Распоряжение Правительства Нижегородской области от 29.04.2025 N 370-р "Об утверждении плана мероприятий на 2025-2030 годы (II этап) по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года на территории Нижегородской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 апреля 2025 г. N 370-р
Об утверждении плана мероприятий на 2025-2030 годы
(II этап) по реализации Основ государственной политики
Российской Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций на период
до 2030 года на территории Нижегородской области
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года", пунктом 30.2 раздела VIII "Прочие мероприятия" Плана мероприятий на 2025-2030 годы (II этап) по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденного 27 ноября 2024 г. N МД-П4-40503 Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Мантуровым:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий на 2025-2030 годы (II этап) по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года на территории Нижегородской области (далее - План).
2. Исполнительным органам Нижегородской области обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года в соответствии с Планом.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области разработать и утвердить соответствующие планы мероприятий на 2025-2030 годы (II этап) по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года на территории городских и муниципальных округов Нижегородской области.
4. Действие настоящего распоряжения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 г.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В.
И.о.Губернатора Е.Н.Поляков
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 29 апреля 2025 г. N 370-р
План мероприятий на 2025-2030 годы (II этап) по реализации
Основ государственной политики Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций на период до 2030 года на территории
Нижегородской области
Приоритетные направления и мероприятия по реализации ОГП РФ | Мероприятия ИО НО и организаций НО по реализации приоритетных направлений ОГП РФ | Срок исполнения | Ответственный(е) исполнитель(и) | Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Совершенствование деятельности органов управления и сил ТП НО РСЧС | ||||
1. Повышение эффективности управления рисками в ЧС с учетом современных угроз природного, техногенного и иного характера
| 1.1. Внедрение в оперативную деятельность технологий управления рисками возникновения ЧС, методов предупреждения, в том числе с использованием технологий обработки больших объемов информационных данных | 2025-2030 годы | МРБ НО, Минцифры НО, ГУ МЧС
| Разработка распорядительных, методических и нормативно-технических документов в области управления рисками и предупреждения ЧС (в рамках компетенции) |
| 1.2. Модернизация системы органов управления ТП РСЧС в части, касающейся оснащения пункта управления современной техникой и оборудованием для своевременного выполнения задач и функций по предупреждению и ликвидации ЧС | 2025-2030 годы | МРБ НО, Минцифры НО, Минпромторг НО, ГУ МЧС, ОМСУ НО, ЕДДС | Обновление и импортозамещение оснащения пункта управления |
2. Совершенствование структуры организации органов управления и сил ТП РСЧС и их материально-технического оснащения, а также обеспечение необходимого уровня готовности и эффективности их деятельности | Совершенствование организационной структуры органов управления и сил ТП РСЧС в части, касающейся повышения эффективности управления рисками в ЧС | 2025-2030 годы | МРБ НО, ГУ МЧС, ОМСУ НО | Анализ и актуализация (при необходимости) установленных полномочий и компетенций ИО НО и ОМСУ НО, участвующих в деятельности ТП РСЧС |
3. Повышение эффективности и организации функционирования ТП РСЧС | Уточнение (корректировка) функций и задач ТП РСЧС | 2025-2030 годы | МРБ НО, ГУ МЧС | Повышение уровня реагирования ТП РСЧС на ЧС, снижение числа погибших и пострадавших при ЧС, а также размеров материального ущерба |
4. Применение систем дистанционного мониторинга ЧС, в том числе с использованием космических аппаратов | 4.1. Мониторинг готовности сил и средств ИО НО и организаций НО, обеспечивающих функционирование ТП РСЧС, к оперативному реагированию в паводкоопасный период и пожароопасный сезон, а также при ЧС техногенного характера | 2025-2030 годы | МРБ НО, Минэкологии НО, МинлесхозНО, ГУ МЧС, ОМСУ НО | Проведение мероприятий по обеспечению готовности сил и средств ИО НО, ОМСУ НО и организаций НО, обеспечивающих функционирование сил и средств наблюдения и контроля ТП РСЧС к реагированию на ЧС. Проведение тактических и специальных учений, командно-штабных учений и командно-штабных тренировок органов управления, сил и средств ТП РСЧС |
| 4.2. Развитие системы видеомониторинга лесных пожаров | 2025-2026 годы | Минлесхоз НО | Обеспечение раннего обнаружения лесных пожаров. Минимизация затрат времени на обнаружение лесных пожаров |
| 4.3. Развитие региональной сети мониторинга водных объектов территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды | 2025-2026 годы | Минэкологии НО, ОМСУ НО | Обеспечение раннего обнаружения загрязнения и повышения уровня поверхностных вод |
| 4.4. Формирование территориальной системы мониторинга качественного состава атмосферного воздуха в Нижегородской области |
|
| Проведение лабораторного контроля состояния атмосферного воздуха с целью выявления источников залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, их пресечение и недопущение снижения качества атмосферного воздуха в НО |
5. Повышение уровня защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов, расположенных на территории НО при ЧС | Реализация комплекса мер, направленных на снижение числа бесхозяйных ГТС, в целях уменьшения риска возникновения ЧС
| 2025-2026 годы | Минэкологии НО, ОМСУ НО | Снижение числа бесхозяйных ГТС на территории НО |
6. Совершенствование организации подготовки населения в области защиты населения от ЧС с использованием современных методик и технических средств обучения | 6.1. Актуализация примерных программ получения дополнительного профессионального образования в области защиты от ЧС различных групп обучаемых с учетом современных рисков. Развитие форм подготовки различных групп населения с учетом использования современных технологий и технических средств обеспечения учебного процесса | IV квартал 2026 года (после внесения изменений в нормативные правовые акты на федеральном уровне) | МРБ НО, Минобр НО, Минздрав НО, ОМСУ НО | Корректировка (актуализация) примерных программ получения дополнительного профессионального образования в области защиты от ЧС различных групп обучаемых |
| 6.2. Внедрение новых методов, пропагандистской, образовательной и информационной работы с населением по вопросам защиты от ЧС | 2025-2030 годы | МРБ НО, Минздрав НО, Минобр НО, ОМСУ НО | Совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы оказания первой помощи пострадавшим в результате ЧС (в рамках компетенции). Создание единой системы обучения оказания первой помощи при ЧС |
| 6.3. Реализация программ подготовки специалистов (должностных лиц) в области защиты от ЧС, в том числе с использованием методов дистанционного обучения | 2025-2030 годы | МРБ НО, ОМСУ НО | Осуществление подготовки специалистов (должностных лиц), посредством программ курсового обучения, в том числе с использованием методов дистанционного обучения |
| 6.4. Совершенствование программ подготовки работающего населения в организациях НО | 2025-2030 годы | МРБ НО, ОМСУ НО | Осуществление совершенствования проведения вводных инструктажей по месту работы, в том числе на критически важных объектах и потенциально опасных объектах |
| 6.5. Организация и проведение региональных соревнований "Школа безопасности" (школьные, муниципальные, региональные, в рамках проведения областных соревнований "Зарница 2.0" и профильной смены "Школа безопасности", участие в межрегиональных, всероссийских соревнованиях | 2025-2030 годы | Минобр НО, ГУ МЧС, ОМСУ НО | Формирование у детей и молодежи представления о безопасном образе жизни, реализации мер, направленных на освоение навыков поведения в опасных, экстремальных и ЧС, обучение безопасному поведению в быту, на объектах инфраструктуры, на природе, на дороге и на транспорте |
| 6.7. Организация и проведение областных конкурсов "Учитель года по курсу "Основы безопасности и защиты Родины" и "Преподаватель года по дисциплине "Основы безопасности и защиты Родины" |
|
|
|
7. Развитие систем информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении ЧС | 7.1. Внедрение в практику информационно-консультационных услуг для населения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности | 2025-2030 годы | МРБ НО, Мининформ НО, Пресс-служба Правительства НО, ГУ МЧС, ОМСУ НО | Повышение уровня знаний населения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС и безопасности жизнедеятельности |
| 7.2. Развитие средств и способов доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации
| 2025-2030 годы | МРБ НО, Минцифры НО, ГУ МЧС, ОМСУ НО | Использование новых технологий и сервисов в области доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации при ЧС |
| 7.3. Использование мобильного приложения "МЧС России" для доведения до населения НО экстренной информации об угрозе возникновения и (или) возникновении ЧС |
|
|
|
II. Внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения НО | ||||
8. Повышение готовности органов управления и сил ТП РСЧС к действиям по ликвидации последствий ЧС на автомобильном транспорте, в том числе при ДТП | Развитие технологий и методов проведения АСР, разработка новых аварийно-спасательных инструментов с учетом особенностей автотранспорта на альтернативных источниках энергии | IV квартал 2030 года | МРБ НО, ГУ МЧС, ОМСУ НО | Разработка и внедрение современных технологий и методик проведения АСР и АСДНР, повышение технической оснащенности реагирующих подразделений - АСФ (АСО), ПАСФ НО современными аварийно-спасательными инструментами и техникой |
III. Повышение уровня защиты населения НО от ЧС и внедрение современных технологий и методов при проведении АСР и АСДНР | ||||
9. Планирование и проведение мероприятий, направленных на повышение уровня защиты населения и территорий от ЧС | 9.1. Проведение мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности русел рек, а также на берегоукрепление и поддержания работоспособности ГТС | 2025-2030 годы | Минэкологии НО, ОМСУ НО | Снижение вероятности негативного воздействия вод и возникновения ЧС, обусловленных высоким уровнем воды |
| 9.2. Проведение мероприятий по хранению, своевременному накоплению, освежению и поддержанию в постоянной готовности к использованию РМР для предупреждения и ликвидации ЧС и первоочередного жизнеобеспечения населения | 2025-2030 годы | МРБ НО, Минстрой НО, Минпромторг НО, Минэнергетики и ЖКХ НО, Минздрав НО, ОМСУ НО | Поддержание наличия РМР для ликвидации ЧС на уровне не ниже 85% от планируемого объема |
| 9.3. Расширение объемов и номенклатуры РМР для предупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, первоочередного жизнеобеспечения населения на территории НО |
|
|
|
10. Внедрение современных средств индивидуальной и коллективной защиты, усовершенствованных технологий ведения АСР и АСДНР, новых методов организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате ЧС | Увеличение доли современных образцов техники и вооружения, находящихся на оснащении АСФ (АСО) и ПАСФ НО | 2025-2030 годы | МРБ НО, Минпромторг НО, ОМСУ НО | Переоснащение реагирующих подразделений АСФ (АСО) и ПАСФ НО современными аварийно-спасательными инструментами и техникой |
11. Внедрение современных средств радиационной, химической, биологической защиты для ведения мониторинга обстановки, дегазации, дезактивации и дезинфекции при проведении АСР, АСДНР и специальных работ | 1. Расширение возможностей АСФ (АСО) и ПАСФ НО для ведения мониторинга и проведения АСР, АСДНР и специальных работ в условиях радиационного, химического, биологического заражения (загрязнения) | IV квартал 2030 года | МРБ НО, Минпромторг НО, ОМСУ НО | Оснащение АСФ (АСО) и ПАСФ НО современными средствами радиационной, химической, биологической защиты |
| 2. Расширение объемов номенклатуры и норм обеспеченности подразделений АСФ (АСО) и ПАСФ НО для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера на территории НО | 2025-2030 годы |
|
|
IV. Внедрение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера | ||||
12. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска
| Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2021 г. N 835 "Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
| 2025-2030 годы
| МРБ НО
| Отнесение к определенной категории риска деятельности всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих региональному государственному надзору в области защиты населения и территорий от ЧС |
13. Формирование перечней объектов регионального государственного надзоров в зависимости от присвоенных категорий риска и классов (категорий) опасности
| Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к определенной категории риска, в перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в рамках регионального государственного надзора
| 2025-2030 годы
| МРБ НО | Размещение и поддержание в актуальном состоянии на официальном сайте информации, содержащейся в перечнях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в рамках регионального государственного надзора |
V. Совершенствование нормативной правовой базы НО в области защиты населения и территорий от ЧС | ||||
14. Формирование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях единых подходов к мероприятиям, включенным в документы стратегического планирования по защите населения и территорий от ЧС
| Участие (в рамках компетенции) в актуализации отдельных законодательных актов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС | 2025-2030 годы (в рамках реагирования на внесения изменений в законодательные акты на федеральном уровне) | МРБ НО, ГУ МЧС, ОМСУ НО | Внесение в законодательные акты Российской Федерации изменений, касающихся формирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях единых подходов к мероприятиям по защите населения и территорий от ЧС |
15. Разработка нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от ЧС | Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой (муниципальной правовой), методической и нормативно-технической базы в области защиты населения и территорий от ЧС
| 2025-2030 годы | МРБ НО, ГУ МЧС, ОМСУ НО | Разработка нормативных (муниципальных) правовых актов, методических и нормативно-технических документов (в рамках компетенции), регулирующих отношения в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе ежегодных (сезонных, операционных, по учению и т.д.) |
VI. Оценка результатов деятельности и контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Планом по реализации "Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС на 2025-2030 годы (II этап)" | ||||
16. Осуществление контроля реализации мероприятий, предусмотренных Планом ОГП НО (II этап) | Проведение ИО НО, ОМСУ НО и организациями НО анализа выполнения мероприятий, предусмотренных Планом ОГП НО (II этап) | 20 января 20 июля, в период 2025-2030 годов | МРБ НО, ГУ МЧС, ОМСУ НО | Своевременное предоставление в МЧС России информационно-отчетных материалов о ходе и результатах выполнения мероприятий, предусмотренных Планом ОГП НО (II этап) |
Перечень условных сокращений и обозначений, используемых в тексте
Принятое сокращение (обозначение) | Полное наименование значения |
АСДНР | Аварийно-спасательные и другие необходимые работы по предупреждению и ликвидации ЧС |
АСР | Аварийно-спасательные работы, проводимые при пожарах, авариях, катастрофах и ЧС специально уполномоченными силами и средствами |
АСФ (АСО) | Аварийно-спасательные формирования, аварийно-спасательные отряды Нижегородской области |
ГО | Гражданская оборона |
ГТС | Гидротехнические сооружения |
ГУ МЧС | Главное управление МЧС России по Нижегородской области |
ДТП | Дорожно-транспортное происшествие |
ЕДДС | Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Нижегородской области |
ИО НО | Исполнительные органы Нижегородской области, уполномоченные или входящие в органы, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС |
Минздрав НО | Министерство здравоохранения Нижегородской области. При исполнении пунктов Плана учитывается государственное казенное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский территориальный Центр медицины катастроф" |
Мининформ НО | Министерство информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области. При исполнении пунктов Плана учитывается ГКУ НО "Пресс-служба Правительства Нижегородской области" (Пресс-служба Правительства НО) |
Минлесхоз НО | Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области. При исполнении пунктов Плана учитываются все органы управления, силы и средства, относящиеся к подведомственным учреждениям и территориальным подразделениям |
Минобр НО | Министерство образования и науки Нижегородской области. При исполнении пунктов Плана учитываются все учреждения и организации, относящиеся к подведомственным министерству |
Минпромторг НО | Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
Минстрой НО | Министерство строительства Нижегородской области |
Минцифры НО | Министерство цифрового развития и связи Нижегородской области. При исполнении пунктов Плана учитываются все учреждения, относящиеся к подведомственным министерству |
Минэнергетики и ЖКХ НО | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. При исполнении пунктов Плана учитываются все учреждения, относящиеся к подведомственным министерству |
Минэкологии НО | Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. При исполнении пунктов Плана учитываются органы управления, силы и средства учреждений, относящиеся к подведомственным министерству |
МРБ НО | Министерство региональной безопасности Нижегородской области. При исполнении пунктов Плана учитываются все органы управления, силы и средства, относящиеся к подведомственным министерству государственным казенным/бюджетным учреждениям НО (далее соответственно - ГКУ НО, ГБУ НО): ГКУ НО "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области"; государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Центр подготовки спасателей Нижегородской области"; ГКУ НО "Безопасный регион"; государственная бюджетная образовательная организация дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И.Чуйкова" |
НО | Нижегородская область |
ОГП РФ | Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
ОМСУ НО | Органы местного самоуправления Нижегородской области, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Организации НО | Организации на территории Нижегородской области, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляющие, в том числе, мероприятия в области ГО, защиты населения от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, входящие в состав функциональной и территориальной подсистемы Нижегородской области РСЧС |
ПАСФ НО | Профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) на территории Нижегородской области |
План ОГП НО (II этап) | План мероприятий на 2025-2030 годы (II этап) по реализации "Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года на территории Нижегородской области" |
РМР | Резервы материальных ресурсов, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения аварийно-спасательных и других необходимых работ |
РСЧС | Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
РФ | Российская Федерация |
ТП РСЧС | Территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
ЧС | Чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера |