Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Нижегородской области от 26.10.1995 N 16-З "О пожарной безопасности"

 

26 октября 1995 года

N 16-З

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Принят

Законодательным Собранием

17 октября 1995 года

 

Настоящий Закон является, согласно статье 2 Федерального закона "О пожарной безопасности", составной частью Законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Он, развивая и конкретизируя некоторые положения Федерального закона, создает необходимые условия для успешной реализации его в Нижегородской области, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Нижегородской области, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основы правового регулирования в области пожарной безопасности

 

Правовое регулирование в области пожарной безопасности в Нижегородской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", иными актами Федеральных органов государственной власти, а также Уставом Нижегородской области, настоящим Законом области и нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Не отраженные в настоящем Законе нормы Федерального закона "О пожарной безопасности" имеют прямое действие на территории Нижегородской области.

Настоящий Закон имеет прямое действие и подлежит исполнению на всей территории Нижегородской области.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут принимать в соответствии с действующим законодательством решения в области пожарной безопасности, которые не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий закон области, обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности), по согласованию с органами государственного пожарного надзора.

 

Глава 2. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

 

Статья 2. Виды и основные задачи пожарной охраны

 

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

1) государственная противопожарная служба;

2) муниципальная пожарная охрана;

3) ведомственная пожарная охрана;

4) добровольная пожарная охрана;

5) частная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

1) организация и осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

3) организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

На основании Федерального закона организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Статья 3. Противопожарная служба Нижегородской области

 

Противопожарная служба Нижегородской области (далее - противопожарная служба области) входит в состав Государственной противопожарной службы.

Противопожарная служба области является структурным подразделением государственного казенного учреждения Нижегородской области, подведомственного органу исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченному Правительством Нижегородской области, и включает в себя отряды и пожарные части противопожарной службы области.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности противопожарной службы области определяются положением о противопожарной службе области, утверждаемым Правительством Нижегородской области.

 

Статья 3.1. Личный состав противопожарной службы области

 

Личный состав противопожарной службы области состоит из лиц, не имеющих специальных званий (далее - работники).

В противопожарную службу области принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав противопожарной службы области.

На работников противопожарной службы области распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

 

Статья 4. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы области

 

Работники противопожарной службы области и члены их семей находятся под защитой государства. На работников противопожарной службы области распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Личный состав противопожарной службы области, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона.

Работникам противопожарной службы области, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

Работникам противопожарной службы области, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти Нижегородской области, пенсия по старости устанавливается по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

В случае гибели работника противопожарной службы области при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

На личный состав противопожарной службы области, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.

Органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Законом, гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы области.

 

Статья 5. Добровольная пожарная охрана

 

1. Добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных определяются Федеральным законом от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".

2. Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

3. Добровольные пожарные, активно участвующие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, могут быть представлены в установленном порядке к государственным наградам Российской Федерации, наградам Нижегородской области, муниципальных образований Нижегородской области.

 

             1

    Статья  5 .  Гарантии  социальной  защиты добровольных пожарных, членов

семей добровольных пожарных и членов семей работников добровольной пожарной

охраны

 

1. В случае причинения вреда здоровью добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного при его привлечении органами государственной власти Нижегородской области к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах, исключающего для него возможность дальнейшей деятельности по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в составе добровольной пожарной охраны, ему выплачивается единовременное пособие в размере 30 тысяч рублей.

2. В случае гибели (смерти) добровольного пожарного или работника добровольной пожарной охраны, наступившей при исполнении ими своих обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного ими при исполнении своих обязанностей при привлечении их органами государственной власти Нижегородской области к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах, членам их семей в равных долях выплачивается единовременное пособие в размере 50 тысяч рублей.

В целях настоящего Закона членами семьи добровольного пожарного или работника добровольной пожарной охраны, имеющими право на получение единовременного пособия, признаются его супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с добровольным пожарным или работником добровольной пожарной охраны, родители, дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

3. Добровольным пожарным, использующим для исполнения обязанностей добровольного пожарного личный транспорт, ежегодно выплачивается денежная компенсация в размере 1000 рублей.

4. Право на гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Нижегородской области.

5. Порядок предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящей статьей, определяется Правительством Нижегородской области.

 

Статья 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности

 

    Финансовое   обеспечение   деятельности  подразделений  противопожарной

службы  области,  созданных  органами  государственной власти Нижегородской

области,   социальных   гарантий   и   компенсаций   личному  составу  этих

подразделений  в  соответствии с законодательством Нижегородской области, а

также  гарантий  и  компенсаций  добровольных  пожарных,  членов их семей и

членов  семей  работников  добровольной  пожарной  охраны,  предусмотренных

           1

статьей   5   настоящего   Закона,   является    расходным   обязательством

Нижегородской  области, за исключением подразделений противопожарной службы

области, указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона.

Финансирование деятельности подразделений противопожарной службы области, указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области осуществляется по соглашению с органом, уполномоченным Правительством Нижегородской области, за счет средств охраняемых объектов.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации является расходным обязательством муниципального образования.

Материально-техническое обеспечение противопожарной службы области осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Нижегородской области.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной и частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется их учредителями за счет собственных средств.

    Финансовое    и    материально-техническое   обеспечение   деятельности

добровольной  пожарной  охраны,  а  также финансовое обеспечение социальных

гарантий  и  компенсаций  добровольным  пожарным, за исключением гарантий и

                                      1

компенсаций, предусмотренных статьей 5  настоящего Закона, осуществляется в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

Имущество противопожарной службы области и муниципальной пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит приватизации.

Органы местного самоуправления по представлению противопожарной службы области подтверждают статус служебного жилого фонда противопожарной службы области. Собственник обязан согласовывать вопросы изменения статуса служебного жилья, расположенного в зданиях пожарного депо, с противопожарной службой области.

 

Статья 7. Утратила силу. - Закон Нижегородской области от 02.08.2007 N 94-З.

 

Статья 8 - 9. Утратили силу. - Закон Нижегородской области от 30.08.2011 N 116-З.

 

Статья 9.1. Страховые гарантии работникам противопожарной службы области

 

1. Работники противопожарной службы области подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств областного бюджета. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования работников устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законодательными актами Нижегородской области.

Объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье работников противопожарной службы области.

Страховщиками по обязательному государственному личному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователем договоры обязательного государственного личного страхования (далее - договор страхования).

Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Страхователем по обязательному государственному личному страхованию работников противопожарной службы области выступает орган исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области.

Застрахованными по обязательному государственному личному страхованию (далее - застрахованные лица) являются работники противопожарной службы области.

2. В случае гибели (смерти) работников противопожарной службы области, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы области, выгодоприобретателям выплачивается единовременное пособие в размере 3000000 рублей в равных долях с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

3. При досрочном увольнении работников противопожарной службы области в связи с признанием их негодности к работе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 2000000 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

4. Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного личного страхования (далее - страховые случаи), с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы, являются:

1) гибель (смерть) застрахованного лица при исполнении служебных обязанностей;

2) установление застрахованному лицу инвалидности в период исполнения служебных обязанностей;

3) получение застрахованным лицом при исполнении служебных обязанностей тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).

5. Размеры страховых сумм, подлежащих выплате работникам противопожарной службы области, а в случае их гибели (смерти) - выгодоприобретателям, определяются исходя из соответствующих окладов, установленных на день произведения выплаты.

6. Страховые суммы работникам противопожарной службы области или выгодоприобретателям при наступлении страховых случаев подлежат выплате в следующих размерах:

1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, - 25 окладов каждому выгодоприобретателю;

2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 4 настоящей статьи:

а) инвалиду I группы - 75 окладов;

б) инвалиду II группы - 50 окладов;

в) инвалиду III группы - 25 окладов;

3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 4 настоящей статьи:

а) при получении тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 10 окладов;

б) при получении легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов.

7. Выгодоприобретателями по обязательному государственному личному страхованию помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются:

1) супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ней (с ним);

2) родители (усыновители) застрахованного лица;

3) дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, - до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;

4) дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет;

5) отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет;

6) подопечные застрахованного лица.

8. Убытки, причиненные работникам противопожарной службы области, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Договор страхования заключается в письменной форме на один год. Порядок пролонгации действия указанного договора оговаривается при его заключении.

Договор страхования включает соглашение о застрахованных лицах, об обязательствах и ответственности страхователя и страховщика, о сроках и порядке уплаты страховой премии (страховых взносов), перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю).

 

Статья 9.2. Страховые гарантии работникам и добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны

 

1. Работники и добровольные пожарные территориальных подразделений добровольной пожарной охраны, привлекаемые органами государственной власти Нижегородской области к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасении людей и имущества при пожарах и оказании первой помощи пострадавшим, подлежат личному страхованию на период исполнения ими своих обязанностей за счет средств областного бюджета, выделяемых органу исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченному Правительством Нижегородской области.

Объектами личного страхования являются жизнь и здоровье работников и добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны.

2. Страховыми случаями личного страхования работников и добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны являются:

1) гибель (смерть), наступившая при исполнении обязанностей, связанных с участием в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасении людей и имущества при пожарах и оказании первой помощи пострадавшим, либо вследствие увечья или заболевания, полученных при исполнении указанных обязанностей;

2) установление инвалидности вследствие увечья или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей, связанных с участием в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасении людей и имущества при пожарах и оказании первой помощи пострадавшим;

3) причинение иного вреда здоровью - тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - при исполнении обязанностей, связанных с участием в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасении людей и имущества при пожарах и оказании первой помощи пострадавшим.

3. Выплаты страховых сумм осуществляются единовременно в следующих размерах:

1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 2 настоящей статьи, - 150000 рублей;

2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 настоящей статьи:

а) инвалиду I группы - 100000 рублей;

б) инвалиду II группы - 75000 рублей;

в) инвалиду III группы - 50000 рублей;

3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, - 25000 рублей.

4. Выгодоприобретателями по обязательному государственному личному страхованию работников и добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются:

1) супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ней (с ним);

2) родители (усыновители) застрахованного лица;

3) дети, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, - до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;

4) дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет;

5) отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет;

6) подопечные застрахованного лица.

5. Порядок личного страхования работников и добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны, привлекаемых органами государственной власти Нижегородской области к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасении людей и имущества при пожарах и оказании первой помощи пострадавшим, на период исполнения ими своих обязанностей определяется Правительством Нижегородской области.

 

Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 10. Утратила силу. - Закон Нижегородской области от 02.12.2015 N 161-З

 

Статья 11. Меры пожарной безопасности

 

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества, государства и природной среды от пожаров и их последствий.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, правами, обязанностями.

Меры пожарной безопасности на территории Нижегородской области разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

 

Статья 11.1. Профилактика пожаров

 

1. Профилактика пожаров - это совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и, как следствие, возникновения угрозы жизни и здоровья людей, а также на ограничение последствий пожаров.

Профилактика пожаров на территории Нижегородской области осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления в границах населенных пунктов, руководителями организаций и гражданами в соответствии с действующим законодательством.

2. Угроза жизни и здоровью людей, применительно к законодательству о пожарной безопасности, представляет собой несоблюдение требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности, нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами, техническими регламентами при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении, а также несоблюдение требований эксплуатации производственных участков, агрегатов, объектов, зданий и сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ) и оказания услуг, которое в случае возникновения пожара может привести к физическому вреду, влекущему за собой гибель (смерть), увечье и иное повреждение здоровья, постоянную или временную утрату трудоспособности.

3. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

4. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в профилактике пожаров и борьбе с ними.

 

Статья 12. Деятельность в области пожарной безопасности

 

Деятельность в области пожарной безопасности осуществляется в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях предупреждения и тушения пожаров.

На территории Нижегородской области применяется перечень видов деятельности в области пожарной безопасности, установленный статьей 24 Федерального закона "О пожарной безопасности".

 

Статья 13. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

 

Противопожарная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, проведения тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.

Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Закон Нижегородской области от 11.08.2021 N 82-З.

В образовательных организациях проводится обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере образования, и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 14. Исключена. - Закон Нижегородской области от 14.04.2003 N 25-З.

 

Статья 15. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

 

Организация тушения пожаров представляет собой совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, а также участие в проведении работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обороны совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, и другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на организацию проведения указанных работ, оказании помощи в реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, выполнение взрывных работ в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с федеральным законодательством при тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с федеральным законодательством дислокация подразделений пожарной охраны на территории Нижегородской области определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских населенных пунктах не должно превышать 10 минут, а в сельских населенных пунктах - 20 минут.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

1) проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

2) создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

3) использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

4) ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

5) охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

6) эвакуация людей и имущества с места пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, оказание первой помощи;

7) приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, производит расстановку прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, включая руководителя тушения пожара, привлекаемый к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Личный состав пожарной охраны, включая руководителя тушения пожара, привлекаемый к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения пожара или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

              1

    Статья  15 .  Реализация  мер  пожарной  безопасности в лесах и тушение

лесных пожаров

 

Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности" и положениями настоящей статьи.

Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров.

Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.

Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара.

Лица, осуществлявшие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, осуществлявшие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения лесного пожара или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

             2

    Статья 15 . Особый противопожарный режим

 

В случае повышения пожарной опасности решением Правительства Нижегородской области или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

 

             3

    Статья 15 . Пожарно-спасательные гарнизоны

 

Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

В территориальный пожарно-спасательный гарнизон объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории Нижегородской области.

В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях одного или нескольких граничащих между собой муниципальных округов, городских округов.

Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:

территориального пожарно-спасательного гарнизона - руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Нижегородской области;

местного пожарно-спасательного гарнизона - начальник расположенного на территории муниципального образования подразделения Государственной противопожарной службы, к функциям которого отнесены профилактика и тушение пожаров.

Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов и начальники таких гарнизонов утверждаются руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Нижегородской области.

В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В СИСТЕМЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 16. Полномочия органов государственной власти Нижегородской области в области пожарной безопасности

 

К полномочиям органов государственной власти Нижегородской области в области пожарной безопасности относятся:

1) нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

2) организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

3) разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

4) организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

5) разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;

6) осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними;

7) осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области, и членов их семей;

8) создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета (минимальная численность устанавливается из расчета одна единица личного состава на каждые 650 человек населения);

9) организация тушения пожаров силами государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

10) утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета;

11) утратил силу. - Закон Нижегородской области от 11.08.2021 N 82-З.

12) организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Нижегородской области, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

13) осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств Нижегородской области, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;

14) утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров;

15) утверждение порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются нормативными правовыми актами Нижегородской области.

 

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

1) создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

2) создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

3) оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

4) организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

5) принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

6) включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий муниципальных и городских округов;

7) оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

8) установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

1) создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

2) включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий муниципальных и городских округов;

3) оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

4) установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

     1

    2 . Утратила силу. - Закон Нижегородской области от 01.03.2023 N 29-З.

3. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности муниципальных округов, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

 

Статья 18. Ответственность за исполнение закона

 

Ответственность за реализацию требований настоящего закона на территории области возлагается на всех должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, руководителей предприятий и собственников имущества, граждан и лиц без гражданства.

Нормы настоящего закона являются составной частью требований пожарной безопасности на территории Нижегородской области.

 

Статья 19. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

 

Собственники имущества, руководители органов исполнительной власти Нижегородской области, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Нижегородские Новости".

Абзац исключен. - Закон Нижегородской области от 31.12.2004 N 172-З.

 

Председатель Собрания

А.А.КОЗЕРАДСКИЙ

 

Губернатор области

Б.Е.НЕМЦОВ

Нижний Новгород

26 октября 1995 года

N 16-З

Закон Нижегородской области "О пожарной безопасности" от 26.10.1995 N 16-З