Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Нижегородской области от 28.03.2002 N 16-З "О профилактике наркомании и токсикомании"

 

28 марта 2002 года

N 16-З

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

 

Принят

Законодательным Собранием

28 февраля 2002 года

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера действия и цель настоящего Закона

 

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании (далее - профилактика наркомании и токсикомании), организации лечения, социальной и психологической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями, имеет целью предотвращение незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Нижегородской области (далее - область), а также сокращение числа больных наркоманией и токсикоманией и связанных с ними правонарушений.

 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие понятия:

наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;

наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;

психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;

растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее - наркосодержащие растения) - растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;

токсикомания - болезненное состояние, характеризующееся влечением и привыканием к приему лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим согласно Единой конвенции о наркотических средствах (1961), Конвенции о психотропных веществах (1971), сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и физической зависимости;

аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ без назначения врача;

группа риска - группа лиц с аддиктивным поведением;

социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде;

девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых стандартов, обусловленное психическим заболеванием или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как конфликтное;

ремиссия - ослабление явлений болезни.

 

Статья 3. Задачи настоящего Закона

 

Задачами настоящего Закона являются:

1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц области в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) определение основных направлений правового регулирования отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

3) создание организационно - правового механизма, обеспечивающего прекращение роста незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ, а также пресечение роста незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в области.

 

Статья 4. Основные направления государственного регулирования в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Основными направлениями государственного регулирования в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) информирование населения о причинах возникновения наркомании, пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании;

2) охрана физического и психического здоровья человека;

3) создание правовых гарантий для системы профилактики наркомании и токсикомании;

4) определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц области в сфере профилактики наркомании и токсикомании; правовое регулирование отношений в данной области;

5) создание для граждан, употребляющих наркотические, токсические средства и психотропные вещества, условий для коррекции и социальной адаптации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;

6) дополнительное профессиональное образование специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

7) обеспечение бюджетного финансирования на осуществление мер, направленных на профилактику наркомании и токсикомании.

 

Статья 5. Профилактика наркомании и токсикомании

 

1. Профилактика наркомании и токсикомании - система комплексных мер, направленных на предотвращение появления причин, прекращение роста и снижение уровня незаконного потребления наркотических, токсических средств, наркосодержащих растений, психотропных веществ лицами, проживающими на территории области; предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические, токсические средства, наркосодержащие растения и психотропные вещества, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи; осуществление государственного контроля за изготовлением, хранением, транспортировкой, реализацией, использованием, назначением и уничтожением наркотических средств, наркосодержащих растений и психотропных веществ, пресечение их незаконного оборота на территории области.

2. Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) лица, не имеющие опыта аддиктивного поведения, в том числе несовершеннолетние;

2) граждане, склонные к аддиктивному поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах внутренних дел как потребители наркотических, токсических средств и психотропных веществ;

3) организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением, реализацией, использованием, назначением и уничтожением наркотических средств, наркосодержащих растений и психотропных веществ в соответствии с федеральным законодательством;

4) граждане, причастные к незаконным операциям с наркотическими средствами, наркосодержащими растениями и психотропными веществами;

5) граждане, употребляющие наркотические средства и состоящие на диспансерном учете в наркологических учреждениях.

3. Система профилактики наркомании и токсикомании включает:

1) разработку и реализацию государственных программ области в сфере профилактики наркомании и токсикомании, муниципальных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности области, в том числе общественных объединений, по профилактике наркомании и токсикомании.

 

            1

    Статья 5 . Мониторинг наркоситуации в области

 

1. Под мониторингом наркоситуации понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

2. Мониторинг наркоситуации в области осуществляется по итогам года. На основе результатов мониторинга антинаркотической комиссией области утверждается доклад о наркоситуации в области.

3. Порядок организации и осуществления мониторинга наркоситуации в области определяется положением, утвержденным указом Губернатора области.

 

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ,

ЗАДАЧИ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

 

Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания области в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

К полномочиям Законодательного Собрания области в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:

1) законодательное регулирование в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) контроль за исполнением законодательства области в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

3) утратил силу. - Закон Нижегородской области от 04.08.2010 N 112-З;

4) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.

 

Статья 7. Полномочия Правительства области в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

К полномочиям Правительства области в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:

1) организация исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах и настоящего Закона;

2) определение основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления области по профилактике наркомании и токсикомании в области;

3) разработка, утверждение и реализация государственных программ области, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

4) образование и обеспечение работы координационного органа по вопросам профилактики наркомании и токсикомании;

5) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;

6) организация дополнительного профессионального образования специалистов органов и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;

7) утратил силу. - Закон Нижегородской области от 26.12.2006 N 161-З;

8) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;

9) создание реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;

10) разработка и реализация мероприятий по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ, раннему выявлению больных наркоманией и токсикоманией и привлечению их к лечению;

      1

    10 )  определение   условий   проведения  профилактических  медицинских

осмотров  обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных

образовательных  организациях, а также образовательных организациях высшего

образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических

средств и психотропных веществ;

11) утратил силу. - Закон Нижегородской области от 26.12.2006 N 161-З;

12) поддержка органов местного самоуправления в спортивно - туристической и детско-юношеской работе;

13) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.

 

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

К компетенции органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) координация деятельности организаций, реализующих муниципальные программы, направленные на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

3) развитие социальной сферы: муниципального здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

4) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;

5) создание муниципальных организаций, осуществляющих профилактическую, коррекционную, воспитательную работу с гражданами, страдающими наркоманией и токсикоманией;

6) создание, поддержка и развитие системы специального и коррекционного образования, системы психологической реабилитации;

7) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;

8) создание муниципальных реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;

9) участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ;

10) обеспечение раннего выявления больных наркоманией и токсикоманией;

11) утратил силу. - Закон Нижегородской области от 09.08.2011 N 97-З;

12) утратил силу. - Закон Нижегородской области от 04.08.2005 N 97-З;

13) содействие разработке и внедрению новых эффективных методов лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией, а также использованию современных научных достижений в этой области;

14) создание и поддержка практической деятельности детско-юношеских и спортивно - туристических клубов по месту жительства;

      1

    14 )  оказание поддержки гражданам  и  их объединениям,  участвующим  в

охране общественного порядка;

15) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с компетенцией, определенной федеральным законодательством и законодательством области, уставами муниципальных образований.

 

            1

    Статья 8 . Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних.

 

Статья 9. Утратила силу. - Закон Нижегородской области от 05.11.2014 N 145-З.

 

Статья 10. Основные обязанности медицинских организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Основными обязанностями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения области (далее - медицинские организации области) в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании;

2) оказание специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи лицам, употребляющим наркотики с вредными последствиями, а также больным наркоманией;

3) оказание консультативной помощи родственникам больных наркоманией;

4) оказание консультативной, диагностической и экспертной помощи специалистам медицинских организаций области, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и токсикомании;

5) выявление, учет, обследование, наблюдение и лечение лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, а также больных наркоманией;

6) использование современных разрешенных средств и методов, научных достижений по диагностике, обследованию, лечению, медицинской реабилитации лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, а также больных наркоманией;

7) соблюдение норм и правил по хранению, рациональному назначению и использованию наркотических средств, наркосодержащих растений и психотропных веществ.

 

Статья 11. Основные обязанности образовательных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Основными обязанностями образовательных организаций в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании являются:

1) пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;

2) создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии и обучении в образовательных организациях;

3) обеспечение социально - психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;

4) оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, имеющим затруднения в воспитании детей;

5) обеспечение приоритета реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на социальную адаптацию и на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

6) выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования;

7) обучение социальных педагогов и школьных психологов методам профилактики наркомании и токсикомании;

8) обучение молодежи методам построения семейных отношений, исключающих мотивацию употребления наркотиков;

9) повышение роли физической культуры и спорта в образовательном процессе.

 

Статья 12. Основные обязанности организаций социального обслуживания в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Основными обязанностями организаций социального обслуживания в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществление социальной реабилитации этих лиц, оказание им необходимой помощи в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

2) предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;

3) определение формы социального обслуживания граждан и видов социальных услуг при наличии внутрисемейного конфликта с лицами с наркотической зависимостью.

 

Статья 13. Основные обязанности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Основными обязанностями специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, (социально - реабилитационных центров, социальных приютов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей) в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) выявление и устройство несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи со стороны государства;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, временного их проживания с полным государственным обеспечением, включая медицинское обслуживание, коммунальные услуги;

3) выявление и анализ причин, обусловивших безнадзорность, социальную дезадаптацию несовершеннолетних, внесение предложений по их устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;

4) обеспечение несовершеннолетних, имеющих различные формы дезадаптации, доступной, квалифицированной социальной, правовой, психологической, медицинской и педагогической помощью на основе программ социальной реабилитации, включающих профессионально - трудовые, учебные, культурные, спортивно - оздоровительные и иные мероприятия;

5) обеспечение воспитанникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, возможности медицинского обследования и обучения в образовательных организациях.

2. Основаниями помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) заявление несовершеннолетнего;

2) заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) направление комиссии по делам несовершеннолетних, организаций социального обслуживания, находящихся в ведении области, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел;

4) обращение органов внутренних дел и ходатайство иных органов и учреждений в порядке, определяемом федеральным законодательством.

3. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

4. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области.

 

Статья 14. Обязанности исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры, спорта и туризма по осуществлению мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления в области культуры, физической культуры, спорта и туризма в целях профилактики наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции оказывают содействие гражданам, в том числе несовершеннолетним: в удовлетворении их духовных потребностей, приобщении к ценностям отечественной и мировой культуры, в обеспечении досуга, отдыха, спорта и туризма, развитии творческих способностей и дарований, создании условий эстетического воспитания, в формировании у детей и подростков устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни.

 

Статья 15. Обязанности государственных и муниципальных учреждений молодежи в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Государственные и муниципальные учреждения молодежи в сфере профилактики наркомании и токсикомании осуществляют мероприятия по защите прав молодежи, организации занятости и досуга, предупреждению безнадзорности среди несовершеннолетних, предупреждению правонарушений и употребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ среди молодежи, оказывают социальную поддержку, проводят работу по развитию их творческих способностей.

2. Государственные и муниципальные учреждения молодежи (центры социального обслуживания молодежи, центры социально - психологической помощи молодежи, социальной службы для молодежи, подростково-молодежные клубы и центры, молодежные биржи труда и другие) создаются исполнительным органом государственной власти области и органами местного самоуправления.

 

Статья 16. Участие негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Участие негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании может проявляться в:

1) осуществлении нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения граждан, в том числе несовершеннолетних;

2) утверждении здорового образа жизни;

3) оказании помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

4) осуществлении социальной реабилитации и адаптации граждан, в том числе несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические средства и психотропные вещества;

5) взаимодействии с государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании.

2. Деятельность медицинских организаций частной системы здравоохранения (далее - частные медицинские организации), осуществляющих диагностику, обследование, консультирование, медицинскую реабилитацию граждан, злоупотребляющих наркотическими, токсическими средствами и психотропными веществами, в части методов, относящихся к медицинской деятельности, осуществляется на основании лицензии, выданной исполнительным органом государственной власти области в порядке, установленном Федеральным законом.

3. Деятельность частных медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию граждан, злоупотребляющих наркотическими, токсическими средствами и психотропными веществами, должна соответствовать государственным стандартам, которые определяют основные требования к качеству и объемам психолого-медико-педагогических услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.

 

Статья 17. Участие средств массовой информации в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Участие средств массовой информации в сфере профилактики наркомании и токсикомании осуществляется:

1) информационной поддержкой деятельности органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, органов внутренних дел, медицинских организаций, образовательных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) разработкой и реализацией долгосрочных редакционных планов пропаганды здорового образа жизни, популяризации позитивного опыта профилактической работы в группах риска и по социальной адаптации молодежи;

3) включением в сетку теле- и радиовещания и в тематические планы периодических изданий специальных передач, рубрик, подборок статей, ориентированных на информирование различных групп населения о проблемах борьбы с наркоманией;

4) в рамках социального заказа согласно Федеральному закону "О рекламе" в реализации грантов, участии в творческих конкурсах и других формах.

 

Глава III. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

 

Статья 18. Комплексная профилактика наркомании и токсикомании

 

Комплексная профилактика наркомании и токсикомании включает:

1) первичную профилактику, адресованную гражданам, не склонным к употреблению наркотических, токсических средств и психотропных веществ;

2) вторичную профилактику, адресованную гражданам, употребляющим наркотические, токсические средства и психотропные вещества, у которых еще не возникла зависимость от них, либо лицам с аддиктивным поведением;

3) третичную профилактику или комплексную реабилитацию лиц, прошедших курс лечения.

 

Статья 19. Первичная профилактика

 

1. Первичная профилактика включает обучение граждан, запрещение пропаганды наркотических средств, токсических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, способов и мест культивирования наркосодержащих растений, социальный менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию, информирование населения о причинах наркомании и токсикомании.

2. Обучение включает:

1) обучение граждан, в том числе несовершеннолетних, с согласия их родителей, по программам здорового образа жизни;

2) раннее воспитание у несовершеннолетних внутренней системы запретов на аддиктивное поведение, а также воспитание неаддиктивной системы получения удовольствий и снятия напряжения;

3) обучение родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся навыкам бесконфликтного общения с детьми;

4) обучение специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании навыкам раннего выявления аддиктивного поведения, проведение профилактических бесед и иные способы профилактической работы.

3. Запрещение пропаганды наркотических средств, токсических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, способов и мест культивирования наркосодержащих растений предполагает запреты на:

1) пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемую юридическими или физическими лицами и направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также пропаганду сведений об описании состояния наркотического и токсического опьянения;

2) производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях;

3) пропаганду каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, в том числе пропаганду использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.

4. Социальный менеджмент включает:

1) деятельность по созданию организаций молодежи, иных общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни, и обеспечение их развития;

2) деятельность по созданию зон досуговой жизнедеятельности несовершеннолетних (детские клубы и кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и другие); проведение молодежных и иных мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни;

3) деятельность по расширению социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.

 

Статья 20. Вторичная профилактика

 

1. Мероприятия вторичной профилактики предназначены для лиц, употребляющих наркотические, токсические средства и психотропные вещества, у которых еще не возникла зависимость от них, и лиц с аддиктивным поведением.

2. Цель вторичной профилактики - максимально сократить продолжительность воздействия наркотических, токсических средств и психотропных веществ на человека, ограничить степень вреда, наносимого их злоупотреблением как потребителю, так и окружающей его микросреде, предотвратить формирование хронического заболевания.

3. Задачи вторичной профилактики:

1) выявление граждан, склонных к употреблению наркотических, токсических средств и психотропных веществ, и лиц с аддиктивным поведением;

2) психологическое консультирование и психотерапия семей, входящих в группу риска, и лиц, склонных к употреблению наркотических, токсических средств и психотропных веществ;

3) поведенческая терапия граждан, в том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением;

4) психотерапия граждан, в том числе несовершеннолетних, с различными формами социальной дезадаптации;

5) психологическое консультирование и поддержка по телефону доверия граждан, в том числе несовершеннолетних, из групп риска.

 

Статья 21. Третичная профилактика

 

1. Реабилитация лиц, прошедших курс лечения, имеет целью возвращение им способности жить без наркотических, токсических средств и психотропных веществ.

2. Система реабилитационных мероприятий адресована гражданам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в ремиссии, но имеющим социальное окружение, провоцирующее аддиктивное поведение.

3. Реабилитация включает в себя:

1) медико-психологическую реабилитацию - систему медицинских и психологических мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических средств и психотропных веществ без физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость от наркотических, токсических средств и психотропных веществ, и направленных на формирование у граждан отказа от аддиктивного поведения;

2) социально - психологическую реабилитацию - систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических средств и психотропных веществ без выраженной психологической зависимости от них и направленных на удержание ремиссии, профилактику наркомании и токсикомании и формирование неаддиктивного социального окружения;

3) социальную реабилитацию - систему социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от физической и психологической зависимости от наркотических, токсических средств и психотропных веществ, и направленных на удержание неаддиктивного социального окружения.

 

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЛАСТИ ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ И БОРЬБЕ

С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

 

Статья 22. Формы реализации государственных программ области по противодействию наркомании, токсикомании и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, наркосодержащих растений и психотропных веществ

 

1. Реализация государственных программ области по противодействию наркомании, токсикомании и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, наркосодержащих растений и психотропных веществ осуществляется соответствующими органами и организациями в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, законодательством области, а также настоящим Законом.

2. Реализация государственных программ области производится посредством:

содействия организациям различных форм собственности, осуществляющим деятельность в области противодействия наркомании и токсикомании, в выполнении мероприятий, предусмотренных программами;

проведения с использованием всех видов средств массовой информации работы по формированию в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании;

участия в совершенствовании законодательства об ответственности за незаконное приобретение, хранение, потребление и распространение наркотических средств, наркосодержащих растений и психотропных веществ;

осуществления на конкурсной основе целевого финансирования из средств областного бюджета организаций, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании, в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период отдельной строкой на финансирование государственных программ области по противодействию наркомании, токсикомании и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, наркосодержащих растений и психотропных веществ.

 

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор области

Г.М.ХОДЫРЕВ

Нижний Новгород

28 марта 2002 года

N 16-З

Закон Нижегородской области "О профилактике наркомании и токсикомании" от 28.03.2002 N 16-З