субъектов РФ.
III. Цель, принципы, задачи и ожидаемые
результаты Стратегии
Целями Стратегии являются совершенствование перспективной трехуровневой системы спортивной медицины в Нижегородской области, состоящей из ГБУ НО "РЦСМ", территориальных отделений и кабинетов по спортивной медицине, обеспечение доступности и качества медицинской помощи лицам, регулярно занимающимся физической культурой и спортом, сдающим нормы комплекса ГТО, формирование современных подходов к развитию спортивной медицины и внедрение инновационных технологий в медико-биологическое обеспечение спортивной подготовки спортсменов сборных команд Нижегородской области, развитие профилактического направления, популяризация здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья жителей Нижегородской области.
Разработка и реализация Стратегии основаны на следующих принципах:
- ориентированность на человека - формирование навыков и умений рационального использования средств и методов физической культуры и спорта для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного долголетия;
- доступность - медицинский контроль для максимального удовлетворения всех категорий граждан, занимающихся физической культурой и спортом;
- партнерство - проектирование и создание на региональном уровне межведомственного кластера медицинского, медико-биологического и научно-методического обеспечения физической культуры и спорта (между минздравом НО, минспорта НО, министерством образования и науки Нижегородской области, министерством цифрового развития и связи Нижегородской области), направленного на формирование согласованных интересов и сотрудничества в целях устойчивого развития физической культуры, спорта и спортивной медицины в Нижегородской области;
- преемственность;
- устойчивое экономическое развитие сферы спортивной медицины;
- соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;
- межведомственный подход в решении важнейших задач развития спорта и спортивной медицины Нижегородской области;
- профилактическая и предиктивная направленность спортивной медицины, обеспечивающая максимальное сохранение здоровья и выбор спортивного амплуа для самореализации;
- обеспечение качества медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов, направленного на повышение показателей здоровья, снижение травматизма при занятиях спортом, увеличения трудоспособности;
- удовлетворенность спортсменов условиями и организацией оказания медицинской помощи, в том числе при подготовке и проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
- совершенствование методов и технологий медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов с максимальным использованием достижений науки;
- антидопинговая направленность спортивной медицины;
- поддержка научных исследований и разработок в области спортивной медицины;
- доступность информации и повышение осведомленности населения области в части медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом.
Для достижения цели Стратегии необходимо решить следующие задачи:
- развитие и совершенствование 3-х уровневой методической системы спортивной медицины;
- развитие кадрового потенциала спортивной медицины;
- развитие инфраструктуры спортивной медицины, укрепление материально-технической базы ГБУ НО "РЦСМ", отделений и кабинетов спортивной медицины;
- формирование маршрутизации лиц, занимающихся физической культурой и спортом, для получения медицинской помощи;
- цифровизация спортивной медицины и оптимизация отчетности о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;
- совершенствование медико-биологического обеспечения спортсменов сборных команд региона;
- развитие научного обеспечения спортивной медицины;
- повышение уровня информированности населения о здоровом образе жизни (далее - ЗОЖ), вовлечение населения в занятия физкультурой и спортом.
Ожидаемые результаты:
- создана региональная система по спортивной медицине: ГБУ НО "Региональный центр спортивной медицины" (далее - Региональный центр спортивной медицины), межмуниципальные или муниципальные центры (филиалы), отделения и кабинеты спортивной медицины;
- обеспечена передача сведений в формате структурированных электронных медицинских документов, создана информационно-аналитическая система многолетнего медико-биологического сопровождения спортивной подготовки;
- реализован комплекс мер по укреплению материально-технической базы деятельности спортивной медицины в соответствии с Приказом N 1144н;
- штатные расписания Регионального центра спортивной медицины, межмуниципальных или муниципальных центров, отделений и кабинетов спортивной медицины приведены в соответствие с Приказом N 1144н;
- сформирована маршрутизация лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе адаптивным спортом, для получения медицинской помощи, допуска к занятиям физической культурой и спортом и реабилитации после нагрузок и травм, полученных в ходе тренировочной или соревновательной деятельности;
- разработаны тестовые программы медико-биологического и научно-методического обеспечения спортсменов сборных команд;
- обеспечена 100 % информированность населения по вопросам здорового образа жизни и спортивной медицины посредством просветительской деятельности в организациях по месту жительства, учебы, работы и отдыха населения.
IV. Основные направления решения задач Стратегии
1. Развитие кадрового потенциала спортивной медицины
Основными направлениями реализации мероприятий по совершенствованию кадровой политики в сфере спортивной медицины региона являются:
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов по направлениям медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов по программам переподготовки, ординатуры и /или/ аспирантуры в ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России (квотирование бюджетных мест для врачей по спортивной медицине) или формирование расходной статьи бюджета на аналогичные цели в крупнейших учреждениях подготовки ФГАОУ РНИМУ им. Н.И.Пирогова, ПМГМУ им. И.М.Сеченова и др.;
- стажировка специалистов на базе учреждений ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России;
- повышение информированности специалистов по спортивной медицине в вопросах соблюдения антидопинговой политики Российской Федерации и знаний международного антидопингового законодательства;
- формирование региональной кадровой политики от подготовки специалистов до реализации мест трудоустройства в системе гигиены питания, спортивной диетологии и нутрициологии; спортивной психологии и психофизиологии.
2. Развитие инфраструктуры спортивной медицины
Основными направлениями в реализации мероприятий по развитию материально-технической базы в сфере спортивной медицины региона являются:
- сохранение и развитие трехуровневой методической системы наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;
- организационно-функциональное совершенствование системы маршрутизации лиц, занимающихся физической культурой и спортом, для получения медицинской помощи;
- разработка медико-технического задания и проекта строительства нового здания для Регионального центра спортивной медицины;
- открытие филиала ГБУ НО "РЦСМ" - Медико-восстановительного центра для спортсменов-инвалидов и спортсменов с ограниченными возможностями здоровья в г. Дзержинск;
- формирование кабинетов спортивной медицины на объектах спорта или мобильных медицинских подразделений (функциомобилей) для спортсменов, проходящих спортивную подготовку;
- поэтапное развитие сети медицинских подразделений (отделений и кабинетов) в медицинских организациях, подведомственных минздраву НО;
- материально-техническое оснащение формируемых подразделений, дооснащение и реновация существующих подразделений современным оборудованием (в организациях отрасли физической культуры и спорта и в организациях здравоохранения) в соответствии с порядком оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом;
- включение врачей по спортивной медицине в "Поезда здоровья", функционирующих на территории региона по инициативе Губернатора Нижегородской области.
Таблица 9
Этапы открытия кабинетов спортивной медицины на базе
медицинских организаций, подведомственных министерству
здравоохранения Нижегородской области, и работы
врачей по спортивной медицине в поездах
здоровья на период 2025 - 2027 годов
3. Цифровизация спортивной медицины и оптимизация
отчетности о медицинском наблюдении за лицами,
занимающимися физической культурой и спортом
Основными направлениями в реализации мероприятий по цифровизации спортивной медицины и оптимизации отчетности о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом в Нижегородской области, являются:
- создание Цифрового паспорта спортсмена (с биофизиологическими данными и сведениями о спортивных достижениях), интегрированного в информационную систему отрасли спорта;
- разработка мероприятий по внедрению телемедицинских технологий в области спортивной медицины;
- оптимизация отчетности о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, с выделением в пояснительной записке отдельно прошедших УМО и медицинские осмотры;
- обеспечение передачи сведений в формате структурированных электронных медицинских документов.
4. Совершенствование медико-биологического обеспечения
Основными направлениями реализации мероприятий по совершенствованию системы медико-биологического обеспечения спортсменов сборных команд и спортивного резерва являются:
- создание системы персонифицированного подхода к комплексному сопровождению спортсменов сборных команд;
- создание методического Центра спортивной психологии при взаимодействии с ФГАОУ ВО ННГУ им. Н.Н.Лобачевского;
- совершенствование (разработка) программ восстановления физической, функциональной, технической подготовленности и психологической устойчивости спортсменов, спортивной нутрициологии.
5. Развитие научного обеспечения спортивной медицины
Основными направлениями реализации мероприятий по стимулированию научных разработок в области медико-биологического обеспечения, направленных на повышение эффективности и безопасности методов восстановления спортсменов, являются:
- продолжение работ в рамках федеральной экспериментальной площадки Министерства спорта Российской Федерации;
- стимулирование проведения фундаментальных и прикладных научных исследований;
- создание и совершенствование методов и инструментов комплексных научных групп (КНГ);
- разработка научных основ персонифицированного подхода к комплексному сопровождению спортсменов сборных команд;
- создание Научно-методического отдела в учреждении, подведомственном минспорта НО.
6. Повышение уровня информированности населения
о ЗОЖ, вовлечение населения в занятия
физкультурой и спортом
Основными направлениями реализации мероприятий по развитию системы информирования населения, повышению профессионального уровня и расширению квалификации медицинских работников по вопросам спортивной медицины являются:
- разработка и реализация комплекса информационно-коммуникативных мероприятий с поэтапным переходом в цифровой формат по вопросам преемственности назначения физической активности по результатам профилактического медицинского осмотра несовершеннолетних и диспансеризации взрослого населения (подбор физических активностей в соответствии с состоянием здоровья гражданина и выдача направления в спортивную организацию, реализующую необходимые для гражданина физические активности) по системе "врач-житель-тренер";
- разработка комплекса мер (создание школы родителей спортсменов), направленных на повышение социальной ответственности родителей (законных представителей), в целях просвещения об особенностях психофизиологических потребностей юных спортсменов;
- продолжение разработки и внедрения механизмов повышения приверженности населения здоровому образу жизни и занятий физическими активностями.
V. Основные риски и ожидаемые результаты
реализации Стратегии
К основным рискам реализации настоящей Стратегии относятся:
- финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий настоящей Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
- административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями настоящей Стратегии;
- эпидемиологические риски, связанные с массовым распространением инфекций и ограничением мобильности населения.
Реализация Стратегии осуществляется минздравом НО, минспортом НО в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.
Функции по координации и реализации Стратегии выполняет минздрав НО.
Участники реализации Стратегии представляют информацию о достигнутых результатах, рисках (угрозах) развития спортивной медицины и мерах по управлению рисками в сроки, согласуемые минздравом НО.
Реализация Стратегии обеспечит:
- межведомственное взаимодействие служб по спортивной медицине в Нижегородской области, в том числе при оказании медицинской помощи;
- укомплектование специалистами по спортивной медицине ГБУ НО "РЦСМ", сборных команд региона, первичных медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области;
- удовлетворение к 2030 году потребностей населения в доступности получения медицинского заключения о допуске к занятиям физической культурой, спортом, сдаче норм ГТО;
- поэтапное увеличение материально-технического оснащения всех подразделений спортивной медицины региона;
- функционирование информационной платформы, развитие электронного документооборота;
- совершенствование работы по медико-биологическому обеспечению лабораторий функциональной диагностики, спортивной психофизиологии, спортивного питания; отделением восстановления работоспособности; работы мобильных бригад специалистов, осуществляющих медицинское и медико-биологическое обеспечение спортсменов непосредственно в месте проведения тренировочной деятельности;
- открытие научно-методического отдела в учреждении, подведомственном минспорта НО;
- открытие Центра спортивной психологии Нижегородской области, подведомственной минспорта НО;
- создание инновационной системы преемственности отрасли здравоохранения и отрасли спорта: назначение по результатам профилактического медицинского осмотра несовершеннолетних и диспансеризации взрослого населения адекватных состоянию здоровья физических активностей;
- повышение уровня информированности населения о ЗОЖ, повышение приверженности населения занятиям физической активностью для сохранения здоровья.
VI. Механизм реализации Стратегии. Источники
ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных
Стратегией. Финансовое обоснование
Реализация Стратегии обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, исполнительных органов Нижегородской области, органов местного самоуправления, медицинских, научных, образовательных организаций независимо от формы собственности и общественных организаций.
Реализация Стратегии осуществляется за счет текущего финансирования, а также за счет иных источников финансирования, в том числе за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, и национального проекта "Продолжительная и активная жизнь".
VII. Целевые показатели
Наименование показателя
| Ед. измерения
| 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом* | % | 57 | 60 | 61,5 | 64 | 67 | 70 |
Увеличение охвата углубленными медицинскими осмотрами спортсменов** | % | 89 | 89,2 | 89,5 | 90 | 95 | 100 |
Охват медицинскими осмотрами по допуску к занятиям спортом*** | % | - | - | - | - | - | 100 |
*Ответственный за результативность - минспорта НО (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" данный показатель будет изменен на "Удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом" после разработки соответствующей методики расчета и доведения в регионы целевых значений);
**Ответственный за результативность - минспорта НО;
***Ответственный за результативность - минздрав НО.