Закон Нижегородской области от 25.12.2020 N 165-З "О развитии социального предпринимательства в Нижегородской области"
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 25 декабря 2020 г. N 165-З
О развитии социального предпринимательства
в Нижегородской области
(В редакции Закона Нижегородской области от 08.11.2021 г. N 128-З; от 10.04.2023 г. N 39-З; от 12.03.2024 г. N 9-З)
Принят Законодательным Собранием | 17 декабря 2020 года |
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления в сфере развития социального предпринимательства в Нижегородской области (далее также - область), устанавливает виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства на территории области.
Статья 2. Правовое регулирование в сфере развития социального предпринимательства
Правовое регулирование отношений в сфере развития социального предпринимательства в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, Законом области от 5 декабря 2008 года N 171-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области", настоящим Законом, другими законами области и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства на территории области, - деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства (далее - инфраструктура поддержки социальных предприятий), осуществляемая в целях развития социального предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) области и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие социального предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) области, муниципальные программы (подпрограммы));
2) социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 8 настоящего Закона;
3) социальное предприятие - субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.
Статья 4. Социальные предприятия области
К социальным предприятиям области относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории области субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере социального предпринимательства и включенные в перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия.
Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания области в сфере развития социального предпринимательства
К полномочиям Законодательного Собрания области относятся:
1) принятие законов в сфере развития социального предпринимательства;
2) осуществление контроля за исполнением настоящего Закона;
3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 6. Полномочия Правительства области в сфере развития социального предпринимательства
1. К полномочиям Правительства области относятся:
1) участие в осуществлении государственной политики в сфере развития социального предпринимательства;
2) реализация мероприятий государственных программ (подпрограмм) области, направленных на развитие социального предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) содействие развитию межрегионального сотрудничества социальных предприятий;
4) пропаганда и популяризация деятельности социальных предприятий за счет средств, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
5) поддержка муниципальных программ (подпрограмм);
6) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития социального предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития социального предпринимательства в области;
7) формирование инфраструктуры поддержки социальных предприятий в области и обеспечение ее деятельности;
8) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию социального предпринимательства на территориях муниципальных образований области;
9) формирование перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия;
10) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.
2. Правительство области определяет уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере развития социального предпринимательства (далее - уполномоченный орган).
3. Полномочия Правительства области, указанные в настоящей статье, осуществляются непосредственно Правительством области или уполномоченным органом.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере развития социального предпринимательства
1. В соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере развития социального предпринимательства относится создание на территории соответствующего муниципального образования условий для развития социального предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития социального предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития социального предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки социальных предприятий на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
2. Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия Нижегородской области в сфере развития социального предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и другими федеральными законами, могут оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, соответствующую одному или нескольким условиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона.
Статья 8. Условия оказания мер государственной поддержки социальным предприятиям
1. Государственная поддержка в формах, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона, оказывается социальным предприятиям, соответствующим одному или нескольким из следующих условий:
1) субъект малого или среднего предпринимательства обеспечивает занятость следующих категорий граждан при условии, что по итогам предыдущего календарного года среднесписочная численность лиц (среднесписочная численность лиц, увеличенная на единицу, в отношении индивидуальных предпринимателей, являющихся инвалидами), относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), среди работников субъекта малого или среднего предпринимательства (среди работников субъекта малого или среднего предпринимательства с учетом самого индивидуального предпринимателя в отношении индивидуальных предпринимателей, являющихся инвалидами) составляет не менее 50 процентов (но не менее двух лиц, относящихся к таким категориям), а доля расходов на оплату труда лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов: (В редакции Закона Нижегородской области от 10.04.2023 г. N 39-З)
1-1) субъект малого или среднего предпринимательства - индивидуальный предприниматель, являющийся инвалидом и осуществляющий предпринимательскую деятельность без привлечения работников; (Дополнен - Закон Нижегородской области от 10.04.2023 г. N 39-З)
а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
г) выпускники детских домов в возрасте до 23 лет;
д) лица, осужденные к лишению свободы (при условии наличия гражданско-правового договора субъекта малого или среднего предпринимательства с учреждением уголовно-исполнительной системы) и принудительным работам в период отбывания наказания, и лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость; (Подпункт в редакции Закона Нижегородской области от 08.11.2021 г. N 128-З)
е) беженцы и вынужденные переселенцы;
ж) малоимущие граждане;
з) лица без определенного места жительства и занятий;
и) граждане, не указанные в подпунктах "а" - "з" настоящего пункта, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;
к) лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года и (или) выполнявшие возложенные на них задачи на указанных территориях в период проведения специальной военной операции; (Дополнен - Закон Нижегородской области от 12.03.2024 г. N 9-З)
л) ветераны боевых действий; (Дополнен - Закон Нижегородской области от 12.03.2024 г. N 9-З)
2) субъект малого или среднего предпринимательства (за исключением субъекта малого или среднего предпринимательства, указанного в пункте 1 настоящей части) обеспечивает реализацию производимых гражданами из числа категорий, указанных в пункте 1 настоящей части, товаров (работ, услуг). При этом доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 50 процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, должна составлять не менее 50 процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год);
3) субъект малого или среднего предпринимательства осуществляет деятельность по производству товаров (работ, услуг), предназначенных для граждан из числа категорий, указанных в пункте 1 настоящей части, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможностей участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 50 процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее 50 процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год), в соответствии со следующими направлениями деятельности социальных предприятий:
а) деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности в быту;
б) деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
в) деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
г) деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;
д) деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;
е) деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
ж) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;
з) деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;
и) деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования;
к) деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации;
4) субъект малого или среднего предпринимательства осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества, при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 50 процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее 50 процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год), из числа следующих видов деятельности:
а) деятельность по оказанию психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;
б) деятельность по организации отдыха и оздоровления детей;
в) деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;
г) деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
д) деятельность по обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;
е) культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);
ж) деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
з) выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов;
и) деятельность по оказанию услуг, предусматривающих медико - социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в паллиативной помощи, включая организацию оказания паллиативной помощи и содействие ее оказанию;
к) деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
л) деятельность по оказанию инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, страдающим алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью, услуг, предметом которых является содействие в вовлечении указанных лиц в социальную активную деятельность.
м) деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы. Критерии отнесения деятельности, осуществляемой субъектами малого и среднего предпринимательства, к деятельности по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере печати, издательской и полиграфической деятельности. (Подпункт дополнен - Закон Нижегородской области от 08.11.2021 г. N 128-З)
2. Перечень документов, которые вместе с заявлением представляются в уполномоченный орган с целью признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями, а также коды видов экономической деятельности, соответствующие подпунктам "и"-"л" пункта 4 части 1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством области.
Статья 9. Виды, условия и порядок поддержки социальных предприятий в области
1. В соответствии с федеральным законодательством оказание поддержки социальным предприятиям может осуществляться в виде:
1) обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;
2) оказания финансовой поддержки социальным предприятиям (в том числе в рамках предоставления субсидий);
3) оказания имущественной поддержки социальным предприятиям (в том числе путем предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях);
4) оказания информационной поддержки социальным предприятиям;
5) оказания консультационной и методической поддержки социальным предприятиям (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг);
6) содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;
7) организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) реализации иных мер (мероприятий) по поддержке социальных предприятий, которые предусмотрены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами области, муниципальными правовыми актами.
2. Оказание поддержки социальным предприятиям осуществляется на условиях и в порядке, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства области, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в данной сфере правоотношений в целях реализации государственных программ (подпрограмм) области, муниципальных программ (подпрограмм).
Статья 10. Инфраструктура поддержки социальных предприятий
1. Оказание государственной поддержки социальным предприятиям осуществляется в виде обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий, в том числе создания центров инноваций социальной сферы, и обеспечения деятельности таких организаций.
2. Оказание финансовой поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки социальных предприятий, осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.
3. Оказание информационной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки социальных предприятий, осуществляется путем создания областных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечения их функционирования.
4. Оказание поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки социальных предприятий, осуществляется на условиях и в порядке, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства области, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в данной сфере правоотношений в целях реализации государственных программ (подпрограмм) области, муниципальных программ (подпрограмм).
Статья 11. Финансовая поддержка социальных предприятий
Оказание финансовой поддержки социальным предприятиям осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по их обязательствам.
Статья 12. Имущественная поддержка социальных предприятий
1. Оказание имущественной поддержки социальным предприятиям осуществляется в виде предоставления имущества, находящегося в государственной собственности области, в аренду на льготных условиях.
2. Порядок и условия предоставления в аренду социальным предприятиям имущества, находящегося в государственной собственности области, устанавливаются нормативным правовым актом Правительства области.
3. Перечень государственного имущества области, предоставляемого социальным предприятиям, утверждается уполномоченным органом по управлению государственным имуществом области и подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного органа по управлению государственным имуществом области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 13. Информационная поддержка социальных предприятий
Оказание информационной поддержки социальным предприятиям осуществляется путем создания областных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки социальных предприятий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечения их функционирования в целях поддержки социальных предприятий.
Статья 14. Консультационная и методическая поддержка социальных предприятий
Оказание консультационной и методической поддержки социальным предприятиям (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг) осуществляется непосредственно Правительством области или уполномоченным органом, а также организациями, образующими инфраструктуру поддержки социальных предприятий и оказывающими консультационные услуги социальным предприятиям.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
Губернатор области Г.С. Никитин
Нижний Новгород
25 декабря 2020 года
N 165-З