Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Нижегородской области от 30.12.2020 N 171-З "Об уполномоченном по правам человека в Нижегородской области"

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

 

Об уполномоченном по правам человека

в Нижегородской области

 

(В редакции Законов  Нижегородской области

от 05.05.2021 г. N 43-З; от 11.08.2021 г. N 85-З; от 10.12.2021 г. N 145-З;

от 07.11.2022 г. N 167-З; от 02.12.2022 г. N 187-З; от 14.12.2023 г. N 163-З)

 

Принят Законодательным Собранием

17 декабря 2020 года

 

Настоящим Законом определяется порядок организации и осуществления деятельности Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области.

 

Статья 1. Общие положения

 

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области (далее - Уполномоченный) учреждена Уставом Нижегородской области в целях обеспечения дополнительных конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина на территории Нижегородской области. (В редакции Закона  Нижегородской области от 02.12.2022 г. N 187-З)

2. Должность Уполномоченного является государственной должностью Нижегородской области (далее также - область).

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного

 

Правовую основу деятельности Уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"), Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав области, настоящий Закон, другие законы области и иные нормативные правовые акты области. (В редакции Закона  Нижегородской области от 07.11.2022 г. N 167-З)

 

Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного

 

1. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

 

Статья 4. Основные задачи Уполномоченного

 

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

2) содействие беспрепятственной реализации и соблюдению прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

3) участие в совершенствовании законодательства области, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) правовое просвещение в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

5) развитие межрегионального и международного сотрудничества в области прав человека.

 

Статья 5. Срок полномочий Уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность Законодательным Собранием Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание) сроком на пять лет, который исчисляется со дня вступления в должность.

2. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

3. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания или его роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.

4. Уполномоченный, пятилетний срок полномочий которого окончился, продолжает исполнять свои обязанности до вступления в должность нового назначенного Уполномоченного.

5. Одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд.

 

Статья 6. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного

 

1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. (В редакции Закона  Нижегородской области от 11.08.2021 г. N 85-З)

2. Кандидат на должность Уполномоченного не может иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (В редакции Закона  Нижегородской области от 11.08.2021 г. N 85-З)

3. Кандидат, претендующий на должность Уполномоченного, представляет в Законодательное Собрание не позднее 14 дней со дня внесения предложения о его кандидатуре:

1) заявление о согласии на свое назначение на должность Уполномоченного, содержащее также обязательство о прекращении деятельности, несовместимой со статусом Уполномоченного, в случае назначения на должность;

2) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность;

3) копии документов о высшем образовании;

4) документ, удостоверяющий, что им были поданы сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий году выдвижения на должность Уполномоченного, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и области;

5) анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации";

6) копию трудовой книжки, и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) иные документы об общественной деятельности, подтверждающие опыт и навыки деятельности в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Статья 7. Порядок выдвижения кандидатов на должность Уполномоченного

 

1. Предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание Губернатором области (далее - Губернатор), Председателем Законодательного Собрания, группой депутатов численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, фракциями в Законодательном Собрании, Общественной палатой Нижегородской области путем письменного уведомления.

Вместе с уведомлением о выдвижении кандидата фракциями в Законодательном Собрании, Общественной палатой Нижегородской области представляется соответствующее решение.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание не позднее 30 дней до истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание в течение 20 дней со дня принятия Законодательным Собранием постановления о прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. Законодательное Собрание перед рассмотрением вопроса о назначении Уполномоченного размещает список кандидатов на указанную должность на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. До рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного Законодательное Собрание согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Если предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного внесены Председателем Законодательного Собрания, группой депутатов численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, фракциями в Законодательном Собрании, Общественной палатой Нижегородской области, то Законодательное Собрание проводит по ним консультации с Губернатором.

 

Статья 8. Порядок назначения Уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность Законодательным Собранием большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания тайным голосованием.

Порядок рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного устанавливается Регламентом Законодательного Собрания.

2. Решение о назначении Уполномоченного оформляется постановлением Законодательного Собрания.

3. При вступлении в должность Уполномоченный на заседании Законодательного Собрания приносит присягу следующего содержания:

"Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Нижегородской области и законодательством Нижегородской области, справедливостью и голосом совести".

4. Уполномоченному, вступившему в должность, выдается удостоверение, которое подписывается Председателем Законодательного Собрания и является документом, удостоверяющим его статус.

Удостоверение изготавливается в соответствии с описанием и образцом, утвержденными распоряжением Председателя Законодательного Собрания.

В случае досрочного прекращения полномочий удостоверение подлежит возврату в Законодательное Собрание. (Абзац дополнен - Закон  Нижегородской области от 05.05.2021 г. N 43-З)

 

Статья 9. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного

 

1. Уполномоченный не вправе:

1) иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; (В редакции Закона  Нижегородской области от 11.08.2021 г. N 85-З)

2) одновременно быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также находиться на государственной или муниципальной службе; (В редакции Закона  Нижегородской области от 02.12.2022 г. N 187-З)

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и другими федеральными законами;

4) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

2. На Уполномоченного распространяются иные ограничения, а также обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих государственные должности области, Федеральным законом "О противодействии коррупции".

3. Уполномоченный обязан не позднее 14 дней со дня вступления в должность прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

Уполномоченный представляет в Законодательное Собрание копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых с его статусом, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей, а также копию заявления о приостановлении своего членства в политической партии.

4. Если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные абзацем первым части 3 настоящей статьи требования, его полномочия прекращаются, и Законодательное Собрание назначает нового Уполномоченного в порядке, установленном настоящим Законом.

Решение о прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением Законодательного Собрания.

5. Уполномоченный при наличии оснований незамедлительно обязан путем направления письменного уведомления сообщать Председателю Законодательного Собрания о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии коррупции".

К уведомлению прилагаются имеющиеся в распоряжении Уполномоченного дополнительные материалы, подтверждающие факт возникновения личной заинтересованности при исполнении своих обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также материалы, подтверждающие меры, принятые Уполномоченным по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

6. Уполномоченный обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области. Указанные сведения размещаются на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

7. Уполномоченному, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

8. Уполномоченный в целях исключения конфликта интересов не может представлять интересы государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в аппарате Уполномоченного, в выборном профсоюзном органе аппарата Уполномоченного в период осуществления им полномочий по указанной должности.

9. Уполномоченный обязан постоянно проживать на территории области в течение срока исполнения своих полномочий.

10. Уполномоченный обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами и законами области.

11. Уполномоченный освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3-6 статьи 13 Федерального закона "О противодействии коррупции". (Часть дополнена - Закон  Нижегородской области от 14.12.2023 г. N 163-З)

 

Статья 10. Прекращение полномочий Уполномоченного

 

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового назначенного Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи. (В редакции Закона  Нижегородской области от 11.08.2021 г. N 85-З)

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Законодательного Собрания в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) его выезда за пределы области на постоянное место жительства;

5) прекращения гражданства Российской Федерации или  приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (В редакции Закона  Нижегородской области от 11.08.2021 г. N 85-З)

3. По решению Законодательного Собрания после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

3) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13Закон Нижегородской области от 30.12.2020 N 171-З "Об уполномоченном по правам человека в Нижегородской области" Федерального закона "О противодействии коррупции";

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Законом и другими законами области.

4. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением Законодательного Собрания.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен Законодательным Собранием не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного в порядке, установленном настоящим Законом.

6. При поступлении в Законодательное Собрание документов, подтверждающих наступление обстоятельств, указанных в части 2 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается на ближайшем заседании Законодательного Собрания.

При поступлении в Законодательное Собрание документов, подтверждающих наступление обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается на ближайшем, после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, заседании Законодательного Собрания.

Срок представления документов, указанных в части 3 статьи 6 настоящего Закона, для кандидата, претендующего на должность Уполномоченного в связи с досрочным прекращением полномочий предыдущего Уполномоченного, сокращается наполовину.

 

Статья 11. Принятие Уполномоченным к рассмотрению жалоб и иных обращений

 

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом области от 7 сентября 2007 года N 124-З "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области", с учетом установленных Федеральным законом "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб Уполномоченным, в том числе сроков рассмотрения жалоб.

3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее - обращение), Уполномоченный имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, а также ответы на них просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

5. Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области, органов государственной власти или иных государственных органов области (кроме Законодательного Собрания), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории области, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области, органов государственной власти или иных государственных органов области (далее также - государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее также - муниципальные органы), организаций, действующих на территории области, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

7. В случае получения жалобы Уполномоченный:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

8. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

9. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

Статья 12. Рассмотрение жалоб Уполномоченным

 

1. Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;

3) (Утратила силу - Закон  Нижегородской области от 10.12.2021 г. N 145-З)

4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, установленными федеральными законами и законами области.

3. При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения в соответствии с федеральным законодательством Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и организации;

2) запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных территориальных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

4. Взаимодействие Уполномоченного с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, действующими на территории области, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, устанавливающими порядок такого взаимодействия и порядок оказания содействия Уполномоченному в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации.

В целях осуществления взаимодействия Уполномоченного с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, действующими на территории области, между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

5. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории области, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

6. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

7. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

8. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее десяти дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

 

Статья 13. Права Уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина

 

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда.

2. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.

3. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обратиться в Законодательное Собрание с предложением:

а) о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них;

б) о проведении депутатского расследования на основании событий, ставших известными Уполномоченному из заявлений и обращений граждан и связанных с фактами и обстоятельствами, указанными в Законе области от 11 мая 2010 года N 75-З "О депутатском расследовании Законодательного Собрания Нижегородской области";

в) о совершенствовании законодательства области о реализации прав и свобод человека и гражданина и приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, Уставом области;

г) о направлении Законодательным Собранием предложений в федеральные государственные органы власти о совершенствовании федерального законодательства в части защиты прав и свобод человека и гражданина;

д) о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов области, принятых Законодательным Собранием;

3) вносить Губернатору, исполнительным органам государственной власти области, муниципальным органам предложения:

а) по обеспечению прав и свобод человека и гражданина на территории области;

б) по совершенствованию нормативных правовых актов в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

4) обращаться в прокуратуру с ходатайством о проведении проверок по фактам нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях;

6) информировать Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о нарушениях прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, допущенных на территории области решениями или действиями (бездействием) федеральных органов исполнительной власти либо территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области.

 

Статья 14. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

 

1. Уполномоченный в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Общественная наблюдательная комиссия, сформированная в Нижегородской области, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляет Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Уполномоченный вправе создавать общественные приемные на территории области.

 

Статья 15. Общественные помощники Уполномоченного

 

1. Уполномоченный вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах (общественных помощников).

2. Общественные помощники назначаются Уполномоченным на срок его полномочий и непосредственно ему подотчетны.

3. Положение об общественных помощниках утверждается Уполномоченным.

4. Общественные помощники вправе проводить прием граждан, по поручению Уполномоченного проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, содержащихся в письменных и устных обращениях граждан.

5. Общественному помощнику выдается удостоверение установленного образца, подтверждающее его статус, которое подлежит возврату по завершении его деятельности в аппарате Уполномоченного.

 

Статья 16. Участие Уполномоченного в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов области в части защиты прав и свобод человека и гражданина

 

В случае выявления в нормативных правовых актах области, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению Уполномоченного, нарушение прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный вправе:

1) направлять органам государственной власти, иным государственным органам области, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию законов области, иных нормативных правовых актов области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина;

2) в соответствии с Уставом области вносить в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание проекты законов области по вопросам своего ведения;

3) принимать участие в рабочих группах, создаваемых для разработки проектов законов области, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

 

Статья 17. Участие Уполномоченного в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека

 

1. Уполномоченный вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.

2. Уполномоченный способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

 

Статья 18. Участие Уполномоченного в правовом просвещении

 

В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты Уполномоченный вправе:

1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти области и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;

2) выпускать в пределах установленной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;

3) вносить в государственные органы и образовательные организации предложения по совершенствованию подготовки специалистов для государственных органов, муниципальных органов, правоохранительных органов, по вопросам реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организовывать и проводить научно-практические конференции, "круглые столы", конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;

5) использовать иные формы и методы правового просвещения.

 

Статья 19. Доклады Уполномоченного

 

1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в Законодательное Собрание, Губернатору, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю Нижегородского областного суда, прокурору области.

2. Ежегодный доклад Уполномоченного должен содержать данные о количестве поступивших и принятых к рассмотрению обращений и жалоб, о результатах их рассмотрения, оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в области, а также предложения по совершенствованию деятельности государственных органов и муниципальных органов.

3. Ежегодный доклад Уполномоченного представляется на заседании Законодательного Собрания Уполномоченным лично.

По результатам рассмотрения ежегодного доклада Уполномоченного Законодательное Собрание принимает постановление о мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушениям прав и свобод человека и гражданина.

4. Уполномоченный может направлять в Законодательное Собрание, Губернатору, прокурору области, в иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина для рассмотрения и принятия мер реагирования.

Государственные органы, муниципальные органы, организации информируют Уполномоченного о мерах по совершенствованию их деятельности в целях устранения нарушений, выявленных в докладах Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

5. Ежегодный доклад Уполномоченного и доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Статья 20. Гарантии деятельности Уполномоченного

 

1. Государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:

1) оказывают Уполномоченному содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;

2) предоставляют по запросам Уполномоченного сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.

4. Уполномоченный вправе присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания и Правительства области, заседаниях представительных органов местного самоуправления, коллегий государственных органов и муниципальных органов.

5. Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

6. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

7. Материальные гарантии деятельности Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством области для лиц, замещающих государственные должности в органах исполнительной власти области.

Денежное содержание Уполномоченного, медицинское, социальное, транспортное и иное обеспечение его деятельности устанавливаются законодательством области.

На правоотношения, связанные с осуществлением Уполномоченным полномочий в части регулирования гарантий трудовых прав, не урегулированные настоящим Законом и иными законами области, распространяются нормы Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

8. Вмешательство в законную деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством области, или воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством области.

 

Статья 21. Обеспечение деятельности Уполномоченного

 

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат Уполномоченного (далее - аппарат). Аппарат осуществляет правовое, организационное, информационное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

2. Предельная численность аппарата согласовывается Законодательным Собранием по предложению Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом области, который обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать со своим наименованием и бланки с изображением Герба области и со своим наименованием, с правом открытия расчетного счета и иных счетов.

4. Уполномоченный:

1) утверждает структуру аппарата, положение о нем и осуществляет общее руководство деятельностью аппарата;

2) в пределах сметы расходов устанавливает численность и штатное расписание аппарата;

3) осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;

4) издает распоряжения по вопросам, связанным с деятельностью аппарата;

5) решает иные вопросы, связанные с деятельностью аппарата.

5. Сотрудники аппарата являются государственными гражданскими служащими области.

6. В штатное расписание аппарата могут быть включены должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы области.

7. Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата определяются законодательством Российской Федерации и законодательством области о государственной гражданской службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 

Статья 22. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного

 

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет смету своих расходов.

2. Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления деятельности, является государственной собственностью области и находится в оперативном управлении Уполномоченного.

3. Одновременно с ежегодным докладом Уполномоченного Законодательным Собранием заслушивается его отчет о расходовании финансовых средств. Копия финансового отчета направляется в Правительство области и контрольно-счетную палату области.

 

Статья 23. Место нахождения Уполномоченного

 

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Нижний Новгород - административный центр области.

2. На здании, в котором располагаются Уполномоченный и его аппарат, должен быть постоянно размещен флаг области, а также может помещаться изображение Герба области.

В рабочем кабинете Уполномоченного может быть размещен флаг области.

 

Статья 24. Совещательные органы при Уполномоченном

 

1. При Уполномоченном могут создаваться следующие совещательные органы: экспертный и общественный советы, действующие на общественных началах, а также рабочие, в том числе межведомственные, группы.

2. В экспертный совет приглашаются специалисты, имеющие необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт их защиты.

3. В общественный совет могут быть включены представители правозащитных организаций, религиозных и иных общественных объединений, имеющие опыт защиты прав и свобод различных категорий граждан.

4. Положения о совещательных органах и их персональный состав утверждаются Уполномоченным.

 

Статья 25. Признание утратившими силу отдельных законов (положений законов) Нижегородской области

 

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Нижегородской области от 9 января 2004 года N 3-З "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

2) Закон Нижегородской области от 11 июня 2004 года N 56-З "О внесении изменения в статью 11 Закона Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

3) Закон Нижегородской области от 17 сентября 2004 года N 102-З "О внесении изменений в статьи 10 и 35 Закона Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

4) Закон Нижегородской области от 13 июля 2006 года N 72-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

5) Закон Нижегородской области от 26 октября 2006 года N 114-З "О внесении изменения в статью 14 Закона Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

6) статью 1 Закона Нижегородской области от 8 августа 2008 года N 94-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области";

7) статью 3 Закона Нижегородской области от 29 апреля 2009 года N 40-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции";

8) Закон Нижегородской области от 4 декабря 2009 года N 235-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

9) статью 1 Закона Нижегородской области от 3 февраля 2010 года N 8-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области";

10) статью 2 Закона Нижегородской области от 21 декабря 2010 года N 204-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области";

11) статью 3 Закона Нижегородской области от 12 марта 2012 года N 21-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области";

12) Закон Нижегородской области от 5 сентября 2012 года N 121-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

13) статью 1 Закона Нижегородской области от 7 мая 2013 года N 60-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области";

14) Закон Нижегородской области от 4 июня 2013 года N 71-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

15) статью 2 Закона Нижегородской области от 4 июня 2013 года N 80-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области";

16) Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N 194-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

17) Закон Нижегородской области от 22 сентября 2015 года N 117-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

18) статью 2 Закона Нижегородской области от 2 декабря 2015 года N 183-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам противодействия коррупции в Нижегородской области";

19) Закон Нижегородской области от 3 мая 2017 года N 45-З "О внесении изменения в статью 12 Закона Нижегородской области "Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области";

20) статью 2 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2018 года N 157-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам противодействия коррупции";

21) статью 2 Закона Нижегородской области от 10 июня 2020 года N 59-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам противодействия коррупции в Нижегородской области".

 

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 

 

Губернатор области                                                                          Г.С. Никитин

 

 

 

Нижний Новгород

30 декабря 2020 года

N 171-З

 

 

Закон Нижегородской области "Об уполномоченном по правам человека в Нижегородской области" от 30.12.2020 N 171-З