Правовые акты Нижегородской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 21.11.2024 N 1125-р "Об утверждении Концепции Единой модели помощи детям, развития системы социального обслуживания семей с детьми и профилактики социального сиротства в Нижегородской области на 2024-2028 годы"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 21 ноября 2024 г.                                                             N 1125-р

 

Об утверждении Концепции Единой модели помощи детям,

развития системы социального обслуживания семей с

детьми и профилактики социального сиротства

в Нижегородской области на 2024-2028 годы

 

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р "Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года", в целях развития системы социального обслуживания, а также профилактики социального сиротства:

1.  Утвердить прилагаемые:

1.1. Концепцию Единой модели помощи детям, развития системы социального обслуживания семей с детьми и профилактики социального сиротства в Нижегородской области на 2024-2028 годы (далее - Концепция Единой модели помощи детям).

1.2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции Единой модели помощи детям, развития системы социального обслуживания семей с детьми и профилактики социального сиротства в Нижегородской области на 2024-2026 годы (далее - План мероприятий).

2. Установить, что министерство социальной политики Нижегородской области является ответственным исполнительным органом Нижегородской области, обеспечивающими координацию и взаимодействие органов и организаций, принимающих участие в реализации Концепции Единой модели помощи детям и Плана мероприятий.

3. Исполнительным органам Нижегородской области принять участие в реализации Концепции Единой модели помощи детям и Плана мероприятий в рамках компетенции.

4. Предложить автономной некоммерческой организации "Многофункциональный ресурсно-методический центр по профилактике социального сиротства в Нижегородской области "Дети в семье" и иным социально ориентированным некоммерческим организациям принять участие в реализации Концепции Единой модели помощи детям и Плана мероприятий.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Нижегородской области:

- руководствоваться Концепцией Единой модели помощи детям при решении вопросов местного значения;

- принять участие в реализации Концепции Единой модели помощи детям и Плана мероприятий в рамках компетенции.

6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

 

 

И.о.Губернатора                                                               А.Н.Гнеушев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Нижегородской области

от 21 ноября 2024 г. N 1125-р

 

 

Концепция

Единой модели помощи детям, развития системы

 социального обслуживания семей с детьми и

профилактики социального сиротства в

 Нижегородской области на 2024-2028 годы

 

I. Общие положения

 

Концепция Единой модели помощи детям, развития системы социального обслуживания семей с детьми и профилактики социального сиротства в Нижегородской области на 2024-2028 годы (далее - Концепция) определяет основные направления профилактики социального сиротства в Нижегородской области на 2024-2028 годы.

Профилактика социального сиротства в рамках Концепции - комплекс мер административного, экономического, правового, социального, информационного, организационно-методического характера, направленных на устранение причин, порождающих социальное сиротство во всех его формах.

Существующая система профилактики социального сиротства Нижегородской области включает:

1) межведомственную работу органов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением, органов службы занятости, органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, органов внутренних дел);

2) комплекс социальных услуг для семей и детей в стационарной, полустационарной и надомной формах социального обслуживания, реализуемый более чем 155 социальными учреждениями (детскими домами, домами ребенка, домами социального обслуживания для детей, социально-реабилитационными центрами, центрами социальной помощи семье и детям, комплексными центрами социального обслуживания населения);

3) комплекс медицинских и образовательных услуг, оказываемых организациями системы здравоохранения и образования;

4) профилактическую, культурно-воспитательную и исправительную работу учреждений уголовно-исполнительной системы;

5) различные формы жизнеустройства несовершеннолетних (усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью);

6) более 100 мер государственной поддержки семей, имеющих детей (ежемесячные и единовременные пособия на детей, региональный материнский (семейный) капитал, меры поддержки молодых семей, меры поддержки многодетных семей, меры поддержки семей с детьми-инвалидами, меры поддержки усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, меры поддержки малоимущих граждан, имеющих детей, меры поддержки одиноких родителей, меры поддержки членов семей военнослужащих, исполняющих обязанности военной службы (служебные обязанности) в ходе проведения специальной военной операции, льготы и компенсации).

Основными документами, регламентирующими межведомственную работу органов системы профилактики социального сиротства Нижегородской области, являются:

- Закон Нижегородской области от 5 ноября 2014 г. N 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области";

- постановление Правительства Нижегородской области от 3 сентября 2010 г. N 574 "Об утверждении Положения о порядке отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью";

- постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. N 964 "О межведомственном взаимодействии органов государственной власти Нижегородской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания";

- регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и организации помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, утвержденный на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области от 28 сентября 2022 г. N Сл-001-686974/22.

Имеющееся нормативное правовое регулирование системы профилактики социального сиротства ориентировано на работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, то есть на этапе "громкого кризиса". Введение новых критериев оценки семей, находящихся в уязвимом положении, на этапе "тихого кризиса", а также разработка порядка межведомственного взаимодействия для обеспечения возможности работы с семьей на ранних этапах неблагополучия, выстраивания системы сопровождения на протяжении всего кризисного и посткризисного периода позволит эффективнее предоставлять помощь семье и детям для более быстрого восстановления ресурсности семьи, что в свою очередь приведет к снижению количества помещений детей в стационарные учреждения социальной сферы.

По данным проведенного в 2023 году исследования системы профилактики социального сиротства в Нижегородской области (далее также - регион) в регионе проживает 627 тыс. детей, из них: 78 тыс. детей проживают в малоимущих семьях, 2,4 тыс. - в семьях, находящихся в социально опасном положении, 8,8 тыс. - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 93 % из которых проживают в замещающих семьях.

Установлены следующие количественные показатели по размещению детей в организациях социального обслуживания в 2023 году:

- 2 888 размещений детей в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (далее - СРЦН);

- 273 ребенка от 0 до 4 лет находилось в домах малютки, домах ребенка;

- 515 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и коррекционных школах-интернатах;

- 300 детей и молодых взрослых с инвалидностью в домах социального обслуживания для детей.

Дети поступают в организации социального обслуживания из:

- 66,2% кровных семей;

- 22,2% иных учреждений;

- 9,2% семей опекунов (попечителей);

- 2,4% иных мест.

По данным Благотворительного фонда "Солнечный город" 80% помещений в детские учреждения можно было бы избежать, если бы семье была вовремя оказана необходимая помощь.

Проведенные исследования показывают, что профилактику социального сиротства значительно эффективнее выстраивать на раннем этапе семейного неблагополучия, так называемом этапе "тихого кризиса". Однако в настоящее время система профилактики Нижегородской области на это не ориентирована.

Поэтому в рамках Концепции предлагается добавить в работу органов системы профилактики раннее выявление семей на этапе "тихого кризиса", когда семья еще может справиться с признаками неблагополучия и восстановить ресурсность с помощью индивидуально подобранных мер государственной поддержки и сопровождения. 

Также следует обратить внимание на то, что 71% семей, из которых дети отобраны и помещены в социальные учреждения в 2023 году, имеют проблемы с алкогольными и наркотическими зависимостями. Однако в Нижегородской области в настоящий момент отсутствует реабилитационный центр для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, предлагающий программы длительной реабилитации (от 3 месяцев и более).

На территории Нижегородской области систему организаций социального обслуживания, оказывающих помощь семьям в полустационарной или нестационарной форме, образуют:

- 11 центров социальной помощи семье и детям;

- 31 комплексный центр социального обслуживания населения;

- 58 отделений органов опеки и попечительства;

- 58 управлений социальной защиты населения.

К организациям социального обслуживания, оказывающим услуги детям в стационарной форме, относятся:

- 11 детских домов;

- 2 специальных коррекционных школы-интерната;

- 30 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (СРЦН);

- 1 приют для несовершеннолетних;

- 3 дома ребенка;

- 3 дома социального обслуживания для детей.

Большинство перечисленных учреждений не оказывают услуги пятидневного круглосуточного пребывания детей, в надомной форме социального обслуживания, а также не осуществляют комплексное сопровождение семей.

Разные типы стационарных учреждений по своей специфике при распределении детей ориентированы на возрастной ценз, что нередко приводит к вынужденным разлучениям кровных братьев и сестер разного возраста (в домах ребенка дети от 0 до 4 лет, в СРЦН и детских домах от 4 до 18 лет). Есть иные ограничения в работе стационарных учреждений. Так, в СРЦН возможно поместить несовершеннолетнего при отобрании его из семьи в течение одних суток, а в детский дом нельзя (отсутствует приемное отделение). В СРЦН несовершеннолетнего можно поместить на срок не более чем шесть месяцев, а в детский дом - бессрочно.

Эти ограничения в работе учреждений приводят к тому, что:

- 9,8% братьев и сестер при отобрании из семей помещаются в разные учреждения;

- 81,9% детей в детских домах;

- 64,5% детей в домах ребенка направлены в учреждения из другого района.

Данный принцип распределения также создает препятствие для посещения детей кровными родственниками ввиду отдаленности местонахождения учреждений. Дополнительным препятствием является установленный режим посещения детей в учреждениях только в рабочее время.

Поскольку сохранение кровных, родственных связей соответствует интересам детей, нынешний подход при распределении нуждается в изменении.

Также в пересмотре нуждается перечень социальных услуг, оказываемых детям и семьям с детьми, а также формы и способы их оказания.

Анализ деятельности учреждений социальной сферы показал, что каждый субъект системы профилактики отвечает только за свой блок работы. Отсутствует единая организация, которая бы отвечала за результат работы с семьей, то есть за сопровождение семьи на всех этапах с момента выявления нуждаемости до вывода из кризиса путем восстановления ее ресурсности.

Это приводит к тому, что если ребенок попадает в организацию, осуществляющую стационарное социальное обслуживание, то услуги в первую очередь оказываются непосредственно ребенку. Работа с семьей в целях восстановления ее ресурсности на период нахождения ребенка в учреждении, а также после его возвращения в семью почти не ведется.

Поэтому предлагается продолжить работу по перепрофилированию социальных учреждений и создание в регионе опорных "учреждений единого типа", ориентированных на комплексное сопровождение семей с детьми и детей от 0 до 18 (23) лет. 

Создание учреждений единого типа также поможет сократить количество размещений детей в стационарных учреждениях и уменьшить количество случаев разлучения кровных братьев и сестер при помещении в разные учреждения из-за разницы в возрасте и других факторов.

Кроме того, имеется явное противоречие между ключевыми показателями эффективности учреждений (далее - КПЭ) и интересами ребенка. Действующие КПЭ (выполнение государственного задания, отсутствие штрафов и замечаний со стороны контролирующих органов) не содержат показателей, характеризующих результат, а не процесс работы: время пребывания ребенка в учреждении, количество семей на сопровождении, количество семей, выведенных из кризиса. Поэтому в рамках настоящей Концепции предлагается дифференцированно подойти к определению КПЭ для учреждений социальной сферы, дополнив их показателями, исходя из приоритета интересов детей и семей.

Актуальной проблемой также остается низкий уровень заработной платы сотрудников системы профилактики социального сиротства и низкий уровень их квалификации.

В 2023 году средний размер заработной платы в Нижнем Новгороде составил 62 000 руб. По данным Нижегородстата средняя заработная плата в Нижегородской области составляет 48 000 руб., в то время как средняя зарплата специалиста по социальной работе - 26 054 руб., а педагогов-психологов - 28 600 руб. (в стационарных учреждениях социальной сферы).

Низкий уровень заработной платы порождает сложности с привлечением и удержанием высококвалифицированных специалистов, а также вынужденному совмещению, что негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг. 

По итогам проведенного исследования выявлено, что около 10 лет не проводится системное обучение специалистов социальной сферы современным технологиям работы с семьей.

Самих ставок специалистов по социальной работе или педагогов-психологов в штатных расписаниях организаций предусмотрено недостаточно.

Что касается выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 40 процентов из них впоследствии страдают алкогольной или наркотической зависимостью, еще 40 процентов совершают преступления. Часть из них сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь. Поэтому в рамках реализации настоящей Концепции планируется повысить эффективность работы по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (как выпускников стационарных учреждений социальной сферы, так и молодых людей, вышедших из замещающих семей).

В Нижегородской области в 2023 году насчитывалось 8874 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 8323 из них воспитывались в 4226 замещающих семьях (2906 детей усыновлены).

В 2022 году было 97 отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью, в 2023 году - 123 решения (по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей - 41%, при этом 80% детей, в отношении которых отменены решения о передаче в семью, - подростки). 

Программа школы приемного родительства для Нижегородской области разработана в 2011 году и с тех пор в нее не вносились существенные корректировки.

Также отсутствуют правовые инструменты для отказа неподходящим кандидатам в прохождении обучения и в устройстве в такие семьи детей. Не определен возрастной ценз для кандидатов в опекуны, усыновители. Необходимо отметить необязательность прохождения школы приемных родителей для кровных родственников, недостаточный уровень преподавателей школ приемных родителей, отсутствие компетенций и ресурса по сопровождению замещающих семей в полном объеме.

Опекуны пожилого возраста, особенно кровные, в ряде случаев являются риск-фактором для успешности ребенка. Бабушки и дедушки порой уже имеют негативный опыт воспитания детей, они являются участниками той же деструктивной семейной системы, что в ряде случаев приводит к негативному исходу. Кровным опекунам часто недостает компетенций во взаимодействии с подростком в кризисе, поэтому прохождение школы приемных родителей для них должно быть обязательным.

Также необходимо отметить, что до 2024 года в регионе практически отсутствовала практика передачи несовершеннолетних во временные ресурсные семьи. Дети при изъятии из семьи и в других случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", помещались в учреждения, что, безусловно, влияло на их психологическое состояние и адаптацию к новым реалиям.

В рамках исследования по профилактике социального сиротства было проведено выборочное анкетирование родителей 2287 семей с детьми с инвалидностью, проживающих на следующих территориях Нижегородской области: Кстовский муниципальный округ, Городецкий муниципальный округ, городской округ г. Дзержинск, городской округ г. Арзамас, Сормовский район г. Нижнего Новгорода с целью определения их нуждаемости в социальных услугах и оценки ресурсности.

Наличие или отсутствие супруга (супруги) напрямую влияет на ресурсность семьи с финансовой точки зрения. Родители из полных семей имеют возможность распределить свои временные ресурсы различным образом - наиболее распространенной является семейная модель, в которой один из родителей посвящает больше времени уходу за ребенком, а второй занимается оплачиваемой трудовой деятельностью. Для родителей-одиночек ситуация выглядит сложнее - зачастую они не имеют возможности заниматься оплачиваемым трудом из-за полной вовлеченности в присмотр и уход за ребенком. Большая часть респондентов (78,6%) приходится на полные семьи, оставшиеся 21,4% воспитывают ребенка самостоятельно или при помощи других близких родственников.

Так, 13,9% от общего количества опрошенных семей составляют родители-одиночки (318 человек), не имеющие работы на момент участия в опросе.

3,1% опрошенных составляют полные семьи (71 семья), в которых оба родителя являлись безработными на момент участия в опросе.

7,6% (173 человека) составляют работающие родители-одиночки.

25,3% (579 семей) - семьи с двумя работающими родителями.

Оставшиеся 49,9% (1141 семья) - полные семьи, в которых один из родителей был трудоустроен в момент проведения анкетирования.

Итого, независимо от типа семьи, 17% опрошенных семей не имели дохода от трудовой деятельности на момент участия в опросе.

Респондентам предлагалось соотнести материальное положение своей семьи с рядом суждений, описывающих различные уровни дохода семьи по покупательской способности. Большая часть опрошенных (41,9%) относит себя к среднему уровню дохода относительно предложенной шкалы - им вполне хватает денег на продукты и одежду, однако покупка бытовой техники и вещей длительного пользования может вызвать у семьи затруднения. 29,8% опрошенных оценили материальное положение своей семьи более позитивно - они могут без труда приобретать вещи длительного пользования, но покупка действительно дорогих вещей (машины, дачи) для них затруднительна; 7% респондентов отметили, что их семья может позволить себе даже последнее. Оставшиеся семьи находятся в более затруднительном финансовом положении - 9,2% родителей отметили, что испытывают финансовые трудности при покупке одежды, а 13 респондентов (0,6% опрошенных) сообщили, что их семьи едва сводят концы с концами, денег не хватает даже на еду. 11,5% опрошенных воспользовались правом отказаться от ответа на вопрос о доходе.

Семьи, где ребенок с инвалидностью воспитывается только одним родителем, а также семьи, в которых нет дохода от трудовой деятельности или родители испытывают финансовые трудности даже при покупке одежды, находятся в зоне риска и требуют определенного сопровождения. Однако в настоящий момент такой системы в Нижегородской области нет.

Согласно результатам исследования, среди семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью есть нуждаемость в услугах:

- по раннему сопровождению детей (реабилитация, помощь психолога, юриста, специалиста по подбору технических средств реабилитации (далее - ТСР), социальной няни);

- по размещению детей с ОВЗ и инвалидностью в формате центра дневного пребывания;

- по кратковременному присмотру и уходу, социальной передышке.

В настоящее время не все эти услуги доступны.

20,9% опрошенных затруднились назвать необходимые им социальные услуги. Это подтверждает предположение о низком уровне осведомленности семей с детьми-инвалидами о своих правах и потенциальных возможностях. Родители не могут дать конкретного ответа не потому, что ни в чем не нуждаются, а из-за того, что плохо понимают, на какие меры поддержки они имеют право претендовать в их жизненной ситуации. 

Семейному жизнеустройству детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также препятствует низкий уровень вознаграждения приемных родителей за воспитание детей-инвалидов. В настоящее время размер вознаграждения составляет 17 288 рублей.

Отсутствие протокола сообщения родителям диагноза об инвалидизирующей патологии у ребенка, а также плана сопровождения и маршрутизации таких детей и их семей при выявлении заболевания создает дополнительные трудности, а в ряде случаев приводит к помещению детей в стационарные учреждения социальной сферы.

Реализация положений настоящей Концепции позволит:

1) повысить эффективность системы социального обслуживания семей с детьми и детей;

2) сократить уровень социального сиротства в Нижегородской области и уменьшить количество несовершеннолетних, размещаемых в стационарных учреждениях социальной сферы за счет:

- запуска межведомственной работы с семьями на этапе "тихого кризиса";

- перепрофилирования учреждений социальной сферы и создания учреждений единого типа, для осуществления комплексного сопровождения семей от выявления кризиса и до результата;

- расширения видов, форм и способов оказания социальных и иных услуг семьям и детям в учреждениях социальной сферы, в том числе детям с ОВЗ и инвалидностью;

- повышения уровня социализации и адаптации к самостоятельной жизни выпускников детских домов;

- изменения подходов к определению ключевых показателей эффективности социальных учреждений и их кадровой политики;

- принятия комплекса мер для стимулирования семейного жизнеустройства детей, в том числе детей-инвалидов (актуализации работы школ приемного родительства, внедрения института временных ресурсных семей, повышения размера вознаграждения приемных родителей за воспитание детей-инвалидов, совершенствования работы с семьями с зависимостями).    

 

II. Термины и определения, используемые

в Концепции

 

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, уклонения родителей от воспитания своих детей или

от защиты их прав и интересов.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Такие дети, также как и дети-сироты, нуждаются в особом внимании и поддержке государства в связи с высоким риском уязвимости.

Профилактика семейного неблагополучия и ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе семьям и детям, направленных на укрепление семьи, повышение ее устойчивости и ресурсности, предупреждение трудностей

в проживании нормативных семейных кризисов, раннее выявление риск-факторов неблагополучия посредством повышения компетентности и поддержки родителей (законных представителей) и содействия оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья детей, включению их в среду сверстников и интеграции в общество.

Ресурсность семьи - это комплексное понятие, совокупность потенциалов для формирования и удовлетворения потребностей семьи, способность семьи успешно обеспечивать свою жизнедеятельность. Она включает в себя физические ресурсы (жилье, доход, сбережения, материальное благосостояние, физическое здоровье членов семьи и т.д.), психологические ресурсы (коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и самопомощи, способность адаптироваться к изменяющимся условиям и т.д.), профессиональные ресурсы (образование, профессия, круг общения, источники информации и т.д.), ресурс социальных связей (коллеги, друзья, клубы поддержки, соседи и т.д.), ресурс родственных связей (количество членов семьи, взаимоотношения внутри семьи) и другие.

Молодые взрослые - люди в возрасте от 18 до 25 лет.

Молодые инвалиды - люди в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие инвалидность.

Семьи с детьми (дети) в уязвимом положении и нуждающиеся в поддержке - семьи (дети), которые нуждаются (в том числе временно) в помощи государства по причине нахождения в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, "тихом" или "громком" кризисе, трудном материальном положении, отсутствия жилья пригодного для жизни, злоупотребления алкоголем и иными веществами, наличия у детей или родителей ограничений по здоровью или инвалидности, иным причинам ведущим к социальному сиротству, которые не могут преодолеть данные обстоятельства и самостоятельно выйти из кризиса и повысить свою ресурсность, а также замещающие семьи.

"Тихий кризис" - положение семьи, предшествующее наступлению "громкого кризиса", когда семья имеет первые признаки неблагополучия (потеря основного источника дохода, болезнь родителей, переезд, конфликты между членами семьи, начало злоупотребления одним из членов семьи алкоголем или наркотическими веществами и т.д.), однако может вернуть свою ресурсность при комплексном сопровождении и индивидуальной работе с ней органов системы профилактики, без признания семьи или детей находящимися в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации.

"Громкий кризис" - положение семьи, когда сама семья или дети в ней признаны находящимися в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации.

Замещающая семья (замещающее родительство) - форма жизнеустройства несовершеннолетних путем усыновления, передачи под опеку, попечительство, в приемную семью, в том числе временную ресурсную семью.

Временная ресурсная семья (патронатная семья) - форма жизнеустройства несовершеннолетних при вынужденном разлучении с семьей путем помещения детей в семью на период от нескольких дней до шести месяцев (в исключительных случаях до одного года) как альтернатива помещения в стационарную организацию социального обслуживания, в случаях, когда родители временно не могут выполнять свои родительские обязанности.

Социальная передышка - форма поддержки семьи, воспитывающей ребенка (детей) с ОВЗ и инвалидностью со 2 и 3 степенью выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности, оказывающаяся на дому в виде предоставления услуг няни по уходу за ребенком с ОВЗ и инвалидностью от двух до 40 часов в неделю и в форме стационарного временного размещения ребенка (детей) на срок, определенный индивидуальной программой (но не более шести недель в год), в организации социального обслуживания.

Социальный склад - форма поддержки семей с детьми в уязвимом положении, при которой семья может на безвозмездной основе взять любые товары в неограниченном количестве, находящиеся на социальном складе на момент обращения.

Социальный склад может быть организован на базе учреждения или организации любой организационно-правовой формы социального обслуживания, или иной коммерческой и некоммерческой организации. На социальном складе может храниться детская и взрослая одежда, обувь, мебель, бытовая техника, детский инвентарь, приспособления для людей с ограниченными возможностями, бытовая химия, канцтовары, продукты питания длительного хранения, строительные и отделочные материалы и другое. Социальный склад пополняется за счет пожертвований в виде товаров физических лиц и юридических лиц любой организационно-правовой формы.

Постинтернатное сопровождение - комплекс мер для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе молодых взрослых из их числа до достижения ими возраста 25 лет, направленных на успешную социализацию и подготовку к самостоятельной жизни после выпуска из стационарных учреждений социального обслуживания и из замещающих семей.

Сопровождение семьи - комплекс реабилитационных мероприятий по отношению к ребенку и его семье, направленных на восстановление функциональности семьи, условий для соблюдения в семье прав и законных интересов ребенка, содержащий мероприятия, обеспечивающие психолого-педагогическое, социальное, правовое и другие виды сопровождения.

Технология работы со случаем (далее - ТРС) - алгоритм выявления, планирования, оказания и мониторинга действий по улучшению жизненной ситуации семьи, находящейся в "тихом" или "громком" кризисе (кризисной ситуации), основанный на работе междисциплинарной команды специалистов системы социального обслуживания семей с детьми и профилактики социального сиротства, учитывающий индивидуальные потребности семьи и вовлекающий членов семьи в действия, направленные на выход из кризисной ситуации и восстановление ресурсности семьи.

Работа со случаем - профессиональное социальное сопровождение семьи специалистами системы социального обслуживания семей с детьми и профилактики социального сиротства, в соответствии с ТРС.

Учреждения единого типа - государственные организации социального обслуживания, имеющие различную организационно-правовую форму и наименование, предоставляющие услуги комплексного сопровождения семей с детьми в уязвимом положении и нуждающихся в поддержке, оказывающие услуги в стационарной, полустационарной, надомной формах (при необходимости), а также в форме срочных услуг.

Учреждения единого типа создаются на базе имеющихся учреждений социального обслуживания. На базе ряда учреждений единого типа организуется стационарное размещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 0 (2) до 18 (23) лет, нуждающихся в социальной реабилитации или в социальном обслуживании, без ограничений по состоянию здоровья и сроку размещения детей. Также на базе данных учреждений реализуются услуги по постинтернатному сопровождению. На базе учреждений единого типа могут реализовываться дополнительные услуги: методический и тренерский центр по различным направлениям (по профилактике социального сиротства, по работе с жертвами сексуализированного насилия, по работе с подростками, по работе с семьями с детьми с инвалидностью и т. д.), школа приемного родительства, клубы действующих приемных родителей, школа осознанного родительства, служба медиации и примирений, социальный склад и иные.

Опорные учреждения - учреждения единого типа, которые реализуют на своей базе дополнительный функционал методического центра по профилактике социального сиротства, обеспечивающие методическую поддержку в области профилактики социального сиротства иным государственным учреждениям социальной сферы на закрепленных за ними муниципальных образованиях.

"Тренировочная" квартира - обособленное жилое помещение, приспособленное для постоянного проживания граждан и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, предназначенное для оказания услуг по подготовке к самостоятельному проживанию воспитанников стационарных учреждений социальной сферы и постинтернатному сопровождению выпускников вышеуказанных учреждений, а также услуг сопровождаемого проживания для инвалидов.

КПЭ - ключевые показатели эффективности.

Ключевые показатели эффективности могут быть установлены как для отдельно взятого учреждения социальной сферы, так и конкретного должностного лица, а также для муниципалитета в целом. Примерами КПЭ для учреждения социальной сферы могут являться: срок пребывания ребенка в стационарном учреждении социальной сферы, количество несовершеннолетних, устроенных в замещающие семьи в течение года, количество семей в кризисной ситуации, находящихся на сопровождении, количество повторных размещений несовершеннолетних в стационарном учреждении, количество несовершеннолетних, размещенных по заявлению родителей, количество выходов в семью и т.д.

 

III. Цель, задачи и основные принципы

реализации Концепции

 

Цель Концепции - снижение уровня социального сиротства, сокращение количества несовершеннолетних, находящихся в стационарных учреждениях социальной сферы, и количества семей и детей в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении в Нижегородской области за счет повышения эффективности работы системы социального обслуживания семей с детьми и детей (в том числе семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью), развития системы комплексного сопровождения семей с детьми в уязвимом положении и нуждающихся в поддержке, развития на территории региона программ и проектов, направленных на поддержание благополучия семей с целью повышения их устойчивости, а также развития института замещающих семей и постинтернатного сопровождения.

Достижение цели Концепции связано с решением следующих задач:

1) совершенствование системы социального обслуживания семей с детьми в уязвимом положении и нуждающихся в поддержке, развитие услуг по профилактике семейного неблагополучия, по ранней помощи и сопровождению семей;

2) создание учреждений единого типа;

3) развитие института замещающего родительства;

4) усовершенствование системы помощи семьям с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

5) социальная адаптация и интеграция в общество молодых взрослых из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (как выпускников стационарных учреждений социальной сферы, так и молодых людей, вышедших из замещающих семей), а также подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

6) повышение эффективности работы специалистов в социальной сфере.

Достижение целей и задач Концепции планируется путем модернизации и повышения эффективности работы уже имеющихся элементов социальной системы с параллельным внедрением новых практик.

Основными принципами реализации Концепции являются:

1) принцип права семьи как естественной и основной ячейки общества на защиту со стороны общества и государства;

2) принцип права каждого ребенка без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего, со стороны его семьи, общества и государства;

3) принцип защиты детей от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

4) принцип приоритета семейного воспитания детей;

5) принцип раннего выявления семейного неблагополучия и оказания системной помощи семье в режиме "одного окна";

6) принцип иерархии приоритетов: интересы ребенка, интересы семьи, интересы системы социальной защиты граждан в целом и конкретных учреждений;

7) принцип индивидуального подхода к семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, входящих в группы риска по социальному сиротству на этапе "тихого кризиса", с соблюдением конфиденциальности полученной информации.

 

IV. Участники реализации Концепции

 

В реализации Концепции принимают участие:

1) органы законодательной власти Нижегородской области, исполнительные органы Нижегородской области;

2) органы местного самоуправления Нижегородской области (по согласованию);   

3) центральная и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии;

4) медицинские, социальные, образовательные, правозащитные, молодежные, спортивные и культурные организации, организации, осуществляющие деятельность в сфере реабилитации и абилитации, различной ведомственной принадлежности и форм собственности;

5) социально ориентированные некоммерческие организации, в том числе автономная некоммерческая организация "Многофункциональный ресурсно-методический центр по профилактике социального сиротства в Нижегородской области "Дети в семье" (далее - АНО "Ресурсный центр "Дети в семье") (по согласованию), автономная некоммерческая организация "Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (по согласованию).

Реализация Концепции затронет следующие целевые группы:

1. Семьи с детьми в уязвимом положении и нуждающиеся в поддержке.

2. Семьи с детьми и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в стационарных организациях социального обслуживания, а также после завершения их пребывания в данных организациях до достижения возраста 25 лет.

4. Дети с ОВЗ, дети-инвалиды и молодые инвалиды, в том числе, страдающие психическими расстройствами (в возрасте от 18 до 35 лет).

5. Сотрудники органов и организаций, входящих в систему профилактики социального сиротства.

Координацию реализации Концепции осуществляет министерство социальной политики Нижегородской области при участии АНО "Ресурсный центр "Дети в семье" (по согласованию).

 

V. Приоритетные направления реализации Концепции        

 

Деятельность системы профилактики социального сиротства должна быть направлена на достижение поставленной цели и задач в соответствии с вышеизложенными принципами и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях.

1. Для решения задачи по совершенствованию системы социального обслуживания семей с детьми и детей, нуждающихся в помощи государства, молодых взрослых из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также развитию услуг по профилактике семейного неблагополучия, по ранней помощи и сопровождению семей предлагается:

1.1. Создание и внедрение в работу единой региональной межведомственной автоматизированной информационной системы работы с семьями и детьми, нуждающимися в государственной поддержке, - АИС: "Семья и дети".

1.2. Создание единой карты ресурсов по профилактике социального сиротства в Нижегородской области.

1.3. Обеспечение работы АНО "Ресурсный центр "Дети в семье".

1.4. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия системы профилактики социального сиротства с учетом уже действующих регламентов, разработки и внедрение дополнительных.

1.5. Проведение обучения (семинары, вебинары, стратегические сессии, тренинги, конференции, стажировочные выезды и иные мероприятия) для руководителей и специалистов системы профилактики социального сиротства, включая подведомственные учреждения и отделы: Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерства здравоохранения Нижегородской области, министерства образования и науки Нижегородской области, министерства культуры Нижегородской области, министерства молодежной политики Нижегородской области, министерства спорта Нижегородской области, заместителей глав муниципальных образований по социальной работе, специалистов, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области, органов опеки и попечительства и представителей иных учреждений и государственных органов, которые могут оказать содействие в вопросе укрепления семейного благополучия и повышения эффективности системы профилактики социального сиротства.

1.6. Выстраивание системы сопровождения семей, как находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, так и на этапе "тихого кризиса".

1.7. Развитие новых технологий социального обслуживания, видов и способов оказания социальных услуг в стационарной, полустационарной и надомной формах социального обслуживания (услуга комплексного сопровождения семей, услуга социальной передышки и др.) целевым группам Концепции.

1.8. Обучение сотрудников женских консультаций и родильных домов работе с женщинами в целях профилактики абортов и отказов от новорожденных.

1.9. Создание системы оказания помощи одиноким беременным женщинам и одиноким женщинам с детьми, в том числе из числа несовершеннолетних.

1.10. Развитие услуг и сервисов на территориях по поддержанию устойчивости семей, профилактике семейного неблагополучия и ранней помощи: создание школ осознанного родительства, клубов для беременных, школ молодых родителей, групп поддержки для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, служб примирений, социального склада, открытых пространств для подростков, услуг "социальная няня" и мобильная бригада, развитие волонтерства и иное.

1.11. Введение услуг с обеспечением проживания "социальная гостиница" или "кризисное размещение" с целью временного размещения семей с детьми, нуждающихся в жилье.

1.12. Создание реабилитационного центра для граждан, страдающих алкогольной, наркотической и иными видами зависимостей.

1.13. Разработка механизма государственного финансирования оплаты услуг по реабилитации от алкогольной, наркотической и иных видов зависимостей для родителей и подростков у частных организаций.

1.14. Развитие комплекса информационных, обучающих и PR-программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, семейных ценностей, распространение информации о мерах социальной поддержки семьи и детей,

об органах и организациях, оказывающих медицинские, медико-социальные, социально-бытовые, психолого-педагогические, правовые услуги семье и детям.

1.15. Совершенствование нормативной правовой и методической базы Нижегородской области, регулирующей отношения по профилактике социального сиротства, как на уровне Нижегородской области, так и на уровне муниципальных образований и учреждений.

1.16. Повышение качества оказания экстренной помощи семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социально опасное положение (создание службы экстренного реагирования, единого телефона доверия).

1.17. Разработка и внедрение комплекса количественных и качественных показателей эффективности работы по профилактике социального сиротства на региональном, муниципальном уровнях и на уровне учреждений, а также показателей эффективности и стандартов работы для отдельных категорий сотрудников.

1.18. Создание условий для активного привлечения негосударственных ресурсов к профилактике социального сиротства.

1.19. Содействие осуществлению в Нижегородской области ежегодного мониторинга эффективности деятельности по профилактике социального сиротства и подготовка предложений по ее совершенствованию.

1.20. Содействие обмену опытом по профилактике социального сиротства, применению новых методик и технологий работы.

1.21. Развитие на базе учреждений социальной сферы служб "Дети в семье", осуществляющих сопровождение семей с детьми и детей, находящихся в уязвимом положении, а также занимающихся выявлением и работой по ранней профилактике семейного неблагополучия.

2. Для решения задачи по созданию учреждений единого типа предлагается:

2.1. Создание организационно-финансовой модели учреждений единого типа двух видов:

а) осуществляющих стационарное размещение несовершеннолетних в возрасте от 0 (2) до 18 (23) лет, нуждающихся в социальной реабилитации или в социальном обслуживании, без ограничений по состоянию здоровья, ограничений по сроку размещения, а также предоставляющих услуги комплексного сопровождения семьей с детьми в уязвимом положении и нуждающихся в поддержке в полустационарной, надомной формах социального обслуживания, а также в формате срочных услуг;

б) предоставляющих услуги комплексного сопровождения семьей с детьми в уязвимом положении и нуждающихся в поддержке в полустационарной и надомной формах социального обслуживания, а также в формате срочных услуг.

2.2. Апробация и поэтапное внедрение модели учреждений единого типа в регионе.

2.3. Развитие на базе учреждений единого типа дополнительных услуг и функционала:

- методического и тренерского центра по различным направлениям: по профилактике социального сиротства; по работе с жертвами сексуализированного насилия; по работе с подростками; по работе с семьями с детьми с инвалидностью и т. д.;

- услуг для детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе центра дневного пребывания;

- услуг сопровождаемого проживания для инвалидов с психическими расстройствами;

- кризисных квартир и центров временного размещения семей с детьми (социальной гостиницы) для семей, нуждающихся во временном жилье;

- школ приемного родительства, клубов действующих приемных родителей;

- школ осознанного родительства, клубов для беременных, школ молодых родителей, групп поддержки для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, служб примирений, социального склада, открытых пространств для подростков, услуг "социальная няня" и мобильная бригада, развитие волонтерства;

- иных функций.

3. Для решения задачи по развитию института замещающего родительства предлагается:

3.1. Введение и развитие института временных ресурсных семей.

3.2. Создание института наставничества для пожилых кровных опекунов.

3.3. Совершенствование порядка обучения граждан, выразивших желание стать приемным родителем, замещающим родителем.

3.4. Повышение квалификации специалистов, проводящих обучение граждан, выразивших желание стать приемным родителем, замещающим родителем.

3.5. Развитие системы сопровождения и поддержки замещающих семей и детей в них.

4. Для решения задачи по усовершенствованию системы помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью предлагается:

4.1. Развитие оказания услуг ранней помощи детям и семьям с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

4.2. Введение протокола сообщения инвалидизирующего диагноза у ребенка с алгоритмом маршрутизации семьи для получения дальнейшей помощи и поддержки.

4.3. Расширение мер социальной поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе замещающих семей.

4.4. Расширение спектра услуг, доступных семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (центры дневного пребывания детей с инвалидностью и ОВЗ, услуги социальной няни, специалиста по подбору ТСР, реабилитолога и другое).

4.5. Развитие паллиативной помощи для детей, включая работу выездных бригад и предоставления надомных услуг.

4.6. Выстраивания систем обучения и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью.

4.7. Развитие института сопровождаемого проживания, в том числе учебного сопровождаемого проживания, для молодых инвалидов, страдающих психическими заболеваниями.

4.8. Развитие дневной занятости, социальной занятости, сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов.

5. Для решения задачи успешной социальной адаптации и интеграции в общество молодых взрослых из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (как выпускников стационарных учреждений социальной сферы, так и молодых людей, вышедших из замещающих семей), а также подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, предлагается:

5.1. Введение института наставничества.

5.2. Разработка программ по развитию коммуникационных, социально-бытовых, профессиональных навыков для подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 25 лет в соответствии с особенностями возрастного развития. Внедрение таких программ в учреждения социальной сферы.

5.3. Развитие программы постинтернатного сопровождения (до 25 лет).

5.4. Развитие сети "тренировочных" квартир, как на базе стационарных учреждений социальной сферы, так и за ее пределами.

5.5. Создание и развитие подростковых пространств.

6. Для решения задачи повышения эффективности работы специалистов в социальной сфере предлагается:

6.1. Создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы современным технологиям ведения случая и помощи семье в кризисной ситуации, работы с подростками, жертвами сексуализированного насилия, жертвами домашнего насилия, а также иным навыкам и компетенциям, необходимым для выполнения ключевых показателей.

6.2. Организация и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, стажировок, а также конференций разного уровня с целью обмена опытом, распространения современных технологий работы с семьей и детьми.

6.3. Разработка поэтапного плана повышения оплаты труда руководителей и специалистов социальной сферы, работающих с семьями и детьми.

6.4. Привлечение ресурсов бизнеса для дополнительного материального поощрения сотрудников социальной сферы.

6.5. Разработка и принятие мер по удержанию специалистов в малых городах и сельской местности.

6.6. Обновление материально-технической базы учреждений социальной защиты, в первую очередь компьютерной техники.

6.7. Создание комфортного рабочего пространства для персонала (комнат отдыха, кухни).

 

VI. Механизмы ресурсного обеспечения и этапы

реализации Концепции

 

Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции планируется осуществлять за счет:

- средств областного бюджета;

- внебюджетных средств (в том числе благотворительных средств).

Реализация Концепции планируется в три этапа:

В рамках I этапа (май 2024 года - июль 2025 года) планируется создать нормативную правовую базу и начать реализацию мероприятий Концепции в следующих пилотных городских и муниципальных округах Нижегородской области: городской округ г. Нижний Новгород, Кстовский муниципальный округ, Городецкий муниципальный округ, городской округ г. Дзержинск, городской округ г. Выкса, городской округ г. Арзамас, Бутурлинский муниципальный округ, Володарский муниципальный округ., Ветлужский муниципальный округ, Сергачский муниципальный округ, городской округ Семеновский, Уренский муниципальный округ.

В рамках II этапа реализации Концепции (август 2025 года - декабрь 2027 года) планируется провести основные мероприятия во всей Нижегородской области. 

В рамках III этапа реализации Концепции (январь 2028 года - декабрь 2028 года) планируется провести оценку эффективности и результативности Концепции, описание лучших реализованных практик для тиражирования в других субъектах Российской Федерации.

 

VII. Основные ожидаемые результаты и целевые

показатели реализации Концепции

 

В соответствии с целью, задачами и приоритетными направлениями реализации настоящей Концепции будет сформировано нормативное правовое, административное, научно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение системы социального обслуживания семей с детьми и профилактики социального сиротства в Нижегородской области. Ожидаемый результат Концепции - снижение уровня социального сиротства за счет развития эффективной системы комплексного сопровождения семей с детьми в уязвимом положении и нуждающихся в поддержке, развития на территории Нижегородской области программ и проектов, направленных на поддержание благополучия семей с целью повышения их устойчивости, а также развития института замещающих семей и постинтернатного сопровождения.

По итогам реализации Концепции будет обеспечено достижение следующих основных целевых показателей:

1. Сокращено число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещенных в стационарной форме в учреждениях социальной сферы в 4 раза.

2. При вынужденном разлучении несовершеннолетнего с кровной семьей не менее 15% из них размещаются во временные ресурсные семьи: как альтернатива учреждениям социальной сферы.

3. Сокращено количество семей, находящихся в социально опасном положении на 30%.

4. Не менее 5 тыс. семей, нуждающихся в поддержке государства, ежегодно охвачены услугами комплексного сопровождения.

5. Услугами постинтернатного сопровождения охвачены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также молодые взрослые из их числа, в возрасте от 18 до 25 лет, проживающие в стационарных учреждениях социальной сферы или вышедшие из них (не менее 90%); проживающие в семьях опекунов и приемных родителей и вышедшие из них (не менее 25%).

6. Сокращены случаи разлучения братьев и сестер при помещении их в стационарные учреждения социальной сферы или временные ресурсные семьи до 4% или менее.

7. 100% учреждений социальной сферы, оказывающих услуги в стационарной и полустационарной форме семьям с детьми (детские дома, дома ребенка, СРЦН, дома социального обслуживания для детей, центры социальной помощи семье и детям), работают в формате учреждений единого типа.

8. Созданы не менее 58 служб "Дети в семье" (по одной службе в каждом муниципальном образовании).

9. Созданы и постоянно действуют не менее 150 проектов и служб, направленных на поддержание семейного благополучия на территориях и оказание ранней помощи семьям (школы осознанного родительства, клубы для беременных, клубы отцов, школы молодых родителей, группы поддержки для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, службы примирений, социальный, открытые пространства для подростков, услуги "социальная няня" и мобильная бригада, развитие волонтерства и иное).

10. Внедрен единый информационный реестр семей и детей, находящихся в уязвимом положении, АИС: "Семья и дети". В ней собрана информация о каждом случае помещения несовершеннолетнего в стационарное учреждение социальной сферы с 1 января 2020 г. (100%). С 1 января 2026 г. с применением реестра АИС: "Семья и дети" отрабатывается 90% сигналов и случаев по семьям и детям, находящихся в уязвимом положении, поступивших в систему профилактики социального сиротства, с привлечением межведомственных ресурсов. 

11. Не менее 98% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в замещающих семьях.

12. Не менее 85% специалистов социальной сферы, непосредственно работающих с семьей и детьми, (заведующие отделением, специалисты по социальной работе, специалисты по работе с семьей, педагоги-психологи, психологи, воспитатели и иные) прошли обучение по технологии работы со случаем. Организовано регулярное обучение для руководителей и специалистов системы профилактики социального сиротства порядку межведомственного взаимодействия и иным программам, направленным на повышение компетенций по работе с семьей и детьми в части профилактики социального сиротства, предупреждения безнадзорности среди несовершеннолетних и поддержки семейного благополучия (не менее 1 000 человек ежегодно проходят обучение).

13. Не менее 15% случаев комплексного сопровождения семей и детей в уязвимом положении и нуждающихся в поддержке государства ведется с привлечением ресурса некоммерческих организаций.

14. Открыто и работает не менее 30 подростковых пространств.

 

 

 

УТВЕРЖДЕН

распоряжением Правительства

Нижегородской области

от 21 ноября 2024 г. N 1125-р

 

 

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

 ЕДИНОЙ МОДЕЛИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

 СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ И

 ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В

 НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024-2026 ГОДЫ

 

N п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Объем средств областного бюджета

(тыс. руб.)

Ожидаемые

результаты

 

 

 

 

2024

год

2025

год

2026

год

Всего

 

1. Совершенствование системы социального обслуживания семей с детьми в уязвимом положении и нуждающихся в поддержке, развитие услуг по профилактике семейного неблагополучия, по ранней помощи и сопровождению семей

1.1. Формирование системы межведомственного комплексного взаимодействия по профилактике социального сиротства

1.1.1.

Разработка порядка межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства

2 полугодие

2024 года

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

Субъекты профилактики (по согласованию),

АБНО "Регион заботы" (по согласованию)

-

-

-

-

Разработан и утвержден Порядок межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики социального сиротства, учитывающий необходимость выявления семейного неблагополучия не только на этапе "громкого кризиса", но и на более раннем этапе социального неблагополучия, а также определяющий работу каждого субъекта при ведении случая

1.1.2.

Проведение заседаний межведомственной рабочей группы по реализации пилотного проекта "Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до 4-х лет", созданной распоряжением Правительства Нижегородской области от 8 февраля 2023 г.  N 106-р

По мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал

МСП НО

-

-

-

-

Принятие решений, направленных на развитие системы профилактики социального сиротства

1.1.3.

Обеспечение межведомственного взаимодействия субъектов профилактики

постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

Субъекты профилактики (по согласованию)

-

-

-

-

Организация работы в соответствии с алгоритмом межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства

1.1.4.

Развитие системы взаимодействия с социально-ориентированными некоммерческими организациями, в том числе по вопросам сопровождения семей и детей в СОП и ТЖС

постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию), СО НКО (по согласованию)

-

-

-

-

Расширение возможностей комплексной поддержки семей и детей в уязвимом положении

1.1.5.

Внесение изменений в действующие правовые акты, касающиеся профилактики социального сиротства

по мере необходимости

МСП НО,

Субъекты профилактики (по согласованию)

-

-

-

-

Создание правового поля для формирования системы профилактики социального сиротства

1.1.6.

Создание региональной карты ресурсов по профилактике социального сиротства

2024-2025 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Сформирована единая база данных по организациям различных форм собственности, оказывающих услуги семьям и детям уязвимом положении, а также направленных на поддержание семейного благополучия

1.1.7.

Создание регионального регистра семей и детей, находящихся в уязвимом положении АИС: "Семья и Дети"

2024-2025 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

14 500

-

-

14 500

Создана единая база данных о семьях и детях в уязвимом положении, в СОП и ТЖС, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, с целью включения их в систему комплексного сопровождения (с доступом всех субъектов профилактики)

1.1.8.

Обеспечение деятельности в рамках реализации программного комплекса АИС: "Семья и Дети"

постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

Субъекты профилактики (по согласованию)

-

-

-

-

Создано единое информационное пространство, поддерживающее оперативный обмен данными между органами государственной власти, организациями и учреждениями системы профилактики, формирование электронной базы данных, содержащих информацию о несовершеннолетних и семьях, находящихся в уязвимом положении

1.2.

Развитие услуг и сервисов на территориях по поддержанию устойчивости семей, профилактике семейного неблагополучия и ранней помощи: создание школ осознанного родительства, клубов беременных, школ молодых родителей, групп поддержки для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, служб примирений, социального склада, услуг "социальная няня" и мобильная бригада, развитие волонтерства и иное

постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

АБНО "Регион заботы" (по согласованию),

Субъекты профилактики (по согласованию)

-

-

-

-

Снижение количества семей в СОП за счет сервисов и проектов на территории, направленных на поддержание семейного благополучия

1.3.

Разработка механизма государственного финансирования оплаты услуг по реабилитации от алкогольной, наркотической и иными видами зависимостей для родителей и подростков, осуществленной в частных организациях

постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Повышение доступности услуги долгосрочной реабилитации для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, увеличение количества лиц, справившихся с зависимостями, снижение количества детей в стационарных учреждениях социальной сферы

1.4.

Создание служб "Социальная гостиница" и мест для кризисного размещения родителя с детьми

2024-2026 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

 

 

 

 

Создание возможности временного размещения родителя с детьми, а также выпускников организаций для детей-сирот и молодых взрослых, вышедших из замещающих семей в кризисных случаях, снижение количества вынужденных разлучений детей с кровной семьей

 

Итого по разделу 1

x

x

14 500

-

-

14 500

x

2. Обеспечение деятельности сети учреждений по профилактике социального сиротства и создание учреждений единого типа

2.1.

Создание, организация работы и обеспечение деятельности АНО "Дети в семье"

2024 год

МСП НО

65 500

-

-

65 500

Координация реализации Концепции; апробация и разработка методик сопровождения семей в СОП и ТЖС; проведение информационной кампании по реализации Концепции; организация обучающих семинаров для специалистов системы профилактики социального сиротства; развитие замещающего родительства; снижение числа детей, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты, и сокращение количества семей в СОП и ТЖС в Нижегородской области за счет раннего выявления семейного неблагополучия и применения современных технологий работы с семьей в СОП и ТЖС; привлечение внебюджетных источников на мероприятия по профилактике социального сиротства

2.2. Создание учреждений единого типа и перепрофилирование учреждений социальной сферы

2.2.1.

Приведение к модели единого типа/ расширение/ изменение функционала учреждений социальной сферы, оказывающих услуги в стационарной и полустационарной форме для семей с детьми и детям, в соответствии с Концепцией и создание системы сопровождения семей и детей в уязвимом положении в г.о.г. Нижний Новгород, Кстовский м.о., Городецкий м.о., г.о. г. Дзержинск, г.о. г. Выкса, г.о. г Арзамас, Бутурлинский м.о., Володарский м.о., Ветлужский м.о., Сергачский м.о., г.о. Семеновский, Уренский м.о. (1 этап)

2 полугодие 2024 года - 2025 год

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

АБНО "Регион заботы" (по согласованию)

2 617

-

-

2 617

Приведение учреждений к единому типу с возможностью размещения детей в возрасте от 0 до 18/23 лет независимо от группы здоровья, совместного размещения братьев/ сестер; оказание комплекса услуг по сохранению кровной семьи и/или устройству ребенка в замещающую семью; оказание услуг по сопровождению семей в ТЖС и СОП, а также на этапе "тихого кризиса", и иных семей с детьми в уязвимом положении для восстановления ресурсности. Создание "опорных учреждений"

2.2.2.

Приведение к модели единого типа/перепрофилирование учреждений, оказывающих услуги в стационарной и полустационарной форме для семей с детьми и детям, в соответствии с Концепцией и создание системы сопровождения семей в уязвимом положении в остальных муниципалитетах Нижегородской области (2 этап)

2025-2026 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

АБНО "Регион заботы" (по согласованию)

-

-

-

-

Приведение учреждений к единому типу с возможностью размещения детей в возрасте от 0 до 18/23 лет независимо от группы здоровья, совместного размещения братьев/сестер; оказание комплекса услуг по сохранению кровной семьи и/или устройству ребенка в замещающую семью; оказание услуг по сопровождению семей в ТЖС и СОП, а также на этапе "тихого кризиса", и иных семей с детьми в уязвимом положении для восстановления ресурсности

2.2.3.

Создание служб "Дети в семье" на базе стационарных учреждений для несовершеннолетних (а в случае отсутствия таковых в муниципальном образовании на базе иных учреждений социальной сферы)

2024-2026 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Снижение числа детей, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты, и сокращение количества семей в СОП и ТЖС в Нижегородской области за счет раннего выявления семейного неблагополучия и применения современных технологий работы с семьей в уязвимом положении

2.2.4.

Создание консультационно-методических служб для субъектов профилактики социального сиротства по различным направлениям деятельности (сопровождение семей в ТЖС и СОП, работа с жертвами сексуализированного насилия, работа с лицами, страдающими химической зависимостью и иные) на базе стационарных учреждений для несовершеннолетних

2024-2026 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Апробация и разработка методик сопровождения семей в СОП и ТЖС; повышение компетенций специалистов системы профилактики социального сиротства; сопровождение межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства

 

Итого по разделу 2

x

x

68 117

х

х

68 117

x

3. Развитие института замещающего родительства

3.1.

Модернизация программы "Школы приемных родителей", предусматривающая, в том числе, проведение занятий онлайн и создание дополнительных тематических модулей (прием в семью подростков, братьев и сестер, детей с ОВЗ и инвалидностью и иные), обучение сотрудников, которые проводят подготовку кандидатов в приемные родители

2024-2025 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

СО НКО (по согласованию)

-

-

-

-

Повышение уровня подготовки кандидатов в приемные родители, снижение количества детей, находящихся в стационарных учреждениях социальной сферы

3.2.

Создание института временных ресурсных семей

2024 год, далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

ООиП (по согласованию),

СО НКО (по согласованию)

-

-

-

-

Снижение числа детей, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты, уменьшение травматизации несовершеннолетних в случае вынужденного разлучения с кровной семьей

3.3.

Развитие системы сопровождения замещающих семей

2024-2026 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

ООиП (по согласованию)

-

-

-

-

Повышение устойчивости замещающих семей, снижение количества возвратов детей из замещающих семей в стационарные учреждения социальной сферы

 

3.4.

Создание клубов замещающих родителей

2024-2025 год

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

ООиП (по согласованию)

-

-

-

-

Создание поддерживающей среды и пространства для обмена опытом для замещающих семей

3.5.

Создание института наставничества для пожилых кровных опекунов

2024-2025 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

ООиП (по согласованию)

-

-

-

-

Повышение качества жизни несовершеннолетних (особенно подростков), которые воспитываются пожилыми опекунами

3.6.

Развитие семейного устройства для детей с ОВЗ и инвалидностью, подростков, братьев и сестер (где из одной семьи три и больше ребенка), с ВИЧ статусом

постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

ООиП (по согласованию)

-

-

-

-

Увеличение количества несовершеннолетних, устроенных в замещающие семьи

 

Итого по разделу 3:

x

x

-

-

-

-

x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Совершенствование системы помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

4.1.

Открытие реабилитационных центров и центров дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

2024-2026 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

 

-

-

-

-

 

4.2.

Развитие социальных услуг для семей с детьми-инвалидами (няни, помощь психолога, юриста, социального работника, специалиста по подбору технических средств реабилитации, реабилитолога и т.д.)

постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

СО НКО (по согласованию)

-

-

-

-

Совершенствование системы ранней помощи детям и их семьям

4.3.

Принятие протокола сообщения диагноза об инвалидизирующей патологии

IV квартал 2024 года - I-II кварталы 2025 года

МСП НО,

МЗ НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Бережное информирование родителей о диагнозе ребенка, помощь с маршрутизацией семьи для получения квалифицированной помощи и поддержки

4.4.

Развитие системы паллиативной помощи для детей (включая работу выездных бригад и предоставления надомных услуг)

2025-2026 годы

МСП НО,

МЗ НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Повышение доступности оказания паллиативной помощи несовершеннолетним, в том числе в удаленных населенных пунктах

4.5.

Выстраивание системы обучения  и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

2025-2026 годы

МСП НО,

МО НО,

УТЗН НО,

 АНО "Дети в семье" (по согласованию),

АБНО "Регион заботы" (по согласованию)

-

-

-

-

Получение актуальных профессий и расширение возможностей трудоустройства для людей с инвалидностью, повышение социальной адаптации

4.6.

Развитие сопровождаемого проживания для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (индивидуальные и групповые формы)

2 полугодие 2024 года - 2026 год

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

АБНО "Регион заботы" (по согласованию),

СО НКО (по согласованию)

-

-

-

-

Снижение количества молодых взрослых с инвалидностью (в том числе с нарушением психических функций), попадающих в психоневрологические интернаты, повышение качества жизни людей с инвалидностью

 

Итого по разделу 4:

x

x

-

-

-

-

x

5. Социальная адаптация и интеграция в общество молодых взрослых из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (как выпускников стационарных учреждений социальной сферы, так и молодых людей, вышедших из замещающих семей), а также подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении

5.1.

Внедрение федерального стандарта постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2024-2025 год

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

АНО "Центр наставничества для подростков "Хулиганодом" (по согласованию)

-

-

-

-

Унификация подходов к работе по сопровождению выпускников стационарных учреждений социальной сферы

5.2.

Создание региональной правовой базы по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и молодых взрослых, вышедших из замещающих семей

2024-2025 годы

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Унификация подходов к работе по сопровождению выпускников стационарных учреждений социальной сферы

5.3.

Создание и реализация программ подготовки к выходу из социального учреждения для детей 12-16 лет, 16-18 лет, внедрение таких программ на базе стационарных учреждений для несовершеннолетних

2024-2025 годы, далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

СО НКО (по согласованию),

ММП НО

-

-

-

-

Повышение случаев успешной социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение неблагополучия среди них

5.4.

Сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-25 лет

 

2025 год, далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

СО НКО (по согласованию),

ММП НО

-

-

-

-

Повышение случаев успешной социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение неблагополучия среди них

5.5.

Сопровождение лиц в возрасте  18-25 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышедших из замещающих семей

 

2025 год, далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

СО НКО (по согласованию),

ММП НО

-

-

-

-

Повышение случаев успешной социализации детей, вышедших из приемных семей, сокращение неблагополучия среди них

5.6.

Развитие проектов "Наставничество"

 

2 половина 2024 года, далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

АНО "Центр наставничества для подростков "Хулиганодом" (по согласованию),

ММП НО

-

-

-

-

Ранняя профилактика неблагополучия, социальная адаптация, профориентация, поддержка подростков, находящихся в кризисной ситуации и группе риска

5.7.

Создание "тренировочных" квартир

2025 год, далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Повышение адаптированности к самостоятельному проживанию для выпускников стационарных учреждений социальной сферы

5.8.

Создание подростковых пространств

2025 год, далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

ММП НО,

АНО "Центр наставничества для подростков "Хулиганодом" (по согласованию)

-

-

-

-

Ранняя профилактика неблагополучия, социальная адаптация, профориентация, поддержка подростков, находящихся в кризисной ситуации и группе риска

 

Итого по разделу 5

x

x

-

-

-

-

x

 

6. Повышение эффективности работы руководителей и специалистов социальной сфере и системы профилактики социального сиротства

6.1.

Создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы современным технологиям ведения случая и помощи семье в кризисной ситуации, работы с подростками, жертвами сексуализированного насилия, жертвами домашнего насилия, а также иным навыкам и компетенциям, необходимых для выполнения ключевых показателей

2024 год и далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

 

-

-

-

-

Создание системы непрерывного повышения подготовки специалистов и руководителей системы профилактики социального сиротства, внедрения современных технологий работы с семьей и детьми в кризисе, развития межведомственного взаимодействия

6.2.

Организация и проведение обучающих семинаров, вебинаров, стратегических сессий, тренингов, конференций, стажировочных выездов и иных мероприятий с целью обмена опытом, распространения современных технологий работы с семьей и детьми для руководителей и специалистов системы профилактики социального сиротства, включая подведомственные учреждения и отделы: ОМВД, КДН и ЗП, МЗ НО, МО НО, МК НО, ММП НО, МС НО, заместителей глав муниципальных образований по социальной работе, органов опеки и попечительства и представителей иных учреждений и государственных органов, которые могут оказать содействие в вопросе укрепления семейного благополучия и повышения эффективности системы профилактики социального сиротства

2024 год и далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

АБНО "Регион заботы" (по согласованию),

СО НКО (по согласованию),

ОМВД (по согласованию), КДН и ЗП, МЗ НО, МО НО, МК НО, ММП НО, МС НО и иные субъекты профилактики (по согласованию)

-

-

-

-

Повышение качества подготовки специалистов и руководителей системы профилактики социального сиротства, внедрение современных технологий работы с семьей и детьми в кризисе, развитие межведомственного взаимодействия

6.3.

Осуществление выплат стимулирующего характера сотрудникам социальной сферы, непосредственно работающим с семьями с детьми в уязвимом положении и на этапе раннего неблагополучия

2024 год

МСП НО

31013,7

-

-

31013,7

Повышение укомплектованности штата учреждений социальной сферы высококвалифицированными специалистами, снижение коэффициента совмещения, повышение качества оказания услуг населению

 

Итого по разделу 6

x

x

31013,7

-

-

31013,7

x

7. Информационная кампания по реализации Концепции, тиражирование лучших практик

7.1.

Подготовка материалов для СМИ и социальных сетей, взаимодействие со СМИ в целях повышения информированности заинтересованных лиц, а также широкой общественности о ходе и результатах реализации Концепции, формирование положительного образа Нижегородской области на федеральном уровне в связи с реализацией Концепции

постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

МИП НО

-

-

-

-

Обеспечено широкое информационное освещение реализации Концепции

7.2.

Участие в научно-практических конференциях, симпозиумах, вебинарах и иных мероприятиях с целью освещения реализации Концепции и тиражирования опыта Нижегородской области на другие субъекты РФ

постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

учреждения социальной сферы, субъекты профилактики (по согласованию)

-

-

-

-

Обмен опытом, совершенствование системы профилактики социального сиротства в других субъектах РФ

7.3.

Подготовка отчетов об итогах реализации Концепции

ежегодно (февраль - март)

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Информирование о ходе реализации мероприятий Концепции и достигнутых результатах, оценка эффективности мероприятий Концепции

7.4.

Организация стажировочных площадок по профилактике социального сиротства на территории Нижегородской области

2 половина

2025 года, далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию)

-

-

-

-

Обмен опытом, повышение уровня квалификации субъектов системы профилактики других субъектов РФ

7.5.

Описание лучших практик по профилактике социального сиротства, работе с семьями и детьми в уязвимом положении, развитию сопровождаемого проживания, поддержания семейного благополучия и иных, реализуемых в рамках Концепции, для последующего тиражирования на территории других субъектов РФ

2 половина

2025 года, далее постоянно

МСП НО,

АНО "Дети в семье" (по согласованию),

АБНО "Регион заботы" (по согласованию)

-

-

-

-

Подготовка к тиражированию лучших практик в области профилактики социального сиротства и поддержания семейного благополучия

 

Итого по разделу 7

x

x

-

-

-

-

x

 

ИТОГО по Плану

x

x

113 630,7

-

-

113 630,7

x

 

Используемые сокращения:

Концепция

- Концепция Единой модели помощи детям, развития системы социального обслуживания семей с детьми и профилактики социального сиротства в Нижегородской области на 2024-2028 годы, утвержденная распоряжением Правительства Нижегородской области

МСП НО

- министерство социальной политики Нижегородской области

МЗ НО

- министерство здравоохранения Нижегородской области

ОМСУ МО

- органы местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Нижегородской области

МИП НО

- министерство информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области

ММП НО

- министерство молодежной политики Нижегородской области

МО НО

- министерство образования и науки Нижегородской области

УТЗН НО

- управление по труду и занятости населения Нижегородской области

МК НО

- министерство культуры Нижегородской области

МС НО

- министерство спорта Нижегородской области

ООиП

- органы опеки и попечительства

АНО "Дети в семье"

- автономная некоммерческая организация "Многофункциональный ресурсно-методический центр по профилактике социального сиротства Нижегородской области "Дети в семье"

КДН и ЗП

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области

АБНО "Регион заботы"

- автономная благотворительная некоммерческая организация "Регион заботы"

АНО "Центр наставничества для подростков "Хулиганодом"

- автономная некоммерческая организация "Центр наставничества для подростков "Хулиганодом"

ОМВД

- органы внутренних дел

Субъекты профилактики

- исполнительные органы и подведомственные учреждения в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта, молодежной политики, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел

СО НКО

- социально ориентированные некоммерческие организации

СОП

- социально опасное положение

ТЖС

- трудная жизненная ситуация

РФ

- Российская Федерация

 

 

 

Распоряжение Правительства Нижегородской области "Об утверждении Концепции Единой модели помощи детям, развития системы социального обслуживания семей с детьми и профилактики социального сиротства в Нижегородской области на 2024-2028 годы" от 21.11.2024 N 1125-р