Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Нижегородской области от 05.06.2025 N 65-З "О мерах по профилактике искусственного прерывания беременности на территории Нижегородской области"

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

 

О мерах по профилактике искусственного прерывания

беременности на территории Нижегородской области

 

 

Принят Законодательным Собранием

29 мая 2025 года

 

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

 

Настоящий Закон в целях защиты жизни и здоровья женщин, защиты семьи, материнства, отцовства и детства регулирует отношения в сфере профилактики искусственного прерывания беременности на территории Нижегородской области, а также устанавливает систему мер, направленных на снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории Нижегородской области (далее - область).

 

Статья 2. Правовое регулирование правоотношений в сфере профилактики искусственного прерывания беременности на территории области

 

Правовое регулирование правоотношений в сфере профилактики искусственного прерывания беременности на территории области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами области и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами области, муниципальными нормативными правовыми актами.

 

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

 

Система мер, направленных на снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области, предусмотренная настоящим Законом, распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства на территории области, а также имеющих место пребывания на территории области при отсутствии места жительства.

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере профилактики искусственного прерывания беременности на территории области

 

1. К полномочиям Законодательного Собрания области в сфере профилактики искусственного прерывания беременности на территории области относится:

1) принятие законов области, направленных на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

2) осуществление контроля за исполнением законов области, направленных на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

3) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

2. К полномочиям Правительства области в сфере профилактики искусственного прерывания беременности на территории области относится:

1) обеспечение исполнения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов области, направленных на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

2) принятие нормативных правовых актов, направленных на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

3) разработка, утверждение и реализация государственных программ Нижегородской области, содержащих мероприятия, направленные на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

4) информирование населения области, в том числе через средства массовой информации, о принимаемых мерах по профилактике и снижению количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

5) координация деятельности исполнительных органов области в сфере охраны здоровья граждан, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории области в сфере профилактики искусственного прерывания беременности на территории области;

6) организация внедрения в медицинских организациях области речевых модулей, скриптов и моделей поведения медицинских работников, создающих у женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, положительные установки на рождение ребенка;

7) организация внедрения мотивационного анкетирования всех женщин, обратившихся в медицинские организации области для искусственного прерывания беременности;

8) организация применения в медицинских организациях области современных способов информирования женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, о мерах социальной поддержки беременных женщин и семей, имеющих детей, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области;

9) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области.

Полномочия, указанные в настоящей части, осуществляются непосредственно Правительством области или уполномоченным Правительством области исполнительным органом области в сфере охраны здоровья граждан (далее - уполномоченный орган).

3. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере профилактики искусственного прерывания беременности на территории области относится:

1) разработка, утверждение и реализация муниципальных программ, содержащих мероприятия, направленные на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории соответствующего муниципального образования;

2) информирование населения соответствующего муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о принимаемых мерах по профилактике и снижению количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

3) участие в реализации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий, направленных на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

4) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.

 

Статья 5. Система мер, направленных на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области

 

Система мер, направленных на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области, осуществляемых исполнительными органами области и органами местного самоуправления муниципальных образований области в рамках своих полномочий, включает:

1) обеспечение соблюдения установленных законодательством требований об искусственном прерывании беременности;

2) принятие нормативных правовых актов области и муниципальных нормативных правовых актов, содержащих мероприятия, направленные на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

3) информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о принимаемых мерах по профилактике и снижению количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области;

4) организацию и проведение конференций, семинаров, "круглых столов" и иных подобных мероприятий, информирующих о негативном влиянии искусственного прерывания беременности на организм женщины и о возможных осложнениях после проведения процедуры искусственного прерывания беременности;

5) организацию центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

6) создание условий для организации досуга и деятельности клубов для беременных женщин;

7) применение современных способов информирования женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, о мерах социальной поддержки беременных женщин и семей, имеющих детей, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области;

8) иные меры, направленные на профилактику и снижение количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области.

 

Статья 6. Меры по профилактике и снижению количества случаев искусственного прерывания беременности в медицинских организациях на территории области

 

1. Искусственное прерывание беременности проводится в медицинских организациях в порядке и сроки, установленные статьей 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины на территории области проводится после проведения ультразвукового исследования, в процессе которого осуществляется демонстрация сердцебиения эмбриона (при наличии сердцебиения) женщине или обоим супругам в случае зарегистрированного брака.

3. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины на территории области проводится после консультирования с психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе), а при необходимости с юристом, представителем религиозной организации, соответствующей вероисповеданию женщины.

4. Врачи медицинских организаций обязаны информировать женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, о негативном влиянии искусственного прерывания беременности на организм женщины и о возможных осложнениях после проведения процедуры искусственного прерывания беременности.

5. Врачи медицинских организаций в своей работе используют речевые модули, создающие у женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, положительные установки на рождение ребенка.

6. Женщина, обратившаяся в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности, проходит мотивационное анкетирование в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа.

 

Статья 7. Оказание медико-социальной поддержки женщинам,         оказавшимся в трудной жизненной ситуации

 

1. В целях охраны здоровья женщин, профилактики и снижения количества случаев искусственного прерывания беременности на территории области в медицинских организациях государственной системы здравоохранения создаются центр медико-социальной поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее - центр), и кабинеты медико-социальной помощи женских консультаций (далее - кабинеты).

2. Центр создается как структурное подразделение медицинской организации в целях организации и координации работы кабинетов.

3. Центр и кабинеты оказывают медико-социальную помощь женщинам в период беременности и в послеродовой период.

4. Центр осуществляет деятельность по реализации медико-социальных и психологических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая меры по профилактике и снижению количества случаев искусственного прерывания беременности, отказа от новорожденных, на основе взаимодействия с уполномоченным органом, исполнительными органами области в сфере образования, социальной защиты, с общественными организациями (объединениями), негосударственными фондами, традиционными конфессиями.

5. Порядок организации деятельности центра регулируется правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

 

Статья 8. Склонение к искусственному прерыванию беременности

 

1. В области в целях защиты семьи, отцовства, материнства и детства не допускается склонение беременной женщины к искусственному прерыванию беременности путем уговоров, предложений, подкупа, обмана, угроз или выдвижения иных требований.

2. Склонением к искусственному прерыванию беременности не является информирование врачом беременной женщины (или иного лица, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на подписание информированного добровольного согласия на проведение медицинского вмешательства по искусственному прерыванию беременности), а также лица, которому в соответствии с законодательством о защите врачебной тайны могут быть переданы сведения о состоянии здоровья беременной женщины, о наличии медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности, включенных в перечень, определяемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством об охране здоровья граждан, включая информирование о последствиях пролонгирования беременности при наличии медицинских показаний для искусственного прерывания беременности для женщины и неблагоприятном прогнозе для жизни плода.

 

Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

Губернатор Нижегородской области

 

Г.С. Никитин

 

 

 

Нижний Новгород

5 июня 2025 года

N 65-З

 

 

Закон Нижегородской области "О мерах по профилактике искусственного прерывания беременности на территории Нижегородской области" от 05.06.2025 N 65-З